Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Заголовок - как тип текста




Существует множество определений слова «заголовок». Все они отражают разные значения этого слова, раскрывая тем самым его смысл. Чтобы достигнуть наиболее полного понимания, я возьму несколько наиболее компетентных источников. К примеру, словарь В. Даля «заголовок» определяет как «выходной лист, первый листок книги или сочинения, где означено название его… Заголовком называют также название отдела, главы книги». Это наиболее широкое определение. У С. Ожегова дано более узкое: «название какого-нибудь произведения (литературного, музыкального) или отдела его частей». Схожее определение дано и в Большой Советской Энциклопедии: «заголовок – это название литературного произведения, в той или иной степени раскрывающее его содержание».

Все эти определения в своей совокупности создают ясную картину того, что же мы можем назвать заголовком, однако, не стоит спешить. В журналистике слово «заголовок» несет также некоторый дополнительный смысл, который в повседневной жизни мы не имеем ввиду. Я говорю об особых функциях заголовка, а именно: информативность, выразительность и соответствие содержанию. Я выделяю именно эти функции заголовка, основываясь на статистике. Время, когда газету или журнал прочитывали «от корки до корки» давно прошло, и сейчас, как показывают исследования современных психологов, только 13% читателей при выборе того материала, который они прочтут, пробегают глазами материал или водку (лид), тогда как подавляющее большинство – 87% – уделяют внимание только заголовкам (заголовочным комплексам).

Заголовок – это «целостная единица речи (текстовый знак), которая является обязательной частью текста и имеет в нем фиксированное положение – перед и над текстом» [7]. Одной из основных внутренних функций заголовка считается номинативная, или информативная, – заголовок «сжато сообщает основное содержание, тему или идею текста» [8]. Помимо названной, выделяют прогнозирующую, структурирующую, идентифицирующую, замещающую и сигнальную функции. Рассматривают также особые функции заглавия, характерные для художественной литературы: метафорическую, метонимическую, символическую, оценочную, которые, по мнению ученых, могут быть выделены в само- стоятельные группы в том случае, если они являются основными при формировании заглавия произведения. В исследованиях подчеркивается, что при анализе заглавия необходимо помнить о его полифункциональности: заглавие часто выполняет несколько функций одновременно. Важную роль в том, какие функции являются преобладающими, играет тип текста и его функциональное предназначение.

На протяжении долгого периода времени заглавие трактуется учеными как элемент произведения, его абсолютно сильная позиция. Одновременно в лингвистике развивается и противоположная точка зрения, предоставляющая заглавию некоторую степень свободы от текста, рассматривающая его как относительно самостоятельное сообщение, как «полнозначную единицу уровня целого текста, в которой отражены внутренние характеристики всего номинируемого текста» [6]. Приведенное нами в начале статьи определение, как это ни странно, сочетает в себе обе точки зрения. Правомерность обоих подходов к изучению заглавия основательно доказана в работах многих исследователей. Причиной отсутствия единства в трактовке феномена заголовка является, во-первых, особенность его функционирования как обязательного компонента текста. Доказано уже, однако, что, например, для поэтических текстов заголовок не является обязательным. Другая причина – тесная смысловая соотнесенность заголовка с основным текстом. Исследователи отмечают, что заголовок выступает смысловым эквивалентом тек- ста и может рассматриваться как своеобразный ключ к его пониманию.[12] Заголовок – это «компрессированное, нераскрытое содержание текста, которое можно метафорически изобразить в виде закрученной пружины, раскрывающей свои возможности в процессе развертывания» [7]. Заголовок определяет стратегию восприятия текста, влияет на возникновение интереса у читателя (или наоборот):

«Заголовок соотносится с лексико-оценочной темой текста, и функцию его можно обозначить как привлечение читателя через вербализацию сути описываемой в основном тексте проблемы» [7].

В научной и прежде всего в официально-деловой речи заголовок может реализоваться только как вариантный текст. В последнем случае заглавие должно передавать содержание в компрессированной форме. В художественной речи и публицистике семантические отношения заголовка и текста могут быть различны, в том числе заголовок, прежде всего метафорический, может быть синонимичен исходному тексту. Э.А. Лазарева делила заголовки на нейтральные и экспрессивные: если название газетного или рекламного материала эксплицирует тему текста, то это нейтральная смысловая связь «заголовок – текст»; экспрессивные соотношения возникают тогда, когда заглавие соотносится с одним из тезисов, развивающих основную мысль, с аналитической оценкой ситуации, второстепенными элементами общего содержания текста [9].

Н.В. Сабурова на основании полноты отражения денотатной структуры текста делит заголовки на «прозрачные» (высокая степень отражения), «полупрозрачные» (средняя степень, использование в том числе игры слов) и «непрозрачные» (очень слабое отражение, но и в них, по данным исследователя, используется, как правило, хотя бы один из компонентов названной структуры) [9].

Ошибка в выборе заголовка является не столь уж редкой по отношению к текстам разных стилей и жанров. По мнению Э.А. Лазаревой, ошибки возникают в тех случаях, когда нарушаются смысловые связи заголовка с текстом [9]. При ошибочном выборе заглавия экспрессия не возникает и понимание связи заголовка с содержанием текста затруднено. Э.А. Лазаревой отмечено несколько видов ошибочного смыслового взаимодействия в системе «заголовок – текст»: а) нечеткость связей заголовка с текстом (для их выявления от читателя требуется определенное усилие), возникающая либо в случае, если он относится лишь к части текста, либо в случае использования заголовков широкого значения, штампов, пригодных для самых разнообразных по теме материалов; б) двусмысленность заголовка (или изначальная, при этом истинное значение заголовка с трудом восстанавливается при чтении текста, а может так и остаться непонятным, или приобретенная, когда заголовок приобретает двойной смысл после восприятия текста); в) противоречие между смыслом заголовка и содержанием текста или между их оценочностью [8].

Соглашаясь с уважаемым исследователем по сути, мы тем не менее считаем необходимым определить и собственно языковую причину названного ошибочного взаимодействия текста и его заголовка, поэтому мы рассмотрели соотношение структур заголовка и исходного текста. Методика подобного анализа была нами отработана ранее при выявлении ошибок аннотирования текста путем сопоставления структур научной статьи и аннотации к ней [9].

Распространенная ошибка современных сообщений – несоответствие заголовка содержанию. Часто это происходит из-за желания автора привлечь внимание к тексту, этот случай вполне понятен. Иногда разрушение связей «заголовок – текст» происходит из-за ошибки автора, недостаточного понимания им взаимодействия между заголовком и текстом. [6]

Поскольку заголовок представляет весь текст, то он и мотивирует интерес, или негативное отношение, или безразличие читателя к следующему далее материалу. Особенно важным такое свойство становится как раз для публикуемых в газете рекламных текстов, не сопровождающихся изображением, способным принять на себя отдельные текстовые функции, привлечь внимание и частично передать необходимую информацию в форме зрительных образов. [4]

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных