Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРИЛОЖЕНИЕ. СТАТИСТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ




РЕСУРСОВ.....................................................................................………241


Глава 1. ЧЕЛОВЕК И ОРГАНИЗАЦИЯ

Из всех решений, принимаемых руководителем, ни одно не может сравниться по своей важности с решениями в отношении сотрудников, поскольку именно они определяют результативность любой организации.

П.Дракер

Роль организации в жизни современного общества.

Понятие организации.

Цели организации.

Организационная структура и организационная культура.

Организация и внешняя среда.

Организационные ресурсы.

Специфика управления человеческими ресурсами.

Коротко о мотивации к труду.

Цели главы

• дать определение организации и описать роль организаций в современном обществе

• охарактеризовать основные признаки организации

• раскрыть специфику человеческих ресурсов и управления ими

• представить системы управления персоналом

Ключевые СЛОВА

Организация

Организационная структура

Организационная культура

Внешняя среда

1.1. Роль организации в жизни современного общества. Понятие организации

Если девятнадцатый век ассоциируется у человечества с именами великих личностей - Наполеона, Эдисона, Пушкина, то двадцатый скорее всего останется в нашей памяти веком "суперорганизаций", в корне изменивших материальную основу человеческой жизни. В самом деле, в XX веке НАСА и Главкосмос проложили человеку путь в межпланетное пространство, Ай-би-эм компьютеризировала сначала офисы, а затем и наши квартиры, «Форд» и «Дженерал Моторс» превратили автомобиль из предмета роскоши в массовое средство передвижения, КБ им. Туполева и «Боинг» сделали трансатлантические перелеты таким же обыкновенным событием, как поездка из Москвы в Петербург.

Практически за каждым из значительных достижений двадцатого века стоит не гений-одиночка, а мощь организации. Мы не помним имени изобретателя цветного телевизора или микроволновой печи, но прекрасно знаем названия производящих их компаний - «Сони», «Панасоник», «Филипс». То же самое можно сказать про автомобили, компьютеры, мобильные телефоны и массу других полезных вещей, значительно облегчающих жизнь современному человеку. Это отнюдь не означает, что талант и опыт отдельной личности утратили значение в жизни общества, они по-прежнему лежат в основе его развития, однако материальная культура этого общества стала настолько сложной, что дальнейший прогресс требует колоссальной концентрации ресурсов. Только в рамках современных организаций, объединяющих и координирующих усилия сотен и даже тысяч талантливых и высококвалифицированных людей, стало возможным осуществление проектов, о которых гении прошлого могли только мечтать. Идея проложить туннель под Ла-Маншем возникла много веков назад, однако была реализована только в 1994 году группой французских и британских строительных компаний, Циолковский сделал гениальные расчеты полета ракеты еще в 1894 году, а первый искусственный спутник вышел на орбиту Земли лишь в 1957 году, вобрав в себя талант, знания и труд десятков тысяч людей.

Организации окружают современного человека на протяжении всей его жизни, в организациях - детских садах, школах, институтах, учреждениях, клубах, партиях - большинство из нас проводит львиную долю своего времени. Организации (называемые предприятиями) создают продукцию и услуги, потребляя которые, человеческое общество живет и развивается;

организации (называемые государственными учреждениями) определяют порядок жизни в обществе и контролируют его соблюдение; организации (называемые общественными) являются средством выражения наших взглядов и интересов. В конце XX века организация стала фактически универсальной формой общественной жизни. Если революции (духовные и политические) XIX века превратили человека из существа патриархального в общественное, то революции нынешнего века, и прежде всего революция технологическая, сделали его человеком организации.

организацией называют объединение людей, совместно работающих для достижения определенных целей. Организациями являются Московский университет, ТОО "Полет", владеющее двумя киосками у Курского вокзала Москвы, гостиница "Европейская" в Санкт-Петербурге, Кабинет министров Российской Федерации, партия любителей пива, АО "КамАЗ", сборная ветеранов по футболу. При всем различии масштабов, сфер и видов деятельности названных выше институтов, у них существует несколько общих признаков:

• наличие целей деятельности;

• существование устойчивых связей между членами организации и правил, определяющих порядок этих взаимоотношений (организационная структура и культура);

• постоянное взаимодействие с окружающей (внешней) средой;

• использование ресурсов для достижения организационных целей.

И Московский университет, и ТОО "Полет" имеют цели, определяющие характер и задачи их деятельности: в случае МГУ - это подготовка специалистов и проведение научных исследований, для "Полета" - максимизация дохода на вложенный капитал. Обе организации используют ресурсы для реализации своих целей: университет - знания профессоров и преподавателей, лаборатории и учебные аудитории, оборудование; ТОО - труд продавцов и экспедиторов, денежные средства для приобретения товаров. Каждая из организаций имеет внутреннюю структуру, определяющую взаимоотношения между ее членами: МГУ - сложную систему факультетов, кафедр и исследовательских подразделений, штатных расписаний; "Полет" - директора и подчиняющихся ему двух экспедиторов, четырех продавцов и грузчика. Помимо формальной структуры, каждая организация имеет собственную культуру, определяющую нормы поведения ее сотрудников. Как огромный университет, так и микроскопическое ТОО находятся не в вакууме, они испытывают постоянное влияние государства, конкурентов, потребителей и т.д.

 

1.2. Цели организации

 

Организации не возникают сами по себе, а создаются людьми как средство достижения определенных целей. Михаил Ломоносов создавал Московский университет для подготовки ограниченного числа российских специалистов мирового класса в области естественных наук, ТОО "Полет" было создано с целью получения дополнительного (по отношению к заработной плате по месту работы) дохода его основателями. Как правило, в период создания организации ее цели, определяемые узким кругом основателей, достаточны просты и могут быть сформулированы в виде нескольких предложений. По мере развития организации они усложняются и в большинстве случаев трансформируются.

За более чем двести лет своего существования Московский университет превратился из камерного, узкоспециализированного учебного заведения в огромный учебный, научный и производственный центр с комплексными целями по подготовке специалистов в различных областях знаний, преподавателей, ученых, проведению фундаментальных и прикладных исследований, осуществлению коммерческой деятельности. За три года работы ТОО "Полет" его цели изменились значительно меньше, однако и в данном случае перемены существенны - из средства дополнительного дохода предприятие превратилось в основное занятие его владельцев, у которых сформировалось гораздо более четкое представление о сфере деятельности ТОО, уровне доходности, перспективах развития.

Изменение организационных целей происходит под воздействием множества факторов, таких как увеличение масштабов организации, изменение внешней среды, развитие техники и технологии, изменение общественного сознания, смена основателей организации новыми лидерами. Применительно к экономическим организациям (наиболее изученным) традиционно считалось, что непосредственное влияние на формирование их целей оказывают прежде всего три контрагента - клиенты (потребители или рынок), собственники (люди, вложившие средства в организацию), сотрудники (см. рис. 1). Иногда к этим категориям добавляют четвертую - руководителей, которые, с одной стороны, являются представителями собственников, а с другой - наемными сотрудниками, так же, как остальной персонал.

 

Степень влияния каждой из перечисленных групп на определение целей варьируется от организации к организации, а также может изменяться в каждой организации с течением времени. Существуют организации, ориентирующиеся в своей деятельности прежде всего на потребителей, и, наоборот, организации, для которых приоритетными являются интересы сотрудников и руководителей. Достижение баланса в отражении интересов всех трех ключевых групп в целях организации является одним из важнейших условий ее развития. Удовлетворение интересов одной из групп за счет игнорирования другой, как правило, приводит к весьма плачевным результатам. Достаточно вспомнить пример Московского АЗЛК, в течение многих лет игнорировавшего интересы потребителей и выпускавшего автомобили низкого качества. С появлением возможности выбора потребители перестали приобретать продукцию АЗЛК, что вынудило руководство компании остановить сборочный конвейер и перестать выплачивать заработную плату тысячам сотрудников.

В своей деятельности организации руководствуются набором целей, различающимся как по содержанию, так и с точки зрения временной перспективы. Можно выделить три основные вида организационных целей: базисные принципы (ценности), стратегические задачи и краткосрочные планы (см. рис. 2).

базисные ценности определяют основные цели функционирования организации и являются своеобразным raison d'etre, который существует у каждого объединения людей. В последние десятилетия многие крупные западные организации и прежде всего индустриальные корпорации начали разрабатывать собственные кредо, или миссии, - краткое заявление, излагающее основные цели существования компании. Американская корпорация «Хьюлет-Паккард» сводит свое кредо к четырем положениям: "Компания должна постоянно увеличивать объем продаж и размер прибыли, компания должна получать прибыль за счет технологических нововведений, компания должна по достоинству оценивать и справедливо вознаграждать вклад каждого сотрудника и уважать его индивидуальное достоинство, компания должна действовать как ответственный член общества". Кредо является формальным выражением базисных ценностей организации, однако его отсутствие отнюдь не означает, что у организации не существует таких целей. Московский университет не имеет кредо, однако его raison d'etre хорошо известен -развитие науки за счет подготовки исследователей и преподавателей мирового класса и осуществление исследований в области фундаментальных наук.

Базисные цели организации являются наиболее устойчивыми и остаются неизменными в течение длительного периода времени, обеспечивая преемственность и стабильность в ее развитии.

стратегические задачи вырабатываются организацией на основании анализа возможностей развития, предоставляемых внешней средой, и потенциала самой организации с учетом базисных целей ее существования. По существу, это - планы реализации базисных целей в конкретных условиях функционирования организации. Стратегические задачи включают в себя конечную цель, временной интервал и способ достижения цели. Они в гораздо большей степени, чем фундаментальные цели, зависят от внешней среды и требуют периодического обновления. Базисные ценности «Хьюлет-Паккарда» остаются практически неизменными со дня основания компании; в то же. время ее стратегические задачи неоднократно изменялись - в 1940 - 1950 гг. компания стремилась к лидерству на рынке высокоточных электронных приборов и инструментов, используемых для научных и инженерных исследований; в 1960 -1970 гг. «Хьюлет-Паккард» начала активно осваивать производство компьютерной техники; во второй половине 1980-х гг. компания переключилась на создание сложных микропроцессорных систем.

В то же время противоречие стратегических задач фундаментальным целям организации может привести к глубокому организационному кризису, как это случилось с американской телефонной компанией Ай-ти-энд-ти, поставившей в 1990 году стратегическую задачу стать к 1996-му одним из лидеров на рынке персональных компьютеров за счет приобретения компании Эн-си-ар. В результате реализации этой стратегической задачи Ай-ти-энд-ти потеряла около 5 млрд. долларов, более 100 высших руководителей, 10000 сотрудников, пережила глубокий организационный кризис и была вынуждена отказаться от идеи работы на рынке персональных компьютеров. В основе этой драмы - несоответствие принципов, на которых построена Ай-ти-энд-ти (либерализм, внимание к пользователю, долгосрочные отношения с заказчиками), особенностям рынка персональных компьютеров, требующих от организаций динамизма, жесткости, дисциплины, экономности, обладания специальными каналами сбыта.

краткосрочные планы представляют собой конкретные программы реализации стратегических целей организации, являются наиболее конкретными и детальными организационными целями и затрагивают всех сотрудников организации. К краткосрочным планам относятся и годовые бизнес-планы многомиллиардной компании, и дневные планы выручки продавцов пиццы или водителей такси. Важность краткосрочных планов состоит в том, что они управляют поведением сотрудника на рабочем месте и, следовательно, оказывают непосредственное влияние на результаты организации.

 

1.3. Организационная структура и

организационная культура

 

Достижение организационных целей предполагает совместную работу людей, являющихся сотрудниками организации. Каждая организация, будь то товарищество с ограниченной ответственностью, в котором заняты пять человек, или университет с десятками тысяч сотрудников, нуждается в координации этого взаимодействия, установлении определенного внутреннего порядка. Этот порядок проявляется в форме организационной структуры и организационной культуры.

