Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цель и задачи сурдопедагогики




Специальное образование детей с недостатками слуха яв­ляется целенаправленным процессом, поэтому центральное место в теории и практике сурдопедагогики принадлежит проблеме определения целей и задач. Прежде всего при раз­работке этой проблемы требуется уточнить, как соотносятся между собой цель специального образования и цель общего образования: совпадают ли они или отличаются друг от дру­га. Исследуя проблемы дефектологии, Л.С. Выготский обос­новал положение об «общности социальных целей и задач общей и специальной школ». Если исходить из этого поло­жения, сурдопедагогика должна осуществлять общие цели образования в отношении детей с нарушениями слуха.

В общем смысле, по мнению Б.Ф. Ломова, «цель дея­тельности выступает как идеальное представление ее буду­щего результата, которое как закон определяет характер и способы действий человека». С учетом этого подхода цель сурдопедагогики можно понимать как предполагаемый ре­зультат коррекционно-педагогической работы, устанавли­вающий и регулирующий ее общее направление.

В формальном аспекте цель образования детей с недостат­ками слуха является конкретной, конечной и единой. Кон­кретность целей сурдопедагогики проявляется в том, что они относятся к определенному уровню, предмету, тематическому элементу учебно-воспитательного процесса. Конечность целей специального образования связана с возможностью обновле­ния их состава и необходимостью их осуществления в огра­ниченные временные сроки. Единство сурдопедагогической цели выражается в том, что она, будучи неразделимой целост­ностью, служит основой для объединения в упорядоченную систему различных общих и специальных средств, методов и видов работы с нес дышащими детьми.

Цель образования обеспечивает слаженную и скоорди­нированную деятельность педагогов. Эта деятельность будет успешной, если в каждом конкретном случае руководство­ваться одной целью. Но вообще в педагогике их известно множество, и в одном и том же предметном курсе, к приме­ру, могут решаться самые разные по содержанию и направ­ленности цели. Для того чтобы лучше разобраться в вели­ком множестве возможных целей образования, их следует рассматривать в виде системы, которую можно было бы на­звать «пирамидой целей». Вершину пирамиды целей сур­допедагогики будет составлять наиболее общая цель для всего процесса образования детей с недостатками слуха, а остальные уровни могут быть представлены более частными целями предметных курсов, учебных разделов, тематиче­ских циклов. Наконец, в основании данной пирамиды ока­жутся целевые установки отдельных занятий. Цели разных уровней образования детей с недостатками слуха находятся во взаимосвязи: общая, генеральная цель сурдопедагогики опирается на систему предметных частных целей и реали­зуется через них, а частные цели устанавливаются в резуль­тате конкретизации более общих целей применительно к условиям и виду учебной деятельности. Определение част­ных целей в таком случае можно проводить посредством их дедуктивного выведения из целей более высокого уровня образовательной системы.

Нельзя не заметить, что на любом уровне образования его цели выступают в объективной и субъективной фор­ме. Объективный характер целей сурдопедагогики зависит от того, насколько они учитывают социальные потребно­сти, наличные условия специального образования, реаль­ные возможности определенной группы слабослышащих или глухих детей. Субъективный элемент целей сурдопеда­гогики раскрывается в своеобразии их интерпретации и реа­лизации субъектами педагогической деятельности. Субъ­ективность осознания объективной цели обучения может сказаться в том, что «педагоги, декларирующие одну и ту же цель, подразумевают разные варианты этой цели, так как их индивидуальное сознание индивидуализировало их представление о результате профессиональной деятельно­сти». Особенности понимания и осуществления цели обучения определяются личным опытом, интересами, стрем­лениями участников учебного процесса.

В силу наличия множества педагогических целей и ши­роких возможностей их интерпретации обнаруживаются затруднения при выборе целей на любом уровне образова­тельной системы. Эти затруднения имел в виду Аристотель, когда подчеркивал, что «существует разногласие по поводу практики воспитания», и остается невыясненной цель вос­питания — «развитие ли умственных способностей или нравственных качеств». В современной педагогике вопрос о педагогических целях сохраняет остроту и активно об­суждается. Противоречия в понимании цели образования особенно усиливаются в кризисные периоды социального развития. Не случайно Ф.Г. Кумбс отмечает: «Одна из вели­чайших трудностей, стоящих перед системой образования и обществом, которому она служит, заключается в том, что­бы в конкретной, ясной и продуманной форме определить ее основные цели и первоочередные задачи».

Поскольку в общей педагогике не существует общепри­знанной точки зрения на содержание цели образования, возникают также трудности и при определении цели сурдо­педагогики. Очевидно, что учить вовсе без цели — значит отправляться в далекий путь, не имея карты, а принять произвольно любую цель — значит рисковать в путешест­вии, сворачивая на неизведанную и, возможно, непроходи­мую дорогу. Сделать осознанный выбор сурдопедагогиче­ской цели можно, если иметь представление об основных вариантах общих целей образования.

В педагогических работах выдвигаются обычно следую­щие цели: передача знаний в определенных областях науки и искусства, формирование и совершенствование практиче­ских умений и навыков, освоение подрастающим поколени­ем культурных ценностей и исторического опыта предшест­вующих поколений, подготовка к труду и приспособление к жизни в определенном обществе, воспитание у учащихся социально востребованных качеств, пробуждение чувства гражданственности и стимулирование социальной актив­ности, обучение технологиям самообразования и само­развития, активизация самостоятельного познания и мыш­ления, поддержка стремлений ребенка к самоутверждению и творческой самореализации, развитие личности ребенка, создание условий для максимально возможного раскрытия индивидуальных способностей, всестороннее и гармоничное развитие человека.

Легко можно увидеть, что основные цели образования так или иначе предусматривают развитие ребенка, качест­венное изменение его сознания и поведения. Подобным об­разом и общей целью сурдопедагогики могло бы считаться развитие ребенка с недостатками слуха. Однако такое пред­ставление о цели было бы слишком формальным и неопре­деленным. Для практики коррекционно-педагогической работы важно уточнить, какие именно качества, способно­сти, функции, отношения предполагается развивать у детей с проблемами слухового восприятия.

Особое значение в педагогике придается развитию мыш­ления. Так, П.П. Блонский разъясняет: «Ребенок есть су­щество развивающееся, и воспитание есть развитие. Разви­тие — определенный процесс, имеющий исходную точку и цель. Цель воспитания — развитие мысли ребенка, ис­ходная же точка — его наличное сознание, более близкое к сознанию дикаря, нежели к нашему». Основной целью общего образования, с точки зрения Ч. Куписевича, явля­ется «обеспечение всем учащимся оптимального — с учетом их возможностей — интеллектуального развития», но «дан­ная цель выступает не сама по себе, а в единстве с целями воспитания», которые направлены на «формирование личности ученика в целом, а не только ее определенных аспектов». Конечно, образование не может быть сосредото­чено на развитии только интеллекта или других отдельных функций. Оно должно учитывать потребности развития ре­бенка в целом, возрастные и индивидуальные особенности его физического, психического и социального статуса.

При определении цели сурдопедагогики следует принять во внимание, что развитие ребенка с нарушениями слуха представляет собой единый многомерный процесс, направ­ленный на достижение биологической, психической и со­циальной зрелости индивида. По этой причине желательно, чтобы образование детей с недостатками слуха было много­сторонним и целостным. Только специально организованное целостное обучение может обеспечить активизацию сохран­ных анализаторов неслышащего ребенка, компенсацию его сенсорных недостатков, раскрытие позитивных свойств личности, ослабление и преодоление негативных последст­вий нарушения слуховой функции в сфере психической ре­гуляции и межличностных отношений.

Чтобы повысить качество подготовки учащихся с потерей слуха к самостоятельной жизни в современном обществе, це­лесообразно опираться на возможности их саморазвития. Еще И.П. Павлов показал, что «человек есть система, единствен­ная по высочайшему саморегулированию». В исследовании В.И. Бельтюкова констатируется, что «у детей с перифериче­скими недостатками слуха так же, как у детей с недостатками других органов чувств, механизмы внутренней саморегуля­ции сохранены». Иными словами, в основе развития ребенка с недостатками слуха лежат не только внешние факторы, коррекционные воздействия, но и внутренние закономерности, глубинные стремления, личностные установки. Способность глухих и слабослышащих детей к саморазвитию и самоорга­низации наиболее рельефно проявляется в том, что в процессе образования они постепенно становятся субъектами деятель­ности, общения и познания.

Таким образом, общая цель сурдопедагогики заключает­ся в целостном развитии позитивных физических, пси­хических и социальных качеств человека с недостатками слуха как субъекта деятельности, общения и познания.

С общей целью сурдопедагогики соотносится комплекс ее базовых задач. В этой связи можно привести высказыва­ние Э. Стоунса о том, что «основная цель — очень важная вещь, но ее нельзя достигнуть без системы соподчиненных задач». Дело в том, что цель не может охватить все аспек­ты сложного и многогранного процесса специального обра­зования, поэтому устанавливаются задачи, дополняющие и поясняющие исходную цель. Некоторые авторы считают не цель, а именно задачу «основной единицей педагогиче­ского процесса». Часть задач носит локальный и кратко­временный характер, они относятся к конкретному уроку, отдельному направлению учебной работы, определенному разделу программы. Наряду с ними, по словам Л.В. Занкова, «существуют такие учебные задачи, которые отличаются общим характером и не "привязаны" ни к определенной теме учебной программы, ни к определенному предмету». Общие задачи связаны с общей целью обучения и устанавливаются на длительный срок. В целом особые цели и задачи выделя­ются на каждом уровне педагогической системы. Всякая цель предполагает свою систему задач, которые соответст­вуют целевому началу и подчиняются ему. Задачи можно сравнить со ступенями на лестнице, ведущей к осуществле­нию конкретной цели.

В сурдопедагогике решаются практические и теоретичес­кие задачи. Для ясности и последовательности анализа прак­тические задачи сурдопедагогики могут быть разделены на образовательные, воспитательные и специальные.

Образовательные задачи, которые можно называть об­щедидактическими, регулируют процесс и содержание учеб­ной деятельности. К ним относятся установки, общие для обучения нормальных детей и детей с нарушениями слуха.

В практике сурдопедагогики в соответствии с ее главной целью ставятся прежде всего следующие об­разовательные задачи:

• стимулирование у учащихся с недостатками слуха ин­тереса к учению, создание условий для удовлетворения их потребности в саморазвитии и самообразовании;

• формирование мировоззрения и расширение общего кру­гозора лиц с трудностями слухового восприятия в про­цессе их ознакомления с научной картиной мира;

• обеспечение оптимального развития мышления глухих и слабослышащих детей с учетом их возможностей, вы­работка умения творчески решать новые задачи и про­блемы;

• формирование умений и навыков учебной деятельности, развитие устной и письменной речи, активизация ког­нитивных процессов в условиях целенаправленного обучения;

• подготовка к профессиональной деятельности, развитие представлений, умений и навыков, необходимых для трудовой деятельности в современных социально-эконо­мических условиях.

Воспитательные задачи сурдопедагогики направлены на развитие общих способностей и личностных качеств у детей со слуховыми недостатками.

Среди основных воспитательных задач сурдопедаго­гики можно выделить следующие:

• разностороннее развитие личности ребенка с потерей слуха, воспитание у него стремления к творческой са­мореализации, создание благоприятных условий для проявления индивидуальных креативных способностей на основе личностно ориентированного подхода;

• стимулирование социализации ребенка с недостатками слуха, обогащение его социального опыта, подготовка к общению и совместной деятельности со слышащими людьми, приобщение к нормам и ценностям культуры, привлечение к активному участию в культурной жизни;

• воспитание нравственного сознания в процессе озна­комления с этическими понятиями и принципами, ук­репление чувства долга и ответственности, выработка ценностных ориентации и убеждений на основе уваже­ния свободы и достоинства формирующейся личности;

• содействие физическому развитию учащихся с ограни­ченным слуховым восприятием, закрепление у них на­выков личной гигиены, воспитание здорового образа жизни, трудолюбия, самостоятельности, способности са­моконтроля и волевой регуляции поведения;

• гармоничное развитие неслышащего ребенка, привитие ему навыков плодотворного сотрудничества с другими людьми, воспитание эстетического отношения к миру, человечности, рефлексивных способностей, гражданско­го самосознания, профессиональных интересов.

В число задач практической сурдопедагогики входят не только базовые образовательные и воспитательные задачи, но и специальные задачи, которые называются также коррекционно-развивающими. Специальные задачи связаны с особыми средствами сурдопедагогики, которые обеспечи­вают диагностику проявлений дизонтогенеза, комплекто­вание специальных учебных заведений, коррекцию нару­шенного хода развития, реабилитацию инвалидов по слуху, компенсацию недостатков и затруднений, профилактику возможных отклонений. Специальные задачи, помогая уст­ранить негативные последствия потери слуха, облегчают осуществление задач общей направленности в образовании нес дышащих детей.

В сурдопедагогической работе реализуются следую­щие специальные задачи:

• установление типа, характера и структуры нарушения слуха, выявление сопутствующих дефектов, дифферен­циация неслышащих детей по уровню речевого раз­вития, времени и степени потери слуха, определение оптимальной формы обучения для каждого ребенка с трудностями слухового восприятия, индивидуализа­ция сурдопедагогической помощи;

• нормализация жизнедеятельности индивида с недостат­ками слуха, преодоление отклонений в его психическом и социальном развитии, формирование словесной речи посредством широкой коммуникативной практики, ин­тенсификация сенсорно-перцептивной деятельности с опорой на остатки слуха, совершенствование навыков восприятия и понимания устной речи;

• активизация компенсаторных возможностей детей со сниженным слухом, создание для них специальных об­разовательных условий, способствующих комплексному развитию личности, мобилизации сохранных функций ор­ганизма в процессе учебной и практической деятельности, восполнению недостатка в сенсорной информации;

• восстановление нарушенных связей неслышащего чело­века с социальным окружением, осуществление трудовой реабилитации с учетом индивидуальных особенностей и данных экспертизы трудоспособности, обеспечение со­циально-бытовой адаптации, организация для всех воз­растных групп лиц с потерей слуха единой открытой обра­зовательной среды;

• проведение оздоровительной работы с глухими и слабо­слышащими детьми, предупреждение возникновения у них вторичных нарушений развития, рационализация режима коррекционного обучения, создание здорового психологического климата в специальных учебных заведениях, приучение неслышащих школьников к посто­янной работе, направленной на самокоррекцию.

Особую группу составляют теоретические задачи, ко­торые предусматривают анализ сурдопедагогической прак­тики, обобщение материалов обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Часть теоретических задач имеет ме­тодологическую направленность и предназначена для со­вершенствования способов построения знаний.

В сурдопедагогике различаются следующие виды тео­ретических задач:

• изучение особенностей и закономерностей развития глу­хих и слабослышащих детей, создание диагностического инструментария, позволяющего выявить специфику раз­вития мышления, речи и других психических функций у неслышащих детей разных возрастов, раскрытие причин нарушений слуха, определение подходов дифференциаль­ной диагностики этих нарушений, построение и уточнение классификации детей с нарушениями слуха;

• разработка концепции, содержания и принципов об­разования детей с нарушенным слухом, совершенст­вование форм организации их обучения и воспитания, создание адекватных образовательных технологий сурдопедагогической работы, в том числе специальных методов и средств, обоснование развития существующей сети образовательных учреждений для глухих и слабо­слышащих детей;

• обновление сурдопедагогической терминологии с учетом изменений в составе понятийно-категориального аппа­рата общей и специальной педагогики, развитие сурдо­педагогической теории на основе расширения междис­циплинарных связей с гуманитарными и естественными науками, укрепления внутридисциплинарных связей со смежными отраслями дефектологии, усиления внутри-предметной интеграции с частными методиками;

• анализ исторического опыта обучения лиц с нарушения­ми слуха, проведение компаративных исследований раз­ных систем обучения неслышащих детей, выявление тенденций исторического развития сурдопедагогики, оп­ределение перспектив ее эволюции, совершенствование коррекционно-педагогической системы помощи лицам со слуховыми недостатками с учетом традиционных и альтернативных подходов к образованию;

• осуществление контроля за качеством обучения неслы­шащих детей, определение путей повышения его эффек­тивности, оптимизация подготовки кадров сурдопеда­гогов, обеспечение гуманизации сурдопедагогической деятельности, построение программ модернизации и ин­форматизации образования глухих и слабослышащих детей и взрослых в соответствии с современными социо­культурными условиями.

Конечно, нельзя считать безусловным и исчерпывающим список задач, каким бы подробным он ни был. Содержание педагогических задач всегда остается в известной мере относительным. Дело в том, что цели и задачи являются наиболее подвижными, динамичными элементами учебной деятельности, что обусловлено изменением социокуль­турных условий жизнедеятельности людей, историческими особенностями учебной практики, трансформациями соци­альных и индивидуальных потребностей. Каждый педагог вправе ставить свои цели и задачи или отобрать из числа известных целей и задач те, которые считает приоритетными.

В повседневной работе сурдопедагоги, опираясь на об­щие подходы, самостоятельно формулируют цели и задачи конкретных исследовательских программ, предметных уро­ков, коррекционных занятий, внеклассных мероприятий. Корректность определения целей и задач зависит от того, насколько соблюдаются требования к целеполаганию. При конструировании педагогических целей следует стремиться к тому, чтобы они отвечали требованиям яс­ности, однозначности, значимости, осуществимости. При установлении задач образования необходимо также придер­живаться особых правил. Прежде всего задачи должны со­ответствовать поставленной цели, без чего они не смогут обеспечить эффективного обучения. Далее задачи не долж­ны противоречить друг другу, так как в противном случае учебная работа будет непоследовательной. Задач не должно быть слишком много, иначе их трудно будет полностью осуществить. Не следует ставить слишком широкие или слишком узкие задачи, ибо они расходятся с возможностя­ми конкретного уровня образовательной системы. Необхо­димо, чтобы задачи были адекватны социальным запросам и личностным потребностям учащихся. Кроме того, задачи следует формулировать с учетом условий учебной деятель­ности и содержания изучаемого материала.

Между тем содержание целей и задач определяется не только реалиями образовательной деятельности, но и цен­ностными установками педагогического сообщества, пред­ставлениями о педагогическом идеале. В отечественной общей педагогике основной целью традиционно считалось всестороннее и гармоничное развитие личности. В сурдо­педагогике всестороннее развитие детей с недостатками слу­ха рассматривалось либо в качестве цели, либо в качестве задачи. Однако в практике образования крайне трудно добиться всестороннего развития нес дышащих учащихся. В этом отношении показательно рассуждение А.И. Дьячкова: «Понятие о всестороннем развитии личности глухого более сложно, чем понятие о всестороннем развитии нор­мального ребенка. Всестороннее развитие личности глухого ребенка осложнено отсутствием у него слухового восприя­тия и второй сигнальной системы на основе языка слов. Все­стороннее развитие глухого ребенка предполагает коренное изменение характера его развития как целостной лично­сти». Несмотря на широкие возможности современной сур­допедагогики, которая располагает, например, средствами ранней диагностики нарушений слуха и раннего бинаурального слухопротезирования младенцев, в настоящее время всестороннее развитие неслышащих детей остается весьма затруднительным и оказывается подчас недостижимым. С учетом этого можно сказать, что всестороннее развитие является не столько целью или задачей специального обра­зования, сколько его высоким гуманистическим идеалом. Если даже человек не сможет достигнуть идеала макси­мально полного развития сущностных сил личности, то этот идеал, по мнению многих педагогов, все равно не теряет своего значения. Идеал сурдопедагогики как ее безуслов­ная ценность придает гуманистический смысл всей системе целей и задач коррекционно-педагогической помощи детям с потерей слуха.

Цель образования тесно связана с педагогическими сред­ствами, которые представляют собой инструменты ее реа­лизации в виде отдельных элементов технологии и содер­жания обучения. Раскрывая взаимосвязь целей и средств в учебном процессе, М.Н. Скаткин заметил, что «много­сторонность педагогических целей и задач урока требует использования многообразных средств». Очевидно, цель и задачи сурдопедагогики могут быть осуществлены с по­мощью разных средств, разнообразных методов и форм коррекционно-педагогической работы. От правильности выбо­ра сурдопедагогических средств зависят точность и мера исполнения намеченной цели, качество образования детей с недостатками слуха. При выборе средств следует учиты­вать не только целевые установки, но и конкретные усло­вия образовательной деятельности, индивидуальные и воз­растные особенности неслышащих учащихся.

Принципиальное значение имеет вопрос о соотношении цели специального образования и его результата. Пер­воначально цель существует в субъективной форме мыс­ленного предвосхищения результата деятельности, но в процессе реализации она объективируется, воплощается в форме определенного результата. Сопоставляя получен­ный при обучении неслышащих детей результат с заплани­рованной сурдопедагогической целью, можно установить эффективность конкретных способов учебной работы и коррекционной помощи. Эффективным считается такое обучение, результат которого совпадает с намеченной целью. Объективная и непрерывная оценка результатов целе­направленного образования является необходимой предпо­сылкой совершенствования учебного процесса, повышения его эффективности. Изучение результатов обучения и вос­питания детей с потерей слуха позволяет проверять дей­ственность разных педагогических средств, определять оптимальные условия и методы развития учащихся, конт­ролировать процесс осуществления целей и задач сурдопе­дагогики.

Система целей и задач является необходимым органи­зующим началом образования неслышащих детей и интег­рирует все его элементы в действенное и развивающееся единство. Благодаря утверждению в современной сурдопе­дагогике гуманистических целевых ориентиров и их после­довательной реализации в практике специального образо­вания открываются новые перспективы для профессиональ­ного и личностного развития людей с потерей слуха, для продуктивного и разностороннего раскрытия их творческих способностей.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных