Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Коррекционная работа по развитию связного высказывания у детейстаршего дошкольного возрастас нарушением слуха посредством сказки




Недоразвитие органа слуха лишает ребенка важнейших источников информации, что приводит к задержке психического и речевого развития, особенно если ребенок лишился слуха в раннем возрасте. Степень выраженности отставания в психическом развитии зависит от причин, тяжести и времени возникновения нарушения слуха. Чем раньше и тяжелее нарушен слух, тем более выражена у ребенка задержка психического и речевого развития. Недоразвитие всех компонентов речи (звукопроизношения, словаря, грамматического строя, связной речи) тормозит формирование абстрактно-логического мышления ребенка [7, С.17].

У детей дошкольного возраста на фоне нарушения слуха происходит нарушение в развитии речи. В этой группе нарушений отмечаются отклонения в развитии звуковой стороны речи. Есть дети, у которых полностью не сформирована система фонем (звуков родного языка): они пропускают, искажают, заменяют разное количество звуков всех фонетических групп. В основе этого лежат дефекты нарушения фонематического восприятия (ребенок не слышит звуков речи, их последовательности в словах - какой звук первый, последний и т.д.; не различает (не дифференцирует) близкие по звучанию фонемы: шипящие-свистящие, твердые-мягкие, глухие-звонкие звуки и др.) а также строение артикуляционного аппарата, нарушение его подвижности, деятельности.

Речь ребенка рассматривается как специфическая, иерархически организованная деятельность.

В системе (или структуре) порождения речевого высказывания могут нарушаться один или несколько звеньев, а иногда сформированными оказываются все звенья этой системы. Соответственно коррекционная работа направляется на формирование отсутствующего компонента. Различают первично пострадавшее звено и вторичные проявления в структуре дефекта, вызванные основным поражением. У ребенка с нарушенной слуховой функцией, при нарушении физического (тонального) слуха вторичным в структуре дефекта является нарушение собственной (экспрессивной) речи.

Для порождения речевого высказывания необходимо, чтобы у ребенка был мотив к высказыванию, замысел речи, чтобы было предвосхищение конечного результата речевого действия, планирование (то есть программирование) высказывания, отбор и выбор лексики (причем отбор тематический - вскрывает пласт лексики, связанной с определенной темой, а выбор семантический - как сказать точнее и правильнее), затем грамматическое структурирование и, наконец, реализация высказывания (проговариваются слова, предложения) и контроль за речевым действием. При нарушениях слуха отмечается недостаточность того или другого компонента либо того и другого одновременно [17, С.35].

Как показывает практика формирование связного монологического высказывания детей с нарушением слуха необходимо как для более полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Коррекционная работа в детском саду по формированию связной монологической речи детей осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и прочее, так и на специальных коррекционных занятиях [14, С.35].

Коррекционная работа по формированию связной монологической речи детей строится в соответствии с общедидактическими принципами.

К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению [14, С.37].

Коррекционная работа по формированию связной монологической речи детей с нарушением речи включает в себя ряд разделов, предусматривающих овладение детьми навыками монологической речи в следующих формах: - составление высказываний по наглядному восприятию;

- воспроизведение прослушанного текста;

- составление рассказа-описания;

- рассказывание с элементами творчества.

Предусматривается постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи к самостоятельным; от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу. По каждому из разделов ставятся конкретные задачи по овладению детьми навыками и способами действий (особенности обучения построения данного вида монологического высказывания, его планированию и др.), а также специальные задачи, направленные на усвоение детьми языковых средств, составляющих основу монологической речи [14, С.39].

Коррекционная работа по формированию связного монологического высказывания детей с нарушением слуха предусматривает тесную взаимосвязь в работе сурдопедагога, логопеда и воспитателей групп. Воспитателем проводится подготовительная работа к некоторым занятиям сурдопедагога. На воспитательских занятиях закрепляются навыки, полученные детьми в ходе обучения связной монологической речи. Ряд занятий по формированию монологической речи проводится воспитателем под руководством сурдопедагога. Им же даются рекомендации по организации воспитательских занятий, применению речевых заданий и упражнений, словарного материала, а также по индивидуальному подходу к детям с учетом специфики отмечаемых речевых затруднений в овладении навыками связной монологической речи.

Успех коррекционного обучения детей с нарушением слуха также во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы сурдопедагога, логопеда, воспитателя и родителей [52, С.68-70].

Как показывают исследования А.Р. Лурии [52] и А.А. Леонтьева [50] речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. Следовательно, если в работе с детьми мы улучшаем что-то одно, то мы совершенствуем работу всего их организма в целом. Например, если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на связном речевом высказывании. [50, С.74].

Если ослабленный, заторможенный ребенок с нарушением слуха приобретет уверенность в себе и хотя бы частично избавится от сомнений и страхов, то в более короткие сроки будет происходить развитие и совершенствование связной монологической речи; ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление, он будет способен к усвоению большего объема информации, чем раньше.

Если у «сверхспокойного» ребенка проснулся живой интерес и развилась чувствительность, то это означает, что у него будет меньше проблем при введении автоматизированных звуков в спонтанную речь, что соответственно влияет на совершенствование связной монологической речи. [50, С.74-75].

Практика показывает также, что если ребенок старшего дошкольного возраста приучается осознавать то, что он видит и слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает в такой области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.

Решению этих и многих других проблем активно помогает включение сказки в занятия с детьми, с ее помощью мы активизируем процессы мышления, улучшаем мелкую моторику пальцев рук и речевого аппарата, мы улучшаем общие движения тела, а также совершенствуем эмоционально-волевые процессы [26, С.56].

Игры и упражнения «сказочных занятий», направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. [65, С.75].

Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания (пристальное смотрение на пламя свечи, вглядывание в постоянно изменяющееся движение ленты или куклы, вслушивание в звуки природы, в звон колоколов, в ритм музыки), увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям [65, С.130].

Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь.

Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру [65, С.130].

Таким образом, достоинство и роль сказок в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связного монологического высказывания. [65, С.131].

Используя в работе с детьми такую форму работы со сказкой, как драматизация, мы способствуем развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Итак, подводя итог вышесказанному:

- сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в работе со слабослышащими детьми старшего дошкольного возраста. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

Вывод ко II главе.

Во II главе мы рассмотрели, какие ученые изучают влияние сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие. Какие ученые внесли вклад в разработку данного метода. Рассмотрели значение сказки в жизни детей. В данной главе мы также рассмотрели схему современной дифференциации сказок. Рассмотрели, в чем заключается привлекательность сказки в коррекционной работе. Какую специфику имеет работа со сказкой. Какие авторы разрабатывают методику работы со сказкой. Какие требования учитываются при разработке содержания методов и средств.

Таким образом, можно сказать, что роль сказок в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, многократные повторы, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связного монологического высказывания.

Используя в работе с детьми такую форму работы со сказкой, как драматизация, мы способствуем развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности; с помощью сказки мы активизируем процессы мышления, улучшаем мелкую моторику пальцев рук и речевого аппарата, улучшаем общие движения тела, а также совершенствуем эмоционально-волевые процессы. Свое отношение к сказкам дети выражают в рисунках. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которое производит на детей сказка, тем интереснее и разнообразнее их рисунки. Мы можем с уверенностью утверждать, о том, что сказки влияют на развитие художественно-творческих способностей дошкольников, а также развитию театрально-игровой деятельности.



ГЛАВА 3(это третья курсовая работа)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных