Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6 страница




К XXIII в. до н. э. в Древнем Египте резко усиливаются сепаратистские тенденции, и страна распадается на несколько самостоятельных государств. Такое состояние раздробленности продолжалось около двухсот лет (приблизительно до середины XXI в. до н. з.). В результате ирригационная система, способная нормально функционировать только в условиях единого государства, пришла в упадок, и некогда плодородные почвы начали заболачиваться. Пришла в упадок и столица прежде единого государства — Мемфис. На этом фоне усиливаются другие центры — Гераклеополь, находившийся на севере Верхнего Египта, и Фивы, расположенные на юге. Ощущалась необходимость нового

объединения.

Такое объединение было осуществлено (после целого ряда военных столкновений) с победой Фив. Эта победа открывает период Среднего царства (около 2050—1750 гг. до н. э.) и правление XI—


 



6*



XIII династий. После объединения страны была не только
восстановлена, но и существенно усовершенствована ирригационная
система, появляются новые орудия труда из бронзы. Но уже во время
правления XIII династии снова дают о себе знать междуусобные
войны, способствовавшие развалу страны. Около 1700 г. в Египет
вторгаются азиаты — гиксосы, пришедшие из Сирии и Палестины.
"Гиксосы" (египетское "хик-хасет") иногда переводят как "цари-
пастухи", т.е. в сущности, кочевые скотоводческие племена. Однако
некоторые исследователи считают, что правильнее было бы
переводить это слово как "цари-иноземцы" (а греки вообще
посчитали это названием некоторого народа). Однако гиксосы были
не слишком многочисленны и постепенно ассимилировались, хотя
и проживали довольно компактно в восточной части дельты Нила,
обложив Египет данью.

Господство гиксосов продолжалось более сотни лет, и в начале

XIV в. до н. э. начинается освободительное движение, во главе
которого стояли фиванские цари. После победы над гиксосами
возникает Новое царство (1580—1085 гг. до н. э.). Этот период
характеризуется весьма агрессивной внешней политикой и
завоевательными походами. Были завоеваны и покорены многие
соседние страны. Во время царствования фараона Аменхотепа III
военные действия почти полностью прекращаются, но влияние
Египта на покоренные страны ослабевает. Ситуация становится
особенно напряженной в период правления Аменхотепа IV, сына
Аменхотепа III. Он сосредоточил свое внимание на внутренних
проблемах страны и попытался провести "религиозную реформу,
которая почти полностью провалилась, но имела фундаментальное
значение для развития религиозных предствалений (об этом у нас
речь впереди).

В конце XIX в. до н. з. к власти в Египте приходит фараон Рамсес II, который стремился восстановить пошатнувшуюся мощь Египта и вел длительные и упорные войны с непокорными хеттами. После смерти Рамсеса II на Египет постоянно нападают чужеземцы, медленно, но верно ослабляя его былое могущество.

За Новым царством следует так называемое Позднее, или Ливийско-Саисское царство (XI—VI вв. до н. э.). В начале этого исторического периода тенденции распада оказываются очень сильными. В этой ситуации усиливается влияние крупнейшего центра северного Египта — г.Саиса, окруженного болотами и потому оказавшегося практически недоступным для завоевателей. Было даже время, когда саисский Египет вновь стал централизованным


государством. Однако в 525 г. до н. э. Древний Египет был завоеван

персами.

Последний период истории Древнего Египта связан с завоевательными походами Александра Македонского (356—323 гг. до н. э.). В 332 г. до н. э. Александр направил свои войска в Египет, входивший в состав персидской державы, и завоевал его. Он был торжественно встречен египетскими жрецами, объявлен фараоном и обожествлен. В Египте Александр основал г. Александрию (в дельте Нила). Этому городу выпала судьба сыграть очень важную роль в истории культуры, а сам Египет благодаря завоеванию его Александром открылся навстречу новым культурным влияниям.

Таким образом, в истории Древнего Египта нужно выделить следующие основные этапы:

Около 3000—2800 гг. до н. э. Раннее царство

Около 2800—2250 гг. до н. э. Древнее царство

Около 2050—1750 гг. до н. э. Среднее царство

Около 1580—1085 гг до н. э. Новое царство

Около 1372—1354 гг. до н. э. Правление фараона

Эхнатона
Около 1301—1235 гг. до н. э. Правление фараона

Рамсеса II
Около 664—525 гг. до н. э. XXVI (Саисская династия)

Около.332 г. до к. Э.—642 г. н. э. Завоевание Древнего

Египта Александром Македонским, эллинизация, а затем и христианизация египетской культуры

В 642 г. н. э. Египет, бывший одной из восточных провинций Византии, был отвоеван арабами и не только включился в иную по сравнению с византийской культуру, но и постепенно стал ее органичной частью. Таким образом, древнеегипетская культура проходит стадии рождения, роста, расцвета, увядания и смерти, т.е. полный цикл, присущий любому организму. Но влияние ее на последующие типы культуры оказалось огромным и прослеживается во многих деталях.


 




Многие памятники древнеегипетской культуры хорошо сохранились и дошли до нас, чем мы обязаны исключительной сухости египетского климата. В частности, до нас дошло большое количество документов, написанных на папирусе, бывшем в Египте одним из основных материалов для письма. Папирус — это травовидное растение, росшее в прибрежных болотах Нила. Сердцевина стебля этого растения разрезалась на тонкие полосы, которые складывались друг с другом и соединялась другими, положенными перпендикулярно. Сложенные таким образом полосы папируса прессовались, а затем полученный лист писчего материала полировался. Склеивание полос и слоев обеспечивалось выделявшимся соком растения. В сухом климате Египта папирус отлично сохранялся.

Дошли до нас и письменные источники, написанные на полотне и камне. Следует подчеркнуть, что камень был в Древнем Египте не только основным строительным материалом, но и материалом для письма. И это был далеко не случайный выбор, поскольку надписи, наносимые на каменные плиты, по самому своему предназначению должны были сохраняться как можно дольше, в идеале— вечно (об этом речь впереди). Надписи на камне, в отличие от надписей на папирусе, чаще всего носили религиозный характер, что также далеко не случайно. Разумеется, благодаря сухости климата до нас дошли и многие другие древности, что позволяет лучше осмыслить не только общий облик, но и многие детали древнеегипетской культуры.

Пожалуй, самым знаменитым памятником древнеегипетской культуры являются пирамиды. Обычно их рассматривают как исполинские гробницы фараонов, но, как мы увидим, функция пирамид была несколько шире. Первая пирамида была сооружена фараоном Джосером и представляла из себя ступенчатое соружение. Затем пирамиды приобретают более четкую форму. Самой большой является пирамида фараона Хуфу (которого греки называли Хеопсом). Ее высота — 146,5 м. Некоторые исследователи предполагают, что высота этой пирамиды соизмерима с расстоянием до Солнца, равным приблизительно 150 млн. км. Ширина каждой стороны пирамиды Хеопса — 230 м, а площадь ее основания — 52900 кв. м. Пирамида построена из 2300000 граненых глыб известняка, вес каждой из которых — около 2,5 т. Глыбы изумительно обтесаны и пригнаны друг к другу, так что между ними нельзя просунуть даже лезвие ножа. Греческий историк Геродот писал, что пирамида Хеопса строилась в течение 30-ти лет и в строительстве


участвовали 100000 человек. Пирамида другого фараона — Хефры (по-гречески — Хефрена) была несколько меньше, но зато была целиком облицована плитами красного гранита.

В пирамидах поражает, прежде всего, то расточительство, с которыми они строились. Ведь никакой чисто практической ценности они не имеют. Их единственное назначение — вознесение на небо умерших фараонов. Именно с их помощью осуществляется священный брак Земли и Неба. Это типично культовые сооружения, без которых древнеегипетская культура не могла нормально функционировать. Любопытно, что фараон, вступив на престол, сразу же начинал строить свою пирамиду. Но если он умирал, а пирамида к моменту его смерти оставалась недостроенной, то ее, как правило, не достраивали. Следующий фараон начинал строительство своей собственной пирамиды. Но если строительство заканчивалось до смерти фараона, то это служило гарантией его перемещения на небо и, тем самым, вхождения в вечность. Не случайно в древности бытовала пословица: "Все в мире боится времени, но даже время

боится пирамид".

Фараон в Древнем Египте рассматривался в качестве живого божества. Фараон был не только верховным правителем, но и, в сущности, верховным жрецом, хотя постепенно эти функции начинают разделяться. Религиозные представления, связанные с фараоном, были краеугольным камнем древнеегипетской культуры в целом. Огромное внимание к смерти фараона лишь подчеркивает ту роль, которую смерть играла в культуре Древнего Египта.

Древние египтяне считали, что земные жилища — это нечто вроде мест временного проживания. Поэтому о земной жизни не следует особенно заботиться. Только после смерти человек обретает вечное существование. Отсюда и еще один поразительный момент древнеегипетской культуры —- мумификация покойников. При этом существовали различные — более дорогие и более дешевые — способы препарирования трупов. Внутренности умершего человека извлекались, а выпотрошенное тело помещалось на 70 дней в соленый раствор, затем заливалось различными душистыми смолами, оборачивалось специальными полотняными пеленами и опускалось в саркофаг. Мумии фараонов и его придворных сохранились особенно хорошо, а мумии простых людей дошли до нас в значительно более худшем состоянии.

Заупокойный культ древних египтян был тесно связан с возникшими на предшествующем культуре этапе представлениями о душе. Эти представления существенно усложняются. По мнению


древних египтян, каждый человек обладает тремя душами.

Во-первых, это некая главная душа, Ка. Первоначально под Ка понималась некая жизненная сила богов и царей, и только впоследствии Ка начинают приписывать всем людям. Ка превращается в двойника человека, имеющего и его облик. Ка в качестве "второго я" считалась рождающейся вместе с человеком и неразрывно с ним связанной, причем эта связь сохраняется и после смерти. Именно Ка, как считалось, определяет судьбу человека. В силу сходства Ка и человека, в гробницу ставили статую умершего, которая и считалась вместилищем Ка, а на статуе писали, что это и есть Ка данного человека. Ка приписывалась способность покидать гробницу и посещать загробный мир. Ка обычно изображали в виде человека, согнувшего руки в локтях и положившего их на голову.

Во-вторых, это Ба, обладание которой тоже первоначально приписывалось только богам и фараонам. И лишь потом Ба становится воплощением жизненной силы всех людей, продолжавшей существовать и после их смерти и сохранявшей связь с умершим. Тем не менее, Ба приписывалась способность на время разрывать связь с телом покойника и свободно перемещаться. Именно с Ба связывались все физические функции человека: она ест, пьет и т.д. Ба обычно изображали в виде птицы с человеческой головой, а иногда и человеческими руками.

В-третьих, это Ах в качестве загробного воплощения человека. И здесь мы видим, что первоначально обладание Ах приписывалось не всем людям, а только богам и фараонам: именно в Ах, как считалось, превращался фараон после смерти. Ах обычно изображали в виде хохлатого ибиса, а множество Лж трактовали в качестве неких низших божеств, бывших посредниками между богами и людьми. Как видим, Ах — это уже нечто среднее между душой и духом и, видимо, один из первых прообразов представлений о демонах и ангелах. Очень часто душа человека отождествлялась с тенью человека и его "именем.

Для достижения загробного блаженства, по мнению жрецов, необходимо было знать очень много различных магических заклинаний. До нас дошли разнообразные сакральные тексты: молитвы богам и религиозные гимны, а также записи погребальных обрядов. Так, следует назвать "Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", а также знаменитую египетскую "Книгу мертвых". Именно в "Книге мертвых" подробно описывается загробное царствование и загробный суд.

Царь загробного мира бог Осирис требует, чтобы душа умершего


оправдалась перед ним, поскольку лишь тогда она может обрести блаженную и вечную жизь. Перед лицом Осириса происходило взвешивание сердца умершего человека на весах, уравновешенных истиной, т.е. изображением богини Маат или соответствующими ей символами. Грешника пожирало страшное чудовище в виде льва с головой крокодила, а праведник оживал для блаженной и вечной жизни. Суд Осириса — очень характерный элемент религиозных представлений древних египтян. Если род почитал умерших в качестве высшего авторитета, то Египет отдает их под суд, т.е. лишает статуса высшей инстанции. Тем самым происходило отмежевание от культов и культуры первобытной родовой общины.

На смену представлениям родовой общины о духах в Древнем Египте приходят представления о богах. Славянское "бог" родственно другим индоевропейским названиям, и первоначально это слово означало "удачу", "долю". Постепенно слово "бог" приобретает смысл "подателя благ". Следует подчеркнуть, что вопрос о происхождении представлений о богах до сих пор продолжает обсуждаться учеными. Не вдаваясь в существо ведущихся споров, отметим лишь, что с богами связываются функции делания, создания и учредительства, и это указывает на генетическую связь таких представлений с образом культурного героя. В литературе существует точка зрения, что многочисленные боги Древнего Египта первоначально были местными божествами, среди которых постепенно выделяется главный.

Древнеегипетское многобожие (политеизм) — это сложная и разветвленная система множества богов. Так, постепенно среди богов выделяется бог Солнца Ра. Считалось, что он возник в первобытном водном хаосе, вышел из цветка лотоса и создал все существующее. Боги вышли из уст бога Ра, а люди — из его глаз. Общеегапетский характер имел также культ бога умирающей и воскресающей природы Осириса, который логически связан с богиней Исидой, богами Гором и Сетом. Очень важно, что миф об Осирисе был условием "легитимации" фараона, который отождествлялся с богом Гором.

Особо следует указать на такую черту религиозных представлений древних египтян, как почитание животных. Эту черту обычно подчеркивают, не обращая внимания на хронологические рамки ее существования. Между тем эта черта проявлялась только в самые ранние периоды истории Древнего Египта и в самые поздние периоды, когда можно говорить об упадке и деградации его культуры. В эпоху высшего расцвета Древнего Египта этот культ не играет существенной роли.


 




Культ состоял в поистине трепетном отношении к диким и домашним животным. Например, даже крокодил считался священным, охота на него запрещалась, а после смерти крокодилов мумифицировали, как людей. Величайшим преступлением, за которое можно было поплатиться жизнью, считалось дурное обращение с кошкой. С богом отождествлялся бык (не любой, а специально выбранный и обладавший особыми приметами — черный, но с белым круглым пятном на лбу и др.).

Понятно распространение подобных представлений на ранних этапах истории Древнего Египта. Считалось, что в животных воплощаются божества, являющиеся покровителями охоты, которые с переходом к оседлости и скотоводству превратились в покровителей скотоводческих племен. Несомненна также связь с тотемизмом. На поздних этапах истории Древнего Египта происходит оживление этих представлений, и животные снова обожествляются. По сути дела, это было возвращение тех образов, символов и культов, преодолеть которые и отмеживаться от которых упорно стремилась древнеегипетская культура (что ей удалось в эпоху расцвета). Но в дряхлеющей древнеегипетской культуре происходит высвобождение архаических пластов религиозных верований.

Весьма любопытной особенностью древнеегипетской культуры является сочетание в одном образе черт животного и человека. Например, человекообразный бог изображался с головой какого-нибудь животного или птицы, либо тело животного или птицы увенчивалось человеческой головой. Классическим примером здесь является Сфинкс. Сам этот образ, комбинация животного и человека, свидетельствует о переходном характере древнеегипетских представлений о богах. Об этом хорошо сказал Г.В.Ф. Гегель: "...если бог познается не как дух, а как мощь вообще, то подобная мощь есть деятельность, лишенная сознания, как бы всеобщая жизнь; подобная лишенная сознания мощь воплощается в какой-нибудь образ, прежде всего в образ животного, ибо животное само лишено сознания, ведет тусклое, покорное существование в себе, отличное от человеческого произвола; поэтому может сложиться впечатление, что в нем и заключена эта лишенная сознания мощь, действующая во всем" (Гегель. 1977. Т.2. С.42). Соединение с телом животного человеческой головы — признак стремления выйти за пределы представления о боге как о безличной, слепой, бессознательной мощи.

Поэтому Гегель, называя древнеегипетскую религию "религией загадки", пишет, что "...египетский сфинкс, согласно удивительному,


полному глубокого смысла мифу, убит греком, и решение загадки таково: содержание — человек, свободный, знающий себя дух". (Там же. С. 49). Именно поэтому сквозь животное естество проглядывает человеческий лик, символизирующий человеческий произвол и человеческую сознательность. "Человек" — вот ответ на ту загадку, которую задавал путникам Сфинкс, и это — разгадка всей древнеегипетской культуры, в пеленах которой началось культивирование человеческого, личностного начала.

Древний Египет не вышел за рамки пиктографического письма, но существенно усовершенствовал его. Сначала, как мы помним, пиктография передавала действительность некоторыми цельными рисунками, которые изображали конкретные ситуации. У древних египтян рисунок начинает дезинтегрироваться, распадаться на отдельные части, обозначающие уже отдельные слова. Знаки письма остаются образными, но располагаются уже не в соответствии с композицией картины, как раньше, а в соответствии с логикой запечатленной с их помощью мысли. Но тем самым рисунок превращается в текст. Пиктографическое письмо переходит в логографическое (словесное).

Название "иероглифы" было присвоено знакам древнеегипетского рисуночного письма греками (в переводе это слово означает "священные знаки"). На ранних этапах развития древнеегипетского письма мы видим смешение иероглифических записей с пиктографическими. Однако постепенно логографическое письмо отделяется от пиктографического и начинает существовать самостоятельно. Сначала каждый иероглиф был похож на то, что он изображал. Однако древние египтяне научились с помощью иероглифов выражать и довольно абстрактные понятия (иероглифу, обозначавшему конкретный предмет, придавался абстрактный

смысл).

Если же некоторые понятия нельзя было изобразить графически, то для их обозначения использовались иероглифы, соответствующие сходно звучащим словам. Для того, чтобы понять, в прямом или переносном смысле употреблен иероглиф, использовались особые значки, изображаемые рядом. Для обозначения собственных имен египтяне изобрели способ, имевший революционное значение. Если некоторый иероглиф прежде обозначал некоторое слово или совокупность звуков, то теперь он начинает обозначать лишь первый звук. А это уже почти фонетическое письмо. Но именно "почти", поскольку египтяне не сделали последнего шага и не перешли к алфавиту. Они продолжали


 




пользоваться огромным количеством иероглифов.

Тем не менее, египтяне стремились усовершенствовать свое письмо. Рядом с декоративным иероглифическим письмом появляется упрощенное иератическое (жреческое) письмо, состоявшее примерно из 600 знаков. Затем появляется и так называемое демотическое (народное) письмо — по сути дела, скоропись. Расшифровка древнеегипетской письменности связана с именем замечательного французского ученого Ш.Ф. Шампольона (1790—1832). Основой для расшифровки послужил известный Розеттский камень, найденный во времена египетского похода Наполеона. На этом камне, представляющем собой обломок базальта, была высечена надпись в честь царя Птолемея — египетскими иероглифами, демотическим письмом и по-гречески греческими буквами. Во всех трех текстах были имена Птолемея и Клеопатры, что и позволило расшифровать текст.

Больших успехов достигли древние египтяне и в научных познаниях. Разумеется, это были разрозненные сведения, слабо связанные между собой и еще не выделившиеся из религиозно-мифологической картины мира. Тем не менее, многие из полученных древними египтянами результатов поражают. Особенно развита в Древнем Египте была математика — и это несмотря на громоздкую и неудобную числовую систему. Древние египтяне уже умели вычислять отношение длины окружности к диаметру круга, знали теорему, известную как "теорема Пифагора" и др. Больших успехов они достигли в астрономии. По сути дела, они создали один из первых календарей, основные принципы построения которого сохраняют свое значение до сего дня.

Мы уже говорили, что годичный цикл у древних египтян состоял из трех периодов, соотнесенных с временем разлива Нила. Необходимо было уметь предсказывать (или вычислять) дату разлива. Жрецами было замечено, что разлив Нила наступает сразу же после летнего солнцестояния и что непосредственно перед этим на небе появляется ярчайшая звезда неба — Сириус (египтяне называли ее "Сотис" или "Сопт", т.е. "сияющая", "лучезарная"). Восход Сириуса давал египтянам возможность оценить промежуток времени между двумя разливами Нила. Первоначально они оценили длину года в 360 дней и разделили пояс небесной сферы вдоль эклиптики на 36 частей, а в каждой части определили ярчайшие звезды — деканы. Деканы (от греч. йека — десять) были своего рода "заместителями" Сириуса, а сам Сириус был, собственно, первым деканом. Пять дней в году, которых недоставало до 365 дней, имели религиозный,


культовый характер и не прибавлялись механически к продолжительности года. Они праздновались в конце года как дни рождения богов.

Год у древних египтян делился на 12 равных месяцев, в каждом из которых было 30 дней, или шесть малых недель по 5 дней каждая. Каждая декада и символизировалась своим деканом. Однако в результате небольших расхождений дата восхода Сириуса все время изменяется. Цикл его "возвращения" — 1460 лет, что называется Великим годом. Нетрудно видеть, что если разделить это число на 4, то получится 365, правда не дней, а лет. Для египтян это имело глубокий символический смысл.

Имелись в Древнем Египте зачатки медицинских и географических знаний. Правда, современному человеку эти знания покажутся слишком примитивными и, возможно, вызовут лишь улыбку. Однако не следует забывать, что это — ранний этап человеческой культуры. Далеко не случайно древние греки считали египтян мудрейшими из людей, ездили в Египет за мудростью, учились у египетских жрецов. Культура Древнего Египта во многом стала образцом для многих других цивилизаций, образцом, которому не только подражали, но и от которого отталкивались и который стремились преодолеть.

4 Китайская культура по праву считается одной из самых древних. Сами китайцы называли свою страну по-разному — то Чжун Го (т.е. Срединное царство), то Чжун Хуа (т.е. Срединная цветущая), то Поднебесная, то по названию тех или иных династий. Как и древнеегипетская культура, культура Древнего Китая сложилась в бассейне крупной реки Хуанхэ. Это — очень капризная река, она очень часто меняла русло, обрушивая берега и затопляя большие площади. В китайской литературе ее очень часто называют "рекой, надрывающей сердце", очевидно, из-за ее капризного нрава. Поэтому китайцы упорно сооружали на. Хуанхэ плотины и дамбы, что улучшало земледельческие качества почвы, и без того достаточно

плодородной.

В Древнем Китае, в отличие от Древнего Египта, имелись

большие лесные массивы, довольно богатая флора и фауна. Что

"касается населения Древнего Китая, то оно была весьма пестрым.

Собственно китайцы первоначально заселяли лишь бассейн среднего


 




течения Хуанхэ. Постепенно они переселялись и в другие области, вступая в конфликты, в том числе и военные, с другими племенами. На основании археологических данных можно утверждать, что Китай был заселен уже в древнекаменном веке.

Китайская традиция утверждает, что в XVII в. до н. э. было основано государство Шан (по названию наиболее сильного тогда племени). Соседи этого государства назвали его Инь. От этой культуры до нас дошло большое количество памятников материальной культуры, свидетельствующих о переходе к оседлости, земледелию и скотоводству. Для изготовления различных орудий используются уже не только камень и кость, но и медь, а затем и бронза. Археологические данные свидетельствуют о начале имущественного расслоения. Правители (ваны) из племенных вождей превращаются в царей — основателей династий. Начинается и процесс централизации, а царю присваивается титул "сын Неба".

Однако царство Шан (Инь) оказалось непрочным, и оно не смогло эффективно противостоять атакам соседнего племени чжоу. В китайской традиции считается, что последний царь царства Шан был разгромлен вождем племени чжоу и покончил жизнь самоубийством. В результате на смену государству Шан приходит государство Чжоу. Новая династия просуществовала до III в. до н. э.

Время правления династии Чжоу обычно делится на три периода — время Западного Чжоу (XII—VIII вв. до н. э.), Восточного Чжоу (VIII—V вв. до н. э.) и Чжаньго (так называемую эпоху "Воюющих царств", охватывающую отрезок времени от V до III вв. до н. э.). Последний период был, собственно говоря, переходным временем. Кроме того, следует учитывать, что эпоха Чжоу характеризуется политической и экономической раздробленностью, и на территории Древнего Китая существовали десятки самостоятельных, в сущности, государств. Некоторые исследователи считают, что их количество исчислялось даже сотнями.

Для периода Западного Чжоу характерно усиление родовой знати. Земля находилась в собственности общин, и существовала так называемая "колодезная система". Суть ее заключается в том, что вся территория, являвшаяся собственностью данного селения, разделялась на девять частей. Название произошло потому, что схема такого деления по своему виду напоминала китайский иероглиф, означавший "колодец". Из девяти наделов восемь отдавалось семьям, а центральный девятый участок обрабатывался всей общиной; урожай с него шел на нужды общины. Правда, позже


этот урожай перешел в собственность царя.

В этот период предпринимались попытки создания централизованного государственного правления. Вводятся должности трех советников царя: великого наставника, великого учителя и великого покровителя. Их функции распределялись следующим образом: первый занимался делами культа, второй — общественными работами, прежде всего, ирригацией, а третий — военным делом. Однако все попытки централизовать государственную власть заканчивались провалом, сталкиваясь с сепаратистскими тенденциями местных правителей. Были периоды, когда местные царьки оказывались могущественнее главного вана. Стремление к централизации ослаблялось и традиционным для первых оседлых культур фактором — натиском и набегами кочевых племен.

Если в эпоху Западного Чжоу столицей был город Хао, то в эпоху Восточного Чжоу столица переносится в город Лои (современный Лоян). В эпоху Восточного Чжоу сепаратистские тенденции не ослабевают, и среди борющихся между собой государственных образований выделяются сильнейшие. В эпоху Чжаньго, т.е. "Враждующих царств" таких сильнейших образований насчитывается семь. Именно в эту эпоху был достигнут некоторый прогресс в деле интеграции Китая, что не замедлило сказаться на экономической сфере. Появляются железные орудия труда, совершенствуется ремесло, в частности, больших успехов древние китайцы достигли в выделке шелковой материи. Появляются первые металлические деньги. Однако все эти прогрессивные процессы сдерживаются непрекращающейся враждой самостоятельных царств.

Любопытно, что именно ирригационная система, а точнее, необходимость согласованных действий при ее обслуживании и эксплуатации, послужила толчком к объединению страны. Ведь отсутствие согласованности могло привести (и иногда действительно приводило) к прорыву плотин и дамб и к затоплению больших участков, т.е. в сущности, к стихийным бедствиям. К централизации подталкивали и потребности расширяющейся торговли. Объединенные усилия были нужны и для противостояния кочевникам. В результате действия этих факторов интегративные процессы начинают усиливаться.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных