Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Научные школы в географии




Важнейшую роль в развитии географического знания всегда играли выдающиеся ученые. Их влияние неоднозначно, их труды и идеи далеко не всегда оценивались современниками и часто «воспринимались» спустя десятилетия. Под научной школой понимают творческое объединение ученых разных поколений, работавших (или работающих) в одном направлении во главе с ру­ководителем. Они отличается своими традициями, проблематикой и исследовательской программой, главной концепцией, особым подходом исследования и методом. По масштабу научные школы подразделяются на местные, общенациональные, интернациональные; по характеру направления – комплексные, междисциплинарные и отраслевые. Критерии формирования научных школ:–потребность в данном на­учном направлении; –роль основателей таких школ, которые; –ход развития науки, ее история, ее перспективы, обусловливающие развитие школ;

Школа П.П. Семенова-Тян-Шанского. В РГО создал целое поколение географов широкого профиля, комплексников (Пржевальский, Роборовский, Потанин, Певцов, Обручев, Мушкетов).

Университетская географическая школа, созданная Д.Н. Анучиным на базе Московского университета, где была открыта первая в России кафедра географии.

Научная школа В.В. Докучаева –Эта школа оказалась новаторской и творчески плодотворной, что обогатила многие науки: геологию, минералогию, почвоведение, ботанику, создала учение о лесе. В числе наук, на которые идеи Докучаева оказали сильнейшее влияние, находится и гео­графия.

Одновременно формировались западные школы – немецкая (с О. Пешель, Ф. Рихтгофен, Ф. Ратцель и др.) и французская «школа географии человека», основоположником которой был П. Видаль де ла Блаш.

В XX веке в отечественной географии сформировались пять «природно-географических» школ: физико-географическая школа Л. С. Берга – А. А. Борзова; географо-гидрологическая школа В. Г. Глушкова – С. Д. Муравейского; океанологическая школа Ю. М. Шокальского – Н. Н. Зубова; географо-геохимическая школа В. И. Вернадского – Б. Б. Полынова; биогеографическая школа В. Н. Сукачева.

В подсистеме общественно-географических наук выделяют школу Н. Н. Баранского – Н. Н. Колосовского, которую иногда называют «московской» эко­номико-географической школой.

Ведущими те идеи которых составляют значительный этап в развитии науки, подготовившие ведущих ученых страны, создавшие новые научные школы. Пример Милькова школа физико-географов ландшафтоведов и антропогенного ландшафтоведения.

Региональные научные школы, решающие отдельные проблемы науки и региональные проблемы. В России (в основном, на базе географических подразде­лений университетов) в Казани, Воронеже, Перми, Иркутске, Владивостоке и других городах.

Широкое распространение в отечественной географии получили научные школы типа «учитель-ученик».Н. Н. Баранский и Ю. Г. Саушкин.

Школы типа «лидep – последователи» например Л. С. Берга «пересекались» школы Д. Н. Анучина и В. В. Докучаева, через К. К. Маркова – школы Л. С. Берга и Я. С. Эдельштейна.

Школы формируются и раз­виваются не изолированно друг от друга, они постоянно взаимодейству­ют.

В настоящее время наиболее крупные школы успешно работают в Германии, Франции, Великобритании, США, Японии, а также в Бразилии, Индии и некоторых других странах.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных