Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История развития анатомии человека

Вопрос_2

Истоки анатомии уходят в доисторические времена эпохи палеолита, среди наскальных рисунков этого периода встречаются свидетельства о том, что первобытные люди знали о положении жизненно важных органов.

Топографическое описание и строение внутренних органов встречаются в книгах древнего Китая «Нейцзин» (XI-VII вв до н.э), древнего Египта папирус Эберса (XVI век до н.э.), древней Индии «Аюрведа» (Знание жизни, IX-III вв. до н.э.).

 

Древние века.

Среди первых известных истории ученых-анатомов сле­дует назвать Алкемона из Кратоны, который жил в V в. до н. э. Вклад: первый начал анатомировать (вскрывать) трупы животных, чтобы изучить строение их тела; высказал предположение о том, что органы чувств связаны с головным мозгом, где формируются ощущения.

Гиппократ (ок. 460 ок. 377 до н. э.) – выдаю­щийся ученый, основатель медицины Древней Греции. Изучению ана­томии, эмбриологии и физиологии он придавал первосте­пенное значение, считая их основой всей медицины. Он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека, описал кости крыши черепа и соединения костей при помощи швов, строение позвонков, ребер, внутренние органы, орган зрения, мышцы, крупные сосуды.

Платон (427-347 до н.э.) – греческий философ, занимался изучение анатомии и эмбриологии. Вклад: выявил, что головной мозг позвоночных животных раз­вивается в передних отделах спинного мозга.

Аристотель (384-322 до н.э.) – греческий философ и естествоиспытатель, вклад: описал строение внутренних органов, сухожилия, нервы, кости и хрящи, дал название аорте.

Большое влияние на развитие медицинской науки и ана­томии имела Александрийская школа врачей, которая была создана в III в. до н. э. Врачам этой школы разрешалось вскрывать трупы людей в научных целях. В этот период ста­ли известны имена двух выдающихся ученых-анатомов: Герофил (род. ок. 300 до н. э.) и Эрасистрат (ок. 300 - ок. 240 до н. э.). Герофил описал оболочки головного мозга и венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, глазной нерв и глазное яблоко, двенадцатиперстную киш­ку и сосуды брыжейки, простату.

Эрасистрат достаточно полно для своего времени описал печень, желчные прото­ки, сердце и его клапаны; знал, что кровь из легкого посту­пает в левое предсердие, затем в левый желудочек сердца, а оттуда по артериям к органам. Александрийской школе медицины принадлежит также открытие способа перевяз­ки кровеносных сосудов при кровотечении.

Самым выдающимся ученым в разных областях медици­ны после Гиппократа стал римский анатом и физиолог, грек по происхождению Клавдий Гален (ок. 130 – ок. 201). Он впервые начал читать курс анатомии человека, сопровождая вскрытием трупов животных, главным образом обезьян. Вскрытие человечес­ких трупов в то время было запрещено, в результате чего Гален, факты без должных оговорок, переносил на человека строение тела животного. Обладая энциклопедическими зна­ниями, он описал 7 пар (из 12) черепных нервов, соедини­тельную ткань, нервы мышц, кровеносные сосуды печени, почек и других внутренних органов, надкостницу, связки.

Важные сведения получены Галеном о строении голов­ного мозга. Гален считал его центром чувствительности тела и причиной произвольных движений. В книге «О частях тела человеческого» он высказывал свои анатомические взгляды и рассматривал анатомическое структуры в нераз­рывной связи с функцией. По его книгам учились медицине почти на протяжении 13 веков.

 

Средние века.

Эпоха средневековья (или период феодализма) включает V-XV вв., и отличается засильем религиозных воззрений, которые зачастую входил в противоречие с наукой вообще и анатомией и медициной в частности. В 12-14 вв. возникли первые университеты в Париже, Болонье, Монпелье, Падуе, Оксфорде, Праге, Кракове и др. Корпорации ученых и студентов мало чем отличались от цехов ремесленников. Главную роль в университетах играли богословские факультеты, общий строй жизни в них был подобен церковному.

Лишь три университета Западной Европы с практическим направлением обучения относительно меньше испытывали влияние церковной схоластики – Салернский (близ Неаполя), Падуанский (близ Венеции), Монпелье (Франция).

Так, например 1224 году король Фридрих II (император Священной римской империи) обратился к церкви с просьбой позволить врачам изучать анатомия. После этого было разрешено вскрывать один труп каждые 5 лет. Кроме того, Фридрих II дал исключительное право Салернской врачебной школе присваивать звание врача и запретил заниматься врачебной практикой без соответствующей лицензии этой школы.

В то время как в Европе созревало феодальное общество, которое тормозило развитие науки, на мусульманском Востоке наука развивалась более свободно. В VII-VIII веках арабы вторглись в Европу, и труды ученых Древней Греции и Рима были переведены на персидский язык, что оказало большое влияние на развитие науки и культуры народов Востока.

Одним из крупных представителей ученых Востока является Абу-али Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037 гг.). Им написано более 100 сочинений по литературе, астрономии, медицине. Среди них заслуживают внимания «Канон медицины», «Книга исцелений». «Канон врачебной науки», систематизировал все сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристо­теля и Галена. Книги Авиценны были переведены на латин­ский язык и переиздавались более 30 раз.

 

Эпоха Возрождения.

Начиная с XVI-XVIII вв. во многих странах открывают­ся университеты, выделяются медицинские факультеты, закладывается фундамент научной анатомии и физиологии. Особенно большой вклад в развитие анатомии внес италь­янский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519). Он анатомировал 30 трупов, сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Леонардо да Вин­чи положил начало пластической анатомии.

Основателем научной анатомии считается профессор Падуанского университета Андрас Везалий (1514-1564 гг.), ко­торый на основе собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал классический труд в 7 книгах «О строении человеческого тела» (Базель, 1543 г). В них он си­стематизировал скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. Исследования Везалия и выход в свет его книг способствовали развитию анатомии. В дальнейшем его ученики и последователи в XVI-XVII вв. сделали много открытий, детально описали многие органы человека. С именами этих ученых в анато­мии связаны названия некоторых органов тела человека:

- Габриэле Фаллопий (1523-1562 гг) – описал полукружные каналы, клиновидные пазухи, тройничный, слуховой и языкоглоточный нервы, канал лицевого нерва, а также маточные трубы, называемые в его честь фаллопиевыми.;

- Бартоломео Евстахий (1510-1574 гг) – один из основоположников сравнительно-анатомических исследований органов человека и человеческого зародыша. В книге "Письма об органе слуха" (1563 г) впервые подробно описал орган слуха человека; открыл соединительный канал между внутренним ухом и носоглоточным пространством (т. н. евстахиева, или слуховая, труба), полулунный клапан нижней полой вены;

- Марчелло Мальпиги (1628-1694 гг) – впервые описал капиллярные кровеносные сосуды, строение лёгких и мальпигиевы тельца в селезенке и почках.

- ученик Везалия Реальдо Колом­бо (1516-1559) и испанский врач Мигель Сервет (1511-1553 гг.) высказали предположение о переходе кро­ви из правой половины сердца в левую половину через легочные со­суды.

Позднее английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657 гг) издал книгу «Анатоми­ческое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628 г), где привел доказательство движения крови по сосудам большого круга кровообращения. У. Гарвей ввел в практику научных исследо­ваний вивисекцию [1], что позволяло наблюдать работу орга­нов животного при помощи разрезов тканей. Открытие уче­ния о кровообращении принято считать датой основания физиологии животных.

Одновременно с открытием У. Гарвея вышел в свет труд Каспаро Азелли (1591-1626 гг.), в котором он сделал анатоми­ческое описание лимфатических сосудов брыжейки тонкой кишки.

 

Новое время (период времени начала английской буржуазной революции 1640 года до завершения первой мировой войны в 1917 году).

На протяжении XVII-XVIIIвв. появляются не только новые открытия в области анатомии, но и начинает выде­ляться ряд новых дисциплин: гистология, эмбриология, несколько позже — сравнительная и топографическая ана­томия, антропология.

Французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк (1744-1829) в своём сочинении «Философия зоологии» (1809 г) одним из первых высказал идею эволюции организма под влиянием окружающей среды.

Каспар Вольф (1734-1794 гг.) доказал, что в процессе эмбриогенеза, органы возникают и развиваются заново. Поэтому в противовес теории преформизма[2], согласно которой все органы существуют в уменьшенном виде в половой клетке, он выдвинул теорию эпигенеза.

Продолжатель эмбриологических исследований Вольфа русский академик Карл Эрнст фон Бэр (1792-1876 гг) открыл яйцеклетку млекопитающих и человека, установил главные законы индивидуального развития организмов (онтогенеза), которые лежат в основе современной эмбриологии, и создал учение о зародышевых листках.

Для развития эволюционной морфологии большую роль сыграло учение Ч. Дарвина (1809-1882 гг) о влиянии, внешних факторов на развитие форм и структур организмов, а так­же на наследственность их потомства.

Клеточная теория Т. Шванна (1810-1882 гг), эволюционная теория Ч. Дарвина поставили перед анатомической наукой ряд новых задач: не только описывать, но и объяснять стро­ение тела человека, его особенности, раскрывать в анато­мических структурах филогенетическое прошлое, разъяс­нять, как сложились в процессе исторического развития человека его индивидуальные признаки.

 

Русская анатомическая школа.

В XVIII-XIX вв. особенно значительный вклад в обла­сти анатомии и физиологии был внесен рядом российских ученых. М. В. Ломоносов (1711-1765) открыл закон сохра­нения материи и энергии, высказал мысль об образовании тепла в самом организме, сформулировал трехкомпонентную теорию цветного зрения, дал первую классификацию вкусовых ощущений. Ученик М. В. Ломоносова А. П. Про­тасов (1724-1796) — автор многих работ по изучению те­лосложения человека, строения и функций желудка.

Профессор Московского университета С. Г. Забелин (1735-1802) читал лекции по анатомии и издал книгу «Сло­во о сложениях тела человеческого и способах, как оные предохранять от болезней», где высказал мысль об общно­сти происхождения животных и человека.

В 1783 г. Н. М. Амбодик-Максимович (1744-1812 гг) опуб­ликовал «Анатомо-физиологический словарь» на русском, латинском и французском языках, а в 1788 г. А. М. Шумлянский (1748-1795 гг) в своей книге описал капсулу почечного клубочка и мочевые канальцы.

Значительное место в развитии анатомии принадлежит Е. О. Мухину (1766-1850 гг), который на протяжении многих лет преподавал анатомию, написал учебное пособие «Курс анатомии».

Основателем топографической анатомии является Н. И. Пирогов (1810-1881 гг). Он разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах заморожен­ных трупов. Автор таких известных книг, как «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела» и «Топографи­ческая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведен­ными через замороженное тело человека в трех направле­ниях». Особенно тщательно Н. И. Пирогов изучал и описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами, при­давая им большое практическое значение. Свои исследова­ния он обобщил в книге «Хирургическая анатомия артери­альных стволов и фасций».

Функциональную анатомию основал анатом П. Ф. Лесгафт (1837-1909 гг). Его положения о возможности измене­ния структуры организма человека путем воздействия фи­зических упражнений на функции организма положены в основу теории и практики физического воспитания.

П. Ф. Лесгафт один из первых применил метод рентге­нографии для анатомических исследований, экспериментальный метод на животных и методы математического анализа.

В XX в. успешно разрабатывали функциональные и эк­спериментальные направления в анатомии такие ученые-исследователи, как В. Н. Тонкое (1872-1954 гг), Б. А. Долго-Сабуров (1890-1960 гг), В. Н. Шевкуненко (1872-1952), В. П. Воробьев (1876-1937 гг), Д.А. Жданов(1908-1971 гг) и другие.

И. М. Сеченов (1829-1905 гг) вошел в историю науки как первый экспериментальный исследователь сложного в об­ласти природы явления – сознания. Кроме того, он был первым, кому удалось изучить растворенные в крови газы, установить относительную эффективность влияния различ­ных ионов на физико-химические процессы в живом орга­низме, выяснить явление суммации в центральной нервной системе (ЦНС). Наибольшую известность И. М. Сеченов получил после открытия процесса торможения в ЦНС. После издания в 1863 г. работы И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» в физиологические основы введено поня­тие психической деятельности. Таким образом, был сфор­мирован новый взгляд на единство физических и психичес­ких основ человека.

На развитие физиологии большое влияние оказали ра­боты И. П. Павлова (1849-1936 гг). Он создал учение о выс­шей нервной деятельности человека и животных. Исследуя регуляцию и саморегуляцию кровообращения, он установил наличие специальных нервов, из которых одни усиливают, другие задерживают, а третьи изменяют силу сердечных сокращений без изменения их частоты. Одновременно с этим И. П. Павлов изучал и физиологию пищеварения. Разработав и применив на практике ряд специальных хи­рургических методик, он создал новую физиологию пище­варения. Изучая динамику пищеварения, показал ее спо­собность приспосабливаться к возбудительной секреции при употреблении различной пищи. Его книга «Лекции о работе главных пищеварительных желез» стала руководством для физиологов всего мира. За работу в области фи­зиологии пищеварения в 1904 г. И. П. Павлову присудили Нобелевскую премию. Открытие им условного рефлекса позволило продолжить изучение психических процессов, которые лежат в основе поведения животных и человека. Результаты многолетних исследований И. П. Павлова яви­лись основой для создания учения о высшей нервной дея­тельности, в соответствии с которым она осуществляется высшими отделами нервной системы и регулирует взаимо­отношения организма с окружающей средой.

 

Белорусская анатомическая школа.

Значительный вклад в развитие анатомии и физиологии внесли и ученые Беларуси. Открытие в 1775 г. в Гродно ме­дицинской академии, которую возглавил профессор анато­мии Ж. Э. Жилибер (1741-1814 гг), способствовало препода­ванию анатомии и других медицинских дисциплин в Беларуси. При академии были созданы анатомический те­атр и музей, библиотека, в которой находилось много книг по медицине.

Значительный вклад в развитие физиологии внес уроже­нец Гродно Август Бекю (1769-1824 гг) – первый профессор самостоятельной кафедры физиологии Виленского универ­ситета.

М. Гомолицкий (1791-1861 гг) – возглавлял кафедру физиоло­гии Виленского университета. Он широко проводил экспе­рименты на животных, занимался проблемами переливания крови. Его докторская диссертация была посвящена экспе­риментальному изучению физиологии.

Н. О. Цибульский (1854-1919 гг), впервые выделил в активный экстракт надпочечников, что в дальней­шем позволило получить гормоны этой железы внутренней секреции в чистом виде.

Развитие анатомической науки в Беларуси тесно связано с открытием в 1921 г. медицинского факультета в Бело­русском государственном университете. Основателем белорусской школы анатомов является профессор С. И. Лебедкин, который возглавлял кафедру анатомии Минского ме­дицинского института с 1922 по 1934 г. Главным направле­нием его исследований были изучение теоретических основ анатомии, определение взаимоотношений между формой и функцией, а также выяснение филогенетического развития органов человека. Свои исследования он обобщил в моно­графии «Биогенетический закон и теория рекапитуляции», изданной в Минске в 1936 г.

Вопросам развития перифери­ческой нервной системы и внутренних орга­нов посвящены исследования известного ученого Д. М. Го­луба, академика АН БССР, который возглавлял кафедру анатомии МГМИ с 1934 по 1975 г. За цикл фундаменталь­ных работ по развитию вегетативной нервной системы и реиннервации внутренних органов Д.М. Голубу в 1973 г. присуждена Государственная премия СССР.

Последние два десятилетия плодотворно разрабатывает идеи С. И. Лебедкина и Д. М. Голуба профессор П. И. Лобко. Основной научной проблемой коллектива, который он возглавляет, является изучение теоретических аспектов и закономерностей развития вегетативных узлов, стволов и сплетений в эмбриогенезе человека и животных. Установ­лен ряд общих закономерностей формирования узлового компонента вегетативных нервных сплетений, экстра- и интраорганных нервных узлов и др. За учебное пособие «Вегетативная нервная система» (атлас) (1988) П. И. Лобко, С. Д. Денисову и П. Г. Пивченко в 1994 г. присуждена Государственная премия Республики Беларусь.

 


[1] Вивисе́кция, живосечение (от лат. vivus — живой и sectio — рассекание) — проведение хирургических операций над живым животным с целью исследования функций организма (либо извлечённых отдельных органов), изучения механизмов действия лекарственных средств, разработки методов хирургического лечения или же в образовательных целях.

[2] преформация и эпигенез — понятия натурфилософии, обозначающие противоположные взгляды на процесс формирования зародыша: преформация означает изначальное наличие в зародыше всех структур, которые затем вырастут в органы; эпигенез, наоборот, есть развитие зародыша путем возникновения (из бесструктурной материи) всех его органов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эбуллиоскопический метод | Курсов повышения квалификации и переподготовки кадров


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных