Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Самозванец, Григорий Отрепьев




Судьба Самозванца, беглого монаха Чудова монастыря Григория Отрепьева, развернутая в трагедии, внешне не похожа на трагическую судьбу Бориса Годунова. В изображении Пушкина Самозванец – порождение Смутного времени: удачливый и беспечный человек, баловень фортуны и в то же время яркий, одаренный человек, использующий уникальный исторический шанс для того, чтобы вознестись на немыслимую высоту власти. Самозванец постоянно в движении и переменах. Пушкин подчеркивает его удивительную способность к перевоплощению. Его характер сложен и противоречив, как и характер Бориса Годунова, но в личности Самозванца гораздо больше красок. Он умен и находчив, расчетлив и смел, красноречив и остроумен, но нередко беспечен и беспринципен, а иногда похлестаковски легкомысленен, особенно в своих политических обещаниях. В отличие от замкнутого Бориса Годунова, Самозванец очень общителен, разговорчив, с каждым из своих собеседников находит верный тон. Появление Самозванца в различных сценах сопровождается не только сменой социальных ролей и моделей поведения, но и вереницей имен. Автор называет его Григорием (в монастырской келье, в корчме на литовской границе), Самозванцем(в домах Вишневецкого и Мнишека), Дмитрием в сцене битвы близ Новгорода-Северского, а в последней сцене с его участием(«Лес») один-единственный раз он назвал его Лжедмитрием. Разные стороны его личности обнаруживаются и в многочисленных отзывах о нем других персонажей пьесы. Беспринципный и циничный во всем, что касается его политической авантюры. Самозванец все-таки способен испытывать укоры совести, понимая, что зашел слишком далеко, проливая русую кровь, когда Литва идет на Русь. Самозванец-политик полностью зависит от своего окружения. Он и сам осознает, что стал всего лишь символом для тех, кто по разным причинам хочет свергнуть Годунова.

У персонажей трагедии, облеченных властью, дефицит честности и благородства, зато в избытке непомерное властолюбие, коварство, изворотливость и готовность к предательству. Сам же Самозванец для противников Бориса Годунова, в том числе и для его собственных лукавых царедворцев, всего лишь орудие для осуществления их честолюбивых замыслов.

Летописец Пимен

На фоне трагического крушения Бориса Годунова и переменчивой, но неумолимо движущейся к страшному финалу судьбы Самозванца удивительно внутренней завершенностью и нравственной чистотой выделяется жизнь монаха Чудова монастыря, летописца Пимена. В отличие от большинства других персонажей он не участвует в исторических событиях непосредственно, появляется лишь в одной сцене: «Ночь. Келья в Чудовом монастыре». Однако его роль в трагедии – она из ключевых. В образе Пимена отразились представления Пушкина о людях, которым судьба предназначила быть глашатаем прошлого, беспристрастными свидетелями и летописцами нашей эпохи. Это величавый старик и мудрец, многое повидавший на своем веку. Пимен предстает как знакомый читателю образ древнерусского книжника-летописца. Однако в нем есть и черты человека определенной исторической эпохи. Григорий, завидуя старцу, называет его счастливым, ведь Пимен был участником славных битв своего времени, возможно, даже одним из приближенных Ивана Грозного. Своими рассказами Пимен пробуждает в чернеце скрытую страсть к авантюрам. Пимен показан в тот момент, когда дописывает свое «последнее сказанье», готовясь уйти на покой, думая о том, что его воспитанник, молодой грамотный чернец Григорий, продолжит его дело. Это «последнее сказание» - взволнованный рассказ об убийстве царевича Дмитрия. Свидетелем преступления Пимен стал, находясь в Угличе на послушании. Устные рассказы Пимена об Иване Грозном и царе Феодоре – звучащая летопись, одушевленная ясной нравственной позицией участника и свидетеля прошлых событий, сумевшего оценить прошлое с высоты нравственных ценностей народа. В летописи Пимена рассказ о храбрости и благородстве, о воинских доблестях, но в ней и «донос ужасный» будущему- о злодеяниях, клевете и подлости. Пимен честный, но отнюдь не равнодушный свидетель и летописец – он не скрывает личного отношения к персонажам своей летописи. Семена прошлого в настоящем и будущем, историческая правда, запечатленная в искреннем и честном слове патриота, является нравственной энергией, питающей современные события, - такова мысль драматурга, создавшего образ Пимена. Древнерусского книжника-летописца и человека счастливой судьбы.

Народ в пушкинской трагедии –

уникальный «хоровой» персонаж. Подобно хору в античных трагедиях, Народ появляется в ключевых сценах, но присутствует незримо почти в каждом сюжетном эпизоде – в монологах и диалогах персонажей пьесы. С «мнением народным» вынуждены считаться и в кремлевских палатах, и в ставке Самозванца. Люди из народа, кроме юродивого Николки, не имеют имен и обозначены только указанием на принадлежность реплик: «один», «другой», «третий», «баба», «старуха», «мальчишка», «нищий», «мужик на амвоне». Каждый сюжетный эпизод с участием Народа меняет ракурс изображения исторических событий, перевода их в общественно-символический, нравственно-философский или комический план. Народ в трагедии – многогранный символический образ. Народ в изображении Пушкина – «хор», распавшийся на множество голосов. Содержание и стилистическая окраска высказываний позволяет выявить различные стороны народного миропонимания, прежде всего нравственную суть отношений народа к «высшей власти». Народ у Пушкина – носитель высшей нравственной истины. Он не может простить Борису невинной крови Царевича. В восприятии народа Борис Годунов – «Ирод», а молиться за царя Ирода, как дерзко бросил вслед царю юродивый Николка, «богородица не велит». Но тот же народ фактически попустительствует новому преступлению- убийству ни в чем не повинного Феодора Годунова в последней сцене. Пушкин не идеализирует Народ, а стремиться выявить сложность и противоречивость народного миросозерцания, проявляющиеся в острых ситуациях смены царской власти. Народы страшатся, его именем клянутся. Ищут его расположения и любви, но никто из исторических персонажей трагедии не являются выразителем его интересов, да и задумывается по настоящему о его судьбе. Народ презирают бояре и Самозванец. Бунт против Годуновых – исполнение приговора, вынесенного народом. Трагедия завершается народным безмолвием, которое кажется особенно зловещим после вспышки народного гнева в предыдущей сцене. Ремарка «народ безмолвствует» была внесена Пушкиным в текст при подготовке её первого издания. Пушкин принципиально изменил смысл финала произведения. Безмолвие народа – символ той исторической бездны в которую менее чем через год канет Самозванец вместе со своими сторонниками. Народ жаждет власти законной и справедливой, но вместо неё получает власть преступную и лживую. Верховная власть втягивает народ в новые преступления. В этом заключается трагедия народа, поддержавшего преступника Бориса Годунова, а через несколько лет – дерзкого Самозванца. Но народная справедливость – совестливость, обостренное чувство правды и справедливости, а главное – «непримиренность народа с той властью, которая пятнает себя неправдой, своекорыстием, злодеянием» - рано или поздно делают даже бесправный и униженный народ беспощадным судьей любой неправедной власти. В этом смысл изображения «судьбы народной» и нравственный итог пушкинской трагедии.

Однако в «Бесах» антинигилистическая направленность, заостренная памфлетная форма осложнились другим мощным и разветвленным сюжетом: в роман вошла трагическая судьба Николай" Ставрогина и вместе с ней — громадная тема духовного распада наследников дворянской культуры. Ставрогин расплачивается собою за все поколения русских «лишних людей». Их красота, свобода духа, ненасытность желаний достигают в нем своего предела — и обращаются в свою противоположность.

«Маленькие трагедии» написаны в 1830 году в Болдино, они посвящены негативным человеческим страстям и порокам.

1.«Скупой рыцарь»- замысел возник во время пребывания П. в Михайловом, в 1826 г.Сама пьеса написана в Болдине в 1830 г. (?) Источник пьесы – «Венецианский купец» Шекспира (1597), «Скупой» Мольер (1668),романы Скотта. В основу 1 и 3 сцен легли факты из взаимоотношения Пушкина с отцом, Сергеем Львовичем, скупость которого была общеизвестна.

Герои: Альбер, его слуга Иван,Соломон (еврей и ростовщик),герцог

Отец Альбера: про деньги: «юноша в них ищет слуг проворных», «старик же видит в них друзей надёжных»

«Моцарт и Сальери»

Написана в окт 1830 г.В основе лежит легенда о том,что Вольфганг Амадей Моцарт был отравлен его знакомым, итальянским дирижером и композитором Антонио Сальери.Эта легенда получила широкое распространение,но затем была отвергнута как недостоверная.(в одной из газет сообщалось,что Сальери якобы «на смертном одре обвинял себя в преступлении»)Известно,что Сальери надолго пережил Моцарта и умер в глубокой старости в 1825.В последние годы страдал тяж.физ.недугом,вызывавшие бредовые фантазии.Но при жизни за него вступились его друзья.Мнение о том,что Моцарт умер от воспаления мозга.

«Каменный гость» написана в Болдине 1830 г.В основе средневековая испанская легенда о знаменитом обольстителе Дон-Жуане. Эпиграф из либретто итальянского аббата Понте к опере Моцарта «Дон Жуан».Заимствование сцен приглашения статуи в дом от предшественников.Автобиографические черты в Дон Жуане Пушкина.Ещё Ахматова обратила внимание что Д.Ж. был испанским грандом,кот. король знает в лицо,поэт,ссыльный. Действия происходят в Мадриде.Репутация ДЖ безбожника и развратника = слухам о Пушкине.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных