Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие служебной тайны.




В законодательстве однозначно не определено понятие служебной тайны. Вместе с тем анализ нормативных актов позволяет выявить содержание и основные признаки отнесения информации к служебной тайне.

Попросту говоря, служебная тайна - это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Служебная тайна не подлежит разглашению, кроме случаев, когда те или иные сведения запрашиваются правоохранительными органами.

Согласно Указу Президента РФ от 06.03.97 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» разница между служебной и коммерческой тайной состоит в том, что коммерческая тайна - это сведения, связанные с коммерческой деятельностью, а служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти. Для того чтобы разобраться в существе служебной тайны, обратимся к утвержденному Правительством РФ от 03.11.94 (постановление № 1233) Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти.

Положение предписывает руководителям федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определять категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, обеспечивать ее защиту и т. д.

Таким образом, можно утверждать, что потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях.

В государственных и негосударственных структурах установлен определенный порядок реализации целей и задач, своя система планирования, отчетности, контроля, своя технология документооборота и т.д. Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне. Перечень данной информации устанавливает руководитель организации.

Некоторые примеры информации, составляющей служебную тайну:

В соответствии с п.1 ст.102 налогового кодекса российской федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике.

Поступившая в налоговые органы информация, составляющая налоговую тайну, имеет специальный режим хранения и доступа и соответственно организационно-документационные технологии ее защиты. Доступ к информации, составляющей налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым Федеральной налоговой службой России, что законодательно закреплено постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97 № 143-ФЗ сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат.

Также, работники ЗАГСа не имеют права без согласия усыновителей сообщать какую-либо информацию об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых понятно, что усыновители не являются родителями данного ребенка. Не вправе разглашать информацию о перемене имени (фамилии). В заявлении о перемене имени (фамилии) гражданин должен указать причины, побудившие его просить об этом. Причины могут быть строго конфиденциальными - нежелание носить фамилию бывшего супруга, неблагозвучное имя (фамилия).

Руководитель ЗАГСа обязан представить информацию по актам только по запросу суда, органов прокуратуры, органов дознания или следствия, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Как мы видим, тайну записи актов гражданского состояния также можно отнести и к служебной тайне, и к личной тайне - персональным данным.

Понятие «служебная тайна» должно распространяться на всю конфиденциальную информацию, циркулирующую в органах государственной власти и управления. Это положение, по нашему мнению, должно распространяться и на негосударственные структуры. Однако для этого необходим закон «О служебной тайне».

В этом смысле несекретная информация, составляющая служебную тайну, - это конфиденциальная информация предприятия, организации. Соответственно, служебная тайна может быть и у коммерческих структур и иметь соответствующий гриф «для служебного пользования». Для этого необходимо составить перечень такой информации, который бы входил как раздел Сводного перечня конфиденциальной информации предприятия, организации.

К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

Положением определен перечень информации, которая не может иметь статус ограниченного распространения:

    • акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
    • сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;
    • описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;
    • порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;
    • решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;
    • сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;
    • документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

В соответствии с Положением руководители федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определяют категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, обеспечивают организацию ее защиты и т. д.

Перечень информации, составляющей служебную тайну, может, в частности, включать:

информацию о руководителях организации, других работниках (судимость, опыт работы, профессиональные знания, навыки и умения, деловые связи);

информацию о структуре управления производством, методику обучения персонала;

информацию об участии в капиталах других организаций, о вложении средств в ценные бумаги, на депозитные счета банков;

информацию об источниках финансирования; сведения о заключенных сделках, применяемых ценах; кредитоспособность данной организации; сведения о системе организации охраны на предприятии; состояние материально-технической базы данной организации и др.

Сведения, относящиеся к служебной информации, не являются обычно предметом самостоятельных сделок, однако их разглашение может причинить имущественный ущерб организации и вред ее деловой репутации.

Как видно из примеров, служебная тайна относится к негосударственной тайне (ввиду того, что служебная тайна не является государственной тайной), однако ее правовой режим устанавливается государственными и негосударственными структурами - владельцами и обладателями информации.

Служебная тайна носит публично – правовой характер. Это связано с тем, что информация, составляющая служебную тайну, является объектом информационных правоотношений, возникающих на основе власти и подчинения, одной из сторон которых является орган публичной власти. Поэтому служебная тайна относится к административно-правовым режимам информации ограниченного доступа.

Таким образом, к служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, а также иная конфиденциальная информация, составляющая частную, коммерческую тайну субъекта, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций.

Следовательно, информация может быть отнесена к служебной тайне, если она отвечает следующим требованиям:

- отнесена федеральным законом (пока такого закона нет) к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости;

- является конфиденциальной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни);

- не является государственной тайной и не попадает под перечень информации, составляющей государственную тайну;

- получена представителем государственного органа или органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, и имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Исходя из сказанного выше, можно предложить следующее определение информации, составляющей служебную тайну.

Информация, составляющая служебную тайну – это сведения, ставшие известными государственным органам и органам местного самоуправления на законных основаниях и в силу исполнения ими служебных обязанностей, а также сведения о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которым ограничен федеральным законом, не являющиеся государственной тайной, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании.

А непосредственно служебная тайна – это режим обеспечения конфиденциальности информации, включающий в себя совокупность правовых и организационных мер.

 


Список используемых нормативно-правовых актов:

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
  2. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 27.08. 2010.) "Об актах гражданского состояния" "Собрание законодательства РФ", 24.11.1997, N 47, ст. 5340.
  3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.11.2010.) "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
  4. Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 (ред. от 23.09.2005) "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера"
  5. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти" "Собрание законодательства РФ", 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3165
  6. Проект № 124871-4 Федеральный закон «О служебной тайне»

 

Список используемой литературы:

  1. Алексеев С.С. Теория права. М: Издательство БЕК, 1995. С. 243
  2. Волчинская Е.К. Коммерческая тайна в системе конфиденциальной информации // Информационное право. 2005. N 3. С. 17 - 21.
  3. Даль В.М. Толковый словарь живого русского языка: в 4 т. Т. 4. М.: Терра, 1995. 688 с.
  4. Журнал "Российское право в Интернете". Номер 2010 (01) «Правовой режим служебной тайны». Новиков А.В., аспирант кафедры правовой информатики, информационного права и математики Российской академии правосудия.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Госиздат, 1963. 900 с.
  6. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А.// Информационное право. Юридический центр Пресс, 2007. 789 с.

Вопрос 3 3. Выделите
основные методы защиты информации от несанкционированного доступа. Какие из
них, по вашему мнению, наиболее часто используются на практике?

Защита информации от несанкционированного доступа – это система мероприятий, средств и методов ограничения допуска к информационным технологиям и информационным ресурсам лиц, не обладающих правами доступа к ним.

Способы защиты информации (препятствия, управление доступом, маскировка, регламентация, принуждение, побуждение)

Препятствия — методы физического преграждения пути злоумышленнику к защищаемой информации (к аппаратуре, носителям информации и т. д.).
Управление доступом – метод защиты информации от несанкционированного доступа регулированием использования всех ресурсов компьютерной информационной системы (элементов баз данных, программных и технических средств). Управление доступом включает следующие функции защиты информации:
идентификацию пользователей, персонала и ресурсов системы (присвоение каждому объекту персонального идентификатора);
опознание (установление подлинности) объекта или субъекта по предъявленному им идентификатору;
проверку полномочий (проверка соответствия дня недели, времени суток, запрашиваемых ресурсов и процедур установленному регламенту);
разрешение и создание условий работы в пределах установленного регламента;
регистрацию (протоколирование) обращений к защищаемым ресурсам;
регистрацию (сигнализация, отключение, задержка работ, отказ в запросе) при попытках несанкционированных действий.
Маскировка — метод защиты информации путем ее криптографического закрытия. Этот метод широко применяется за рубежом как при обработке, так и при хранении информации, в том числе на дискетах. При передаче информации по каналам связи большой протяженности данный метод является единственно надежным.
Регламентация — метод защиты информации, создающий такие условия автоматизированной обработки, хранения и передачи защищаемой информации, при которых возможности несанкционированного доступа к ней сводились бы к минимуму.
Принуждение — метод защиты информации, при котором пользователи и персонал системы вынуждены соблюдать правила обработки, передачи и использования защищаемой информации под угрозой материальной, административной или уголовной ответственности.
Побуждение — метод защиты информации, который побуждает пользователя и персонал системы не нарушать установленный порядок за счет соблюдения сложившихся моральных и этических норм (как регламентированных, так и неписаных).
Рассмотренные методы обеспечения безопасности реализуются на практике за счет применения различных средств защиты информации, таких, как технические, программные, организационные, законодательные и морально-этические.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных