Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возраста с нарушенным слухом




 

Характеристика связного высказывания и его особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы [14, 37, 41, 43]. Высказывание может выступать в трех языковых единицах: в слове; во фразе (структурно фраза равна предложению); в тексте.-полная лажа

Связная контекстная монологическая речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Проблема порождения речевых высказываний привлекала внимание многих исследователей. Этому вопросу посвящены работы Н.И. Жинкина [28], И.А. Зимней [7], А.А. Леонтьева [50], А.Р. Лурия [52,] и др.-таке нельзя писать теперь

Процесс порождения высказывания Л.С. Выготский [15] рассматривал как переход мысли к слову, выделяя следующие планы движения: мотив – мысль – внутренняя речь – значения слов – слова.

Согласно теории Л.С. Выготского, процесс движения от мысли к слову проходит несколько этапов: первоначально возникает мотив, порождающий какую-либо мысль, затем данная мысль оформляется, опосредуется во внутреннем слове, в значениях слов и, наконец, в самих словах.

По мнению ученого, высказывание – это процесс решения неречевой задачи. При этом мотивация устной речи происходит на основе ситуации общения [15, С.23].

Следующий этап – формирование замысла высказывания во внутренней речи, его программирование. Внутренняя речь выступает как средство мышления и имеет специфическую структуру. Она характеризуется сокращенностью, «сгущением» смысла, синтаксической нерасчлененностью. Л.С. Выготский считает, что «первой и главнейшей особенностью внутренней речи является ее совершенно особый синтаксис. Изучая синтаксис внутренней речи в эгоцентрической речи ребенка, мы подметили одну существенную особенность. Эта особенность заключается в кажущейся отрывочности, фрагментарности внутренней речи по сравнению с внешней» [15, С.355].

Выявив предикативный характер внутренней речи, Л.С. Выготский анализирует ее семантический строй. Развертывание смыслового синтаксирования – это развитие знаний о действительности и умений строить развернутую программу высказывания, соотнося содержание высказывания с ситуацией. Это соотнесение является важнейшей функцией программы высказывания и составляет психологическую предикативность высказывания. Обучение соотнесению содержания высказывания с действительностью (продуцированию) и программированию высказывания должно обязательно входить в систему работы по развитию связного высказывания у детей [15, С.357].

Таким образом, «мысль не состоит из отдельных слов. Мысль представляет собой нечто целое, значительно большее по протяжению и скорости, чем отдельные слова. Поэтому переход от мысли к речи представляет собой чрезвычайно сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздания в словах» [15, С.378].

А.А. Леонтьев рассматривает речевое высказывание как речевое действие внутри акта деятельности, имеющее такие свои признаки, как мотивированность, целенаправленность, создание плана (замысла, программы), его реализацию и сличение, а также иерархическую организацию [50].

В соответствии с этой точкой зрения всякое речевое действие складывается из программирования, осуществления программирования и их сопоставления. Это позволяет выделить содержательную и операционную стороны в структуре речевого действия.

Он включает новое звено в состав речевого механизма – «внутреннее программирование», которое состоит из таких этапов, как программирование грамматико-семантической стороны высказывания, грамматическая реализация высказывания и выбор слов, моторное программирование компонентов высказывания (синтагм), выбор звуков [50].

А.А. Леонтьев рассмотрел динамическую структуру речевого высказывания, что является весьма важным в обучении. Он выделил ряд умений, необходимых для создания высказывания: умение быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, умение правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства для передачи этого содержания, умение обеспечить обратную связь [50].

По мнению А.А. Леонтьева, важным и необходимым является создание у учащихся потребности высказываться. Это означает создать такую ситуацию (то есть речевые и неречевые условия), чтобы учащийся «был вынужден употребить желательное для нас (по содержанию) речевое высказывание». Затем необходимо показать пути реализации этого содержания в речи [50, С.76]

Психологический анализ процесса формирования высказывания дал А.Р. Лурия [52].

Вслед за Л.С. Выготским, А.Р. Лурия также отмечает, что монологическая речь всегда отражает какую-нибудь неречевую ситуацию. Мотивом для речевой деятельности является потребность «выразить в речевом высказывании определенное содержание»[52, С.200].

Согласно концепции А.Р. Лурия, процесс порождения речевого высказывания не есть воплощение «готовой мысли в столь же готовую систему речевых формулировок и далее – в схему развернутого речевого высказывания… Речевое высказывание – это определенный вид деятельности со своим мотивом, исходной задачей или замыслом и контролем» [52, С.200].

По мнению А. В. Текучева [65], под связной речью в широком смысле слова следуют понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» [65. С.65].

Из анализа литературных источников [14, 37, 41, 43], следует что понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.

А.Р. Лурия [52], В.П. Глухов [20] (правильно) считают, что диалогическая (диалог) - первичная по происхождению форма речи, возникающая при непосредственном общении двух или нескольких собеседников, и состоит в основном обмене репликами. Отличительными чертами диалогической речи являются:

- эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса;

- ситуативность.

По сравнению с диалогической, монологическая речь (монолог) - это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности [20, С.4]. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи, А.А. Леонтьев [50] особо выделяет такие качества монологической речи, как относительная развернутость, большая произвольность и программированность. Обычно «говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь «монолог» как целое». [50, С.9].

Являясь особым видом речевой деятельности, монологическое речевое высказывание отличается спецификой выполнения речевых функций. В нем используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо- и словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем в нем реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля над процессом речевой деятельности (текущего, последующего, упреждающего) с опорой, как на слуховое, так и на зрительное (составление рассказа по наглядному материалу) восприятие. По сравнению с диалогом монологическая речь более контекстна и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологического речевого высказывания, вытекающими из его контекстного и непрерывного характера [28, С.36].

Выделяется ряд разновидностей устной монологического высказывания, или «функционально-смысловые» типы. В старшем дошкольной возрасте основными видами, в которых, осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения [46, С.50].

Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, называется описанием. Оно представляет собой относительно развернутую словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных «в статическом состоянии».

Сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности, называется повествование. В повествовании сообщается о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику». Развернутое монологическое высказывание имеет, как правило, следующую композиционную структуру: введение, основная часть, заключение.

Особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо фактов (явлений), называется рассуждение. В структуру монолога-рассуждения входят: исходный тезис (информация, истинность или ложность которой требуется доказать), аргументирующая часть (аргументы в пользу или против исходного тезиса) и выводы. Рассуждение складывается, таким образом, из цепи суждений, образующих умозаключения. Каждый из видов монологического высказывания имеет свои особенности построения в соответствии с характером коммуникативной функции.

Наряду с существующими различиями отмечается определенная общность и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи; прежде всего их, объединяет общая система языка. Монологическая речь, возникающая у ребенка на основе диалогической, впоследствии органично включается в разговор, беседу. Такие высказывания могут состоять из нескольких предложений и содержать разную информацию (короткое сообщение, дополнение, элементарное рассуждение). Устная монологическая речь в известных пределах может допускать неполноту высказывания (эллипсы), и тогда ее грамматическое построение может приближаться к грамматической структуре диалога [28, С.43].

О.А. Нечаева [53] выделяет ряд разновидностей устного монологического высказывания («функционально-смысловые» типы). В дошкольном возрасте основными видами являются описание, повествование и элементарные рассуждения [53. С.15].

Однако А.Р. Лурия [52] и ряд других авторов [20, 37, 41, 50] наряду с существующими различиями отмечают определенную схожесть и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи. Прежде всего, их объединяет общая система языка. Монологическая речь, возникающая у ребенка на основе диалогической, впоследствии органично включается в разговор, беседу [20, С.6].

Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний [20, С.6].

А.А. Леонтьев [50] определяет термин «высказывание» как коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой [50. С.10]. К характеристикам любого вида развернутых высказываний относятся: связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

В специальной литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями (членами) предложения и законченность выражения мысли говорящего [20, С.7].

Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания - последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности сообщения.

Логико-смысловая организация высказывания включает предметно-смысловую и логическую организацию. Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации [20, С.7].

Таким образом, из сказанного следует:

- связное высказывание - коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой. Связное высказывание включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую. Монолог более сложная форма речи. Это связная речь одного лица, служащая для целенаправленной передачи информации. Основными видами, в которых осуществляется монологическое высказывание в дошкольном возрасте, являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Их существенными характеристиками являются связность, последовательность, логико-смысловая организация;

- знание приведенной выше характеристики связного речевого высказывания необходимо для коррекционной работы с детьми, имеющими


нарушения слуха.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных