Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды этнографического наследия




Введение

 

Целью курсовой работы является обоснование и разработка этнографического тура по Узбекистану.Для достижения цели были поставлены следующие задачи: - изучить сущность и специфику этнографического туризма; - рассмотреть туристический потенциал Узбекистана для целей этнографического туризма и вопросы безопасности туризма; - разработать этнографический тур по Узбекистану; - разработать рекомендации по развитию этнотуризма в Узбекистане. При написании работы использовались литературные источники, открытые интернет-ресурсы.Туризм (как национальный, так и международный) - продукт длительного исторического развития. Предпосылки его появления лежат в глубокой древности. Как известно, в истории развития туризма мы различает четыре этапа:

• до начала XIX века - предыстория туризма. Отличительными характерами путешествий до середины XIX века были: примитивизм средств передвижения; то, что путешествия было не самоцелью, а необходимым условием и средством к достижению собственно цели, как то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество. Всех путешественников объединяло то, что они относились к меньшинству, занимавшему привилегированное положение в обществе. "Маленький человек" оставался в стороне.

• начало XIX века - начало XX века - элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг. В начале ХIX века ряд таких факторов как: промышленная революция, развитие транспорта, увеличение свободного времени благоприятно повлияло на развитие туризма. Из-за увеличения количества путешественников стало необходимым строительство гостиниц, организация бюро путешествий, развиваются туристические услуги комплексного типа.

• начало XX века - до начала Второй мировой войны - начало становления социального туризма. В этот период развития туризм одиночек постепенно уступал место групповому туризму широких масс. Кроме того изменился характер путешествий - уже преследовались не только развлекательные, но и познавательные цели. В маршруты все чаще включаются исторические места, памятники культуры.

• после второй мировой войны - современный этап - массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма. Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма можно считать интенсивность туризма в той или иной стране. Массовый спрос на туристические услуги породил массовое туристическое производство: тур продукт был стандартизирован, а производство услуг и товаров поставлено "на конвейер". Возникли разнообразные предприятия и общественные институты, производящие различные компоненты и виды турпродукта и составляющие в совокупности индустрию туризма (туриндустрию).

Сегодня мировой туризм, безусловно, зарекомендовал себя как феномен 21 века. На фоне быстрого развития таких отраслей как хайтек, наукоемкая, легкая и тяжелая промышленности, медицина, спорт, шоу бизнес и др., современный туризм является не только автономной индустрией, но и зачастую основной составляющей всех вышеперечисленных субъектов народного хозяйства.

За послевоенные годы международный туризм приобрел широкие масштабы и играет все более заметную роль в мировой экономике. В условиях растущего единства и взаимозависимости мира, расширения межнациональных контактов в сфере экономики усиливается инвестиционный аспект туризма. Статистика свидетельствует об устойчивых темпах его развития. В 1950 г. общее число туристов составляло 25 млн, а поступления от туризма – 2,1 млрд долларов США; в 1987 г., по данным ВТО, эти показатели составили соответственно 363 млн и 150 млрд. В 2000 г. число путешествующих достигло 698 млн, поступления от туризма – более 476 млрд долларов США. В 2002 г. число туристов составило 702 млн, валютные поступления от международного туризма достигли 474 млрд долларов США. В 2007 г. число туристов, по данным ВТО, составило 898 млн. В мировой экономике на долю туризма приходится 6 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, 11 % мировых потребительских расходов.

В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:

1.Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.

2.Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.

3.Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.

4.С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.

Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно.

Увеличение туристских потоков и возникающие в связи с этим изменения в социально-экономической, финансовой и других областях стали существенным фактором экономического роста и поступательного развития международных отношений. В настоящее время туристский сектор быстро растет и приближается к отметке в 1 млрд. туристских прибытий.

Начало нового тысячелетия было отмечено не только подъемом международного туристского движения, но и появлением новых тенденций в развитии данной отрасли. В наше время на смену индустриальной эпохе, в которой основной ценностью было материальное благополучие, приходит постиндустриальная эпоха, где главной целью являются впечатления и ощущения. Если раньше туризм служил для познавания новых стран и расширения кругозора туриста, то сегодня эта отрасль многолика и ненавязчиво проникает во все сферы общественной, культурной, религиозной и даже политической жизни. На сегодняшнем этапе существуют такие области в туристическом бизнесе, которые еще совсем недавно не имели ни малейшего отношения к этой сфере деятельности.

Немаловажными факторами, влияющими на развитие туризма стали развитие транспорта, связи, растущей мобильности, урбанизация, сокращение рабочего времени, рост общественного богатства.

Туристический бизнес сегодня становится все более сложным, так как в нем пересекаются интересы различных государственных и коммерческих предприятий и служб. Международный туризм стал важной частью международных экономических связей. Деловой туризм (бизнес-туры, ярмарки, конференции, симпозиумы и др.) является неотъемлемой частью современного производственного процесса. Наряду с рекреационным и деловым эффектом, необходимо учитывать и растущее значение коммуникативного аспекта туризма: усиливается число туристических поездок с целью коммуникации и установления гуманитарных контактов, посещение друзей и знакомых и т.д..

Появились новейшие компьютерные системы бронирования и резервирования билетов, наземные туристические аттракции, модернизированное гостиничное хозяйство и, как следствие, всевозможные новые, зачастую неожиданные и ранее не практиковавшихся виды туризма, такие как: военный туризм, деловой туризм, лечебно-рекреационный, космический туризм и др.


Глава 1.Этнический туризм

 

Основные понятия этнического туризма

 

Этнические предпосылки развития международного туризма состоят в том, что нашу планету населяет большое число различных народов, каждый из которых имеет свою историю, культуру, традиции, обычаи, религию. Множество людей вследствие роста образовательного и культурного уровня стремится познакомиться с жизнью разных народов в наиболее полном объеме. Это можно достичь только путем посещения зарубежных стран. Таким образом, международный туризм выступает в качестве средства познания жизни других народов.

Музеи и картинные галереи, выставки, архитектурные памятники и исторические достопримечательности всегда привлекают туристов. Интерес к истории, культуре, быту и традициям других народов выступает важнейшим катализатором развития международного туризма. В этом плане культурно-исторические факторы тесно переплетаются с факторами этническими.

Этнический туризм иногда называют также этнографическим, поскольку этнография («народоведение») – это наука, изучающая культурные и бытовые особенности разных народов мира(народов-этносов), а в данном случае турист непосредственно знакомится с этими особенностями и в определенной мере изучает их.

Современное определение этноса является общепризнанным и восходит к определению, данному еще в 1923 г. С. М. Широкогоровым: "Этнос - есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией, и отличающаяся ею от таковых других групп".

Основываясь на понятиях объекта этнографии и определениях этноса, можно сформулировать понятие "этнографический объект". Этнографическим объектом является культурно-исторический объект (явление), содержащий информацию об этнических проявлениях традиционно-бытовой культуры. Этнографический объект необходимо рассматривать как систему признаков, характеризующих культуру этноса в сочетании его оригинальных и специфических конкретных форм. К оригинальным формам относятся явления и предметы традиционно-бытовой культуры, соответствующие данному хозяйственно- культурному типу и характеризующие неповторимые черты этноса (украшения, орнаментация и т.п.).

Культурное наследие народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества - совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования и т.п.

Новым в вышеприведенном определении является нематериальное достояние, включающее фольклор, промыслы, технические и другие традиционные профессии, развлечения, народные фестивали, церемонии и религиозные ритуалы, а также традиционные, народные спортивные состязания и т. д.

Специфические конкретные формы присутствуют при выражении в культуре этноса явлений, связанных с проявлением признаков хозяйственно-культурного типа, природно-географической зоны, этнокультурной области, с проникновением элементов сельской и городской культуры, воздействием современных этнических процессов.

Этнический туризм – одно из направлений культурно-познавательного туризма, являющееся в настоящее время заманчивым для многих стран. Мировая практика доказывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека.

Виды этнографического наследия

 

Этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Во-первых, это посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта определенных народов. Указанные поселения можно назвать демонстрационными или показательными, и они бывают как постоянные, так и временные (например, стоянки кочевников-скотоводов или бродячих охотников и собирателей). Туристические маршруты, проходящие через такие поселения, существуют во многих странах. Так, популярным видом отдыха в Египте является сафари по пустыне на джипах, во время которого туристы посещают стоянки бедуинов и знакомятся с их кочевым укладом жизни.

Одной из целей поездки в латиноамериканское государство Перу для многих туристов является желание соприкоснуться с традиционным бытом коренных жителей страны – индейцев. Для этого туристы отправляются в глубинные районы страны – в частности, в джунгли бассейна Амазонки. В данном случае четко прослеживается сочетание этнического туризма с экологическим. Аналогичные маршруты проложены в горах Северной Индии и Северного Таиланда, во внутренних районах Австралии и на островах Океании. И в некоторых сельских поселениях различных стран Европы население иногда использует национальную одежду, привлекая тем самым туристов. Часто в разных регионах мира туристы становятся свидетелями и даже участниками красочных традиционных праздников и фестивалей. Посещая традиционные поселения, туристы с удовольствием приобретают в качестве сувениров различные изделия местных умельцев, пробуя блюда национальной кухни.

Во-вторых, этнический туризм включает в себя знакомство с музеями народного быта. Музейные экспозиции содержат коллекции народных костюмов, предметов крестьянского быта и народного творчества, характерных для населения определенных регионов. Они знакомят туристов с историческим прошлым. В каждой местности на протяжении исторического развития складывался свой особый архитектурный стиль, связанный с национальными и природными особенностями края. со своеобразной культурой, разнообразными формами жилищ, обрядами, традициями. Центры народных промыслов и ремесел предоставляют возможность посмотреть как изготавливаются изделия.

Особый интерес вызывают этнографические музеи под открытым небом, в которых содержатся образцы традиционной архитектуры, предметы быта и проводятся национальные праздники. При этом человек может своими глазами увидеть предмет, принадлежащий к той или иной культуре и эпохе, узнать о его деловом и символическом назначении, иногда даже потрогать его и ощутить причастность к культуре своего и других народов. Первый такой музей под открытым небом был создан в 1891 году в Швеции. Он получил название Скансен. В нем собраны все традиционные постройки со всей Швеции, проводятся фестивали и демонстрируются национальные танцы. Музеи под открытым небом существуют в настоящее время в разных странах, в том числе и в России. Наиболее известный из российских музеев под открытым небом – Кижи, расположенный на одноименном острове в Карелии. Там находятся различные постройки, характерные для российского Севера, в том числе шедевры деревянного зодчества. Кижи являются важным объектом туристского интереса.

Этнографический музей под открытым небом есть и в Республике Марий Эл. Он расположен в городе Космодемьянске и ежегодно посещается тысячами туристами. В этом музее представлены образцы деревянного зодчества, старинные орудия труда и предметы быта, применявшиеся в традиционном крестьянском хозяйстве марийского Поволжья. Ветряная мельница, кузница, амбары, образцы горномарийской вышивки, плетеные изделия – все это туристы имеют возможность увидеть здесь.

Выражение «Музей под открытым небом» укоренилось и в отношении нашей древней Хивы. А принадлежит оно американскому туристу-ученому Артуру Рзештаму, приехавшему полюбоваться Ичан-калой около двух десятков лет назад.

Для туристов очень удобно, что все исторические памятники Хивы, а их более 130, расположены в одном месте, на сравнительно небольшой площади, занимающей 26 гектаров. Здесь функционируют свыше 15 музеев, где представлены история древнего края, его будни.

Хива - музей прикладного искусства и быта. Великолепные образцы ювелирного искусства, ковроткачества, керамики, резьбы по дереву и ганчу, медной чеканки. Прекрасные, привлекающие взгляд многообразием изощренных приемов изготовления женских украшений, форм хорезмской керамики. В музее ремесел все то, чем славилась Хива прошлых веков. Иначе не скажешь: творения кузнецов, ювелиров, медников, кожевенников.

Собирать, систематизировать исторические ценности в Хиве начали еще в конце XIX века в период правления Мухаммад Рахимхана II. Это были производимые в ханстве оригинальные изделия ремесленников, домашняя утварь, древние монеты и т.д. А начало этому положил его указ о необходимости беречь, хранить исторические ценности, организовывать и устраивать выставки для любителей старины. В 1895 году такая выставка демонстрировалась в Нижнем Новгороде, в 1900 году - в Париже, в 1904 году - в Америке. 1920 году в Кухна Арке был открыт первый музей. В 1957 году он был переведен во дворец Нуруллабек.

В 1967 году Хива получила статус музея-заповедника, а в декабре 1980 года по решению ЮНЕСКО был включен в список городов мирового наследия.

Не иссякает поток туристов, приезжающих со всех концов света полюбоваться на жемчужину Востока. В прошлом году Хиву посетили более 50 тыс. зарубежных туристов. Музеи заповедника Ичан-Кала располагают различными экспонатами, редкими книгами и рукописями.

Итак, благодаря этническому туризму человек получает возможность увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, а также принять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта. Вернувшись из поездки, туристы показывают своим родственникам и знакомым приобретенные изделия, делятся впечатлениями об особенностях культуры этносов посещенного региона. Все это в целом способствует укреплению толерантного отношения между представителями разных этносов.

Одним из направлений этнического туризма является аборигенный туризм – это этнический туризм с участием (вовлечением) представителей коренного населения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных