Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Работа со сказкой как один из методов коррекционной педагогики, применяемый в развитии связного высказывания у детей старшего дошкольного возрастас нарушенным слухом




Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогическим средством формирования личности.

С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функции сказки. Наличие этих функций выявляется в практике обыденно бытового, педагогического, художественного и других видов сказок.

Сказка выполняет функцию социализации, т. е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту. Сказке, как любому явлению искусства, присуща компенсаторная функция. Любой человек ограничен в своем индивидуальном жизненном опыте: во времени, пространстве, профессионально, событийно и т. д. Искусство в целом, в частности и сказка, приходит на помощь человеку, раздвигая границы его индивидуального жизненного опыта, подключая к опыту человечества [10, С.96].

Вариативная природа сказки побуждает личность слушающего к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц, т.е. превращает слушателя из объекта воздействия в субъект взаимодействия в соавтора сказки. Это выражается в своеобразии переживания сюжета, в индивидуальном стиле изложения и т. д. Сказке присуща креативная сущность, т. е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление. Фантастический мир сказки, наличие в ней вариативных элементов позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчужденности, пробудить творческие (поэтические, музыкальные, танцевальные, актерские и т. д.) способности.

Формируя привычные навыки, приемы, действия и изменения детей, педагог должен вызвать заинтересованность их не только в конечном результате, но и в самом процессе творения новых сюжетов или новых образов. Это соответствует деятельностной природе творчества. Этот этап, этап формирования творческого потенциала, предполагает органическое единство как стандартных, традиционных, так и новаторских, креативных элементов.

В сказке присутствует и функция профилактики, функция воспитания здорового образа жизни, охрана человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий, действий. Иначе говоря, сказка выполняет и терапевтическую и профилактическую функцию.

В исследованиях сказок с позиции литературоведения, педагогики, этнографии фиксируется и лексико-образная функция сказки, ее способность формировать языковую культуру личности, владение многозначностью народной речи, ее художественно-образным богатством, композиционно- сюжетной вариативностью. Внешне данная лексико-образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память индивида. При слушании и чтении сказок происходит индивидуальная интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при воспроизведении (пересказе, интерпретации, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие способностей к индивидуальной экстериоризации, развитие речевой культуры индивида. При этом функционируют и развиваются обе основные языковые функции - экспрессивная и коммуникативная. Если экспрессивная функция формирует вербальнообразный каркас языка личности, то коммуникативная развивает социальные качества личности, ее способность к общению, к пониманию, к диалогу. «Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого (тем более что это взрослые чего-то хотят). Язык сказки их естественно сближает». [10, С.131].

Привлекательность сказки в коррекционной работе заключается в следующем:

1. Отсутствие в сказки прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.

2. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей, жизненный выбор, взаимопомощь, любовь, борьба добра со злом. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке - все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.

3. Отсутствие заданности в имени главного героя и места сказочного события. Главный герой - это собирательный образ и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.

4. Невероятные превращения и волшебство, интригующий сюжет – все это позволяет детям активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказке.

Работа со сказкой имеет свою специфику. Акцент делается не только на приобретение дошкольниками знаний, умений, навыков, а в первую очередь на развитие личности, творческой сущности ребенка в процессе работы со сказкой. Важным моментом является самообщение, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир человека, на его психику и сознание.

Внутренними механизмами контакта является эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие.

Внутренним условием возникновения контакта между воздействующими сторонами является проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу.

В системе методов и средств воспитания добрых чувств сказка играет не последнюю роль по многим причинам: дети любят героев, они становятся им близкими, а значит, могут и должны стать примером для подражания.

Не секрет, что доброта стала наиболее дефицитным явлением среди людей, в том числе и детей. А ведь только доброта, по мнению многих выдающихся педагогов, есть корень всех благородных качеств. По мнению Ш.А. Амонашвили, например: «...добрый человек не может не быть порядочным, заботливым, храбрым, самоотверженным...» [10, С.65].

Л.Б. Фесюковой [67, С.64] предлагается специальная схема работы со сказкой:

Название сказки:

1. Нравственный урок

2. Воспитание добрых чувств

3. Речевая зарядка

4. Развитие мышления и воображения

5. Сказка развивает руки

Следующим методическим пособием по ознакомлению детей со сказкой является книга А.П. Усовой Русское народное творчество в детском саду [69, С.57]. Анализируя народное творчество, А.П. Усова убедительно и конкретно показывает, что народная речь, звучащая в сказках является незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой ребенок встречается с малых лет. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские народные сказки. Впечатления, полученные от их восприятия отражаются в самостоятельном словесном, изобретательном творчестве. В данном пособии А.П. Усова раскрывает возможности приобщения ребенка к миру народного творчества.

Широко используется методическое пособие Т.А. Шорыгиной Родные сказки: Нравственно - патриотическое воспитание. В пособии представлены занятия, построенные на беседах и анализе поступков героев сказок [75, С.55].

В ходе занятий детям рассказывается о значимости таких понятий, как семья, родной дом, большая и малая родина, родной язык, народные традиции и обычаи. В увлекательной и доступной форме детям передаются сведения о духовных наставниках народа, богатых и других людях, которыми гордится отечество.

Не меньший интерес представляет книга художественное творчество в детском саду под редакцией Н.А.Ветлугиной [10], данная книга предлагает методические рекомендации по развитию художественно-творческих способностей детей на материале народно-художественной культуры. А.Е. Шиблицкая дает подробное описание роли фольклора в развитии детского словесного творчества и театрально-игровой деятельности.

Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка.

При разработке содержания, методов и средств мы учитывали следующие требования:

• Организационная структура должна быть четко вымерена согласно объекту, на который она направлена;

• Содержания, методы и средства коррекционной работы должны обеспечить эффективность в достижении позитивных результатов в коррекции и компенсации первичного дефекта и вторичных отклонений в развитии детей с нарушенным слухом;

• Коррекционная работа должна быть открыта для связи с общими задачами воспитания детей и соотносится с их требованиями.

В основу реализации данной методики был положен индивидуально-дифференцированный подход с учетом речевого отклонения, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Как было ранее отмечено, дети с нарушением слуха ограничены в способах коммуникативной практики у них существуют определенные затруднения в способе передачи своего понимания сказки, способах эмоционального выражения.

Поэтому, чтобы обеспечить детям условия благоприятные обучению необходимо:

• Оптимально использовать наглядные пособия;

• Применять специальные методы обучения и вести коррекционно-
педагогическую работу с учетом особенностей нарушения суха и речи каждого ребенка;

• Подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей;

Знакомство со сказкой происходит ежедневно в свободной форме. Помимо этого один раз в неделю мы проводим занятия. Нами разработаны три вида занятий по сказке:

• Тематическое, где происходит знакомство детей с новыми сказками;

• Аналитическое, где на доступном детям уровне анализируется произведение с целью глубокого проникновения в его смысл и художественные особенности;

• Творческое, основной целью которого мы ставим развитие.

В структуре типичного занятия можно выделить три части:

В первой части происходит знакомство со сказкой, основная цель — обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова.

Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и средств художественного выразительности, а также литературно-художественной формы произведения.

В третьей части приводим повторное чтение сказки с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления восприятия.

Проведение занятий требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы,

Таким образом, при ознакомлении детей со сказкой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения: рассказывание сказки, выразительное чтение, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов [25, С.46].

Свое отношение к сказкам дети выражают в рисунках. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которое производит на детей сказка, тем интереснее и разнообразнее их рисунки. Мы можем с уверенностью утверждать, о том, что сказки влияют на развитие художественно- творческих способностей дошкольников, а также развитию театрально-игровой деятельности. Психологические и педагогические исследования доказывают, что начало развития творческих способностей детей приходится на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с раннимдетством.

Этот новый этап деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, «...если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли»[25, С.107].

Воображение дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности. Детское

творчество основано на поддержании, которое служит, важным фактором развития ребенка, в частности художественных способностей.

Наша задача, - опираясь на склонность детей к подражанию, привить им навыки и умение, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность применении знаний и умений, формировать критическое мышление, целесообразность.

Таким образом, в дошкольном возрасте закладывается основы творческой деятельности ребенка, которое проявляется в развитии способности к замыслу, и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передачи своих чувств. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики. В душе каждого ребенка таится желание театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые сказочные сюжеты.

Педагог должен соблюдать методические принципы, что обеспечит высокую эффективность преподавания, позволит детям полюбить сказку. Воспитателю важно находить свой подход к разбору сказочных произведений, находить новое образное сравнение, новые упражнения и творческие задания, выделять ключевые слова. Особенности восприятия у детей с нарушенным слухом литературных произведений, в частности сказки, основываются на активизации сохранных сенсорных систем, таких как зрение, остаточный слух, кинетика, а также включения эмоционального окрашивания поведения и высказывания действий героев.

Подводя итог можно сказать следующее:

• Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит.

• Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.

• Сказка выполняет и терапевтическую и профилактическую функцию.

При правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных