Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ школьных учебников для среднего звена школы по теме «Эволюция внешней политики СССР в отношении США в период с 1985 по 1991 гг».




 

 

Тема внешней политики Горбачёва в большинстве учебников для основной школы затрагивается весьма поверхностно, а некоторые издания и вовсе ограничиваются одним-двумя абзацами, не вынося данную проблему в отдельную тему.

Например: «Желая прекратить гонку вооружений, Горбачёв предложил странам Запада строить международные отношения на основе нового политического мышления: признания общечеловеческих ценностей, исключительно мирного соревнования социализма и капитализма, уважения интересов друг друга. Президент США Р.Рейган пошёл на переговоры с М.С.Горбачёвым, но не спешил соглашаться на разоружение. В подтверждение искренности своих намерений СССР в одностороннем порядке прекратил ядерные испытания»[26], или: «В августе 1990г. Советский Союз осудил агрессию Ирака против Кувейта и выступил за применение силы против агрессора, а в январе – феврале 1991г. поддержал военную операцию США против Ирака «Буря в пустыне»… В 1991г. между СССР и США был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ - 1), что явилось важнейшим шагом на пути прекращения гонки вооружений и военного противостояния. Активно шло сокращение советских вооружённых сил. В совместной декларации двух стран (Кэмп-Дэвид, 1992) было зафиксировано окончание «холодной войны» и заявлено, что Россия и США «не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников»[27].

Некоторые авторы выносят данный вопрос в отдельную тему. Так в учебнике Шестакова В.А. «История России, XX – начало XXIвека. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 351 с.» тема представлена параграфом «Внешняя политика М,С,Горбачёва», который разделён на следующие пункты:

 

– Ядерный тупик

– Поворот во внешней политике СССР

– Начало ядерного разоружения

– Конец «холодной войны»

– Развал социалистического лагеря

 

В параграфе даны такие понятия как «новое политическое мышление», «бархатная революция». Подняты вопросы о причинах перемен во внешней политике СССР во второй половине 1980-х гг., о последствиях, которые имел для СССР развал соцлагеря. Также перед учениками ставятся проблемы по вопросам окончания холодной войны на рубеже 80-90-х гг. или её продолжения в последующее время; по оценкам итогов внешней политики Горбачёва, которые дают его противники.

В целом материал параграфа, хотя и в предельно сжатой форме, но всё же позволяет сформировать общее представление об изменениях, которые происходили во внешней политике СССР вообще и в отношении США в частности.

Выносят эти вопросы в отдельную тему и коллектив авторов О.В.Волобуев, В.В.Журавлёв, А.П.Ненароков, А.Т.Степанищев. В их учебнике «История России. XXв. – начало XXI века. 9кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 318с.» тема представлена параграфом «Новое политическое мышление», который разделён на следующие пункты:

 

– Теория и практика

– Распад социалистического лагеря

– Окончание «холодной войны»

 

Хотя параграф и называется «Новое политическое мышление», как такового определения НПМ не дано, равно как не дано определения «бархатной» революции, хотя сам термин и упоминается в контексте событий в ГДР в ноябре 1989г. Материал параграфа несколько идеологизирован, что выражается хотя бы в том, что сдача позиций во внешней политике и фактически капитуляция в холодной войне названы «наиболее плодотворными шагами советского руководства»[28]. И материал параграфа и вопросы к нему носят в основном не аналитический, а событийный характер.

Таким образом можно сделать общий вывод, что в учебниках для девятого класса данная тема, за очень редким исключением, практически не раскрывается, не смотря на всю важность изучения этого периода для понимания всех последующих процессов, происходивших в отечественной истории, и выработки своего отношения к ним.

1.2. Анализ школьных учебников для старшего звена школы по теме «Эволюция внешней политики СССР в отношении США в период с 1985 по 1991 гг».

 

В учебниках для средней школы ситуация с материалом о внешней политике СССР в период перестройки вообще и его отношениях с США в частности обстоит несколько лучше, чем в учебниках для основной школы. Однако, и здесь есть некоторые проблемы, учитывая всю важность данного периода отечественной истории.

Так, например в учебнике Измозика В.С. «История России: 11 класс» данная тема представлена параграфом «Внешняя политика в 1985-1991 гг. «Новое мышление» в международных отношениях», который разделён на следующие пункты:

 

– Распад социалистического лагеря. Отказ от военной помощи странам «третьего мира».

– Отношения с развитыми странами. Конец «холодной войны».

 

В параграфе даны две точки зрения на оценку внешней политики Горбачёва. Тема подана в сильно сжатом виде, на двух страницах, прокомментирована всего двумя иллюстрациями. Не приведено ни одного документа. Тем не менее, хотя подача материала параграфа не очень отличается от того, что даётся в учебниках Волобуева О.В. или Шестакова В.А. для девятого класса, вопросы и задания к параграфу направлены не только и даже не столько на фактологию, сколько на критический анализ информации и на самостоятельную работу по материалам не только параграфа, но и всей главы.

В учебнике О.В. Волобуева, В.А. Клокова, М.В. Пономарёва, В.А. Рогожкина «История. Россия и мир. 11 кл» тема представлена одним пунктом параграфа «СССР в период перестройки», который является частью девятой главы учебника «Россия в современном мире». Пункт параграфа называется «Новое мышление» и окончание «холодной войны». В этом пункте в предельно сжатом виде изложены события, происходившие в 1985-1991гг. в отношениях СССР, США и Европы. Весь оценочно-аналитический материал данного пункта сводится к одному-единственному предложению: «Вместе с тем многие уступки западным государствам, на которые пошёл Горбачёв, не были достаточно продуманы (главным образом в их конкретной реализации), а это не соответствовало национальным интересам страны»[29]. В тексте параграфа вообще отсутствуют какие-либо свидетельства эпохи за исключением одной-единственной фотографии президента Рейгана. Вопросы и задания в конце параграфа также совершенно полностью обходят тему советско-американских взаимоотношений периода перестройки.

В наиболее подходящем для изучения в средней школе виде эволюция внешней политики СССР в отношении США дана в учебнике Левандовского А.А. «История России, XX – началоXXI века. 11 класс». Тема находится в разделе 2 «Великая российская революция. Советская эпоха», теме 11 «Советский Союз в последние десятилетия своего существования» и представлена параграфом «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны»

 

Параграф разделён на пункты:

 

– Брежневская дипломатия.

– Новое мышление в международных делах.

 

В начале параграфа авторами поставлена проблема и несколько вопросов фактологического характера (например «Какое событие происходило в 1975г. в Хельсинки?»[30]).

Материал параграфа, хотя и разделён всего на два пункта, довольно обширен и занимает целых десять страниц, что при ненадлежащей организации учебного процесса может затруднить восприятие. Информация подаётся достаточно объективно. Давая достаточно объёмный фактологический материал, авторы не забывают рассуждать о причинах событий, оставаясь при этом в роли беспристрастных наблюдателей, не дающих никаких явных оценок, но самой подачей информации заставляющих включаться в процесс её анализа, чему способствует размещение в тексте параграфа выдержек из документов; акцентирование внимания на определённых исторических фактах путём их особого выделения в тексте, а также заданиями, данными в конце документов и параграфа, которые направлены не на запоминание фактов, а на стимуляцию критического осмысления информации и выработке собственного отношения к описываемым событиям. Так, например, один из вопросов, данных к открытому письму академика А.Д.Сахарова Л.И.Брежневу (1980г.) звучит так: «Можно ли, по вашему мнению, считать позицию Сахарова гражданской, патриотической?»[31].

В целом этот учебник наиболее полно и объективно раскрывает проблему эволюции внешней политики СССР в отношении США в период перестройки.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных