Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Осуществление Инновационной деятельности, инвестиционный климат в стране.
«Инвестиционная привлекательность страны состоит не в настежь "открытых дверях" для зарубежных приватизаторов. Инвестиционный климат в Беларуси нисколько не хуже, чем в других странах, например, в Польше. Более того, наше законодательство в этой сфере намного выгоднее. Это признают и зарубежные инвесторы. А уровень инвестиций ниже потому, что в Беларуси — иной механизм приватизации. Приход инвесторов на наш рынок должен приносить пользу и государству, и народу. "Лакомые куски экономики" не будут отданы бездумно. В настоящее время проблемы с инвестициями, особенно иностранными, в Беларуси нет».
Александр Лукашенко
Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:
-иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;
-международные организации;
- иностранные юридические лица;
-иностранные граждане;
-физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.
Согласно статье 5 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:
1) создание юридического лица;
2) приобретение имущества или имущественных прав.
Привлекаемые в Республику Беларусь иностранные кредиты, как правило, носят целевой характер и направляются на структурную перестройку экономики, модернизацию действующих предприятий, расширение выпуска потребительских товаров. Наиболее перспективными отраслями для притока иностранного капитала являются: электроника, автомобилестроение, нефтехимия, строительство, лесопереработка, производство товаров народного потребления и продуктов питания, переработка вторичного сырья, производство медицинского оборудования и т.д.
Государственная поддержка инвестиционных проектов оказывается в виде предоставления:
-льгот по налоговым и таможенным платежам, на примере свободных экономических зон (СЭЗ);
-гарантий Правительства Республики Беларусь;
-централизованных инвестиционных ресурсов.
Объем иностранных инвестиций напрямую зависит от инвестиционного климата в стране.
Благоприятный инвестиционный климат в Беларуси обусловлен абсолютными и сравнительными преимуществами:
Наименование
преимущества
| Характеристика
| 1. Выгодное
географическое
положение
| Беларусь занимает выгодное экономико-географическое и геополитическое положение в восточной части Европы. Республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами.
Из Европы в Россию через Беларусь путь в 1,5 раза короче по сравнению с дорогой через страны Балтии на севере или Украину на юге.
В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран союза независимых государств (СНГ).
| 2. Единое таможенное пространство с Россией
| Для иностранного инвестора имеется возможность, вкладывая инвестиции в белорусскую экономику, выходить на рынки не только России, но и остальных стран СНГ (территория и население России, Казахстана, Украины, в несколько раз превышает территорию и население Европы).
| 3. Достаточно развитая транспортная инфраструктура
| Среди европейских стран Беларусь занимает 12-е место по протяженности дорог и 15-е место по плотности национальных дорог.
Протяженность автомобильных дорог Республики Беларусь составляет 125 тысяч километров.
В стране используются все основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный, трубопроводный.
Главной транзитной автомагистралью является автодорога Брест - Минск - граница России (592 км), которая имеет европейский статус и является продолжением европейской автомагистрали Корк - Лондон - Берлин - Варшава. Эта магистраль является самой короткой и дешевой из стран ЕС в Россию и страны Азии.
| 4. Высоко - квалифицированные трудовые ресурсы
| Беларусь располагает высокообразованной и сравнительно недорогой рабочей силой, обладающей хорошими техническими навыками и опытом работы на современных предприятиях.
Высокий образовательный уровень населения страны и высокая квалификация работников сформированы благодаря созданной в стране сильной системе подготовки кадров, в том числе в таких отраслях, как автомобилестроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, оптика, радиоэлектроника, точное приборостроение и других.
|
5. Низкие
эксплуатационные
расходы
| Для зарубежного инвестора это означает хорошую возможность для реализации инвестиционных проектов, создания совместных производств по выпуску экспортоориентированной продукции, создания предприятия со 100% иностранным капиталом, открытия представительств, офисов, складских помещений, демонстрационных залов.
В Беларуси сформированы и развиваются 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования.
Основные иностранные инвесторы на территории СЭЗ: Германия, Великобритания, Чехия, Италия, США, Польша, Швейцария, Россия. Наиболее важные кредиторы - США, Израиль, Латвия, Голландия, Чехия и Швейцария.
| 6. Преимущества для компаний с участием иностранного капитала
| Иностранным и совместным предприятиям предоставляются следующие льготы и преференции:
освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности. В случае если такие организации производят особо важную для республики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 51) процентов еще на срок до трех лет;
освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию республики основных средств, для формирования уставного фонда;
безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт продукции для собственного производства;
свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства после оплаты налогов и других обязательных платежей;
свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственного производства;
сохранение правового режима в течение 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями в не зависимости от изменений в законодательстве Республики Беларусь...
|
7. Защита прав
иностранного
инвестора
| Инвестиционным кодексом и другими законодательными актами Республики Беларусь гарантируется стабильность прав инвестора. В случае если инвестиции вкладываются в особо важные отрасли белорусской экономики, Правительство Беларуси может подписать контракт с зарубежным инвестором напрямую, что дает дополнительные льготы инвестору.
Существенное внимание уделяется в нашей стране правовой обеспеченности инвестиционной деятельности, основу которого закладывает Инвестиционный кодекс, принятый в 2001 году.
В Кодексе установлены ключевые для всех инвесторов гарантии: защита прав собственности и законных интересов; равенство прав независимо от их формы собственности и их стабильность; самостоятельное распоряжение прибылью (доходом) и их беспрепятственный перевод за рубеж; защита от безвозмездной национализации или реквизиции, а так же от незаконных действий государства.
В случае принятия новых нормативных правовых актов, ухудшающих условия деятельности инвесторов, Кодекс так же гарантирует применение иностранным инвестором в течение 5 лет законодательства, действовавшего на день регистрации его организации.
| 8. Международноправовое регулирование инвестиционной сферы
| Республика Беларусь является участницей Вашингтонской конвенции 1965 г. «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами».
Республикой подписано 48 двусторонних международных соглашений, договоров о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций, 5 многосторонних соглашений и конвенций. Практически все из них прошли внутригосударственную процедуру согласования и вступили в силу.
| 9. Положительный опыт иностранных компаний в реализации инвестиционных проектов
| Среди успешно функционирующих в Беларуси совместных и иностранных компаний можно назвать предприятия с немецким капиталом «Карл Цейсс» (оптика, системы электронной визуализации), датским «Маерск Медикал», немецким капиталом «Фрезениус» (выпуск медицинского оборудования) и другими.
В 2003 г. году на белорусский рынок пришли такие инвесторы, как российские «Мобильные ТелеСистемы» (сотовая связь), австрийский «Раффайзенбанк» (банковские услуги), немецкий «Фенокс Аутомотив ГмбХ» (машиностроение), американская «Дарна- 2000» и венгерский «Зип Бир» (производство пива), британский «Истворд Капитал Лтд.» (производство продуктов питания) и др.
Среди инвестиционных проектов, имеющих приоритетное
|
значение для развития экономики страны, являются техническое перевооружение МАЗа /стоимостью 282 млн. долл./, организация производства бензола и параксилола на Мозырском НПЗ /198 млн. долл./, создание транспортно-обслуживающего комплекса "Прилесье" в СЭЗ "Минск" /\ 13 млн. долл./, строительство угольной ТЭЦ в Бресте /167 млн. долл./, организацию производства терефталевой кислоты в ОАО "Могилевхимволокно" /276 млн. долл./, а также организацию производства бесшовных горячекатаных труб на Белорусском метзаводе /152 млн. долл./.
Валовой внутренний продукт (ВВП), приходящийся на душу населения в самой бедной стране Европейского Союза - Португалии, в 2000 году составлял 10700 долларов, в то время как в Беларуси - 7550 долларов. При сохранении существующих ежегодных темпов роста ВВП в обеих странах (соответственно 3,7% и 4,1%) Беларуси потребуется около 100 лет для того, чтобы сравняться с Португалией по уровню жизни. Решить задачу догоняющего развития страна может только на основе ускорения экономического роста, главным источником которого являются капитальные вложения - инвестирование в различные сферы народного хозяйства страны. Исследования Всемирного банка говорят о том, что инвестиции в экономику Беларуси не принесут ожидаемой отдачи, пока доля малого бизнеса в общей численности занятых в стране не достигнет порогового значения 40%. Это может произойти, в свою очередь, только в результате либерализации экономики и создания благоприятных условий для развития предпринимательского сектора. Следовательно, для Беларуси либерализация экономики на данном этапе является более настоятельной необходимостью, чем поиск, мобилизация и привлечение инвестиций.
Государственная инвестиционная политика
Основным программным документом формирования инвестиционной политики является “Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года”, на основе которой Советом Министров ежегодно разрабатываются годовые подпрограммы, учитывающие сложившиеся изменения в экономике и которым должны следовать органы местного управления, отвечающие за реализацию данных программ в своем регионе.
Иностранным инвесторам предоставлен льготный режим для инвестирования, государственная поддержка эффективных инвестиционных проектов, гарантии, создаются и развиваются свободные экономические зоны.
Основа правовой поддержки - Инвестиционный кодекс, принятый в 2001 году.
' Приоритетные сферы для иностранных инвестиций: машиностроение и
приборостроение, нефтехимический комплекс, переработка сельскохозяйственной продукции, связь, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, а также туризм.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности как организация этого процесса включает формирование соответствующих организационных отношений, структур, обеспечивающих эффективность управления.
Организационная структура управления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь представлена на рисунке 2.1
• ________________________________________ ________
Процесс государственного регулирования инвестиционной деятельности изображен на рисунке 2.2
Рисунок 2.2 - Процесс государственного регулирования инвестиционной деятельности
|
Выделяют следующие формы реализации инвестиционной политики государства:
- стратегию активного вмешательства;
- децентрализованное планирование и регулирование;
- смешанное планирование и регулирование.
Стратегия активного вмешательства государства в области инвестиционной политики заключается в признании определенных сфер народного хозяйства приоритетными, и для повышения их эффективности направления потоков инвестиций в первую очередь туда путем обеспечения льгот, гарантий, создания свободных экономических зон и т.д.
Такое вмешательство осуществляется через принятие пакета законодательных актов во внутренней и внешней политике государства. Государство в таком случае берет на себя организационные функции, а также финансирование многих программ и инвестиционных проектов.
Децентрализованное планирование и регулирование инвестиций осуществляется, как правило, в научной и инновационной среде.
Роль государства в этом случае сводится к разработке инвестиционной политики по каждой отрасли народного хозяйства отдельно, в результате чего планирование инвестиций является децентрализованным и учитывает отраслевую специфику.
Смешанное планирование и регулирование применяется в странах, где достаточно большую часть составляет государственный сектор.
Принципы осуществления государственной инвестиционной политики
Для каждого рода деятельности существует свод основополагающих критериев и правил (принципов), на которые нужно опираться при ее осуществлении.
Таблица 2. - Основные принципы инвестиционной политики в Республике Беларусь
Принцип
| Характеристика
| 1. Многовекторность
инвестиционного
сотрудничества
| Сегодня основные инвесторы в республике - это Россия, на долю которой приходится около четверти привлекаемых инвестиций от общего объема, и ряд европейских стран (Швейцария, Австрия, Германия, Нидерланды). Однако большой интерес для нас представляют также инвестиции из ближневосточного и азиатского регионов, в том числе сотрудничество с Китаем, Ливаном, Ираном, Сирией, Саудовской Аравией, Израилем, с которыми в настоящее Бремя активизируются инвестиционные связи.
| 2. Обеспечение
производственной и
инновационной
направленности
привлекаемых
инвестиций
связанной со
структурной
перестройкой и
модернизацией
реального сектора
| Приветствуются капиталообразующие инвестиции в виде создания совместных производств, реинвестирования прибылей.
Инновационную направленность инвестиций призвана обеспечить реализация проекта по созданию Парка высоких технологий.
В настоящее время государством взят курс на развитие перспективных направлений исследований: информационные технологии, биотехнологии, оптико-электронные технологии и приборы, микроэлектроника, лазерные и плазменные технологии, приборостроение, машиностроение, лекарственные препараты.
|
Внесены изменения и дополнения в Инвестиционный кодекс, которые расширяют правовое поле деятельности для иностранных инвесторов. В частности, сняты ограничения на организационно-правовые формы, в которых могут создаваться коммерческие организации с иностранными инвестициями, предусмотрена возможность осуществления инвестиций в Республике Беларусь иностранными организациями, не имеющими статуса юридического лица в стране происхождения, расширены виды инвестиционной деятельности за счет включения в них подписки на дополнительную эмиссию акций.
Особую роль в сфере инвестиционной деятельности играет Консультативный совет по иностранным инвестициям при Правительстве. В него входят как руководители госорганов, так и иностранные инвесторы, представители международных организаций, рекомендации которых учитываются Правительством при регулировании инвестиционной политики государства.
В Беларуси сегодня созданы благоприятные условия для привлечения в страну иностранных инвестиций. Во многом они обусловлены государственной инвестиционной политикой, в основу которой Правительство республики заложило вышеизложенные принципы.
2.5 Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, используемые в Республике Беларусь
Инвестиционный кодекс формулирует основные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в стране, то есть воздействия на нее. Данные методы перечислены на рисунке 2.3
Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
| С-______________________________
|
- принятие государственных инвестиционных программ и финансирование их за счет средств республиканского бюджета;
| - предоставление централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;
| - предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;
| - проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;
| - предоставление концессий национальным и иностранным инвесторам.
| - оказание инвесторам государственной поддержки;
| - защита интересов инвесторов;
| - создание на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;
| - определение условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;
| - принятие антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции;
| - определение условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;
| - содействие развитию рынка ценных бумаг;
| - проведение эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно- кредитной и валютной политики;
| - использование других форм и методов государственного регу лирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь
| -.
ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ
Таблица - Предложения по совершенствованию инвестиционного климата в Республике Беларусь
Предложение
| Подробное описание
| Ожидаемый эффект
| 1. Работа по
привлечению
иностранного
капитала в страну на
государственном
уровне
| разработка концепции привлечения иностранных инвестиций, её обсуждение и утверждение Президентом;
- принятие дополнительных законов и других законодательных актов способствующих привлечению иностранных инвесторов в республику;
- создание системы государственного управления процессом привлечения иностранных инвесторов путем повышения эффективности специализированных структур в аппарате государственного управления (Комитет по инвестициям при Министерстве экономики, Кредитно-инвестиционное управление МИД, Управление инвестиций Министерства предпринимательства и инвестиций и др.).
- создание определённых условий для размещения в Республике Беларусь филиалов крупнейших иностранных банков и представительств международных компаний корпораций, работающих со странами СНГ, Балтии и Восточной Европы.
| Создаст направляющий вектор в работе для всех государственных органов.
Такой подход позволит значительно улучшить работу по привлечению финансовых ресурсов и обслуживанию инвестиционных потоков
| 2. Информационная поддержка со стороны других стран
| - заключение с развитыми странами соглашение о сотрудничестве в области технологического обмена;
- создание при отраслевых министерствах
| Позволит использовать новейшие технологии, используемые мировым сообществом.
|
| и концернах фондов для финансирования импорта технологий.
|
| 3. Повышение качества проработки инвестиционных проектов
| комплексная и скоординированная внешнеэкономическая политика государства по привлечению инвестиций;
совершенствование законодательной базы.
| Снижение рисков “прогорания” инвестиционных проектов. Привлечение новых инвесторов.
| 4. Стабилизация экономической ситуации в стране
| - необходимо использовать всю мощь государственных кредитно-финансовых и правовых институтов;
- надо обращаться к опыту налоговых систем развивающихся стран, учитывающих особенности переходной экономики;
необходимо использовать более эффективные методы сборов налогов: пусть налоги будут не самыми максимальными с фискальной точки зрения, лишь бы их нельзя было избежать на практике.
| Без этого невозможно развитие мелкого и среднего
предпринимательства и конкуренции — основной пружины 'деловой активности. Повышение законности в сфере инвестиционной деятельности.
| 5. Повышение эффективности государственной политики в области инвестиций
| - совершенствовать законодательную базу в сфере международного инвестиционного сотрудничества, страхования, залога, банкротства и т. д., учитывая международно-правовые реалии, действующие на мировом рынке;
- при разработке нормативных актов активно привлекать не только высококвалифицированных специалистов- теоретиков, но и тех, кому они непосредственно адресованы;
- создать структуру, осуществляющую отбор и продвижение наиболее актуальных и перспективных для экономики
| Национальная экономическая политика Республики Беларусь будет эффективной только при условии скоординированности с экономической стратегией других стран.
Позволит создавать
действительно
“работающие”
|
| республики инвестиционных проектов, а также защиту от иностранных инвестиций, не отвечающих национальным интересам Республики Беларусь;
| законопроекты.
|
| - создать единую государственную
|
|
| систему информационного обеспечения
| Повысит
|
| иностранных инвесторов по вопросам
| привлекательность
|
| существующей законодательной базы и реализации с их участием инвестиционных проектов в различных отраслях деятельности;
| инвесторов к стране.
|
| - стимулировать развитие экспортоориентированных и
| -
|
| импортозамещающих производств.
*
- В процессе реформы банковской
|
| 6.
| системы предполагается, что государство
| Это ядро банков
| Совершенствования
| сохранит за собой контрольный пакет
| обеспечит безопасное
| Инвестиционной
| акций лишь в тех банках, которые будут
| и надежное
| Инфраструктуры
| задействованы в государственных
| функционирование
|
| программах и мероприятиях, а также в
| банковской системы
|
| банках, являющихся системообразующими
| при сокращении затрат
|
| в функциях работы с населением и
| государства на ее
|
| Правительством. Это АСБ "Беларусбанк",
| ресурсную поддержку.
|
| ОАО "Белагропромбанк", ОАО "Белпромстройбанк", ОАО "Белинвестбанк";
- должен быть сохранен разрешительный
|
|
| принцип доступа иностранного капитала в
| Для предотвращения
|
| банковскую систему Беларуси;
| возможности
|
| - Присоединение Беларуси к ВТО
| появления на
|
| рассматривается как важнейший шаг в
| белорусском рынке
|
| направлении интеграции в мировую
| банковских услуг кредитных
|
| экономику, который даст республике
|
| необходимый инструментарий для защиты продвижения своих интересов в рамках системы международной торговли. В тоже время присоединение к ВТО ставит перед Республикой Беларусь задачу обеспечить соответствие её внешнеэкономического законодательства правилам ВТО;
- Использование лизинга как одной из формы инвестирования в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов имеет широкую перспективу в решении проблем технического перевооружения производства;
- Развитие рынка ценных бумаг;
- создание условий для конвертируемости белорусского рубля.
| организаций, контролируемых иностранными учредителями с сомнительной репутацией.
Это повысит спектр финансовых операций, осуществляемых в стране.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|