Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность социально-трудовых отношений и социального партнерства




 

Социально-трудовые отношения представляют собой разновидностьодного из основных классов общественных отношений – социальных,которые, по доминирующим в нашей науке взглядам стоятв одном ряду с экономическими, политическими, духовными, являются одно порядковыми с ними (соответственно тому термин «социальные» понимается здесь в узком смысле – как обозначающий невсе, а лишь часть общественных явлений). Поэтому для уяснения разновидности нужно опереться на пониманиетого, что представляют собой социальные отношения в целом. Внаучной литературе существуют разные трактовки этого явления [10,с.5;14,с.10].

Природа социальных отношений, являющихся одним из классовобщественных отношений, определяется двумя взаимосвязаннымигруппами факторов, по поводу которых они и складываются междусоциальными субъектами.

Во-первых, это – социальный статус, то есть позиция, занимаемаяв обществе людьми или их объединениями – социальными группами,организациями. Статусные различия проявляются не только вобществе, разделенном на классы, и не только между классами (втом числе даже и в классовом обществе не только между ними), исоциальные отношения воплощают в себе не просто различия в общественномположении людей, а порождаемые этим фактором последствия,влияющие на характер их жизнедеятельности. У социальныхсубъектов – индивидов и объединяющих их групп и иныхобщностей – с одинаковыми статусными позициями, идентичными,хотя бы в основном, оказываются существенные черты условий иобраза их жизни, возможности и способы удовлетворения жизненныхпотребностей, а благодаря тому возникают общие интересы или,по крайней мере, предпосылки такого единства. В результате складывающиесямежду такими индивидами социальные отношения сплачиваютих в социальные общности и объединяют схожестью условийи образа жизни, интересов и устремлений разные общности сблизкими статусными позициями. При различиях же в той или инойстепени между названными субъектами в их статусных позициях ипорождаемых этим проявлениях жизнедеятельности социальные отношениямежду данными субъектами выступают в виде большегоили меньшего расхождения и противостояния целей и действий поих достижению. В процессе происходящих изменений идентичностьили схожесть позиций, а следовательно целей, интересов и т.д. техили иных субъектов может переходить в расхождения, либо, напротив,былые расхождения могут сглаживаться[12,с.114].

Во-вторых, это – возможности, которыми располагают люди поудовлетворению своих жизненных потребностей, и способы их удовлетворения,что находит выражение в условиях и образе жизни людей.

Социальные отношения складываются в самых разных, можнодаже сказать во всех видах и областях человеческой жизнедеятельности– в труде, быту, обучении, проведении досуга и др., характеризуясьвезде одинаковой в своей основе сущностью, но в то же время некоторыми особенностями, порождаемыми спецификойкаждой из областей жизнедеятельности людей. В первую очередьони складываются в трудовой деятельности – как производственного,так и непроизводственного характера: между работниками иобъединяющими их социально-профессиональными группами, работникамикак индивидами и коллективом, работниками исполнительскоготруда и руководителями, администрацией трудовой организации[16,с.7].

И эта разновидность рассматриваемых отношений получиласовершенно правильное наименование – «социально-трудовые отношения»[2]. Они складываются по поводу тех же самых оснований, которыебыли названы применительно к рассмотрению общей характеристики, сущности данного класса общественных отношений. Ноздесь все они имеют «окраску», связанную с трудовой деятельностью.

Именно с ней здесь связан социальный статус субъектов социальныхотношений: одну позицию в трудовом сообществе занимаютруководители, другую – работники исполнительского труда, и отношениямежду ними возникают по поводу различий в самом их статусе,что сказывается и в распределении властно-управленческих полномочийи обязанностей, и в различиях и взаимосвязи трудовых функций,и в оплате их труда, и вообще в распределении материальныхблаг и т.д. Разные категории работников исполнительского труда такжеразличаются по социальному статусу, на основе чего складываютсясоциальные отношения, объединяющие работников в разные социально-профессиональные группы (специалисты, работники трудаобслуживания, рабочие, а среди последних – рабочие высокой, средней,низкой квалификации и неквалифицированные и т.д.) и группы,различающиеся по месту в технологической цепочке, а также отношениямежду самыми этими группами[19,с.5]. Иногда, например, той илииной степенью напряженности характеризуются на предприятии отношениямежду рабочими и инженерно-техническими работникамиили отношения между работниками заготовительного и сборочногопроизводств; подобные примеры можно продолжить.

Наряду с этим складывается и другая группа социально-трудовыхотношений как проявление отмеченной выше общей социальной закономерности– по поводу того, с одной стороны, какую заботу проявляетадминистрация об условиях труда и заработках руководимыхею работников (что создает те или иные возможности для удовлетворенияих жизненных потребностей), а с другой стороны, – насколькопоследние активно, добросовестно и умело выполняют свои трудовыеобязанности (в чем выражается характер их жизнедеятельностив сфере труда, т.е. их образ жизни в этой сфере) [13,с.76].

Изложенные теоретические положения имеют не просто академическуюзначимость (для более правильного понимания целой группыобщественных явлений), но и чисто практическую: опираясь наних как на теоретико-методологическую базу, можно эмпирическиизучать, как реально складываются социальные отношения и действуютпорождающие их факторы в какой-либо конкретной социальнойсистеме. Например, в трудовой организации: нормально или скакими-то отклонениями, тревожными элементами напряженностистроятся отношения между разными присущими ей профессиональнымигруппами и между руководством и основной массой работников,каковы причины выявляющихся здесь отклонений, в какой мерепроявляется забота руководства о работниках и их стремление добиватьсялучших трудовых результатов организации в целом, насколькосовпадают интересы руководства и рядовых тружеников или междуними существуют более или менее серьезные расхождения и т.д. [24,с.8].

Результаты таких исследований позволяют вырабатывать и реализоватьмеры, способствующие нормализации социальных отношенийи в конечном счете – всей обстановки в организации.

Итак, социально-трудовые отношения – это одна из разновидностейсоциальных отношений, при этом можно сказать – важнейшая.

Они формируются в сфере трудовой деятельности, возникают на основевзаимодействия людей в процессе трудовой деятельности поповоду места и роли в ее организации и осуществлении разных, такили иначе участвующих в ней субъектов, и по поводу условий и способовреализации ими своих социальных ролей в этой сфере. На основесказанного можно подойти к правильному определению сутисоциально-трудовых отношений. Но для этого нужно еще внести некоторыеуточнения и дополнения. Во-первых, следует отметить, чтосоциально-трудовые отношения, на мой взгляд, складываются лишьтам, – если речь идет о процессах непосредственного осуществлениятрудовой деятельности, – где эта деятельность основывается на коллективномхарактере труда, следовательно, в трудовых организацияхразных видов и размеров. Работники, занятые индивидуальным трудом, вступаюти друг с другом, и со своими партнерами (поставщиками и покупателями продукции, клиентами и др.), и с государством и другимисоциальными институтами в общественные отношения, но другихвидов – производственные, хозяйственные, гражданско-правовые идругие. Но субъектами социально-трудовых отношений эти работникине являются[22,с.54]. Что же касается трудовых организаций, то естьобразований, в рамках которых складываются социально-трудовыеотношения и которые сами выступают субъектами таких отношений,необходимо иметь в виду, что они бывают двух типов – в зависимостиот форм собственности, на базе которых они функционируют.

Первый тип, к которому в современных социально-экономическихсистемах относится подавляющее большинство трудовых организаций,охватывает те, которые находятся в собственности частных лиц, группсобственников, государства, муниципалитетов, а работающие на нихлюди являются лицами наемного труда. Существующие здесь социально-трудовые отношения являются главным образом вертикальными,то есть складывающимися между субъектами с разным социальнымстатусом. Одни из них занимают более высокое положение (работодатели,наниматели, руководители того или иного уровня), а другие являютсяих подчиненными. В виде краткой общей характеристикиможно сказать, что это – отношения доминирования одних участниковтрудового процесса, располагающих полномочиями распоряжатьсярядовыми работниками, и подчинения других, этих самых рядовыхучастников. Последние тоже оказываются связанными междусобой горизонтальными отношениями, но последние в организацииэтого типа имеют несравненно меньшее значение[54,с.87].

Второй, менее распространенный, но все же существующий типтрудовых организаций – те, в которых собственниками (сособственниками,сохозяевами) являются сами объединенные работники, ипотому там отсутствует наемный труд (или он используется в качественаибольших исключений).

Таким образом, социально-трудовые отношенияможно определить как отношения между субъектами трудовойдеятельности (в том числе еще только претерпевающими процесс становленияв качестве таковых) по поводу формирования трудовогопотенциала людей и его использования в трудовой деятельностиколлективного характера, с учетом различий по месту и роли этихсубъектов в соответствующей деятельности, по условиям и способамосуществления ими своих социальных ролей в ней[22,с.65].

Представляется неправильным высказываемое иногда мнение,отождествляющее полностью или частично эти отношения с производственными.

Последние являются отношениями экономическими,складывающимися по поводу собственности и ее использования.

У социальных же отношений совсем другой объект, охарактеризованныйвыше, что, думается, вполне соответствует реальной практике.

Так что это – два разных вида, или – точнее говоря – класса общественныхотношений. Конечно, они связаны между собой, но и другиеклассы общественных отношений связаны и с ними и друг с другом,что не дает оснований стирать различия между ними[49,с.11].

Понимание специфики отдельных типов общественных отношений,в том числе рассматриваемых нами социальных, имеет не толькотеоретическое значение – для правильного понимания соответствующихобщественных явлений, – но и практическое, прикладное. Этопозволяет целенаправленно анализировать состояние тех или иныхвидов социальных отношений в конкретных ситуациях с использованиемэмпирических социологических исследований, выявлятьтаким путем неудовлетворительность состояния каких-то из данныхотношений, а следовательно – намечать меры по их оптимизации.

Субъектами социально-трудовых отношений выступают:

1) представители подрастающего поколения (учащиеся разных видовучебных заведений), проходящие жизненную стадию подготовкик трудовой деятельности, формирования трудового потенциала;

2) люди, занятые поиском работы и трудоустройством;

3) работники разных категорий, занятые в различных трудовыхорганизациях; при этом имеются большие различия в выполнениироли субъекта рассматриваемых отношений между работниками, занятымиисполнительским трудом, и организаторами трудового процесса– руководителями;

4) работодатели, наниматели, в качестве которых выступают предприниматели:

– владельцы предприятий, фирм и др., а также их представители;

– руководители этих организаций, при том как частных,

так и государственных, которые сами являются наемными работникамиу собственников соответствующих предприятий;

5) государство и его отдельные органы, так или иначе причастныек трудовой деятельности людей, их подготовке к этой деятельности итрудоустройству. При этом нужно иметь в виду, что государство выступаетв трудовой сфере в разных ролях (или, может быть, лучше сказать – «ипостасях»):

a) института, устанавливающего законы идругие правовые акты, регулирующие эту деятельность, и обеспечивающегосвоей принудительной силой их выполнение;

б) работодателя– в качестве владельца принадлежащих ему предприятий;

в) защитника прав и интересов работников любых типов организаций,посредника и арбитра в их спорах между собой. Эти разные роливыполняются разными государственными органами;

г) муниципальные органы как собственники муниципальных предприятийи защитники интересов населения местных сообществ;

д) трудовые организации и трудовые коллективы как целостныеобразования;

е) имеющие отношение к трудовой деятельности людей общественно-политические организации (например, профсоюзы), а такжехозяйственные, коммерческие структуры (не в их роли трудовых организацийдля своих сотрудников, а в отношениях с обслуживаемымиими клиентами, которые, в свою очередь, выступают в качествесубъектов трудовой деятельности – например, учреждения, занимающиесястрахованием работников), учебные заведения разных типов,связанные так или иначе с формированием трудового потенциалалюдей, другие социальные институты, учреждения, как-либо связанныес трудовой деятельностью людей[52,с.5].

Социально-трудовые отношения и складываются между людьми, становящимися акторами трудовой деятельности и выступающими вэтой социальной роли, между ними и другими перечисленными субъектами,так или иначе участвующими в упомянутой деятельности и в ееобеспечении в связи с различными ее сторонами и проявлениями.

В таких случаях социально-трудовые по своей природе отношенияпринимают форму правовых, или правоотношений. В другихже видах социально-трудовых отношений права и обязанностисубъектов носят лишь моральный характер, опираются на нормыморали, общие для общественной системы или какой-то ее частнойподсистемы – например, трудовой морали.

Разные виды социально-трудовых отношений определяются преждевсего их содержанием, то есть тем, по поводу чего то или иное изних возникает. Пытаясь дать их классификацию по этому, самомуглавному признаку, нужно подразделить их на три большие группы:

1) те, которые возникают на стадии предшествующей трудовой деятельностина стадиях подготовки людей к вступлению в нее;

2) возникающиепри включении человека в эту деятельность;

3) формирующиесяв процессе непосредственного осуществления этой деятельности,то есть отношения, связанные с использованием и развитиемтрудового потенциала[35,с.224].

Конкретно в рассматриваемой группе социально-трудовых отношенийможно выделить следующие их виды.

− Между человеком, ведущим поиск работы, и трудовой организацией,в которую он имеет желание и возможность устроиться.Субъект, ведущий поиск работы, имеет право предложить свои услугии обязан быть готовым заниматься работой, которую ему предложат,или иметь качества (профессиональную подготовку и др.), необходимыедля выполнения работы, на которую он претендует.

− Между человеком, желающим трудоустроиться, и службой занятости,если ему требуется ее помощь в трудоустройстве. Права иобязанности соответствующих субъектов регулируются правовымиактами. Например, устанавливается, что человек, обращающийся запомощью в службу занятости, имеет право отказаться от первых еепредложений, если они его не устраивают, но после нескольких отказовобязан принять очередное предложение, иначе действие рассматриваемого отношения прекращается.

− Между теми же, что и в предыдущем виде отношений, субъектами,но в дополнение к ним еще и с учреждениями краткосрочнойпрофессиональной подготовки и переподготовки, если таковая требуетсядля устройства человека на какую-то из имеющихся вакансий. Потенциальный работник имеет право воспользоваться услугамитакого учреждения, а оно обязано дать ему качественную подготовкупо нужной профессии.

− Между службой занятости и трудовыми организациями. Первыеимеют право требовать сведения об имеющихся вакансиях, а вторыеобязаны предоставлять такие сведения.

− Между службой занятости и центрами профессиональной переподготовки,с одной стороны, и государством – с другой. Государствоимеет право и в то же время обязанность контролировать названныеучреждения и оказывать им необходимую помощь в целях обеспеченияих качественной деятельности по решению задач трудоустройстваграждан.

− Наконец, это отношение между государством и руководствомпредприятий в лице их владельцев и топ-менеджеров по поводу обеспечениямаксимально возможного смягчения трудностей с занятостьюграждан. Так, государство устанавливает квоты обязательногопредоставления части вакансий для приёма каких-то особо уязвимыхкатегорий граждан, в частности молодёжи, и/или предоставляет предприятиямльготы при приёме их на работу в значительном количестве(например, инвалидов)[40,с.54].

Все перечисленные виды социально-трудовых отношений могутбыть объектом эмпирических социологических исследований. Ихцелями является выявление того, во-первых, насколько сильными,прочными являются взаимодействия между субъектами того или иноговида этих отношений, во-вторых, в какой мере фактически реализуются возлагаемые на их субъекты права и обязанности и, в-третьих,к каким социально значимым результатам ведёт развитие соответствующихотношений.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных