Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рекомендации по совершенствованию ресторанного обслуживания клиентов.




 

В связи с тем, что специфика деятельности предприятий общественного питания направлена на производство, реализацию, организацию потребления собственного производства и покупных товаров, организацию досуга населения на основе оказания соответствующих услуг, важнейшими аспектами повышения качества услуг являются рациональное использование ресурсов, результативность деятельности предприятия, его конкурентное положение, качество производственной деятельности, качество обслуживания населения.

Мы считаем, что доминантным направлением повышения качества услуг является повышение качества обслуживания посетителей. В этой связи руководству предприятий общественного питания следует прежде всего изучить требования клиентов и их потребительские предпочтения. С другой стороны, необходимо также знать и уровень качества работы персонала. На данном этапе можно обнаружить грубые ошибки и, оперативно устранив их, сделать пребывание гостя в кафе или ресторане запоминающимся и комфортным

Разрабатывая меры по повышению качества обслуживания посетителей, целесообразно руководствоваться следующим алгоритмом: определение социального портрета целевой аудитории – сегментирование потенциальных потребителей услуг; анализ потребительских предпочтений внутри сегментов – стратегия развития сервиса, направленная на реализацию ожиданий клиентов.

По данным аналитиков, 20 процентов посетителей приходят в ресторан по чьим-то рекомендациям, до 65 процентов выручки получает заведение за счет лояльных клиентов [12]. Таким образом, возрастание лояльности потребителей к заведению – самый важный его актив.

С целью повышения лояльности клиентов мы предлагаем на предприятиях общественного питания использовать подход, основанный на идее бонусного вознаграждения постоянного клиента. Цель подобной акции – стимулирование потребителя осуществлять покупку услуг в данном заведении. Система бонусного вознаграждения постоянного клиента включает в себя систему накопления баллов для последующего бесплатного обслуживания по выбору.

При этом инновационная система натурального вознаграждения постоянного клиента имеет ряд преимуществ. Так, клиент не просто тратит деньги на определенный комплекс услуг, но одновременно и «зарабатывает» баллы, которые переводятся на специальный счет участника соответствующей программы вознаграждения. Например, клиент получает 10 баллов за каждый рубль, потраченный на оплату счета.

Чисто психологически неосязаемая услуга приобретает элемент осязаемости. За каждую потраченную единицу клиент получает услугу в будущем, например, бесплатный завтрак или бесплатную закуску на ужин, бесплатное пользование местным телефоном, интернетом и т. п. Гостю обычно выдается пластиковая карточка или сертификат. Накопленные баллы дают возможность клиенту почувствовать себя владельцем чего-то материального, что в перспективе трансформируется в определенную выгоду, благо.

Программа вознаграждения постоянных клиентов поможет составить базу данных и тем самым проанализировать, что необходимо гостю и чего он ожидает от предполагаемой услуги. Через базу данных ресторан имеет возможность постоянно и напрямую отслеживать отношения с потребителем в целях максимизации степени удовлетворения его потребностей. В результате посетитель получает услугу повышенного качества, соответствующую именно его индивидуальным специфическим запросам.

Предприятиям, в большей степени это относится к сфере ресторанного бизнеса, следует информировать постоянных клиентов о любых нововведениях, а также о возможности варьирования цен. Установление диалоговых отношений с клиентом дает возможность ресторану предвосхищать (опережать) желательные для клиента решения. При этом повышается и качество обслуживания.

Вместе с тем, программа «частый гость» предполагает постоянное расширение спектра предоставляемых услуг, что побуждает руководителей к поиску партнеров для сотрудничества. Устанавливаются взаимоотношения с фирмами как своего собственного сегмента, так и с фирмами, работающими на других сегментах рынка.

Учитывая высокий уровень конкуренции на рынке услуг ресторанного бизнеса, считаем целесообразным данным предприятиям расширить систему бонусов для постоянных клиентов. В частности, можно использовать разнообразные купоны для клиентов. Роль купонов в выявлении реального спроса на услуги общественного питания способствует мотивации и материальному стимулированию при повторных посещениях клиентов.

В частности, в ресторанах, например, могут быть использованы три вида купонов для клиентов:

1. Купоны «вежливости»:

– карманные купоны, которые имеются у всех сотрудников ресторана;

– обыкновенные чеки, дающие определенные льготы гостям при повторном визите.

Купоны такого вида могут быть использованы и в качестве поощрения постоянных посетителей с целью их дальнейшего привлечения в ресторан.

2. Кросс-маркетинг купоны– используются для привлечения гостей в часы затишья (в утренние и полуденные часы).

3. Купоны для компаньона – вручаются постоянным клиентам и поощряют посещение ресторана с подругой или другом.

В современной индустрии отдыха и гостеприимства услуги, оказываемые ресторанами, начинают приобретать все более однородный характер, а клиенты обращают повышенное внимание не только на профессиональные «эксклюзивы» шеф-повара, но и на то, как их обслуживают. При этом роль личностного фактора в борьбе за клиента резко возрастает. Сервис становится важным средством конкуренции, а в некоторых сферах бизнеса – одним из самых важных. Готовить вкусные и оригинальные блюда научиться проще, чем правильно обслуживать клиентов.

Параллельно с разработкой стандартов важно особое внимание уделять повышению профессиональной и личностной самооценки обслуживающего персонала, эффективной межличностной коммуникации: эстетике приемки заказа, манере хождения официанта с подносом, удобном времени обновления пепельницы, репертуару и качеству музыкального сопровождения и т.д. Необходимо развивать также умение убеждать, быть отзывчивым, информированным, уверенным в себе.

Необходимо всем структурам управления ресторацией: администраторам, хостесс, официантам, барменам четко и подробно объяснить алгоритм улучшения качества сервиса. Особенно эффективным является внедрение тренинговых программ, особенно для официантов, т.к. официант является наиболее востребованной личностью, с которой чаще всего общается клиент, и от его эффективной работы зависит, насколько клиент будет лоялен ресторану. Особенно важным становится профессиональное поведение такого сотрудника в случае возникновения сложных ситуаций. Владение приемами работы с «проблемным» клиентом, а также наличие четких стандартов обслуживания, поведения в конфликтных ситуациях дает возможность не только сохранить клиента, но и сделать его приверженцем ресторанного обслуживания там, где эта программа внедрена.

Примерная программа тренинга для официантов ресторанов приведена в приложении.

Таким образом, совершенствование системы управления персоналом является органической составляющей кадровой политики на предприятиях общественного питания, основные задачи которой заключаются в следующем:

– минимизация свободных кадровых единиц по штатному расписанию и оптимизация кадровой структуры в соответствии с объемами работ;

– соответствие результатов оценки персонала требованиям профессиограмм и профессиональных карт;

– обеспечение полной занятости сотрудников и рациональное распределение объемов работ;

– максимальная эффективность использования рабочего времени предприятия общественного питания.

Таким образом, основные направления повышения качества услуг в сфере общественного питания включают комплекс мероприятий по их реализации отражены в таблице 3.3

Таблица 3.3

Основные направления и мероприятия по совершенствованию ресторанного обслуживания ОЦ «Санаторий-Юг»

Основные направления Мероприятия Характеристики
Совершенствование политики производства услуг 1. Расширение ассортимента услуг В ассортимент меню включать национальные блюда, например, блюда греческой кухни – фасолада, софрито, сувлаки и др.
2. Дополнительные услуги Ввести пред заказ столиков, внесение депозита при оплате счета, оформление заказа на вынос и т.д.
3. Предлагаемая версия шоу-программы Проведение тематических вечеров, конкурсов, выступлений артистов и т.д.
Совершенствование ценовой политики 1. Цены в заведении Ценовая политика должна быть ориентирована на основных конкурентов. Цены характеризуются как средние по данному сегменту услуг.
2. Скидки с цены Предоставление скидок постоянным посетителям, за большие заказы, а также при оформлении заблаговременного заказа
Совершенствование стадии реализации услуг Использование «нулевого» канала при реализации услуг Реализация услуг осуществляется напрямую конечным потребителям, т.е. основная цель включает максимальное удовлетворение их предпочтений.
    Продолжение таблицы 3.3
Повышение профессионального уровня персонала 1. Обучение персонала Обучение персонала психологии и принципам эффективному производству услуг, этикету и принципам общения с посетителями, профессиональные тренинги.
2. Мотивация персонала Введение системы премирования сотрудников и системы штрафов. Контроль осуществлять в виде наличия и заключения книги жалоб и предложений от посетителей
  3.Повышение имиджа персонала Вежливость, коммуникативность, компетентность персонала, время обслуживания
Повышение эффективности управления предприятием Повышение надежности и имиджа предприятия Атмосфера предприятия, режим работы, дизайн помещения, комфортность, удовлетворительность

 

 

3.3 Расчет экономической эффективности введения м ероприятий по совершенствованию ресторанного обслуживания ОЦ «Санаторий-Юг»

На данный момент 15% персонала ресторана «Юг-1» и «ЮГ-2» рассматривают возможность увольнения в течении ближайших двух лет. Для организации это будет весьма существенно, особенно остро становится вопрос кадров, в связи с предполагаемым обучением и ожиданием улучшения сервисного обслуживания ресторанов, а также повышением эффективности использования площадей ресторанов.

На основании анализа ответов анкеты мы предлагаем рассмотреть возможность многоуровневого тренингового обучения молодых специалистов и постоянного тренингового обучения всех работников ресторана с целью возможности их полного включения в работу организации и обеспечения расширения штата организации.

При внедрении этих мероприятий потребуются финансовые вложения, однако они позволят избежать текучести кадров. Необходимости адаптирования новых сотрудников, что обычно приводит к потере времени и качества работ на период становления нового сотрудника. В сегодняшней ситуации естественным сдерживающим фактором текучести кадров выступают последствия неблагоприятной ситуации на рынке труда, однако при стабилизации внешней среды потеря сотрудников будет неминуема.

При внедрении предлагаемой системы мы планируем добиться эффекта от ряда показателей, а именно: уменьшения текучести кадров, увеличения производительности труда, сокращение затрат на обучение новых работников, рост эффективности обслуживания клиентов и как результат большей удовлетворенности гостей – повышение лояльности. Эти показатели дадут суммарную эффективность от внедрения новой системы мотивации, которую мы можем рассчитать по формуле:

где Эт - ежемесячный эффект от уменьшения текучести кадров;

Эоб - эффект от обучения и повышения квалификации;

Эп - эффект от увеличения производительности труда.

Для использования формулы суммарной эффективности находим ее составляющие.

Эффект от уменьшения текучести кадров Эт рассчитывается по формуле:

где Зн – затраты на новичка (Зот / Рот),

Зот – затраты на отбор персонала, (4000 руб за кандидатуру «Кадровое агентство Светланы Бекеревой»)

Рот – количество отобранных кандидатов, (10 кандидатов)

Кт1 – коэффициент текучести кадров (отношение количества уволенных работников Рув к общему числу работников Р), до смены системы мотивации на предприятии.

Например: В ресторане «Юг-1» в течении трех месяцев на 15 единиц штатного расписания по официантам было уволено 4 человека Таким образом текучесть кадров отдела входного контроля составляет 0,27.

Кт2 – коэффициент текучести кадров после внедрения новой системы многоуровневой адаптации и системы тренингов. При внедрении новой системы многоуровневой адаптации предполагаем сокращение количества уволенных в 4 раза.

На основании всего вышеизложенного мы можем рассчитать эффект от уменьшения текучести кадров.

Эффект от обучения и повышения квалификации, Эоб.Рассчитывается по формуле:

где Ззп – затраты на заработную плату на одного работника в месяц для взятого на испытательный срок составляет -10000 руб.,

Роб – число работников, проходящих многоуровневую адаптацию,

N – календарный срок, за который рассчитывается эффективность (для расчета мы возьмем один месяц),

Зоб – затраты на адаптацию (введение сотрудника в должность на основе наставничества и ряда организационных мероприятий составляет 5000 рублей).

Таким образом эффект от обучения составит:

Эффект от увеличения производительности труда, Эп (за месяц), рассчитывается по формуле:

где Р – количество работников,

Дм – количество рабочих дней, отработанных ими за месяц,

П1 – производительность труда после прохождения многоуровневой адаптации (предполагаем 5000 руб. в день на одного сотрудника)

П2 – производительность труда при существующей системе (потеря времени работе в размере 2700руб в день на одного сотрудника)

На основании вышеприведенных расчетов мы получили необходимые данные для расчета суммарной эффективности по формуле (1) от внедрения новой многоуровневой системы адаптации.

Это значение мы получили при условии подготовки 10 специалистов, таким образом, суммарная эффективность при внедрении новой системы на одного человека составит порядка 33260руб. Это те финансовые потери, которые несет предприятие при настоящем положении дел с обслуживанием клиентов.

Внедрение новой системы позволит сэкономить средства на текучести кадров (учитывая, что на данный момент обстановка провоцирует рассмотрение возможности увольнения по собственному желанию ряда сотрудников). Обеспечит снижение временных затрат при работе, так как удастся сохранить специалистов на местах и не заниматься постоянным обучением новых кандидатов на эти вакансии. Эта система позволит создать атмосферу сотрудничества между работодателем и сотрудниками: Сотрудники будут привержены своей команде, работодатель обеспечивает стабильность и социальную защищенность коллективу.

Предложенная методика оценки эффективности мероприятий по повышению качества услуг предприятий общественного питания базируется на использовании групп основных и вспомогательных показателей, по каждому из которых определен порядок расчета коэффициента эффективности.

Апробация методики на примере ресторанов «Юг-2» и «Юг-1» подтвердила правомерность ее использования не только для оценки эффективности разработанных мероприятий по повышению качества услуг, но и для оценки ситуации в предприятиях общественного питания, выработки дополнительных мероприятий по повышению качества услуг конкретного предприятия. При внедрении новой системы набор, отбора и профессиональной адаптации мы предполагаем, что на предприятии снизится уровень текучести кадров и как результат затраты связанные с наймом, обучением и сертификацией новых сотрудников.

Таким образом, при внедрении предлагаемой системы в ОЦ «Санаторий-Юг» будут снижены финансовые потери и временные затраты предприятия по следующим позициям, которые рассмотрены в таблице 3.5

 

 

Таблица 3.4

Сравнительная характеристика систем до и после внедрения мероприятия по совершенствованию ресторанного обслуживания ОЦ «Санаторий-Юг» (Key Performance Indicator)

Критерий Существующая система Предлагаемая система
Стоимость найма и обучения одного сотрудника   Из-за высокого уровня текучести кадров постоянны затраты Уровень текучести кадров снижается и как результат снижаются затраты на найм сотрудника и его обучение
Общие затраты на текучесть высокие низкие
Величина (коэффициент) текучести высокий низкий
Время заполнения одной вакансии короткое стремится к постоянному
Срок (время) работы одного сотрудника в компании короткий длительный
Прохождение первичной аттестации новым сотрудником Частые затраты Единичные затраты
Процент текучести новых сотрудников Высокий Низкий
Финансовые потери от некачественного найма Высокие Низкие
Удовлетворенность непосредственного руководителя сотрудником Низкая (сотрудник в результате отсутствия опыта совершает ошибки, предприятие несет высокие затраты при выполнении сотрудником поставленных задач) Высокая (сотрудник обладает знаниями и опытом, низкие временные затраты при выполнении задач)
     
    Продолжение таблицы 3.4
Обучение и развитие персонала Требуются постоянные финансовые затраты на обучение Разовые вложения + периодические курсы повышения квалификации
Возможности для заполнения вакансий более высокого уровня в результате обучения Небольшие возможности для карьерного роста Большие возможности для карьерного роста

 

С учётом доминирующей роли контроля в системе управления качеством услуг предприятий общественного питания разработаная комплексная модель управления качеством услуг, предусматривающая взаимосвязь всех элементов: осязаемые и неосязаемые ощущения потребителей; оценку и контроль качества продукции (кухни) и качества обслуживания посетителей; качество управления как процесса целенаправленного воздействия на качество услуг; качество системы управления предприятием; результирующие внутренние и внешние критерии.

Данная модель может служить основой для разработки систем управления качеством услуг всех видов предприятий общественного питания.

Примерный комплекс мероприятий по повышению качества услуг предприятий общественного питания и методика оценки их эффективности могут быть использованы предприятиями общественного питания всех типов и видов.

Таким образом, обоснованные теоретические выводы, разработанные методические подходы и практические предложения подтвердили правомерность поставленных в работе задач, которые выполнены, цель работы достигнута.

 

Заключение

 

Мировой и отечественный опыт свидетельствуют о возрастании роли услуг в развитии экономики. Сфера общественного питания, являясь органической составляющей сферы услуг, выполняет важную функцию удовлетворения потребностей населения в услугах предприятий общественного питания. В условиях международных экономических санкций роль сферы общественного питания становится особенно значимой.

Несмотря на наличие общих с нематериальными услугами свойств, услуги сферы общественного питания обладают рядом специфических характеристик, что дает основание для трактовки термина «услуга общественного питания» как комплексного понятия, характеризующего деятельность по удовлетворению потребностей посетителей предприятий общественного питания и одновременно как результат удовлетворения этих потребностей при обеспечении соответствия «цена – качество».

Такой подход к пониманию сущности услуг сферы общественного питания позволяет провести их классификацию с позиции функций, реализуемых предприятиями общепита. Практика показывает, что предприятия выполняют следующие основные виды функций:

– торговые функции (продажа кондитерских изделий, прохладительных и алкогольных напитков и т.д.);

– производственные функции (производство блюд, напитков, полуфабрикатов и т.д.)

– сервисные функции (услуги официантов и барменов, развлекательные и эстетические услуги, услуги обеспечения безопасности и правопорядка и т.д.)

Превалирующим условием развития рынка услуг общественного питания является обеспечение их высокого качества как необходимого требования максимального удовлетворения потребностей населения и общества в услугах. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема формирования системы качества, предусматривающая возможность измерения и оценки качества услуг.

Оценивание качества услуг ресторанов ОЦ «Санаторий-Юг» («ЮГ-1», «Юг-2», «Родник»), осуществлялась на основе предложенного комплексного подхода, реализация которого включает несколько этапов:

Первый этап. Выявление форм неудовлетворительного обслуживания посетителей и установление причин жалоб.

Второй этап. Установление причинно – следственных зависимостей, обуславливающих проблемы.

Третий этап. Углублённый анализ и более полное и всестороннее изучение причин неудовлетворённости посетителей ресторанов с использованием методики «тайного покупателя».

Четвёртый этап. Определение обобщающего показателя качества услуг ресторанов.

Результаты комплексного анализа и оценки качества обслуживания посетителей ресторанов позволили выделить следующие проблемы:

- низкая квалификация персонала;

- неадекватное соотношение цены и качества;

- неразвитость системы контроля качества услуг;

- слабое использование современных методов управления качеством услуг.

Диверсификация потребностей посетителей предприятий общественного питания объективно обусловливает необходимость постоянного расширения номенклатуры услуг и повышения их качества, т.е. процесс повышения качества услуг становится органической составляющей деятельности предприятий общественного питания. В этих условиях в системе управления предприятием общественного питания превалирующей становится роль контроля качества услуг. Помимо традиционных субъектов контроля качества услуг (государственных контролирующих органов, потребителей) в современных условиях возрастает значение внутреннего контроля (самооценки качества услуг). Вовлечение персонала в работу по контролю качества услуг будет способствовать усилению конкурентных преимуществ предприятий общественного питания. Наиболее продуктивно участие персонала в процессе самооценки качества услуг осуществляется в составе целевых групп.

Предложенная методика оценки эффективности мероприятий по повышению качества услуг предприятий общественного питания базируется на использовании групп основных и вспомогательных показателей, по каждому из которых определен порядок расчета коэффициента эффективности. Суммарная эффективность при внедрении новой системы на одного человека составит порядка 33260руб. Это те финансовые потери, которые несет предприятие при настоящем положении дел с обслуживанием клиентов.

Внедрение новой системы позволит сэкономить средства на текучести кадров (учитывая, что на данный момент обстановка провоцирует рассмотрение возможности увольнения по собственному желанию ряда сотрудников). Обеспечит снижение временных затрат при работе, так как удастся сохранить специалистов на местах и не заниматься постоянным обучением новых кандидатов на эти вакансии. Эта система позволит создать атмосферу сотрудничества между работодателем и сотрудниками: Сотрудники будут привержены своей команде, работодатель обеспечивает стабильность и социальную защищенность коллективу.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных