Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие слухового восприятия на фронтальном занятии.




Это специальное занятие, которое проводится в слуховом ка­бинете с учащимися 1—3-х классов школы глухих и слабослы­шащих по одному часу в неделю. Современным учебным пла­ном на фронтальные занятия отводится 10 часов в неделю. Там, где нет параллельных классов, фронтальные занятия проводятся с учащимися более старшего возраста. Продолжительность заня­тий — 45 минут.

Занятия проводятся по специальной программе. Каждое за­нятие реализует образовательные, воспитательные и коррек-ционные задачи. К образовательным относятся такие, как ов­ладение умением различать на слух направление источника звука, воспринимать звуко-ритмическую структуру слова и др. К воспитательным — формирование умения пользоваться сво­им слухом в различных жизненных ситуациях, воспитание правильного, адекватного отношения к своему дефекту слуха. К коррекционным — пользоваться слухом в работе по форми­рованию произношения, автоматизации и коррекции произно­шения, при работе по развитию речи и т. д.

На фронтальном занятии почти в равной доле (особенно в школе глухих) используется слухо-зрительное и слуховое вос­приятие. Слухо-зрительное восприятие предшествует слухово­му восприятию, особенно при усвоении нового материала. На­пример, при знакомстве со звучанием инструментов, ранее не воспринимавшимся на слух, учителю следует назвать инстру­мент, дать соответствующую табличку и продемонстрировать звучание самого инструмента. При воспроизведении фразы вы­ясняется, понимают ли учащиеся содержание фразы, табличка с фразой вывешивается на наборное полотно, затем прослуши­вается звучание фразы. После такого слухо-зрительного воспри­ятия неречевого звука и речи материал предлагается на слух. Эти приемы работы применяются в школе глухих. В школе сла­бослышащих прием слухо-зрительного восприятия речи и не­речевых звуков может быть исключен. Восприятие сразу осу­ществляется на слух. Слухо-зрительное восприятие использу­ется в виде помощи, т. е. в том случае, если ученик не различает речевой или иной материал на слух.

Содержанием материала уроков в слуховом кабинете явля­ются неречевые звуки, слова, словосочетания и фразы.

Правильное чередование материала различного характера (неречевые звуки и речь), видов восприятия этого материала слухо-зрительно, на слух способствует развитию слухового вос­приятия у детей с нарушением слуховой функции.

Занятие проводит специалист, имеющий образование дефектолога, т. е. окончивший специальное отделение факультета коррекционной педагогики по работе с глухими, слабослыша­щими детьми (отделение сурдопедагогики). В школе глухих эту работу проводит учитель-дефектолог, как это предусматрива­ется в штатном расписании. В школе слабослышащих — инст­руктор слуховой работы.

Фронтальное занятие проводится в слуховом кабинете по школьному расписанию.

Для слухового кабинета выделяется специальное помещение, которое находится вдали от источников шума: звуков окружа­ющей среды, физкультурного зала, рекреационных помещений, где проводятся перемены, и т. д. Для изоляции помещения от посторонних шумов стены и потолок обиваются специальными звукоизолирующими материалами, которые поглощают звуки.

Пол устилают ковром для заглушения вибрации. Двери и окна завешивают тяжелыми, поглощающими звуки занавеска­ми. Кроме того, двери обивают материалами, исключающими поступление шума из коридора школы.

Кабинет оборудуется мебелью: десятью-двенадцатью одноме­стными ученическими столами, поставленными полукругом, чтобы учащиеся видели друг друга и учителя; стол для учите­ля, классная доска, шкафы и стеллажи для наглядных пособий и другого подсобного материала.

Кабинет оснащается ЗУА коллективного назначения с пуль­тами управления на столе учителя, соединенным с каждым зву­коусиливающим прибором, расположенном на парте ученика, а также оснащается другой аппаратурой визуального и диагно­стического характера. На столе учителя располагается прямой микрофон на длинном гибком шнуре или без него, позволяю­щем учителю перемещаться по кабинету. Пульт управления дает возможность сочетать фронтальную и индивидуальную работу с учащимися, т. е. отключать телефон кого-либо из уча­щихся, уменьшать интенсивность звуков индивидуально для каждого ученика, отключать или, наоборот, включать в работу весь класс, когда необходима фронтальная учебная деятель­ность всего класса и т. д.

На каждой парте находятся индивидуальные бинауральные телефоны, обратные индивидуальные микрофоны, регуляторы громкости.

Слуховой кабинет для фронтальных занятий оснащен мето­дической литературой.

Назначение слухового кабинета не только в проведении фрон­тальных занятий, но и в организации слухо-речевой работы школы, т. е. организационной, методической, консультацион­ной и управленческой. Названные функции выполняет учитель-дефектолог слуховой работы в школе глухих или инструктор слуховой работы в школе слабослышащих, нагрузка которого состоит из 20 часов в неделю, из них 10 часов — для организа­ции и управления методической и консультационной работой по РСВ и формированию произношения. В задачу заведующего слуховым кабинетом (по штатному расписанию — учитель-де-фектолог и инструктор слуховой работы) входит периодичес­кое исследование слуха учащихся при переходе с одной ступе­ни обучения (начальная, основная, средняя) на другую или при переходе из другой школы, при поступлении детей в школу; ис­следование произносительной стороны речи; организация слухоречевой работы школы, посещение коррекционных занятий, общеобразовательных уроков с целью выяснения уровня рабо­ты по РСВ и произношению; организация консультационной и методической работы с учителями, воспитателями и родителя­ми учащихся школы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных