Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие слухового восприятия на индивидуальном занятии.




Индивидуальное занятие — одна из форм развития слухово­го восприятия речи.

Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей, овладение средствами общения в условиях сниженного и остаточного слуха.

Индивидуальные занятия проводятся по специально со­зданной для них программе три раза в неделю с каждым уча­щимся с 1-го по 5-й класс включительно. Занятия продолжа­ются 20 минут. Исключением является первый год обучения, где в течение первой четверти нет занятий по РСВ, а проводят­ся только занятия по произношению и осуществляется обсле­дование учащихся (аудиометрическое, речью, состояние про­изношения и др.).

Современными учебными планами предусматривается на каждый класс школы глухих и слабослышащих по 15 часов индивидуальных занятий, независимо от числа учащихся в нем. В настоящее время численность класса колеблется от 8 до 10 человек.

Индивидуальные занятия проводятся по расписанию, состав­ляемому завучем школы. Особенность расписания в том, что занятия должны быть закончены до 16 часов. На занятия мож­но брать детей с фронтальных занятий в слуховом кабинете и с музыкально-ритмических занятий, но, чтобы одни и те же дети не пропускали эти занятия, индивидуальные занятия проводят­ся по скользящему графику.

В индивидуальных занятиях участвуют учитель-дефектолог или учитель класса. Эта работа может включаться в недельную нагрузку учителя класса. Целесообразно, чтобы учитель клас­са имел 2—3 учащихся из своего класса, которые у него зани­маются на индивидуальных занятиях. Тогда у этого учителя появится стимул для эффективной работы с данными учащи­мися и со всеми остальными учащимися класса.

Индивидуальные занятия проводятся в специально оборудо­ванном для этой цели помещении — слуховой кабине.

При оборудовании кабин целесообразно придерживаться сле­дующих требований:

 

·
уровень посторонних шумов не должен превышать 30 дБ;

· размер кабины должен быть не менее 2 х 3 м;

· из мебели в кабине обязательно должны быть стол для учи­
теля и ученика, стол для компьютера и другой аппаратуры, сту­лья-кресла с изменяющейся высотой;

· в кабине должны быть большое зеркало, расположенное пе­ред столом, классная доска, хорошее освещение и вентиляция;

·
в кабине должна быть подборка дидактических материа­лов (схемы, таблицы, картинки, учебники и др. материал);

·
кабина должна быть оборудована компьютером, современ­ной аппаратурой группового пользования, а также аппаратурой
визуального назначения и диагностического характера;

·
в кабине должны быть приборы (шпатели, зонды) для ра­
боты над произношением. Шпатели должны быть разового
пользования, а зонды необходимо ежедневно кипятить, при­держиваясь медицинских требований. Учителю-дефектологу
необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические требо­вания.


Желательно иметь такие кабины для каждого учителя-дефектолога персонально.

В программе индивидуальных занятий школ глухих выделя­ются следующие разделы:

 


  • различение слов;

  • различение слов и фраз, связанных с организацией занятий;

  • различение материала с общеобразовательных уроков;

  • различение текстов.


В школе слабослышащих сохраняются те же разделы рабо­ты, что и в школе глухих, за исключением раздела "Различе­ние слов", которого нет в школе слабослышащих.

В авторской программе Л. П. Назаровой выделяются следу­ющие разделы:

 


  • различение речи, связанной с общеобразовательными пред­метами;

  • различение ритмико-интонационной структуры слова;

  • различение речи, связанной с развитием мышления и дру­гих психических функций;

  • различение текстов.


Апробация этой программы в школах глухих и слабослыша­щих показала, что все разделы развития слухового восприятия вполне приемлемы в тех и других школах. При этом следует осуществлять дифференцированный подход в виде усложнения речевых конструкций, увеличения объема материала и сокра­щения сроков овладения этим материалом в школе слабослы­шащих по сравнению со школой глухих.

Таким образом, существует несколько программ по РСВ, ко­торые соответствуют целям и задачам работы школ для детей с нарушением слуха.

На индивидуальных занятиях используются различные виды работы, такие как работа с карточками, картинками, макета­ми, конструктивной картиной и др., а также различные виды работы с текстами.

Индивидуальное занятие состоит из двух частей: первая часть — формирование произношения, вторая часть — разви­тие слухового восприятия. Первая часть проводится, как пра­вило, с опорой на слухо-зрительное восприятие со ЗУА, вторая часть — проводится на слух со ЗУА. Сочетание работы по РСВ и произношению на индивидуальных занятиях диктуется прак­тической целесообразностью. Взаимосвязь двух анализаторов (слухового и речедвигательного) содействует более быстрому ус­воению получаемых умений, актуализации этих умений и по­степенному переходу умений в навыки.

Предусматриваются приемы работы по РСВ на слух без уси­ленного слухового контроля, т. е. прямо на ухо без ЗУА. Пред­лагаем следующую структуру индивидуального занятия.

^Первая часть — формирование произношения состо­ит из следующих видов работы:

1. Упражнения для голоса, губ, языка.

Задачей этих упражнений является подготовка артикуляци­онного аппарата учащихся к произношению определенного ре­чевого материала. Поэтому все упражнения должны быть целе­направленны, т.е. иметь непосредственное отношение к теме и цели занятия. Например, для звука «ш» п роводятся следующие упражнения:

 


  • для губ: собрать в трубочку, распустить; выполняется не­сколько раз;

  • для языка: образовать чашечку, занести за зубы, выпол­нить упражнение "кошка лакает молоко";

  • для дыхания: продувать воздух через трубочку из губ, под­дувать пушинки и др.


Эти упражнения должны быть строго индивидуальны, т. к. возможно, что для одного ученика нужны все упражнения, для другого — только упражнения для губ и языка и т. д.

При проведении упражнений следует использовать зеркало, рисунки, таблички, схемы с изображением профиля артику­ляции звука, положения губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок.

2. Упражнение по выработке слуховых дифференцировок.

Задачей упражнений является выяснение возможностей вос­приятия данного звука на слух, возможностей использования слуха в процессе постановки и коррекции звука. Это дает ос­нование для определения, какой из компонентов в подража­нии (зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный) следу­ет усилить.

При выработке слуховых дифференцировок следует использо­вать слоги, слова и фразы с теми звуками, которые обозначены в теме. Учитель, используя экран, произносит речевой материал с таблички. Ученик, не повторяя его, показывает на соответству­ющие слоги, слова, фразы. Если ученик делает ошибки, то нуж­но провести несколько упражнений по различению этого звука слухо-зрительно с помощью ЗУА, затем снова на слух.

Однако не следует слишком увлекаться названными упраж­нениями, т. к. этот вид работы является не основным, а вспомо­гательным при постановке данного звука.

3. Работа со схематическим профилем звука.

Задачей этого вида работы является формирование у учащих­ся зрительного представления о правильном положении орга­нов артикуляции в момент произношения звука с целью осоз­нания расположения органов артикуляции и приведения их в соответствующее положение.

Работе с профилями артикуляции звуков уделяется 1—2 ми­нуты. Внимание ученика обращается на положение губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок. Для этого ученика знакомят предварительно со схематическим профилем артикуляции, ус­ловными обозначениями органов артикуляции на схеме. Затем учитель воспроизводит звук перед зеркалом, обращая внима­ние учащегося на состояние органов артикуляции. Показ соче­тается с произношением звука, контролем за выдыхаемой стру­ей воздуха изо рта (носа), контролем за вибрацией голосовых связок с помощью тактильно-вибрационной чувствительности. Только после опоры на все органы чувств ребенка можно пред­ложить ему воспроизвести данный звук.

На отработку каждого звука планируется несколько индиви­дуальных занятий. Работе со схематическим профилем отводит­ся 1—2 занятия. В дальнейшем после усвоения артикуляции этот вид работы можно исключить.

4. Упражнения по выработке артикуляционных дифференци­ровок.

Задачей этих упражнений является овладение учащимися произношением звука и введением его в речь.

Выработка артикуляционных дифференцировок — основной момент индивидуальных занятий, поэтому большая часть вре­мени, отведенного на формирование произношения, должна быть отведена работе над звуком.

Эти упражнения требуют от учителя тщательной подготовки и продуманного планирования. Учителю необходимо правиль­но выбрать способ постановки (коррекции) звука, подобрать речевой и наглядный материал.

При подборе речевого материала учитель должен опирать­ся на дидактический принцип: переход от легкого к трудно­му, т. е. от прямых слогов {па, то) и обратных (ам, ац) к стече­нию согласных звуков {ска, стра) и т. д.

При планировании упражнений следует определить, какие виды речевой деятельности (подражание, чтение, ответы на воп­росы, самостоятельная речь) будут использованы на занятии, и правильно составить их последовательность.

На первых занятиях по постановке или коррекции звука це­лесообразно использовать подражание и чтение, в последую­щем, по мере овладения звуком, можно использовать более сложные виды речевой деятельности: дополнение слов, предло­жений, ответы на вопросы, составление предложений и т. д.

5. Упражнения по закреплению произношения звуков без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.

Задачей этих упражнений является овладение учащимися произношением звука без усиленного слухового самоконтроля.

Мы уже говорили о том, что исследованиями В. И. Бельтюко-ва доказано, что даже у учащихся с III степенью тугоухости (тем более у глухих) без опоры на слуховой самоконтроль снова появ­лялись дефекты в произношении. Поэтому необходимо закрепить произношение звука в слогах (словах, фразах) без звукоусилива­ющей аппаратуры с опорой на слуховой и зрительный анализа­торы. Это требование является важным еще и потому, что в на­стоящее время учащиеся еще не пользуются звукоусиливающей аппаратурой в быту, в общественных местах и т. д.

Закрепление произношения без усиленного слухового само­контроля проводится после того, как учащийся овладел пра­вильным произношением звука.

Итак, в целом индивидуальное занятие по произношению может быть спланировано следующим образом:

 


  • проведение артикуляционных упражнений для губ (язы­ка, голоса);

  • выработка слуховых дифференцировок;

  • работа с профилем;

  • выработка артикуляционных дифференцировок;

  • закрепление произношения без усиленного слухового кон­троля.


Помня, что первая часть индивидуального занятия должна занимать не более 10 минут, нужно правильно определить мес­то и время каждого из названных этапов занятия. Не все выше­названные этапы обязательны и необходимы на каждом заня­тии. Включение их в занятие диктуется такими условиями, как целесообразность (непосредственное отношение к теме), инди­видуальные особенности ученика (следует ли эти упражнения или какие-либо другие планировать для данного ученика), сте­пень овладения произношением звука (вносить ли закрепление артикуляционных дифференцировок без усиленного слухового контроля), этап работы, на котором находится овладение зву­ком (постановка, автоматизация, дифференциация).

На первое занятие по постановке звука следует включить: артикуляционные упражнения для губ (языка, голоса); упраж­нения по выработке слуховых дифференцировок; работу с про­филем; упражнения по выработке артикуляционных дифферен­цировок (здесь можно ограничиться произношением по подра­жанию слогов и слов, чтением слогов, слов и коротких фраз).

На следующих занятиях по автоматизации (дифференциа­ции) звука можно исключить слуховые дифференцировки, если для учащегося они не представляют затруднений, а также мож­но исключить работу с профилем при условии, что ученик чет­ко представляет себе положение и работу органов артикуляции. Упражнения для губ и языка по мере усвоения можно заменить упражнениями для голоса, речевой зарядкой. Вместе с тем сле­дует постоянно включать в занятия упражнения в произноше­нии без усиленного слухового контроля.

Таким образом, при планировании индивидуального занятия по произношению учитель должен хорошо знать состояние про­износительной стороны речи учащегося и его индивидуальные особенности, владеть приемами постановки и коррекции зву­ка, уметь правильно распределить этапы занятия.

^Вторая часть индивидуального занятия отводится разви­тию слухового восприятия и продолжается тоже 10 ми­нут. Она проводится с использованием различного вида звукоуси­ливающей аппаратуры и состоит из следующих этапов работы.

1. Различение материала разговорного характера. Использу­ется звукоусиливающая аппаратура стационарного назначения, при отсутствии этой аппаратуры используют аппаратуру кол­лективного пользования.

В содержание этого этапа работы может войти следующий материал:

 


  • различение вопросов разговорно-обиходного характера
    типа: ^ Сколько тебе лет?, Где ты учишься?, В каком городе жи­вешь? и т. д.;

  • различение фраз, связанных с организацией занятий,
    типа: Напиши пример. Прочитай стихотворение. Скажи ответ и т. д.;


— различение предложений типа: ^ Девочка решает зада­чу и т. д.

По мере усвоения материала, использованного на занятии, его следует усложнять. Так, усложняется по содержанию матери­ал разговорно-обиходного характера: Расскажи о погоде осенью. Вместо различения фраз, связанных с организацией занятий, включается различение и выполнение поручений, ведение диа­логов с учителем, подготовка к ведению диалогов учащихся друг с другом и т. д., усложняется по содержанию материал предло­жений, например: Утром дети одеваются, делают зарядку. Потом они умываются и завтракают.

2. Усвоение нового речевого материала (с использованием ЗУА
стационарного назначения).

Особое место занимает различение предложенных текстов и восприятие заданий к ним. Так как материал текстов является наиболее трудным для восприятия, то к этой работе нужно го­товить учащихся постепенно.

3. Закрепление материала, воспринятого на слух с использо­ванием индивидуальной звукоусиливающей аппаратуры.

Упражнения с индивидуальной звукоусиливающей аппа­ратурой включаются уже в 1-м классе во втором полугодии. Целью этих упражнений является выработка навыка воспри­ятия речи с помощью индивидуальной звукоусиливающей ап­паратуры.

Для достижения этой цели можно сначала использовать ма­териал, отработанный со звукоусиливающей аппаратурой ста­ционарного назначения на предыдущих занятиях, а затем постепенно включать материал, близкий к теме занятия, упот­ребляя отработанные слова и словосочетания, в другие фразы. Например, после различения речевого материала по тексту "Се­мья" можно включить слова, словосочетания и вопросы: ма­ленькая сестра, бабушка, мама и папа; как зовут? — в дру­гой контекст:

Сколько лет твоей маленькой сестре? Как зовут твою ба­бушку? Куда ты ходил в воскресенье с мамой и папой? — и т. п.

Таким образом, в этот этап занятий необходимо включать упражнения на различение фраз разговорно-обиходного харак­тера, связанные с организацией занятий на ведение диалога, на различение предложений, слов и словосочетаний из предложе­ний, отрывков из текстов и др.

4. Различение материала на слух без опоры на звукоусилива­ющую аппаратуру.

Задачей данных упражнений является тренировка учащихся в восприятии речи на слух без помощи звукоусиливающей аппа­ратуры. Известно, что учащиеся привыкают к использованию звукоусиливающей аппаратуры и без аппаратуры часто не могут опознать те звуки речи, слова, фразы, которые они хорошо раз­личали с аппаратурой. Кроме того, всякая звукоусиливающая аппаратура в определенной мере искажает речь. Поэтому целе­сообразно включать упражнения на различение речевого мате­риала на слух без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.

При планировании этого этапа занятия сначала включается материал, отработанный ранее, но в меньшем объеме, а затем отработанные слова и словосочетания в новых фразах.

Примерное планирование индивидуального занятия по развитию слухового восприятия.

1. Различение материала разговорного характера:

 


  • различение материала разговорно-обиходного характера;

  • различение фраз, связанных с организацией занятий (ве­дение диалога, различение поручений).


2. Различение нового материала:

— различение предложений, словосочетаний и слов из пред­ложений (текстов, математического материала).

3. Закрепление материала, воспринятого на слух:

 


  • восприятие материала разговорно-обиходного характера;

  • восприятие предложений, просьб (ведение диалога);

  • восприятие словосочетаний и слов из предложений, вклю­ченных в другие фразы (части текста, математический мате­риал).


4. Упражнения на различение материала без опоры на звуко­усиливающую аппаратуру:

 


  • различение материала разговорно-обиходного характера;

  • различение просьб, поручений (ведение диалога) с исполь­зованием слов и словосочетаний, включенных в другой контекст.


Работу с аппаратурой стационарного назначения следует че­редовать с работой с индивидуальной аппаратурой. Это не значит, что все названные разделы работы обязательно должны быть включены в занятие. Важно, чтобы была предусмотрена как работа со звукоусиливающей аппаратурой коллективного или индивидуального назначения, так и работа без аппарату­ры. В занятие могут быть включены один-два раздела из про­граммы в зависимости от темы, объема материала и индивиду­альных особенностей учащегося.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных