Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Билет №28. Украинские повести Н.В.Гоголя. Соотношение бытописания и фантастики.




 

В начале 30-х годов ХІХ-го века в русской литературе наметился подъем романтического направления. На первый план вышла тема народности. Именно в фольклорных традициях писатели-романтики искали и находили дух нации. Всколыхнулся интерес к народам, населяющим Российскую империю, в том числе к жизни малороссиян. Украинская культура воспринималась как наследница славянской традиции, не подверженная обработке современной цивилизацией. Сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832) принес Гоголю литературную известность, повести были насыщены украинским этнографическим и фольклорным материалом.

Как известно, детские годы писатель провел в родительском имении Васильевке, в атмосфере малороссийских народных поверий, фольклорных традиций и исторических сказаний. Диканька располагалась неподалеку. Сюжет повестей основан на народных преданиях и легендах (о черте, выгнанном из пекла в «Сорочинской ярмарке», о папоротнике в «Вечере накануне Ивана Купалы», о снимающей звезды ведьме в «Ночи перед Рождеством», об обманных местах в «Заколдованном месте»). Молодые герои Вакула, Грицко и Данило Бурульбаш похожи на героев народных сказок. Комические персонажи наделены чертами героев народных театров-вертепов: это плутоватый цыган, хвастливый запорожец, ухаживающий за чужой женой дьяк.

Однако задача Гоголя-романтика не состояла в точном воспроизведении быта и обрядов народа, он хотел передать дух народа, его здоровое гармоничное мировосприятие, его представления о красоте, удали и силе. Не случайно Гоголем изображена не обыденная повседневность, а народно-праздничная и ярмарочная жизнь. Прошлое предстает в ореоле сказочного и чудесного, в нем автор увидел людей, не затронутых жаждой наживы и духовной ленью. "Вечера на хуторе близ Диканьки" - это книга фантастических происшествий, именно такой взгляд на действительность.

 

Гоголь оставил в искусстве свою неизгладимую печать- сочетание искристого юмора и высокого лиризма. Это сочетание издавна присуще психическому складу украинцев, его наблюдал Гоголь в украинских народных песнях, оно отразилось в его собственной душе и в творчестве.

 

Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», две части. Восемь повестей, принцип циклизации. Общее место действия, фигуры рассказчиков. Гоголь свободно располагает события, будто путает века. Цель писателя-романтика – познать дух народа, истоки национального характера. Главная романтическая антитеза – прошлое и настоящее.

Прошлое – в ореоле сказочного и чудесного. Стихийная игра добрых и злых сил, нравственно здоровые люди. Изображает народно-праздничную, ярмарочную жизнь. Праздник выводит людей за рамки привычного существования, делает невозможное возможным. Заключаются невозможные браки, активизируется нечисть. Праздник у Г. – всяческие превращения, переодевания, мистификации, разоблачения. Смех = юмористический. Основа – народный юмор.

Своеобразие художественного мира - использование фольклорных традиций. «Вечера» - книга фантастических происшествий. Фантастика для Г. – важная часть народного миросозерцания. Реальность и фантастика переплетаются в представлениях народа о прошлом и настоящем, добре и зле. Склонность к легендарно-фантастическому – показатель духовного здоровья людей.

Фантастика в «В.» этнографически достоверна. Герои и рассказчики верят, что область непознанного населена нечистью, демонологические персонажи Г. показаны в сниженном, бытовом обличье. Они тоже «малороссияне», только живут на своей «территории», периодически вмешиваясь в быт людей, дурачась.

Народная фантастика переплетается с реальностью, проясняя отношения между людьми. Герои в сборнике побеждают зло. Торжество добра – фольклорный мотив.

Сборник «Миргород». Миргород – и обычный захолустный город, и особый мир, замкнутый. Это «зазеркалье», в котором все наоборот: нормальные отношения между людьми подменены странной дружбой и нелепой враждой, вещи вытесняют человека.

Все повести проникнуты размышлениями о полярных возможностях человеческого духа. Он может жить по высоким законам долга, а может вести пустое существование. В жизни людей писатель обнаружил противоположные начала: духовное и телесное, общественное и природное. Торжество духовности – Тарас Бульба. Победа телесного – обитатели Миргорода. Природное зло – в «Вие». Зло социальное – в нравоописательных повестях.

Самоизоляция, отчуждение ведут человека к гибели, ведь только мертвая вещь может существовать независимо от других вещей – главная мысль.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных