ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 7. ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ 6 страницаСогласно Фрейду, сексуальность, как и все инстинкты, существует с самого момента рождения, а отнюдь не пробуждается только в период полового созревания. В своем развитии она проходит ряд этапов, фиксируясь на различных органах, пока, наконец, не становится нормальной человеческой сексуальностью (хотя в процессе развития и возможны отклонения, ведущие к патологическим случаям). В концепции Фрейда сексуальность играет особую роль, выступая в качестве связующего звена между психическими и телесными (соматическими) процессами. Кроме того, сексуальные влечения обладают особой способностью видоизменяться, "перетекать" из одной формы в другую. И инстинкт самосохранения, и половой инстинкт относятся к числу базовых, но первый из них не "работает" без непосредственной угрозы для жизни, а второй совсем не обязательно бывает связан со своим объектом. Более того, сексуальные объекты могут замещаться другими. Этот динамический характер сексуальности описывается Фрейдом с помощью понятия сублимации (от лат. шЬШпагю — возвышение). Под сублимацией в психоанализе Фрейда понимается процесс замещения объекта влечения или отклонение инстин- ктов от внутренне присущей им направленности. Одновременно происходит "возвышение" инстинктивных влечений, т. е. преобразование низших влечений в высшие, творческие. Таким образом, творчество ставится Фрейдом на одну плоскость с неврозами. По его мнению, невроз возникает тогда, когда конфликт между бессознательными влечениями и цензурой не находит разрешения. Напротив, творчество — это один из основных способов разрешения указанного конфликта, своего рода самодеятельная психотерапия, без которой "соскальзывание" в невроз было бы неизбежным. Для описания сексуальности Фрейд использует понятие "энергия". Для него "энергия" имеет смысл некоторого "заряда", который является источником влечения. Индивидуальная психическая энергия сексуального влечения обозначается Фрейдом с помощью термина "либидо", а само бессознательное понимается как сфера, пронизанная и насыщенная либидо, подчиняющимся принципу удовольствия, т. е. особому принципу регуляции психической жизни. Суть принципа удовольствия — в стремлении неограниченно получать наслаждение и всячески избегать даже малейшего неудовольствия. При этом удовольствие достигается при разрядке либидо. Цензура препятствует этому, и сексуальная энергия, переходя на обходные пути, сублимируется. Таким образом, исходная методологическая установка Фрейда оказывается редукционистской, поскольку все психические процессы, в том числе и самые сложные, сводятся к динамике и видоизменениям простейшего первоначала — либидо. Сама психика при этом рассматривается в качестве открытой энергетической системы: она подпитывается либидо, которое принадлежит к соматической сфере. Психический аппарат человека, согласно Фрейду, представляет собой единство трех систем, которые неразрывно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют друг с другом. Безличная и наиболее древняя часть психического аппарата называется у Фрейда М (Оно) и считается своеобразным резервуаром психической энергии, стремящейся к немедленной разрядке. Именно через посредство И психика связана с телесными процессами, и именно оттуда Ы черпает свою энергию. Вторая часть психики, сознательное "Я"(Е%о), — это своеобразный отпечаток внешней для человека действительности на изначальной совокупности влечений. Функ-
цией "Я" является восприятие внешнего мира и наилучшее приспособление к нему. Если И подчиняется уже знакомому нам принципу удовольствия, то Е^о руководствуется принципом реальности, т. е. подчиняется таким механизмам регуляции психической жизни, которые учитывают реальные возможности и условия удовлетворения влечений, и они даже могут в ряде случаев диктовать отказ от некоторых способов получения удовольствия. Наконец, третья часть психического аппарата называется сверх-Я (8ирег-Е$о) и является высшей инстанцией. Ее функция — внутренняя цензура, совесть и т. п., и потому сверх-Я олицетворяет собой определенные императивы и запреты, диктуемые социокультурной средой. Именно деятельность сверх-Я вызывает чувство вины, потребность в самонаказании, искуплении. Таким образом, "Я" оказывается как бы зажатым между "Оно" и "Сверх-Я". Влечения "Я" способствуют самосохранению индивида, а сексуальные влечения способствуют сохранению вида, что может даже противоречить инстинкту самосохранения. Однако приблизительно с 20-х годов в концепции Фрейда появляется и учение о влечении к смерти, которое неразрывно связано с влечением к жизни. Под влечением к смерти Фрейд понимает по большей части бессознательные тенденции к саморазрушению, т. е. к возвращению в неорганическое состояние. Внешние проявления влечения к смерти — агрессия по отношению к людям, другим живым существам и неодушевленным предметам. На этом теоретическом фундаменте и возводится теория культуры Фрейда. Вопросы культуры рассмотрены им в таких работах, как "Тотем и табу", "Будущее одной иллюзии", "Человек по имени Моисей и монотеистическая религия", "Неудовлетворенность культурой", «Психология масс и анализ человеческого "Я"» (это, разумеется, не полный список). Теория культуры для Фрейда — это, прежде всего, психология культуры, вырастающая из его медицинской практики. Как врач он не мог не испытывать беспокойства вследствие резкого увеличения количества психических заболеваний. Причину такого положения дел он увидел в самой культуре, и кризис культуры понимается им как ее болезнь. Болезнь культуры рассматривается Фрейдом сквозь призму неврозов, психозов, страхов и маний отдельных людей. Первона- чально его не интересовали социокультурные истоки психических расстройств, и он анализировал их причины в связи с отношениями данного человека к другим людям — отцу, матери, брату, сестре и т.д. Причины распространения неврозов и психических расстройств Фрейд видит в углубляющемся противоречии между внутренними устремлениями человека и внешними над-личными силами, противодействующими этим устремлениям и даже подавляющими их. Психические процессы, в свою очередь, накладывают свой отпечаток на социокультурное развитие. Поэтому основной задачей культуры для Фрейда оказывается обуздание инстинктивной человеческой природы, но именно это обуздание является и основным источником антагонизма между культурой и человеческой природой. Он пишет: "Примечательно, что как бы мало ни были способны люди к изолированному существованию, они тем не менее ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможности совместной жизни, как гнетущий груз. Культура должна поэтому защищать себя от одиночек, и ее институты, учреждения и заповеди ставят себя на службу этой задачи; они имеют целью не только обеспечить известное распределение благ, но и постоянно поддерживать его, словом, должны защищать от враждебных побуждений людей все то, что служит покорению природы и производству благ" (Сумерки богов, 1989, с. 95-96). Иными словами, культура обеспечивает совместную жизнь людей, ограничивая их антисоциальные влечения и предоставляя вытесненным влечениям некоторые запасные выходы на основе сублимации. Фрейд исходит из предпосылки, согласно которой отдельный человек не знал ограничений в своем следовании принципу удовольствия, тогда как член общества характеризуется очевидным нарушением автоматического и немедленного удовлетворения своих влечений. Поэтому культура есть не что иное, как отказ от удовлетворения желаний бессознательного, и следовательно, прогресс культуры означает уменьшение человеческого счастья (а счастье — это "естественное" счастье, достигаемое в следовании "принципу удовольствия"). Хотя "естественное" счастье и недостижимо, культура, считает Фрейд, должна создать особые механизмы для облегчения отказов от требований "принципа удовольствия". В противном случае углубление конфликта внутри культуры (ее "болезни") будет неизбежным, и количество
неврозов и психических расстройств будет возрастать. Культура не сможет существовать, если внешнее ограничение влечения не станет внутренним, т.е. не превратится в функцию Сверх-Я. Таким образом, по мере развития культуры человек должен отказаться и от убийства других людей, и от неограниченного удовлетворения сексуальных желаний. Тем не менее всегда существует некоторое количество людей, в психике которых безраздельно господствуют агрессивные наклонности и безудержные сексуальные желания. Преодоление этих черт, разъединяющих общество изнутри, возможно, согласно Фрейду, во-первых, с помощью любви, но без сексуальных целей, во-вторых, с помощью некоторых общих переживаний, общественных идеалов и ценностей, а в-третьих, с помощью религии, которая формирует особые общие переживания. Таким образом, все основные механизмы культуры объявляются Фрейдом средством компенсации и человеческой ущербности, и его отказа от удовлетворения природных влечений (т. е. стремления к "естественному" счастью). Оригинальные мысли высказал Фрейд и о происхождении культуры. При этом он опирался на так называемый биологический закон, согласно которому индивидуальное развитие организма (онтогенез) в сжатой форме повторяет главные этапы развития всего вида (филогенез). Но тогда исследование развития ребенка может стать основой выводов, применимых ко всему человеческому роду. Фрейд пишет, что «...именно авторитет родителей, по существу, авторитет необузданного, наделенного властью наказывать отца побуждает ребенка к отречениям от влечений, устанавливает для последнего, что ему позволено, а что запрещено. Что у ребенка означает "благородное" и "дурное", позднее, когда место родителей заняло общество и Сверх-Я, будет называться "добрым" и "злым", добродетельным и порочным, но это все еще то же самое — отречение от влечений под давлением авторитета, заменяющего и продолжающего отца» (Фрейд, 1993, с. 137). Согласно Фрейду, происхождение культуры связано с убийством сыновьями отца, который в первобытном стаде обладал всеми женщинами и не подпускал к ним своих сыновей. Более того, считает Фрейд, первобытный отец был не только убит, но и съеден. Затем возникло чувство вины и раскаяния, которое и привело к табуированию инцеста и отцеубийства. Оба эти запре- та, согласно Фрейду, составляют содержание так называемого "эдипова комплекса". "Эдипов комплекс" — это совокупность процессов в психике мальчика, которые формируются в результате вытеснения в детстве влечения к матери и враждебности к отцу (название указывает на известный древнегреческий миф об Эдипе, убившем своего отца и женившемся на своей матери). С момента появления "эдипова комплекса" культура и превратилась в систему норм и запретов, делающих человека несчастным. Концепция культуры Фрейда оказала и продолжает оказывать очень сильное влияние на многих исследователей. Наряду с учеными, развивающими идеи Фрейда, появились мыслители, которые попытались модифицировать его идеи, соединить их с другими концепциями. Именно это направление дало наиболее интересные результаты и привело к образованию самостоятельных школ и направлений. Жак Лакан (1901 — 1981) — это основатель "парижской школы фрейдизма", теоретик и практик так называемого "структурного психоанализа". Своей целью Лакан провозгласил "возврат к Фрейду", т. е. освобождение "фрейдизма Фрейда" от последующих смысловых наслоений. Исходным пунктом его концепции является положение (важное и для Фрейда) об особой роли языка для характеристики и понимания бессознательного. Это положение у Лакана отличается от соответствующих идей Фрейда прежде всего тем, что Лакан соединяет его с некоторыми методами так называемой "структурной лингвистики" и авангардистскими концепциями в литературе. Кроме того, Лакан испытал влияние таких философских концепций, как феноменология, зкзестенциализм, неогегельянство. Программной работой Лакана является его обширный доклад "Функции и поле речи и языка в психоанализе" (1953 г.). В ней он особо подчеркивает роль символических структур и языка для анализа бессознательного, указывая, что оно представляет собой символический язык, причем структура бессознательного совпадает со структурой естественных языков. Он пишет, что "бессознательное — это глава моей истории, которая отмечена пробелом или обманом: это глава, подвергнутая цензуре. Но истина
может быть раскрыта; чаще всего она уже записана где-то в другом месте" (Ьасап, 1966, р. 259). А именно, она записана в следах впечатлений, воспоминаниях детства и т. д., которые невозможны без языкового выражения. В истолковании структуры психического аппарата Лакан следует Фрейду, хотя и модифицирует фрейдовскую схему "Оно — Я — Сверх-Я". Первая инстанция психического аппарата человека — это реальное, имеющее важное значение при рассмотрении психического развития человеческой личности. Исходным пунктом этого рассмотрения оказывается положение, согласно которому "Я" ребенка на начальных стадиях его развития не может быть отделено от окружающего мира. Это положение, подтверждаемое многими психологическими данными, в настоящее время стало едва ли не общим местом. Но "мир'\ с которым един ребенок, истолковывается Лаканом несколько своеобразно. "Мир" для него — это тело Матери, а становление "Я" представляет собой отделение от материнского тела. Одновременно возникают ощущения оторванности от мира, утраты первоначального единства. Лакан считает, что эти ощущения толкают человека к восстановлению утраченного единства, т. е. к возвращению под защиту матери. Сказанное означает, что исходной движущей силой человеческой психики Лаканом считается некоторая "нехватка бытия", связанная с возникновением раскола между "Я" и "не-Я". Стремление уничтожить раскол обозначается с помощью термина "потребность". Качественно неопределенная потребность требует своего удовлетворения, но никогда не может быть удовлетворена. Сфера этой качественно неопределенной потребности и есть реальное. Оно воздействует на человека в каждый момент.его существования, но не может быть выявлено ни самим человеком, проникающим в глубины своей субъективности, ни с помощью психоаналитического исследования. В структурном отношении оно совершенно аморфно, хаотично и ускользает от всех попыток дать ему определение. Но каждый человек имеет некоторый образ самого себя, и человеческое "Я" обозначается Лаканом как воображаемое. Формирование "воображаемого" происходит у ребенка на "стадии зеркала" (6 — 18 месяцев). Лакан считает, что именно на этой стадии ребенок не только начинает обращать внимание на собственное отражение, но и воспринимает его как некоторое другое жи- вое существо, как не-Я. Такое понимание собственного отражения было бы невозможным без параллельного процесса — отделения от тела Матери, т. е. возникновения "нехватки бытия" и, следовательно, "потребности". Важно, однако, что "воображаемое" создает такой образ "Я", который устраивает данного человека. Следовательно, этот образ оказывается чаще всего (а может быть, и всегда) иллюзорным. А иллюзия, считает Лакан в соответствии с логикой Фрейда, может играть только защитную роль, предохраняя человека от тех его образов, которые возникают в сознании других людей. Заблуждаясь относительно самого себя, человек смягчает, или даже полностью нейтрализует, те свои образы, которые могут проникнуть в его сознание в результате общения с окружающими. Качественно неопределенная потребность, очерчивающая сферу "реального", проникает в сферу "воображаемого" и приводит к возникновению желания. Следуя Фрейду, Лакан считает, что "желание" подчиняется принципу удовольствия. Однако полное удовлетворение "желания" приводит к его исчезновению, а потому само существование человека, считает Лакан, невозможно без возникновения все новых и новых "желаний", целью которых являются вещи окружающего человека мира. Но эти вещи сами по себе выполняют функцию лишь посредников, позволяющих реализовать главную потребность человека — слияние с миром, устранение изначального раскола. В человеческом смысле это означает, прежде всего, обладание признанием со стороны других. Лакан пишет, что "...смысл желания человека заключается в желании другого человека, но не потому, что другой владеет ключами от объекта желания, а потому, что его первичным объектом является бытие, признанное другим человеком" фМ, р. 168). Иными словами, человек, согласно Лакану, хочет не владения конкретными объектами, а того, чтобы другой человек нуждался в нем и желал его. Так появляется понятие Другого, выступающего в качестве носителя символического. Под "символическим" в концепции Лакана понимается со-иокупность социальных норм, установлений, идеалов, предписаний, запретов и т. д. "Символическое" — это сложно устроенная •ггруктурирующая сила, которой подчинены как "реальное", так и "воображаемое", оно усваивается ребенком по большей части бессознательно в первые годы жизни и персонифицируется в об-
разе Другого. При этом первичным Другим у Лакана считается Отец, и именно он символизирует для ребенка закон, порядок, условия совместной жизни. "Символическое" надындивидуально и задается отдельному человеку обществом. Поэтому "символическое" отождествляется Лаканом с бессознательным: ведь оно не создается индивидом и неконтролируемым образом навязывается ему извне. Но это влечет пересмотр классического понимания человеческого "Я". В самом деле, в традиции европейской культуры, восходящей к Р. Декарту, "Я" рассматривалось в качестве некоторого устойчивого центра, в качестве точки опоры сознания и самосознания. Более того, именно субъекту приписывались и творческая функция, направленная на созидание культурных ценностей, и право судить и оценивать культуру. В рамках классической европейской традиции считалось, что субъект может непосредственно выходить к бытию. У Лакана такой непосредственный выход невозможен, и между мышлением и бытием находится язык. Но тогда и человеческое "Я" утрачивает свои устойчивость и самостоятельность, оно становится всего лишь точкой пересечения различных символических структур и одновременно точкой, на которую направлено действие различных бессознательных сил. Если прежде "Я" считалось творящим культуру, то теперь первичной считается культура, которая лишь использует "Я" в качестве своего орудия: культура "говорит" через посредство человеческой субъективности. Но это означает, что между "Я" и "субъектом" возникает некоторое различие. "Я" — это носитель "желания", тогда как субъект выступает в качестве носителя норм культуры. Иначе говоря, возникает различие, и даже конфликт, между "воображаемым" и "символическим". "Воображаемое" всеми силами стремится создать для индивида такой его образ, который ему нравился бы, позволял бы ему восхищаться самим собой и одобрять все свои мысли и поступки. Напротив, "символическое" имеет своей целью полное подчинение человека установлениям и требованиям культуры. Конфликт между "воображаемым" и "символическим" приводит к необходимости уточнения концепции бессознательного. А именно бессознательное рассматривается Лаканом как речь Другого, которая постоянно корректируется и даже видоизменяется "воображаемым". Собственно говоря, по- нимание бессознательного в качестве языка представляет собой главную задачу Лакана. В триаде "Реальное — Воображаемое — Символическое" нетрудно увидеть параллели с фрейдовской триадой "Оно — Я — Сверх-Я". Тем не менее Лакан отказывается от фрейдовской концепции универсального характера сексуальности. Бессознательное у Лакана выводится за пределы чисто биологической интерпретации и становится феноменом культуры. Все.чисто биологические потребности в концепции Лакана считаются несущественными, и на первый план выходит потребность в признании, которое невозможно без определенного соотнесения с символами, нормами, императивами культуры. А это означает, что бессознательное перестает рассматриваться в духе Фрейда как нечто стихийное и неупорядоченное. Бессознательное становится той областью, где происходит усвоение индивидом социальных норм и культурных ценностей, т. е. социализация личности. С другой стороны, Лакан по-своему понимает и символы культуры. "Символическое" считается представленным в некотором "означающем", т. е. в материальных формах языка — устной и письменной речи, в первую очередь. Лакан пишет, что "...человек еще до момента своего рождения и по ту сторону своей смерти включен в символическую цепь... (ими, р. 468). И эта цепь, по его мнению, определяет не только и не столько психику человека, но даже его судьбу. Поэтому истинным субъектом может считаться лишь субъект бессознательного, существующего в речи, но не в ее явных формах, а в ее разрывах. Видимо, именно поэтому работы Лакана перенасыщены двусмысленными выражениями, игрой слов, имитируя разрывы в языке, порождаемые бессознательным. Таким образом, Лакан сделал бессознательное полноправным объектом культурологического исследования. Именно за это его упрекали твердые последователи доктрины Фрейда (за вольное обращение с правилами психоаналитического лечения он был даже исключен из Французского психоаналитического общества). И в самом деле, он считал, что его концепция не может стать теоретической основой лечения в прямом смысле этого слова. Он претендовал не на то, чтобы избавить пациента от страданий, а на то, чтобы осуществить языковую проработку тех словесных форм, в которых проявляет себя человеческая судьба. Идеи Лакана ока-
зали заметное влияние и на психоанализ, и на психоаналитическую концепцию культуры, и на постструктурализм, о чем речь пойдет при рассмотрении следующей темы. Если Фрейд и Лакан говорили об индивидуальном бессознательном, то главным понятием концепции швейцарского психолога и философа культуры Карла Густава Юнга (1875 — 1961) становится коллективное бессознательное. Юнг начинал свою деятельность как практикующий психиатр, но уже с самого ее начала Проявлял интерес к осмыслению в рамках психологии различных аспектов культуры: его первая работа была посвящена анализу так называемых "оккультных феноменов" (телепатии, духовидения и т. п.). Уже обладая авторитетом в своей области, Юнг примкнул к учению Фрейда, но довольно быстро начал критическое переосмысление основных положений фрейдизма. Разрыв со взглядами учителя нашел отражение и в самом названии созданной Юнгом концепции — "аналитическая психология", что указывает на противоречивые отношения с психоанализом. Прежде всего, Юнг отказался от придания глобального значения сексуальности. Он продолжает пользоваться термином "либидо", но оно понимается как психическая энергия вообще, совсем необязательно связанная не только с сексуальными влечениями, но и с соматической сферой в целом. Юнг показал, что именно сексуальные мотивы обладают в человеческой психике чрезвычайно сложным символическим значением. В частности, мотив инцеста, выплывающий в мифах, а также сновидениях и фантазиях пациентов психиатрических клиник, имеет в качестве причины не ориентацию либидо на ближайших родственников, а нарушение установленной в человеческом сообществе меры (см. первые лекции нашего курса). Юнг пишет: «Более всего меня настораживало отношение Фрейда к проблемам духа. Везде, где находила свое выражение духовность — будь то человек или произведение искусства, — Фрейд моментально подозревал подавленную сексуальность. То, что невозможно было объяснить непосредственно через сексуальность, он называл "психосексуальностью". Я пытался возразить ему, что если эту гипотезу довести до ее логического конца, то вся человеческая культура предстанет не более чем фарсом, нездоровым последствием подавленной сексуальности» (Юнг, 1994, с. 154-—155). В то же время Юнг принимает фрейдовский подход к психике как к энергетической системе. У Фрейда эта система считается открытой, она подпитывается энергией соматических влечений. У Юнга, напротив, психика понимается в качестве закрытой энергетической системы. Следовательно, количество энергии, которым она обладает, должно оставаться постоянным, и все энергетические процессы в ней подчиняются принципу компенсации. Иными словами, уменьшение энергии в одной части означает ее увеличение на точно такую же величину в другой части, и наоборот. Отказывается Юнг и от установки Фрейда на поиск причин неврозов в детстве. По его мнению, такой подход означает всего лишь попытку спроецировать современные конфликты в душе невротика на детские пережигания. Этим же объясняется и иное понимание Юнгом принципов толкования сновидений. Он пишет: «Я никогда не мог согласиться с Фрейдом в том, что сон — это некий "фасад", прикрывающий смысл, — смысл известен, но как будто нарочно скрыт от сознания. Мне кажется, что природа сна не таит в себе намеренного обмана, но выражает нечто так, как это возможно для нее, так же как растение — растет, или животное ищет пищу — наиболее удобным для себя образом» (там же, с. 166). Таким образом, все процессы сознательной и бессознательной жизни человека рассматриваются Юнгом в качестве проявлений психической энергии — либидо. Но эта энергия не является сверхмощной и под влиянием сложных, непреодолимых жизненных обстоятельств может поворачивать вспять, что приводит в выплыванию в сознании пациентов весьма древних образов и переживаний. Они возникли на ранних этапах человеческой истории для приспособления к окружающей среде и с тех пор пребывают в сознании всех людей в скрытом виде. Так Юнг приходит к своей концепции коллективного бессознательного. Из своей психиатрической практики Юнг узнал, что в сознании больных могут возникать такие образы, которые, с одной стороны, они не могут почерпнуть извне (из книг, кинофильмов, ничного опыта и т. д.), а с другой — которые входят в фонд основных символов великих и очень часто экзотических (с точки Чмс.309 369 зрения европейца) цивилизаций — например, цивилизаций майя и ацтеков. Так Юнг приходит к своему понятию архетипа. Архетип — это своеобразный коллективный осадок исторического прошлого, воспринимаемый только интуитивно. Деятельность бессознательного выносит архетипы из глубин психики на ее поверхность, и они воспринимаются в виде различного рода символов, религиозных представлений, образов сновидений, фантазий, грез. Архетипы — это не конкретные образы, а схемы образов. Проникая в сознание, эти схемы (или формы) наполняются содержанием сознания и оформляют представления человека. Важно и то, что архетип нельзя объяснить, его можно только, как считает Юнг, перевести на другой язык. Одним из наиболее важных архетипов считается "мандала" — круг, в который вписаны различного вида кресты, квадраты, ромбы, что является символом самодостаточности, упорядоченности, единства, целостности и всеобщности. Юнг считал,- что в человеческой психике существует особо глубокий уровень, который служит вместилищем архетипов и тем самым выходит за пределы психической личности, — коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное имеет, в свою очередь, несколько уровней — персональное бессознательное (о котором только и говорил Фрейд), бессознательное семьи и затем различные уровни бессознательного более крупных человеческих общностей, вплоть до общечеловеческого коллективного бессознательного. Если же перемещаться не "вверх", а "вниз", то мы столкнемся с некоторым материалом, общим для человека и животного мира. Поздний Юнг заходил в этой своей гипотезе настолько далеко, что рассматривал индивидуальное человеческое сознание в качестве формы проявления некоторой разлитой повсюду безличной духовной субстанции, а коллективное бессознательное считал таинственным резервуаром общечеловеческого знания и местом загробного пребывания душ. Более того, "в самом низу" психика вообще становится "миром" в духе пантеизма. Вслед за Фрейдом Юнг понимает психическое бытие в качестве сложного единства взаимосвязанных систем. У Фрейда это была триада "Оно — Я — Сверх-Я", а у Юнга количество систем увеличивается. Прежде всего, это "Я", которому подчинены все остальные системы. Первая из их — "Маска", т. е. некоторая индивидуальная система приспособления к миру, это то, чем человек не является, но то, чем он сам себя считает (что, кстати, полностью соответствует "воображаемому" Лакана). Далее, это "Тень", т. е. некоторая низшая часть личности. "Тень" включает в свой состав совокупность всех личностных и коллективных элементов, которые тем не менее подавлены в соответствии с избранными жизненными установками и ориента-циями. В результате такого подавления указанные элементы в бессознательном соединяются в некоторую более или менее самостоятельную личность, действие которой на "Я" может быть как положительным, так и отрицательным. Опасно и вытеснение "Тени" из бессознательного, и отождествление "Я" с ней, поскольку она персонифицирует все то, что человек отказывается в себе признать. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|