организационная структура определяет соотношение (взаимоподчиненность) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации. Она проявляется через разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархию должностей, внутриорганизационные процедуры и является необходимым элементом эффективной организации, поскольку придает ей внутреннюю стабильность и позволяет добиться определенного порядка в использовании ресурсов.

Традиционно под организационной структурой понимается прежде всего принцип, положенный в основу разделения труда. Многие организации построены по принципу разделения обязанностей между функциональными подразделениями, отвечающими за одно из направлений деятельности - производство, финансы, закупки, персонал. Такая организация называется функцгональной (см. рис. 3).

Другой тип организационной структуры называется продуктовым, поскольку в основу разделения труда положена производимая продукция или оказываемые услуги - отделение по производству холодильников, отделение по производству стиральных машин и т.д. (см. рис. 4).

 

 
 

В послевоенные годы, особенно в связи с развитием многонациональных корпораций, широкое распространение приобрел так называемый дивизионный тип организационной структуры (см. рис. 5), Основу такой организации составляют дивизионы, организованные по географическому или продуктовому принципу и представляющие собой в значительной степени автономные центры прибыли внутри компании. Корпоративное руководство принимает решения об общей стратегии развития организации, распределяет капиталовложения и контролирует их использование с помощью аппарата функциональных специалистов. Дивизионы разрабатывают собственную бизнес-стратегию использования выделенных им ресурсов и осуществляют деятельность по ее реализации. Классическим примером дивизионной структуры, созданной еще в предвоенные годы, является американская «Дженерал Моторс», в которую входят «Олдсмобил», «Понтиак».

 

 

матричная организационная структура, которая призвана преодолеть характерные для традиционных организационных форм недостатки, представляет собой их "гибрид" (см. рис. 6). Матричная организация объединяет работу функциональных специалистов с существованием продуктовых подразделений - эксперты из функциональных отделов закрепляются за одним или несколькими продуктовыми подразделениями и оказывают поддержку их сотрудникам.

В приведенной на рис. 6 организации специалист по компенсации одновременно выполняет функции специалиста по управлению персоналом ("генералиста") для подразделений и ведомств.

В последние годы в связи с ускорением научно-технического прогресса и усилением конкуренции и необходимостью быстрой реакции компаний на изменения в конкурентной среде многие специалисты заговорили о проектной организации. В такой организации не существует жестко закрепленного разделения труда между подразделениями по функциональному или продуктовому принципу, сотрудники объединяются во временные группы, работающие над реализацией конкретного проекта.

Группы существуют ровно столько, сколько живет проект. Сотрудники могут одновременно являться членами нескольких групп, работающих над разными проектами. Проектная организация не существует в чистом виде, однако этот метод организации широко используется современными консультационными, информационными и другими компаниями, работающими на динамичных рынках.

С точки зрения выполняемых функций сотрудники организации традиционно подразделялись на три основные категории - руководителей, специалистов и исполнителей. руководители распоряжаются ресурсами организации и принимают решения об их использовании. Руководители -это генеральный директор завода, заведующий кафедрой, бригадир. специалисты не обладают административной властью, но являются экспертами в определенной области и оказывают помощь руководителям в процессе принятия решений. Специалистами являются главный конструктор, врач-консультант, научный сотрудник учебной кафедры. исполнители претворяют в жизнь решения руководителей, непосредственно реализуют планы организации. К их числу можно отнести официанта ресторана, токаря на заводе, лечащего врача, профессора университета. Разделение на три приведенные выше категории условно, поскольку очень редко можно найти "чистого" руководителя, специалиста или исполнителя, большинство сотрудников соединяет все три роли (правда, в различной степени), однако оно имеет смысл для характеристики различных функций, выполняемых сотрудниками организации.

Еще одной важной характеристикой организационной структуры является иерархичность или величина расстояния между высшим и низшим звеном организации. Чем больше расстояние (число уровней) между руководителем и рядовым исполнителем, тем выше степень иерархичности в организации (см. рис. 7).

Иерархические организации эффективны с точки зрения контроля за распределением и использованием ресурсов, обеспечивают высокую степень их концентрации на отдельных направлениях деятельности. В то же время в таких структурах малоэффективным является процесс коммуникации (особенно снизу вверх), ограничена самостоятельность сотрудников, высока инертность. Организации с меньшим числом иерархических уровней более динамичны, легче приспосабливаются к переменам, однако требуют более высокого уровня ответственности и подготовленности от своих сотрудников.

Структура создается для достижения организационных целей, поэтому по мере изменения этих целей или условий их реализация (состояния внешней среды) может и должна претерпевать изменения, в противном случае эффективность организации может существенно снизиться. В свое время американская автомобильная корпорация «Дженерал Моторс» была вынуждена сократить число иерархических уровней (от директора до сборщика) на своих сборочных заводах с22 до 6, чтобы повысить степень гибкости производства, разделить ответственность за качество продукции с рабочими, использовать их интеллектуальный потенциал для повышения конкурентоспособности компании на рынке, ориентирующемся на высокое качество, разнообразие, технологичность.

Организационная структура является формальным средством организации сотрудников любого учреждения. Помимо этого в каждой организации существует особая организационная культура, т.е. ценности и поведенческие нормы разделяемые ее сотрудниками. Существует несколько уровней организационной культуры (см. рис. 8).

Рис. 8. организационная культура

То, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни - белые рубашки и синие костюмы сотрудников Ай-би-эм и джинсы их основных конкурентов - «Эпл Компьютерз»; исполнение гимна компании перед началом каждого рабочего дня сотрудниками «Тойоты»; таблички с именем на груди персонала Макдоналдса - это верхний слой организационной культуры, который основан на поведенческих нормах, вытекающих из базисных ценностей организации. Некоторые компании излагают свои базисные ценности в виде кредо (см. вставку: Кредо компании «Джонсон и Джонсон»); ценности являются чем-то нематериальным, воспринимаемым сотрудниками через весь комплекс их взаимодействия с организацией: работу, общение с руководителями, коллегами и подчиненными, чтение внутренних изданий и т.д. Однако влияние организационной культуры на результаты очень велико - в случае несоответствия организационных целей или ее структуры ценностям и поведенческим нормам сотрудников возникает внутренний конфликт, который может перерасти в глубокий кризис.

Кредо компании «Джонсон и Джонсон».

 

Прежде всего мы несем ответственность перед врачами, медсестрами и пациентами, перед матерями и отцами и вообще перед всеми, кто пользуется нашими изделиями. Все, что мы делаем для удовлетворения их нужд и запросов, мы должны делать с отличным качеством. Мы постоянно стремимся к снижению себестоимости нашей продукции, что позволяет удерживать цены на приемлемом уровне. Заказы покупателей должны выполняться быстро и аккуратно. Наши поставщики и агенты системы сбыта должны иметь возможность получать честно заработанную ими прибыль.

Мы несем ответственность перед нашими служащими, мужчинами и женщинами, которые работают на нас во всем мире. Каждый из них должен рассматриваться как личность. Мы должны уважать их достоинство и отмечать их заслуги. Следует сделать так, чтобы на своей работе они чувствовали себя уверенно. Вознаграждение за труд должно быть справедливым и соразмерным, а условия труда должны обеспечивать чистоту, порядок и безопасность. Мы должны делать все возможное, чтобы служебные обязанности наших сотрудников не вступали в конфликт с их семейными обязательствами. Служащие должны, не стесняясь, выступать с предложениями и жалобами. Все должны находиться в равном положении и в смысле получения работы, повышения квалификации и продвижения по службе для тех, кто это заслужил. Мы обязаны следить за тем, чтобы руководители были компетентными, а их решения -справедливыми и этичными.

Мы несем ответственность перед народом страны, в которой мы живем, а также перед народами всего мира. Мы обязаны быть примерными гражданами - способствовать добрым начинаниям, заниматься благотворительностью, честно платить причитающиеся налоги. Наш долг - поощрять общественную инициативу, стремиться к улучшению системы здравоохранения и просвещения. Мы должны поддерживать в образцовом порядке нашу собственность, заботясь об охране окружающей среды и природных ресурсов.

И, наконец, мы несем ответственность перед нашими акционерами. Бизнес должен приносить соответствующую прибыль. Мы обязаны стремиться к внедрению новых идей. Следует всемерно развивать научно-исследовательскую работу, использовать передовую технологию, исправлять допущенные ошибки. Нужно приобретать новейшее оборудование, строить новые корпуса, выпускать новые изделия. На случай неблагоприятных обстоятельств надлежит заранее создавать резервы. Если мы будем действовать таким образом, наши акционеры будут получать ощутимую прибыль со своих капиталов.

 

Складывающаяся в течение многих лет организационная культура является наиболее цементирующим элементом организации. Однако она также претерпевает изменения. Во-первых, организационная культура эволюционирует естественным путем под воздействием изменений, происходящих во внешней среде. После пятидесятилетнего активного сопротивления Оксфордский университет открыл отделение по подготовке специалистов по бизнесу, а американские летные школы стали принимать женщин в число своих курсантов. Во-вторых, организационная культура может быть сознательно изменена руководством или другой влиятельной группой сотрудников. Этот процесс является исключительно сложным и трудоемким, требующим незаурядных лидерских качеств, настойчивости, терпения, стратегического мышления управляющих им людей. Большинство попыток изменить организационную культуру оканчивалось неудачей, однако руководители многих организаций вновь предпринимают такие попытки, поскольку культура не является нейтральной по отношению к результатам. Существуют культуры, способствующие достижению целей организации в определенных условиях и, наоборот, препятствующие этому. Трансформация организационных культур занимает многие годы и даже десятилетия.

1.4. Организация и внешняя среда

Любая организация существует и развивается не в вакууме, а в постоянном взаимодействии с окружающим ее миром или внешней средой. Внешняя среда для организации состоит из отдельных людей, групп или учреждений, предоставляющих ей ресурсы, влияющих на то, как принимаются решения внутри организации, или являющихся потребителями результатов ее деятельности (продукции или услуг). Для ВАЗа внешняя среда состоит из множества предприятий, у которых он приобретает комплектующие детали, сырье, энергию; профессионально-технических училищ и институтов, направляющих своих выпускников на работу на ВАЗ (поставщики); федеральных и местных органов власти, влияющих на управление организацией (государство); а также дилеров, оптовых и розничных магазинов, индивидуальных покупателей автомобилей (потребителей). Можно выделить следующие основные элементы внешней среды для современных организаций:

1. клиенты/потребители продукции и услуг (рынки сбыта);

2. поставщики (рынки ресурсов, в том числе рынок труда);

3. конкуренты;

4. техника и технология;

5. государство;

6. общественные организации и группы.

клиенты являются ключевой для любой организации группой, поскольку за их счет она существует и развивается. В обыденной жизни понятие клиент ассоциируется с покупателем магазина или посетителем ресторана. На самом деле оно гораздо шире и включает в себя как непосредственных потребителей продукции и услуг (пользователей), так и тех, кто приобретает эти услуги у организации (заказчиков). Во многих случаях потребитель и заказчик не совпадают - для районной поликлиники клиентами являются и люди, обращающиеся за помощью (потребители), и районная администрация, финансирующая поликлинику (заказчик). Четкое представление о том, кто является клиентами организации и каковы их потребности, является важнейшим условием успеха организации. Ее цели, структура, системы управления должны отражать эти потребности и обеспечивать их удовлетворение.

поставщики предоставляют организации ресурсы, необходимые для достижения ее целей. Наличие и цена ресурсов оказывают сильное влияние на деятельность организации и учитываются при разработке стратегических задач и подготовке краткосрочных планов (см. подр. след. параграф).

конкуренты поставляют потребителям сходные с предлагаемыми организацией товары или услуги, приобретают сырье и материалы у тех же поставщиков, привлекают рабочую силу со сходными характеристиками. Ограничивая свободу организации, конкуренция влияет на ее цели, структуру, методы управления.

техника и технология выделяются в отдельный фактор внешней среды (в дополнение к поставщикам), поскольку научно-технический прогресс превратился в одну из главных движущих сил развития человеческого общества и его институтов. С одной стороны, современная технология предоставляет организациям колоссальные потенциальные возможности для развития, радикальным образом изменяющие их цели, структуру, системы управления (вспомним пример «Хьюлет-Паккарда», неоднократно использовавшего технологические открытия для развития новых направлений деятельности) (стр. 15). В то же время сегодня технологические достижения организации в гораздо большей степени, чем раньше, доступны другим и создают основу для небывалого уровня конкуренции во всех сферах деятельности.

государство устанавливает "правила игры" - законы, по которым должны действовать организации, и следит за их соблюдением, тем самым влияя на все аспекты деятельности организации. В последнее время все большее число организаций ощущают на себе воздействие общественных объединений и групп (экологов, женских организаций и т.д.), которые становятся постоянным фактором социальной и экономической жизни современного общества. К сожалению, в России на деятельность многих организаций оказывают влияние полулегальные и нелегальные группировки, существование которых не может игнорироваться руководством первых.

Очевидно, что результаты влияния на организацию каждого из перечисленных факторов меняются во времени, однако внешняя среда в целом оказывает постоянное сильное воздействие на каждую организацию. Следствием этого воздействия может стать изменение организационной структуры (переход от продуктового типа к матричному вследствие усиления конкуренции или расширения номенклатуры выпускаемых изделий), пересмотр производственной стратегии (замена рабочих роботами на покрасочной линии после введения нового законодательства об охране здоровья) стоящих перед организацией целей (появление цели самодостаточности после прекращения государственного финансирования).

Важнейшей характеристикой внешней среды, с точки зрения ее влияния на организацию, является степень изменчивости (стабильность против изменчивости). Организации, действующие в стабильной среде, могут позволить себе более долгосрочное планирование, иерархические и формальные системы управления, гарантии занятости и повышения заработной платы. Организации, работающие в резко изменяющейся среде, вынуждены чаще корректировать свои цели, менять стратегию, структуру и т.д. Степень изменяемости внешней среды зависит от особенностей вида деятельности, уровня развития техники и технологии, политической системы. Однако общей тенденцией является повышение степени изменчивости внешней среды, что ускоряет процесс организационных перемен. Например, Оксфордский университет практически не изменился с точки зрения своей внутренней организации за весь прошлый век, однако за последние двадцать лет в нем произошли колоссальные изменения. Россия второй половины, 90-х гг. нынешнего века характеризуется низкой стабильностью, и действующие в ней организации меняются не по дням, а по часам. Сберегательный банк, остававшийся практически неизменным со дня своего основания, за последние семь лет преобразился с точки зрения организационных целей (получение прибыли сейчас - выполнение государственных заданий раньше), структуры, видов деятельности.

 

1.5. Организационные ресурсы.

Специфика управление человеческими ресурсами.

Коротко о мотивации к труду

 

Для того, чтобы достичь поставленных целей организация использует ресурсы - труд профессоров и экспедиторов, лабораторное оборудование, металлобрабатывающие станки и прокатные станы, сырые нефть и хлопок, металлическую руду и воду, денежные средства. При всем многообразии используемых ресурсов они традиционно подразделяются на три основные группы - натуральные или природные (земля, по определению французского экономиста Ж.-Б. Сэя), материальные (капитал) и человеческие (труд) - называемые также факторами производства.

Если организация собирается максимизировать доход на капитал посредством производства и реализации кваса, ей необходимо приобрести соответствующее технологическое оборудование, сырье в виде дрожжей, ржи, сахара, организовать сбыт. Если организация намерена оказывать консультационные услуги с целью получения прибыли, ей необходимо сформировать штат квалифицированных консультантов, приобрести или арендовать помещение для приема клиентов, закупить вспомогательное оборудование.

Как мы видели из примеров, комбинация ресурсов определяется прежде всего стоящими перед организацией целями. Однако факторы производства являются не только взаимодополняющими, но и взаимозаменяемыми -компьютер (материальный ресурс) заменяет пятерых расчетчиков из отдела труда и заработной платы (человеческие ресурсы), сила падающей воды (натуральный ресурс) — паровой двигатель (материальный ресурс). Согласно экономической теории, выбор ресурсов осуществляется на основе сравнения их удельной производительности, т.е. соотношения между затратами на приобретение ресурса и отдачей от его использования. Например, если компьютер, который морально устаревает через три года, полностью заменяет труд пятерых расчетчиков с годовой заработной платой 5000 долларов каждый, стоит 5000 долларов и требует работы, одного оператора с заработной платой в 7000 долларов в год - организация должна сделать выбор в пользу компьютера (общие издержки на компьютер составляют 26 000 долларов (5000 + 7000 х 3 = 26 000), а общие издержки на расчетчиков - 75 000 долларов (5000 х 5 х 3 = = 75 000), в то время как их производительность идентична). Однако в реальной жизни такая чисто рационалистическая методика применяется далеко не всегда, особенно когда речь идет о человеческих ресурсах - при принятии решения о том, какому фактору производства отдать предпочтение. Руководители учитывают особенности организации (культура), а также социальные, культурные, политические факторы (внешняя среда).

Приобретя ресурсы, организация производительно (для достижения организационных целей) использует их - перерабатывает хлопок в ткань, изготавливает на станках детали, обучает и отправляет на линию шоферов автобусов. Чтобы этот процесс был эффективным, организация должна обеспечить оптимальное соотношение используемых ресурсов с точки зрения их количества, способа, места, времени и продолжительности их взаимодействия или, другими словами, управлять ресурсами. Дом может быть построен из пустых бутылок одним человеком в течение трех лет, из кирпича - бригадой из десяти человек в течение четырех месяцев, из железобетонных блоков - бригадой из трех человек с помощью подъемного крана в течение одного месяца, в зависимости от целей и средств, которыми располагает его будущий владелец. Управление ресурсами лежит в основе управления организацией.

Управление людьми представляет собой компонент управления любой организацией, наряду с управлением материальными и природными ресурсами. Однако по своим характеристикам люди существенно отличаются от любых других используемых организациями ресурсов, а следовательно, требуют особых методов управления. Специфика человеческих ресурсов состоит в следующем.

Во-первых, люди наделены интеллектом, их реакция на внешнее воздействие (управление) - эмоционально-осмысленная, а не механическая, а, значит, процесс взаимодействия между организацией и сотрудником является двусторонним.

Во-вторых, люди способны к постоянному совершенствованию и развитию. В ранний период своей жизни человек учится ходить, разговаривать, читать, писать, общаться с компьютером. Приходя на работу, он приобретает профессиональные навыки, которые совершенствуются на протяжении всей его карьеры. В условиях современного научно-технического прогресса, когда технологии, а вместе с ними и профессиональные навыки устаревают в течение нескольких лет, способность сотрудников к постоянному совершенствованию и развитию представляет собой наиболее важный и долговременный источник повышения эффективности деятельности любой организации.

В-третьих, трудовая жизнь человека продолжается в современном обществе 30 - 50 лет, соответственно отношения человека и организации могут носить долговременный характер. Во Франции человек в среднем работает в одной организации около 16 лет. Не имея соответствующих данных применительно к нашей стране, можно тем не менее предположить, что они схожи, более того, в силу низкой мобильности населения люди, по-видимому, работают в одной организации значительно дольше.

В-четвертых, в отличие от материальных и природных ресурсов, люди приходят (в большинстве случаев) в организацию осознано, с определенными целями и ожидают от организации помощи (предоставления возможности) в реализации этих целей. Удовлетворенность сотрудника взаимодействием с организацией является таким же необходимым условием продолжения этого взаимодействия, как и удовлетворенность организации (см. вставку: Коротко о мотивации к труду).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных