ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
III. Анализ рассказа– С кем мы знакомимся вначале? Зачитать (1-й абзац) (Слайд 5) – Какие детали в описании Очумелова и городового бросаются в глаза? (Новая шинель – символ чина; узелок и решето с крыжовником – свойство их деятельности.) – Почему на площади никого нет, даже нищих? (Боятся новых поборов; все замерли в ожидании.) – Какие-либо звуки мы слышим в этом эпизоде? (Нет.) – Что является завязкой рассказа? (Крики Хрюкина.) (Слайд 6) – Завязка звуковая. Кто же является виновником столь душераздирающих криков? Описание зачитать. – Что вам кажется смешным в описании Хрюкина? (Окровавленный палец, поднятый вверх, который “имеет вид знамения победы”.) – Как ведет себя в этой ситуации Очумелов? – Охарактеризуйте его речь. (Речь внушительна и начальственна.) – Как дальше разворачиваются действия? – Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки? В связи с чем это происходит? (Шесть раз, в зависимости от того, кого называют хозяином собаки.) – Зачитаем первое решение Очумелова. Что в нем звучит? (Категоричное, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Приговор этот он произносит в тоне распекания и команды, что для него является привычным.) (Слайд 7) – А для чего в своей речи он использует угрозы и брань? (Для острастки; это его истинное лицо.) – Но вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это отражается на поведении Очумелова? (Он берет собаку под свою защиту, а виновным оказывается Хрюкин.) – Зачитайте рассуждения Очумелова. – А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с него шинель? (Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку генерала.) – Когда он снова надевает шинель? (Когда в 4-ый раз меняет свое решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с хозяином собаки.)
– Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует “истребить” собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. И так до появления Прохора, который расставляет все точки над и.
– Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки. (От несчастного существа со слезящимися глазами до “цуцика этакого” в финальной сцене, щенок удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя.) (Слайд 8) – Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется, чья это собака? (“Всё лицо заливается улыбкой умиления…”, речь становится слащавой льстивой.) Зачитать. – Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит.) – А от чего зависит ее участь? (От того, кем окажется ее хозяин.) То есть о соблюдении законности здесь речи нет. – Как ведет себя толпа? (Мнение толпы идет вслед за мнением Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним.) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|