Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I.2.2. Роль объективных особенностей внимания в учебном процессе.




Громкий звук, яркий свет и т. п. привлекают внимание помимо нашей воли. Однако главное не в абсолютной, а в относительной силе раздражителя. Неопытный педагог нередко форсирует голос, стараясь привлечь внимание класса, но эта мера вскоре перестает оказывать действие. В то же время уже легкое повышение голоса более опытного его коллеги обостряет внимание учеников.

В сильной степени привлекают внимание динамические особенности объектов — мерцающий свет, прерывистые звуки, ритмически организованные раздражители и др. Известно, как трудно слушать однообразную, монотонную речь, тогда как речь выразительную можно слушать не уставая. Монотонность снимается умелым понижением и повышением голоса, искусством паузы.

Очень важная причина внимания—необычность, новизна предметов и явлений (возбужденный вид обычно спокойного ученика, необычный предмет в поле зрения). Пока не исчерпан элемент новизны, внимание можно удерживать достаточно долго. Однако самое необычное, оригинальное, новое становится со временем обыденным и привычным. Недостаточное количество нового, знакомость изучаемого материала снижает интенсивность внимания, вызывает падение интереса. Но и чрезмерное насыщение учебных занятий новым материалом утомляет внимание, делает его поверхностным.

Стремление к стилистическому разнообразию, использованию синонимов, обогащение словаря —объективная закономерность речевого общения. Повтор одних и тех же стилистических приемов, выражений, слов притупляет внимание и затрудняет восприятие речи, поскольку исчерпана новизна речевой формы.

Состояние внимания в данный момент времени зависит и от предшествующих событий. Сложно настроиться на серьезную работу после эмоционально насыщенной перемены. Учителя знают, как непросто начать работу в возбужденном, взбудораженном классе после урока слабого педагога. Эффект последействия должен учитываться при составлении расписания. Неудачная последовательность уроков может заметно снизить их эффективность.

1.2.3. Устойчивость и колебания внимания. Внимание человека необычайно подвижно, его невозможно остановить или задержать. Хотя мы и употребляем выражения «задержать», «остановить внимание», это означает в действительности движение внимания в едином направлении. Сохранить внимание можно только перемещая его в русле определенной познавательной деятельности. Ребенку очень быстро надоедает рассматривать рисунок или картину, знатоки же приходят в картинную галерею, чтобы провести часы перед любимой картиной. Она не наскучивает им, поскольку настоящее произведение искусства таит массу неизведанного. Противостоять распространенной ныне информационной пресыщенности может культура интеллекта и чувств, когда человек отыскивает в обыденном все новые и новые стороны, обнаруживает вопросы и загадки там, где поверхностный ум видит лишь давно известное.

Существенное влияние на устойчивость внимания оказывают сложность и напряженность деятельности. В некоторых видах профессий даже кратковременное отвлечение внимания может привести к серьезным, а то и трагическим последствиям. Однако чрезмерно жесткие требования к точности работы могут дать обратные результаты, так как возрастание напряжения внимания приведет к увеличению количества ошибок и ошибочных действий. Существует индивидуальный предел надежности действий в напряженной обстановке. Отдельные ученики во время ответственной контрольной работы показывают существенно худшие результаты, чем в спокойной обстановке.

Нельзя сохранить внимание учеников, держа класс в напряжении все сорок пять минут урока. Это невозможно, да и не нужно. К. С. Станиславский наблюдал за величайшими артистами, чтобы выяснить сколько минут они одни, стоя перед рампой на авансцене, без всякой посторонней помощи, могут удерживать на себе внимание зрительного зала. «Опыт показал мне,—пишет он в книге «Моя жизнь в искусстве»,—что максимум их способности одному безостановочно держать внимание тысячной толпы при сильной захватывающей сцене равен семи минутам (это огромно!). А далее не хватает разнообразия выразительных средств, им приходится повторяться, отчего внимание ослабевает, вплоть до следующего перелома, вызывающего новые приемы воплощения и новый приступ внимания зрителей». Мы видим в этом примере проявление общей закономерности внимания. Сохраняя общее направление, внимание периодически усиливается и ослабевает. Не случайно учитель-мастер, подняв класс на вершину напряженного размышления, даст затем незаметную передышку, займет учеников более легкой работой, пошутит и снова поведет за собой к вершинам познания. Чередование напряжения и расслабления—обязательное условие устойчивости внимания.

Устойчивости внимания свойственна определенная динамика. Исследования различных видов напряженной интеллектуальной деятельности показывают, что высший пик работоспособности достигается лишь спустя некоторое время, когда завершится период врабатываемости. Вначале, когда интеллектуальные механизмы еще не настроены, опасность ошибок особенно велика. Облегчает втягивание в работу своего рода интеллектуальная разминка, когда несложные упражнения, занимательные вопросы облегчают переход к наиболее сложной и ответственной части работы.

Но в любом случае, как показывают исследования процесса
утомления, наблюдаются малые и большие циклы снижения уровня внимания—в начале и конце урока, в начале и конце рабочего дня, рабочей недели, выявлены даже сезонные циклы. В исследованиях контрольного проверочного чтения в учебной и профессиональной деятельности, предъявляющего особые требования к устойчивости внимания, выявлены условия, повышающие эффективность работы:

1. Простое повторение контрольного чтения без перерыва приводит к значительному количеству ошибок. В одном из экспериментов при первом контрольном чтении текста, насыщенного большим количеством ошибок, выявлено в среднем около двух третей ошибок, при втором—меньше половины, при третьем—лишь четверть оставшихся ошибок. Возрастание перерывов между контрольными чтениями позволяет уменьшить привыкание к тексту, когда мы не столько прочитываем, сколько узнаем.

2. Снятие привыкания к тексту достигается также обновлением графического воспроизведения: перепечатка на машинке, переписка заново от руки.

3. Очень трудно, практически невозможно одновременно контролировать различные стороны текста: смысловую, грамматическую, стилистическую, композиционную. Поэтому в профессиональной деятельности текст читают столько раз, сколько задач стоит перед человеком. Одно чтение—одна задача.

4. Высокое качество проверочного чтения сложного текста достигается при его контроле двумя или тремя разными людьми, к примеру автором, редактором, корректором. Сведение результатов чтения воедино позволяет выявить абсолютное большинство ошибок. Экспериментальная проверка такого дублированного чтения показывает, что уже одно независимое чтение текста двумя людьми эффективнее трех или четырех контрольных чтений одним и тем же человеком.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных