ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Развитие слухового восприятия на фронтальном занятии.Это специальное занятие, которое проводится в слуховом кабинете с учащимися 1—3-х классов школы глухих и слабослышащих по одному часу в неделю. Современным учебным планом на фронтальные занятия отводится 10 часов в неделю. Там, где нет параллельных классов, фронтальные занятия проводятся с учащимися более старшего возраста. Продолжительность занятий — 45 минут. Занятия проводятся по специальной программе. Каждое занятие реализует образовательные, воспитательные и коррек-ционные задачи. К образовательным относятся такие, как овладение умением различать на слух направление источника звука, воспринимать звуко-ритмическую структуру слова и др. К воспитательным — формирование умения пользоваться своим слухом в различных жизненных ситуациях, воспитание правильного, адекватного отношения к своему дефекту слуха. К коррекционным — пользоваться слухом в работе по формированию произношения, автоматизации и коррекции произношения, при работе по развитию речи и т. д. На фронтальном занятии почти в равной доле (особенно в школе глухих) используется слухо-зрительное и слуховое восприятие. Слухо-зрительное восприятие предшествует слуховому восприятию, особенно при усвоении нового материала. Например, при знакомстве со звучанием инструментов, ранее не воспринимавшимся на слух, учителю следует назвать инструмент, дать соответствующую табличку и продемонстрировать звучание самого инструмента. При воспроизведении фразы выясняется, понимают ли учащиеся содержание фразы, табличка с фразой вывешивается на наборное полотно, затем прослушивается звучание фразы. После такого слухо-зрительного восприятия неречевого звука и речи материал предлагается на слух. Эти приемы работы применяются в школе глухих. В школе слабослышащих прием слухо-зрительного восприятия речи и неречевых звуков может быть исключен. Восприятие сразу осуществляется на слух. Слухо-зрительное восприятие используется в виде помощи, т. е. в том случае, если ученик не различает речевой или иной материал на слух. Содержанием материала уроков в слуховом кабинете являются неречевые звуки, слова, словосочетания и фразы. Правильное чередование материала различного характера (неречевые звуки и речь), видов восприятия этого материала слухо-зрительно, на слух способствует развитию слухового восприятия у детей с нарушением слуховой функции. Занятие проводит специалист, имеющий образование дефектолога, т. е. окончивший специальное отделение факультета коррекционной педагогики по работе с глухими, слабослышащими детьми (отделение сурдопедагогики). В школе глухих эту работу проводит учитель-дефектолог, как это предусматривается в штатном расписании. В школе слабослышащих — инструктор слуховой работы. Фронтальное занятие проводится в слуховом кабинете по школьному расписанию. Для слухового кабинета выделяется специальное помещение, которое находится вдали от источников шума: звуков окружающей среды, физкультурного зала, рекреационных помещений, где проводятся перемены, и т. д. Для изоляции помещения от посторонних шумов стены и потолок обиваются специальными звукоизолирующими материалами, которые поглощают звуки. Пол устилают ковром для заглушения вибрации. Двери и окна завешивают тяжелыми, поглощающими звуки занавесками. Кроме того, двери обивают материалами, исключающими поступление шума из коридора школы. Кабинет оборудуется мебелью: десятью-двенадцатью одноместными ученическими столами, поставленными полукругом, чтобы учащиеся видели друг друга и учителя; стол для учителя, классная доска, шкафы и стеллажи для наглядных пособий и другого подсобного материала. Кабинет оснащается ЗУА коллективного назначения с пультами управления на столе учителя, соединенным с каждым звукоусиливающим прибором, расположенном на парте ученика, а также оснащается другой аппаратурой визуального и диагностического характера. На столе учителя располагается прямой микрофон на длинном гибком шнуре или без него, позволяющем учителю перемещаться по кабинету. Пульт управления дает возможность сочетать фронтальную и индивидуальную работу с учащимися, т. е. отключать телефон кого-либо из учащихся, уменьшать интенсивность звуков индивидуально для каждого ученика, отключать или, наоборот, включать в работу весь класс, когда необходима фронтальная учебная деятельность всего класса и т. д. На каждой парте находятся индивидуальные бинауральные телефоны, обратные индивидуальные микрофоны, регуляторы громкости. Слуховой кабинет для фронтальных занятий оснащен методической литературой. Назначение слухового кабинета не только в проведении фронтальных занятий, но и в организации слухо-речевой работы школы, т. е. организационной, методической, консультационной и управленческой. Названные функции выполняет учитель-дефектолог слуховой работы в школе глухих или инструктор слуховой работы в школе слабослышащих, нагрузка которого состоит из 20 часов в неделю, из них 10 часов — для организации и управления методической и консультационной работой по РСВ и формированию произношения. В задачу заведующего слуховым кабинетом (по штатному расписанию — учитель-де-фектолог и инструктор слуховой работы) входит периодическое исследование слуха учащихся при переходе с одной ступени обучения (начальная, основная, средняя) на другую или при переходе из другой школы, при поступлении детей в школу; исследование произносительной стороны речи; организация слухоречевой работы школы, посещение коррекционных занятий, общеобразовательных уроков с целью выяснения уровня работы по РСВ и произношению; организация консультационной и методической работы с учителями, воспитателями и родителями учащихся школы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|