ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухомс использованием сказкиФормирующий эксперимент был проведен с 1 декабря 2008 года по 5 апреля 2009 года. Цель: провести коррекционную работу по развитию связного монологического высказывания детей с нарушением слуха с активным использованием сказки. задачи: Основываясь на современных представлениях о развитии навыков связного высказывания, его структуре и способах реализации, а также на данных констатирующего исследования детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом, а также опираясь на исследования и разработки В.П. Глухова [14], О.Б. Иншаковой, Г.В. Чиркиной, Р.Р. Калининой в этом направлении, была разработана система коррекционно-педагогической работы по формированию навыков связного высказывания у детей данной категории. Было разработано 20 занятий, проведено за этот период 14 занятий с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Занятия проводились 1 раз в неделю в первой и во второй половине дня с использованием индивидуальных слуховых аппаратов. Продолжительность занятий 30 минут. При разработке системы коррекционной работы учитывались основные положения отечественной психологии, в частности, теория деятельности, возрастная периодизация развития, теория поэтапного формирования умственных действий, а также основные подходы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушенной слуховой функцией на современном этапе. Система занятий построена с учетом общих принципов коррекционно-педагогической работы: • комплексный подход к диагностике, позволяющий максимально изучить возможности ребенка в процессе обучения и прогнозировать адекватные уровню развития детей коррекционные пути и средства реабилитации ребенка с нарушением слуховой функции. • комплексный подход к развитию речемыслительной, эмоционально-волевой и мотивационной сферы. Обучение должно осуществляться на фоне установления положительного отношения ребенка к занятиям, в доброжелательной атмосфере. • индивидуализация и дифференциация используемых педагогических методов, приемов и средств обучения. Развитие связного высказывания осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по ознакомлению с художественной литературой, по обучению грамоте и т. д., а также вне их – игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако обучение связному высказыванию на специальных занятиях является главной задачей. В основе развития связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, лежит комплексный подход, направленный на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе решение главной задачи – развития связного высказывания. Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделяется при этом тем видам связных высказываний, которые, прежде всего, используются в процессе усвоения ими знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения (развернутые ответы, пересказ текста, составление рассказа по наглядной опоре, высказывания по аналогии). Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и приемов обучения (включая игровые), способствующих активизации разнообразных речевых проявлений ребенка. Цель: предложенная система коррекционных занятий с использованием средств сказки будет способствовать формированию связного речевого высказывания у детей с нарушением слуха. Предлагаемая система занятий поможет педагогам выстроить работу с детьми с нарушением слуха системно, в определенном логическом порядке. Однако использование предложенного материала предполагает, что педагоги- практики могут вносить в него свои изменения, ориентируясь на детей, с которыми они работают и, исходя из собственных интересов и уровня подготовки. Основная задача коррекционного воздействия на детей с нарушением слуха – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Система коррекционно-педагогической работы по развитию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, реализовывалась поэтапно. Первый этап коррекционной работы (подготовительный) – налаживание социальных связей детей, установление эмоциональных контактов. Задачи подготовительного этапа: 1. Создание комфортной окружающей обстановки, способствующей раскрепощению детей. 2. Организация разнообразных игр, которые создают основу для совместных радостных переживаний и для установления игрового и речевого взаимодействия. Важную роль в установлении контакта, играет организация пространства общения. Подбор мебели и ее расстановка позволяют общаться в свободной непринужденной обстановке, создают предпосылки для проявления непосредственности и раскрепощенности. Весьма эффективным коррекционным приемом на данном этапе было проведение с детьми с нарушением слуха подвижных игр с речевым сопровождением, где снимался «зажим», напряжение, появлялась доверчивость, желание общаться. Такие игры, как «Золотые ворота», «Кабачок», и т.д. Еще один прием налаживания эмоциональных контактов – это игры с предметами, в которых требуется образовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов (мяча, игрушки), соблюдать общий ритм и темп движений, очередность (что важно для структуры диалога). Это такие игры, как «Садовник», «Передай мяч и назови слово» и т. д. Второй этап коррекционной работы (основной) – развитие связного высказывания в специально организованной деятельности. Задачи второго этапа коррекционной работы: 1. Разработка перспективного плана по развитию связного высказывания.(тематическое планирование) 2. Формирование инициативных высказываний. На данном этапе работы был составлен перспективный тематический план с декабря 2008г. по апрель 2009г. В основу планирования были заложены задачи по развитию речи детей с нарушением слуха. Использовались такие специальные приемы, при помощи которых побуждали детей к проявлению инициативной фразовой речи: сюрпризное появление игрушек, предметов, овощей, их яркий облик, возможность обследовать их свойства, наблюдать движения, возможность принять посильное участие в инсценировке, свободное пользование материалами (картинками, карандашами, бумагой, пластилином и т.д.). Большинство занятий построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинают, продолжают и развивают одну тему. Тематика занятий очень разнообразна: это времена года, мир животных, овощи и фрукты, одежда и т.д. Со многими темами дети знакомятся сначала на занятиях по расширению представлений об окружающей жизни, по ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию связной речи закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему в связных высказываниях. Важным моментом является взаимосвязь занятий по развитию связного высказывания с другими видами деятельности (лепкой, аппликацией, рисованием, игрой и т. д.). Например, на занятиях по изобразительной деятельности включены задачи на развитие мелкой моторики и на закрепление звукопроизношения, на занятиях по физкультуре идет закрепление звуков, слов, фраз и включены элементы логоритмики, на музыкальных занятиях включены упражнения на развитие дыхания, мимики, пантомимики. При проведении занятий по развитию связного выказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха перед педагогом стоят следующие коррекционно-педагогические задачи: 1. Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации; 2. формирование навыков построения связных монологических высказываний; 3. развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний; 4. целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда когнитивных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), тесно связанных с формированием навыков устного речевого высказывания. Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний, в свою очередь, включает: 1) усвоение норм построения связного высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями – фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения); 2) формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения; 3) обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка. Работа по развитию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха ведется по следующим направлениям: 1. Развитие основных познавательных процессов: • развитие произвольного внимания (наблюдения, рассматривание картин); • развитие долговременной памяти (заучивание загадок, стихов, повторение, припоминание заученных стихов и других стихотворных форм, постоянное упражнение в припоминании планов описаний, составленных заранее); • развитие логического мышления (упражнение в установлении смысловых ассоциаций и причинно-следственных связей в изучаемых рассказах, рассматриваемых картинках, заучиваемых стихах). 2. Развитие диалогической речи: • самостоятельные полные ответы детей на поисковые вопросы по содержанию картин и рассказов; • использование в ответах однородных членов предложения; • ответы детей на проблемные вопросы по образцу с использованием двусоставных предложений; • постановка детьми репродуктивных и поисковых вопросов по образцу, по подсказке и самостоятельно. 3. Развитие монологической речи: • пересказ сказки по цепочке по данному плану; • пересказ сказки после чтения детьми отрывков по индивидуальным карточкам; • придумывание своего конца после пересказа прослушанной сказки; • составление плана описательного рассказа с помощью, по аналогии, самостоятельно; • составление описаний по предметным картинкам и плану с опорой на предшествующий опыт (представления) детей, по аналогии с вербальной опорой и без нее, только с опорой зрительной. 4. Формирование лексико-грамматических категорий: • словообразование (родственных слов, существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением и т. д.); • упражнение в подборе признаков и действий к предметам; • составление и распространение простых предложений с помощью вопросов, однородными членами по образцу и самостоятельно; • обогащение речи синонимами (предметами, признаками, действиями). Третий этап коррекционной работы (заключительный) – включение коммуникативных способностей в свободную, игровую, познавательную, творческую деятельность. Задачи третьего этапа коррекционной работы: 1. Оснащение игровых зон группы, для самостоятельной деятельности детей. 2. Проведение разнообразных игр, на развитие основных когнитивных процессов. Для полноценной самостоятельной деятельности детей организованы центры познавательной активности «В мире сказок», «Почемучка» и др., в которых в коммуникативной обстановке дети общаясь закрепляют навыки речевого развития. Проводятся различные игры, направленные на развитие памяти, внимания, воображения, мышления «Найди похожее слово», «Бывает – не бывает», «Пантомима», «Волшебный мешочек» и т.д. Представляем фрагмент перспективного плана. (Приложение 2). Тематическое планирование занятий по развитию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Таблица 7
Таким образом, мы считаем, что предложенная нами коррекционно-педагогическая система занятий по развитию связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха будет способствовать лучшему усвоению программы.(объём 1;1,5 страницы)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|