Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Высказывания у слабослышащих детей 5-6лет




Констатирующий эксперимент был проведен с 25 по 26 ноября 2008 года в старшей группе детского сада. На данном этапе осуществлена первичная диагностика детей на предмет исследования уровня речевого развития.

Цель: исследовать уровень развития связного речевого высказывания детей с нарушением слуха.

Задачи:прописать,берётся из 2.1

Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний – от единичной формы до составления рассказов, с элементами собственного творчества. Определялась способность детей к передаче содержания зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, картинок-действий, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.

Обследование включало пять последовательных экспериментальных заданий и проводилось методом индивидуального эксперимента. Обследованы 8 детей 5-6 лет, имеющих нарушение слуха.

Анализ количественного соотношения данных заданий внутри группы выявил определенные тенденции.

Первое задание: составление фраз-высказываний по картинкам, изображающим простые действия.

Полученные результаты показали, что дети с нарушением слуха испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы, в связи, с чем возникла необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие («Что делает мальчик, девочка?»). У большинства детей при этом отмечались ошибки на употребление словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузы с поиском нужного слова, нарушение порядка слов. У 2 испытуемых из 8 наблюдалось сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и синтаксического характера.

Еще большие затруднения вызывало у детей с нарушением слуха второе задание – составление предложение по трем картинкам (девочка, корзинка, лес). Задание было направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания. Несмотря на задаваемый всем детям вопрос: «Что сделала девочка?», только 4 испытуемых смогли составить предложение, с помощью экспериментатора используя все три картинки, но построения связного высказывания не получилось, были отдельные фразы. Остальным испытуемым задание объяснялось повторно (с указанием на пропущенную картинку), но и после повторения инструкции 4 детям не удалось составить фразу с учетом всех трех смысловых звеньев. У многих отмечались выраженные синтаксические затруднения.

Выполнение следующего задания – рассказ по серии сюжетных картинок «Мальчики и ёж» дает возможность нам отметить, низкий уровень при выполнении задания Практически все рассказы детей были составлены с помощью взрослого. Нарушалась связность повествования, как в смысловом, так и в грамматическом плане. Некоторые рассказы представляли собой простое перечисление изображенных на картинке действий. Недостаточность овладения лексическими и грамматическими средствами языка приводила к значительному числу структурных и грамматических ошибок и лексических недочетов. Таким образом, не все дети сумели правильно установить последовательность картинного плана, что привело к нарушению последовательности сообщения изображенных событий. Составленные детьми рассказы не выходят за рамки наглядно отображенной ситуации. При попытках детей рассказать о том, «что было потом», смысловая и логико-предметная организация страдает в большей степени, чем при описании событий непосредственно изображенных на картинке.

Только 2 ребенка устанавливают логическую связь, правильно выкладывают последовательность картинок, самостоятельно составляют рассказ из 3-х простых предложений, но также не выходят за рамки наглядно отображенной ситуации.

Таким образом, предметно-смысловая организация высказываний у большинства детей была нарушена, дети затруднялись в построении связного текста. Приведем примеры рассказов детей к четвертому заданию, которые представлены в таблице 4.

Таблица 4

Виды рассказов детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом на констатирующем этапе

Имя ребенка Содержание рассказа
Алина М. Мальчик идет. Ежик хороший. Мальчик валит ежик. Мальчик кормит ежика.
Саша С. Мальчик шел, нашла ежик. Дальше пошел и молоко ежик дал.

 

Из 8 человек: 2 ребенка набрали по 2 балла и 6 детей по 1 баллу, что соответствует среднему и низкому уровням сформированности связного высказывания.

Последнее задание - составление рассказа-описания об игрушке (кукла).

Рассказ-описание оказался наиболее трудным из приведенных видов заданий. 2 ребенка отвечали на вопросы экспериментатора используя простые словосочетания («Это кукла. Куклу зовут Маша. У Маши есть голова….»), остальные 6 детей использовали простое перечисление. («Кто это?» «Кукла»; «Как зовут куклу?» «Маша»; «Опиши куклу» «Есть голова, рука, платье…»),

Таким образом, практически все «рассказы» детей представляли собой ответы на вопросы педагога либо отдельные не связанные между собой высказывания, составленные по данному образцу. В тех случаях, когда детям удавалось (с помощью педагога) составить словесное описание предмета в их рассказах не находили отражения существенные свойства и признаки предмета. В высказываниях детей отсутствовала логически обусловленная последовательность в словесном описании предмета: перечисление отдельных признаков и деталей предмета чаще всего носило хаотичный характер. Отмечены выраженные лексико-грамматические нарушения. Приведем примеры рассказов детей к пятому заданию, которые представлены в таблице 5.

Таблица 5

Виды рассказов детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом на констатирующем этапе

Имя ребенка Содержание рассказа
Мартин Ш. …одета в платье и кофта. На волосы бантики, косички, челка есть, руки, ноги, голова, глаза, брови, нос, рот.
Юра К.. …девочка Маша: платье, кофта, сандалии, носки, волосы, ногти, плечи, маленькая, коленки.
Валерия М. Это кукла Маша. У Маши есть платье, кофта. У нее есть руки и ноги. Это красивые носки…

 

Итоги констатирующего исследования по серии заданий можно проследить в таблице 3.

Таблица 6

Результаты исследования сформированности связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным на констатирующем этапе исследования(это первая таблица,которая нужна на мат.статистику!)

Имя ребенка Номер задания/кол-во баллов Среднее значение Уровень речевого развития
         
  Алина М.           1,2 низкий
  Валерия М.             средний
  Саша С.             низкий
  Паша К.             низкий
  Даша Г.             средний
  Илья Ф.           1,4 ниже среднего
  Мартин Ш.           1,4 низкий
  Юра К.           1,2 низкий
Среднее значение 1,4 низкий

 

Анализ результатов исследования состояния связного высказывания у детей в данной группе, проведенного с использованием заданий констатирующего этапа исследования показал, что общий уровень развития речевой коммуникации в группе низкий, что является следствием снижения слуха, а на фоне этого как следствие задержка речевого развития. (Приложение 1).

Так 2 ребенка из группы имеют средний уровень развития связного высказывания; 1 ребенок - уровень развития высказывания ниже среднего и 5 детей – низкий уровень связного речевого высказывания.

Низкий уровень речевого развития – 62,5%

Ниже среднего уровень речевого развития – 12,5%

Средний уровень речевого развития -25%

Высокий уровень речевого развития - 0%

Следовательно, у детей необходимо целенаправленно развивать связное речевое высказывание, а также продолжать формировать полноценную звуковую сторону речи (воспитывать артикуляционные навыки, правильное звукопроизношение, слоговую структуру и фонематическое восприятие).

На основе обобщения результатов данных констатирующего этапа исследования направленного на изучение развития связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха можно сделать следующие выводы:

1. Даже при наличии мотива к составлению отдельных видов развернутых высказываний у большинства детей не отмечено возникновение четкого

замысла высказывания.

2. Связность речи при составлении фраз нарушена как в плане логико-смысловой организации высказывания, так и в плане обеспечения грамматической связи между отдельными словами и словосочетаниями.

3. Практически все дети затруднялись в произвольном планировании развернутых высказываний: рассказы многих детей реализуют «эмоциональный план отображения» предмета речи.

4. Практически все рассказы детей составлены с той или иной помощью экспериментатора. Отмечаются значительные нарушения связности высказывания, как со стороны смысловой, так и грамматической его организации. В рассказах всех детей встречаются смысловые ошибки и несоответствия. Существенно страдает законченность смыслового выражения мысли.

Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что у всех детей с нарушенным слухом низкий уровень овладения навыками связных высказываний. Следовательно, необходимо разработать систему коррекционных мероприятий, которая повысит уровень развития связного речевого высказывания. Полагаем, что именно элементы «включения» в игровую и учебную деятельность элементов сказки помогут детям повысить уровень развития связного речевого высказывания.

 

Организация и содержание работы по формированию связного






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных