Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Осуществление Инновационной деятельности, инвестиционный климат в стране.




«Инвестиционная привлекательность страны состоит не в настежь "открытых дверях" для зарубежных приватизаторов. Инвестиционный климат в Беларуси нисколько не хуже, чем в других странах, например, в Польше. Более того, наше законодательство в этой сфере намного выгоднее. Это признают и зарубежные инвесторы. А уровень инвестиций ниже потому, что в Беларуси — иной механизм приватизации. Приход инвесторов на наш рынок должен приносить пользу и государству, и народу. "Лакомые куски экономики" не будут отданы бездумно. В настоящее время проблемы с инвестициями, особенно иностранными, в Беларуси нет».

Александр Лукашенко

Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:

-иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;

-международные организации;

- иностранные юридические лица;

-иностранные граждане;

-физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Согласно статье 5 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:

1) создание юридического лица;

2) приобретение имущества или имущественных прав.

Привлекаемые в Республику Беларусь иностранные кредиты, как правило, носят целевой характер и направляются на структурную перестройку экономики, модернизацию действующих предприятий, расширение выпуска потребительских товаров. Наиболее перспективными отраслями для притока иностранного капитала являются: электроника, автомобилестроение, нефтехимия, строительство, лесопереработка, производство товаров народного потребления и продуктов питания, переработка вторичного сырья, производство медицинского оборудования и т.д.

Государственная поддержка инвестиционных проектов оказывается в виде предоставления:

-льгот по налоговым и таможенным платежам, на примере свободных экономических зон (СЭЗ);

-гарантий Правительства Республики Беларусь;

-централизованных инвестиционных ресурсов.

Объем иностранных инвестиций напрямую зависит от инвестиционного климата в стране.

Благоприятный инвестиционный климат в Беларуси обусловлен абсолютными и сравнительными преимуществами:


Наименование преимущества Характеристика
1. Выгодное географическое положение Беларусь занимает выгодное экономико-географическое и геополитическое положение в восточной части Европы. Республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. Из Европы в Россию через Беларусь путь в 1,5 раза короче по сравнению с дорогой через страны Балтии на севере или Украину на юге. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран союза независимых государств (СНГ).
2. Единое таможенное пространство с Россией Для иностранного инвестора имеется возможность, вкладывая инвестиции в белорусскую экономику, выходить на рынки не только России, но и остальных стран СНГ (территория и население России, Казахстана, Украины, в несколько раз превышает территорию и население Европы).
3. Достаточно развитая транспортная инфраструктура Среди европейских стран Беларусь занимает 12-е место по протяженности дорог и 15-е место по плотности национальных дорог. Протяженность автомобильных дорог Республики Беларусь составляет 125 тысяч километров. В стране используются все основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный, трубопроводный. Главной транзитной автомагистралью является автодорога Брест - Минск - граница России (592 км), которая имеет европейский статус и является продолжением европейской автомагистрали Корк - Лондон - Берлин - Варшава. Эта магистраль является самой короткой и дешевой из стран ЕС в Россию и страны Азии.
4. Высоко - квалифицированные трудовые ресурсы Беларусь располагает высокообразованной и сравнительно недорогой рабочей силой, обладающей хорошими техническими навыками и опытом работы на современных предприятиях. Высокий образовательный уровень населения страны и высокая квалификация работников сформированы благодаря созданной в стране сильной системе подготовки кадров, в том числе в таких отраслях, как автомобилестроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, оптика, радиоэлектроника, точное приборостроение и других.

 

5. Низкие эксплуатационные расходы Для зарубежного инвестора это означает хорошую возможность для реализации инвестиционных проектов, создания совместных производств по выпуску экспортоориентированной продукции, создания предприятия со 100% иностранным капиталом, открытия представительств, офисов, складских помещений, демонстрационных залов. В Беларуси сформированы и развиваются 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования. Основные иностранные инвесторы на территории СЭЗ: Германия, Великобритания, Чехия, Италия, США, Польша, Швейцария, Россия. Наиболее важные кредиторы - США, Израиль, Латвия, Голландия, Чехия и Швейцария.
6. Преимущества для компаний с участием иностранного капитала Иностранным и совместным предприятиям предоставляются следующие льготы и преференции: освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности. В случае если такие организации производят особо важную для республики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 51) процентов еще на срок до трех лет; освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию республики основных средств, для формирования уставного фонда; безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт продукции для собственного производства; свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства после оплаты налогов и других обязательных платежей; свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственного производства; сохранение правового режима в течение 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями в не зависимости от изменений в законодательстве Республики Беларусь...

 

7. Защита прав иностранного инвестора Инвестиционным кодексом и другими законодательными актами Республики Беларусь гарантируется стабильность прав инвестора. В случае если инвестиции вкладываются в особо важные отрасли белорусской экономики, Правительство Беларуси может подписать контракт с зарубежным инвестором напрямую, что дает дополнительные льготы инвестору. Существенное внимание уделяется в нашей стране правовой обеспеченности инвестиционной деятельности, основу которого закладывает Инвестиционный кодекс, принятый в 2001 году. В Кодексе установлены ключевые для всех инвесторов гарантии: защита прав собственности и законных интересов; равенство прав независимо от их формы собственности и их стабильность; самостоятельное распоряжение прибылью (доходом) и их беспрепятственный перевод за рубеж; защита от безвозмездной национализации или реквизиции, а так же от незаконных действий государства. В случае принятия новых нормативных правовых актов, ухудшающих условия деятельности инвесторов, Кодекс так же гарантирует применение иностранным инвестором в течение 5 лет законодательства, действовавшего на день регистрации его организации.
8. Международно­правовое регулирование инвестиционной сферы Республика Беларусь является участницей Вашингтонской конвенции 1965 г. «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами». Республикой подписано 48 двусторонних международных соглашений, договоров о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций, 5 многосторонних соглашений и конвенций. Практически все из них прошли внутригосударственную процедуру согласования и вступили в силу.
9. Положительный опыт иностранных компаний в реализации инвестиционных проектов Среди успешно функционирующих в Беларуси совместных и иностранных компаний можно назвать предприятия с немецким капиталом «Карл Цейсс» (оптика, системы электронной визуализации), датским «Маерск Медикал», немецким капиталом «Фрезениус» (выпуск медицинского оборудования) и другими. В 2003 г. году на белорусский рынок пришли такие инвесторы, как российские «Мобильные ТелеСистемы» (сотовая связь), австрийский «Раффайзенбанк» (банковские услуги), немецкий «Фенокс Аутомотив ГмбХ» (машиностроение), американская «Дарна- 2000» и венгерский «Зип Бир» (производство пива), британский «Истворд Капитал Лтд.» (производство продуктов питания) и др. Среди инвестиционных проектов, имеющих приоритетное

 


значение для развития экономики страны, являются техническое перевооружение МАЗа /стоимостью 282 млн. долл./, организация производства бензола и параксилола на Мозырском НПЗ /198 млн. долл./, создание транспортно-обслуживающего комплекса "Прилесье" в СЭЗ "Минск" /\ 13 млн. долл./, строительство угольной ТЭЦ в Бресте /167 млн. долл./, организацию производства терефталевой кислоты в ОАО "Могилевхимволокно" /276 млн. долл./, а также организацию производства бесшовных горячекатаных труб на Белорусском метзаводе /152 млн. долл./.

Валовой внутренний продукт (ВВП), приходящийся на душу населения в самой бедной стране Европейского Союза - Португалии, в 2000 году составлял 10700 долларов, в то время как в Беларуси - 7550 долларов. При сохранении существующих ежегодных темпов роста ВВП в обеих странах (соответственно 3,7% и 4,1%) Беларуси потребуется около 100 лет для того, чтобы сравняться с Португалией по уровню жизни. Решить задачу догоняющего развития страна может только на основе ускорения экономического роста, главным источником которого являются капитальные вложения - инвестирование в различные сферы народного хозяйства страны. Исследования Всемирного банка говорят о том, что инвестиции в экономику Беларуси не принесут ожидаемой отдачи, пока доля малого бизнеса в общей численности занятых в стране не достигнет порогового значения 40%. Это может произойти, в свою очередь, только в результате либерализации экономики и создания благоприятных условий для развития предпринимательского сектора. Следовательно, для Беларуси либерализация экономики на данном этапе является более настоятельной необходимостью, чем поиск, мобилизация и привлечение инвестиций.

Государственная инвестиционная политика

Основным программным документом формирования инвестиционной политики является “Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года”, на основе которой Советом Министров ежегодно разрабатываются годовые подпрограммы, учитывающие сложившиеся изменения в экономике и которым должны следовать органы местного управления, отвечающие за реализацию данных программ в своем регионе.

Иностранным инвесторам предоставлен льготный режим для инвестирования, государственная поддержка эффективных инвестиционных проектов, гарантии, создаются и развиваются свободные экономические зоны.

Основа правовой поддержки - Инвестиционный кодекс, принятый в 2001 году.

' Приоритетные сферы для иностранных инвестиций: машиностроение и

приборостроение, нефтехимический комплекс, переработка сельскохозяйственной продукции, связь, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, а также туризм.


Государственное регулирование инвестиционной деятельности как организация этого процесса включает формирование соответствующих организационных отношений, структур, обеспечивающих эффективность управления.

Организационная структура управления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь представлена на рисунке 2.1

 
 

• ________________________________________ ________


Процесс государственного регулирования инвестиционной деятельности изображен на рисунке 2.2

Рисунок 2.2 - Процесс государственного регулирования инвестиционной деятельности

 

Выделяют следующие формы реализации инвестиционной политики государства:

- стратегию активного вмешательства;

- децентрализованное планирование и регулирование;

- смешанное планирование и регулирование.

Стратегия активного вмешательства государства в области инвестиционной политики заключается в признании определенных сфер народного хозяйства приоритетными, и для повышения их эффективности направления потоков инвестиций в первую очередь туда путем обеспечения льгот, гарантий, создания свободных экономических зон и т.д.

Такое вмешательство осуществляется через принятие пакета законодательных актов во внутренней и внешней политике государства. Государство в таком случае берет на себя организационные функции, а также финансирование многих программ и инвестиционных проектов.

Децентрализованное планирование и регулирование инвестиций осуществляется, как правило, в научной и инновационной среде.

Роль государства в этом случае сводится к разработке инвестиционной политики по каждой отрасли народного хозяйства отдельно, в результате чего планирование инвестиций является децентрализованным и учитывает отраслевую специфику.

Смешанное планирование и регулирование применяется в странах, где достаточно большую часть составляет государственный сектор.

Принципы осуществления государственной инвестиционной политики

Для каждого рода деятельности существует свод основополагающих критериев и правил (принципов), на которые нужно опираться при ее осуществлении.

Таблица 2. - Основные принципы инвестиционной политики в Республике Беларусь

Принцип Характеристика
1. Многовекторность инвестиционного сотрудничества Сегодня основные инвесторы в республике - это Россия, на долю которой приходится около четверти привлекаемых инвестиций от общего объема, и ряд европейских стран (Швейцария, Австрия, Германия, Нидерланды). Однако большой интерес для нас представляют также инвестиции из ближне­восточного и азиатского регионов, в том числе сотрудничество с Китаем, Ливаном, Ираном, Сирией, Саудовской Аравией, Израилем, с которыми в настоящее Бремя активизируются инвестиционные связи.
2. Обеспечение производственной и инновационной направленности привлекаемых инвестиций связанной со структурной перестройкой и модернизацией реального сектора Приветствуются капиталообразующие инвестиции в виде создания совместных производств, реинвестирования прибылей. Инновационную направленность инвестиций призвана обеспечить реализация проекта по созданию Парка высоких технологий. В настоящее время государством взят курс на развитие перспективных направлений исследований: информационные технологии, биотехнологии, оптико-электронные технологии и приборы, микроэлектроника, лазерные и плазменные технологии, приборостроение, машиностроение, лекарственные препараты.

 

Внесены изменения и дополнения в Инвестиционный кодекс, которые расширяют правовое поле деятельности для иностранных инвесторов. В частности, сняты ограничения на организационно-правовые формы, в которых могут создаваться коммерческие организации с иностранными инвестициями, предусмотрена возможность осуществления инвестиций в Республике Беларусь иностранными организациями, не имеющими статуса юридического лица в стране происхождения, расширены виды инвестиционной деятельности за счет включения в них подписки на дополнительную эмиссию акций.

Особую роль в сфере инвестиционной деятельности играет Консультативный совет по иностранным инвестициям при Правительстве. В него входят как руководители госорганов, так и иностранные инвесторы, представители международных организаций, рекомендации которых учитываются Правительством при регулировании инвестиционной политики государства.

В Беларуси сегодня созданы благоприятные условия для привлечения в страну иностранных инвестиций. Во многом они обусловлены государственной инвестиционной политикой, в основу которой Правительство республики заложило вышеизложенные принципы.


2.5 Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, используемые в Республике Беларусь

Инвестиционный кодекс формулирует основные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в стране, то есть воздействия на нее. Данные методы перечислены на рисунке 2.3

Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
С-______________________________

 


- принятие государственных инвестиционных программ и финансирование их за счет средств республиканского бюджета;
- предоставление централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;
- предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;
- проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;
- предоставление концессий национальным и иностранным инвесторам.
- оказание инвесторам государственной поддержки;
- защита интересов инвесторов;
- создание на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;
- определение условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;
- принятие антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции;
- определение условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;
- содействие развитию рынка ценных бумаг;
- проведение эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно- кредитной и валютной политики;
- использование других форм и методов государственного регу лирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь

-.


ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ

Таблица - Предложения по совершенствованию инвестиционного климата в Республике Беларусь

Предложение Подробное описание Ожидаемый эффект
1. Работа по привлечению иностранного капитала в страну на государственном уровне разработка концепции привлечения иностранных инвестиций, её обсуждение и утверждение Президентом; - принятие дополнительных законов и других законодательных актов способствующих привлечению иностранных инвесторов в республику; - создание системы государственного управления процессом привлечения иностранных инвесторов путем повышения эффективности специализированных структур в аппарате государственного управления (Комитет по инвестициям при Министерстве экономики, Кредитно-инвестиционное управление МИД, Управление инвестиций Министерства предпринимательства и инвестиций и др.). - создание определённых условий для размещения в Республике Беларусь филиалов крупнейших иностранных банков и представительств международных компаний корпораций, работающих со странами СНГ, Балтии и Восточной Европы. Создаст направляющий вектор в работе для всех государственных органов. Такой подход позволит значительно улучшить работу по привлечению финансовых ресурсов и обслуживанию инвестиционных потоков
2. Информационная поддержка со стороны других стран - заключение с развитыми странами соглашение о сотрудничестве в области технологического обмена; - создание при отраслевых министерствах Позволит использовать новейшие технологии, используемые мировым сообществом.

 


  и концернах фондов для финансирования импорта технологий.  
3. Повышение качества проработки инвестиционных проектов комплексная и скоординированная внешнеэкономическая политика государства по привлечению инвестиций; совершенствование законодательной базы. Снижение рисков “прогорания” инвестиционных проектов. Привлечение новых инвесторов.
4. Стабилизация экономической ситуации в стране - необходимо использовать всю мощь государственных кредитно-финансовых и правовых институтов; - надо обращаться к опыту налоговых систем развивающихся стран, учитывающих особенности переходной экономики; необходимо использовать более эффективные методы сборов налогов: пусть налоги будут не самыми максимальными с фискальной точки зрения, лишь бы их нельзя было избежать на практике. Без этого невозможно развитие мелкого и среднего предпринимательства и конкуренции — основной пружины 'деловой активности. Повышение законности в сфере инвестиционной деятельности.
5. Повышение эффективности государственной политики в области инвестиций - совершенствовать законодательную базу в сфере международного инвестиционного сотрудничества, страхования, залога, банкротства и т. д., учитывая международно-правовые реалии, действующие на мировом рынке; - при разработке нормативных актов активно привлекать не только высококвалифицированных специалистов- теоретиков, но и тех, кому они непосредственно адресованы; - создать структуру, осуществляющую отбор и продвижение наиболее актуальных и перспективных для экономики Национальная экономическая политика Республики Беларусь будет эффективной только при условии скоординированности с экономической стратегией других стран. Позволит создавать действительно “работающие”

 

  республики инвестиционных проектов, а также защиту от иностранных инвестиций, не отвечающих национальным интересам Республики Беларусь; законопроекты.
  - создать единую государственную  
  систему информационного обеспечения Повысит
  иностранных инвесторов по вопросам привлекательность
  существующей законодательной базы и реализации с их участием инвестиционных проектов в различных отраслях деятельности; инвесторов к стране.
  - стимулировать развитие экспортоориентированных и -
  импортозамещающих производств. * - В процессе реформы банковской  
6. системы предполагается, что государство Это ядро банков
Совершенствования сохранит за собой контрольный пакет обеспечит безопасное
Инвестиционной акций лишь в тех банках, которые будут и надежное
Инфраструктуры задействованы в государственных функционирование
  программах и мероприятиях, а также в банковской системы
  банках, являющихся системообразующими при сокращении затрат
  в функциях работы с населением и государства на ее
  Правительством. Это АСБ "Беларусбанк", ресурсную поддержку.
  ОАО "Белагропромбанк", ОАО "Белпромстройбанк", ОАО "Белинвестбанк"; - должен быть сохранен разрешительный  
  принцип доступа иностранного капитала в Для предотвращения
  банковскую систему Беларуси; возможности
  - Присоединение Беларуси к ВТО появления на
  рассматривается как важнейший шаг в белорусском рынке
  направлении интеграции в мировую банковских услуг кредитных    
  экономику, который даст республике

 

 

  необходимый инструментарий для защиты продвижения своих интересов в рамках системы международной торговли. В тоже время присоединение к ВТО ставит перед Республикой Беларусь задачу обеспечить соответствие её внешнеэкономического законодательства правилам ВТО; - Использование лизинга как одной из формы инвестирования в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов имеет широкую перспективу в решении проблем технического перевооружения производства; - Развитие рынка ценных бумаг; - создание условий для конвертируемости белорусского рубля. организаций, контролируемых иностранными учредителями с сомнительной репутацией.     Это повысит спектр финансовых операций, осуществляемых в стране.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных