Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Традиционному ("эдипоцентрированному") психоанализу противопоставляетсятак называемый "шизоанализ", тесно





 



26. Зак. 309



связанный в самом названии с известной психической болезнью

— шизофренией. Как известно, "шизофрения" состоит из двух греческих слов — зсЫхо (т.е. "расщепляю") и рпгепо (т.е. "ум")

— и, следовательно, означает "расщепление ума". Мир желания, освободившегося от власти символических структур, уподобляется состоянию, подобному шизофреническому, но не тождественному клиническим формам шизофрении. Подразумевается "децентрализация" системы производства желания, т. е. ее "расщепление". Бессознательное должно быть очищено от вредной иллюзии о существовании некоего "Я". Поэтому "рассеянию" должны быть подвергнуты и социальные структуры: параноидальному "сплочению в единство" должно прийти на смену шизофреническое "рассеяние во множественность". И носителями этого процесса считаются люди окраины — отдельные маргиналы и разрозненные маргинальные группы.

Естественно, что при этом не обойтись без определенного осмысления роли пространства в развитии культуры. Делез и Гваттари утверждают, что первоначально пространство считалось безграничным, и само понятие территории возникает лишь при переходе к оседлости (второе суждение верно, что же касается "безграничности" пространства на ранних этапах человеческой истории, то здесь есть о чем поспорить; в первых лекциях нашего курса мы говорили об отсутствии понятия территории вообще до перехода к оседлости). Как бы то ни было, согласно концепции Делеза и Гваттари, на этапе "безграничного пространства" межчеловеческие отношения строятся на основе родства. С появлением территории человек как "носитель" желания или его "представитель" вытесняется, включаясь в символические структуры, которые обеспечивают единство территории.

Действительно, мы видели, что культура с самого начала своего существования предполагает наличие символических структур. Возникновение территории не является исключением. Но соответствующие символические структуры ограничивают и подавляют "поток желания", вытесняя "представителей желания", не подчинившихся деспотизму символических структур, за пределы территории. В итоге этот представитель вынужден существовать не на другой территории (там ему просто нет места, поскольку все территории построены по одному принципу), а в некоторых нетерриториальных пространствах. Но в процессе образования


территорий любое незанятое пространство могло быть только объектом завоевания и расширения поля власти. Поэтому вытесненные "представители желания" могли вести только номадический (т. е. кочевой) образ жизни. "Номадизм" становится еще одним обозначением "окраинного" существования.

Период капитализма, считают Делез и Гваттари, характеризуется разрушением символических кодов культуры ("смерть Бога" — это, в сущности, один из аспектов глобального процесса). В результате разрушается и представление о территории: происходит пространственная фрагментация мира, равно как и оживление "потока желания", освобождающегося от гнета символических структур. Человек оказывается не в состоянии определить свое место в пространстве и "кочует" по временно освободившимся пространствам и пограничным областям. Общество теряет свою структурную определенность и превращается в массу. В этом смысле фашизм и тоталитаризм вообще для Делеза и Гваттари представляют собой параноидальную попытку насильственного стягивания аморфного множества в некоторое единство, т. е. попытку экономической и политической ретерриториализации (восстановления принципа территории).

Во втором томе книги "Капитализм и шизофрения" Делез и Гваттари не только развивают идеи первого тома, но и существенно их модифицируют. Тем не менее концепция "децентрализации" сохраняет свою главную роль в их рассуждениях. В сязи с этим вводится особое понятие, заимствованное из ботаники, — "ризома" (т.е. "корневище", "грибница"). Оно используется для обозначения особого типа системы. В отличие от корня, ризома не имеет стержнеобразного ствола, откоторого отходили бы отростки. Иной характер в системе, построенной по принципу ризомы, имеют и связи между элементами. Любая точка ризомы может быть связана с любой другой точкой, что невозможно или затруднительно в случае корня, поскольку там предполагается наличие "центризма", исключающего перемешивание слоев, уровней, траекторий.

Иначе говоря, в случае ризомы имеется в виду особый принцип множественности, исключающий соотнесение с некоторым выделенным центром и отрицающий само существование такого центра. Делез и Гваттари для иллюстрации используют образ куклы, управляемой с помощью нитей (марионетки): "Нити марионетки, образуя ризому, отсылают не к считающейся единой воле кукловода, но к множеству нервных


 




волокон, которые, в свою очередь, образуют другую марионетку, двигающуюся в других измерениях, связанных, однако, с первыми" (Ое1еиге, Оиаиап, 1980, р. 15).

Итак, речь идет о последовательном противостоянии всякому "центризму". В связи с этим "центрированная" культура Запада противопоставляется "децентрированной" культуре Востока. Делез и Гваттари пишут, что образ дерева овладел западной реальностью и всей западной мыслью: от ботаники до биологии, анатомии, но также и гнесеологии, теологии, философии. Ризома оказыватся для них такой множественностью, которая выходит за пределы традиционного метафизического понимания единого и многого. Весьма показательно, что образцовой моделью ризоматической системы признается восточный пантеизм, а стратегия превращения "центрированной" культуры в "децентрированную" обозначается с помощью термина "ризоматика".

Среди других представителей постструктурализма можно назвать французских философов Жана Бодрийара (род. в 1929 г.), Жана Франсуа Лиотара (род. в 1924 г.), американских литературоведов Фредерика Джеймисона (род. в 1934 г.), Поля де Мана (1919 — 1983), Хэродда Блума (род. в 1930 г.), Джозефа Хиллеса Миллера (род. в 1928 г.). Несмотря на отдельные различия, всех их объединяет некоторая общая методология. Во-первых (и это существенное отличие от структурализма), постструктуралисты проявляют пристальный интерес к процессам роста, изменения, развития. Термин "ризома" служит своеобразным символом этого интереса. Во-вторых, для постструктуралистов характерно обостренное внимание к анализу различного рода текстов, понимаемых предельно широко. И сознание человека, и сама культура рассматриваются в качестве особых текстов. В-третьих, это разрушение классического "Я" в качестве субъекта. Место индивидуального "Я" занимает "Мы", принадлежащее малой группе. В-четвертых, постструктуралисты считают одной из основных задач исследование феномена власти в ее связи с символическими структурами. Все эти особенности указывают на своеобразие той культурной ситуации, которая породила постструктурализм. Речь идет, прежде всего, о распаде прежних форм культурного единства. Однако вместо поиска новых форм, постструктурализм фактически отрицает необходимость единства культуры вообще, абсолютизируя и эстетизируя состояние распада и множественности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует подчеркнуть, что охарактеризованные выше направ­ления не исчерпывают всего многообразия подходов к исследова­нию сущности и развития культуры. Однако их особенностью является то, что они оформлены в качестве вполне определенных школ. Те направления, которые остались за пределами нашего рас­смотрения, не обладают такой четкой определенностью и могут быть охарактеризованы как более или менее обособленные иссле­довательские позиции и специальные методологические приемы. Тем не менее они также играют довольно заметную роль в культу­рологических исследованиях, а в ряде случаев даже претендуют на создание законченных концепций культуры. Поэтому попробуем в заключение кратко охарактеризовать эти концепции.

Прежде всего необходимо указать на различные варианты интерпретации культуры на основе понятия игры. Под игрой обычно понимаются многочисленные формы свободного самовы­ражения человека, не имеющие прямой связи с практической целесообразностью. Можно говорить и об игре в чистом виде, и об игровом аспекте любой человеческой деятельности. Тем не менее в культуре обычно выделяют две области — область серь­езности и область игры. Вторая область при этом соотносится с ритуалом, праздником, спортом и понимается в качестве своеоб­разной тренировочной площадки, на которой с помощью созда­ния некоторых "мнимых ситуаций" развиваются, шлифуются, культивируются физические.и духовные силы человека. Игра может выступать и как школа общения, и как "деловая" игра, развивающая определенные умения и навыки. Совмещая дей­ствительное и вымышленное, игра способна порождать "человека возможного", и очень часто игру заканчивает такой человек, ко­торый очень сильно отличается от того, который ее начинал.

Обычно различают два вида игры — состязание и представ­ление (типа театрального). Но в обоих случаях игра выступает как принципиально нецелесообразная деятельность, непосредствен­но не связанная ни с какими чисто утилитарными целями. В условиях тоталитаризма с его культом тотальной целесообразнос­ти (на фоне потрясающей нецелесообразности тоталитарных ме­тодов управления) "игра" становится настоящим паролем марги­нальных по отношению к государственным ценностям форм куль­турного созидания. Она символизирует ускользание от вездесу-


щих механизмов "всеподнадзорности". Не случайно именно по­нятие игры становится ведущим в творчестве таких крупных не­мецких писателей, мастеров "философской прозы", как Томас Манн (1875 — 1955) и Герман Гессе (1877 — 1962). Для Манна определяющим моментом свободы и творчества становится "прин­цип иронии", а Гессе пишет свою главную книгу под названием, говорящим само за себя — "Игра в бисер".

Концепции культуры, основанные на понятии игры, при­надлежат нескольким философам и культурологам. Наиболее из­вестной является концепция нидерландского мыслителя Йохана Хейзинги (1872 — 1945). В книге "Ното Ыепз" ("Человек игра­ющий") он попытался проанализировать игру в качестве всеоб­щего и основополагающего принципа человеческой культуры. Согласно Хейзинге, важнейшей особенностью игры является сле­дование некоторым добровольно установленным правилам и тем самым придание определенной формы человеческим желаниям и страстям. Важнейшим элементом игры Хейзинга считает созда­ние более или менее значительного диапазона свободы, обеспечи­вающего возможность выбора, и освобождение от окостеневших форм жизни. Поэтому игра по самой своей сущности рассматри­вается как сила, противостоящая и противодействующая любым разновидностям авторитаризма.

У немецкого философа Ханса-Георга Гадамера (род. в 1900 г.) понятие игры ставится в соответствии с анализом тек­стов, которые, вообще говоря, могут быть поняты предельно ши­роко. Анализ, интерпретация и понимание текстов является зада­чей особой науки об истолковании — герменевтики, и Гадамер стремится выявить значение игрового аспекта деятельности для герменевтической проблемы. По его мнению, интерпретатор дол­жен не столько выявить мысль создателя текста, сколько создать этот смысл заново. Культурная традиция также может быть по­нята как особого рода текст, и интерпретация такого текста озна­чает для Гадамера диалог прошлого и настоящего. При этом ин­терпретатор должен понять текст как ответ на определенный воп­рос. Нужно не только выявить этот вопрос в процессе интерпре­тации, но и попытаться вновь ответить на него.

Здесь-то и возникает у Гадамера понятие игры. Он считает, что не игроки "играют в игру", а, напротив, игра овладевает игроками и использует их для своих целей. Точно так же проис­ходит, согласно Гадамеру, и процесс интерпретации: «Мы гово-


рим, что мы "ведем беседу", — пишет он, — однако чем подлин­нее эта беседа, тем в меньшей степени "ведение" ее зависит от воли того или иного из собеседников. Так, подлинный разговор всегда оказывается не тем, что мы хотели "вести". В общем, пра­вильнее будет сказать, что мы втягиваемся или даже, что мы впутываемся в беседу» (Гадамер, 1988, с. 446). А это означает, что сама непрерывность культурной традиции не может быть осмыс­лена без учета игрового аспекта интерпретации и развития куль­туры в целом.

Особое место в интерпретации культуры на основе понятия игры принадлежит отечественному мыслителю Михаилу Михайло­вичу Бахтину (1895 — 1975). Так, анализируя творчество французс­кого писателя Франсуа Рабле, он пришел к выводу, что в средние века наряду с "официальной" культурой существовало и особое "карнавальное" мироощущение, переворачивающее все ее ценности. Смех и карнавал как выражение игрового элемента культуры выс­тупают в концепции Бахтина в качестве своеобразного фермента обновления, без которого официальная культура замыкается в себе и костенеет. Для здоровой, развивающейся культуры характерно существование диалогического отношения между официальным и карнавальным сознанием, и только учет такого диалога позволяет увидеть подлинное лицо соответствующей культуры.

Ряд культурологических концепций особое внимание уде­ляет проблеме множественности и единства культур. Собственно говоря, вызревание культурного единства человеческого рода было главной темой наших лекций, посвященных становлению и раз­витию культуры. Мы попытались доказать, что главной тенден­цией этого процесса является именно движение к единству. Эта тенденция прокладывает себе путь сквозь хаос и противоречия исторического процесса, но для многих культурологов именно хаос и противоречия становятся главными характеристиками ис­тории. Так возникают различные варианты концепции "локаль­ных культур". Наиболее выразительными представителями этой линии в культурологии являются немецкий ученый Освальд Шпенглер (1880 — 1936) и английский ученый Арнолд Тойнби (1889 — 1975). Любопытно, что задолго до них, еще в XIX в., аналогичные идеи высказывались русским исследователем Нико­лаем Яковлевичем Данилевским (1822 — 1885). Для этого подхо­да характерно уподобление культур живым организмам со свои­ми жизненными циклами. Не менее важно для названных мыс-


лителей подчеркнуть большую или меньшую степень непроница­емости культур друг для друга. В целом же исторический процесс действительно превращается в хаос и сводится к бессмысленному возникновению и умиранию различных культур.

В отечественной философской традиции еще в XIX в. наме­тилась противоположная тенденция, связанная с именем Владими­ра Сергеевича Соловьева (1853 — 1900). Он сформулировал кон­цепцию так называемого "Богочеловечества". По сути дела, речь идет о формировании особого типа человеческой общности и, сле­довательно, особого типа культурного единства. В соответствии с этим история человечества истолковывается как диалог между со­знанием всего рода человеческого и божественным разумом. Не­смотря на очевидную непроработанность концепции и утопичность прогнозов будущего развития культуры, взгляды Соловьева во многом предвосхитили ряд концепций XX столетия.

В связи с этим следует указать на идеи французского ученого Пьера Тейяра де Шардена (1881 — 1955) и отечественного ученого Владимира Ивановича Вернадского (1863 — 1945). В их работах было введено понятие ноосферы, т. е. особой сферы взаимодей­ствия природы и общества. При этом главным фактором, опреде­ляющим все развитие, в ноосфере становится человеческая дея­тельность. Ноосфера (в отличие от биосферы) понимается как не­кая идеальная оболочка Земли, возвышающаяся над чисто биоло­гическими формами жизни. У Вернадского учение о биосфере при­обретает вид оригинальной гуманистической идеологии, в которой мысль считается особым планетарным явлением. В результате че­ловечество рассматривается в качестве весьма мощной силы, сопо­ставимой с геологическими процессами. Однако в целом концеп­ция ноосферы осталась несколько расплывчатым образом, и след­ствия этой концепции еще должны быть детализированы.

Подводя итоги нашего курса, мы должны подчеркнуть, что многие важные проблемы либо были просто упомянуты, либо остались за пределами нашего изложения. Видимо, общий курс должен в ряде пунктов схематизировать действительно сложные процессы развития культуры. Заинтересованный слушатель (или читатель) наверняка почувствует эти смысловые разрывы, и, воз­можно, именно они побудят его к самостоятельным размышле­ниям. Если это произойдет, то автор будет считать свою цель достигнутой.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Августин Аврелий. О граде Божием: В 4 т. М.: Изд-во Спа-со-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1994. Т. 1. 400 с; Т. 2. 352 с; Т. 3. 288 с; Т. 4. 416 с.

Аверинцев С.С. "Аналитическая психология" К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии //.0 современной буржуаз­ной эстетике: Сборник статей. Вып. 3. М.: Искусство, 1972. С. 110-155.

Актуальные проблемы культуры XX века. М.: Общество "Знание" Российской Федерации, 1993.191 с

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, ком­ментарии. М.: Мысль, 1989. 336 с.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. М.: Про­гресс: Прогресс-Академия, 1992. 528 с.

Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта: В 3 т. М.: Философское общество СССР, 1991. Т. 1. 318 с; Т. 2. 378 с; Т. 3.470 с.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1989. 616 с.

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни и стиль мышления. М.: Наука, 1978. 199 с.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индиви­дуальности. М.: Наука, 1989. 272 с.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культу­ра средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусст­во, 1979. 424 с.

Бергсон А. Два источника морали и религии: Пер. с фр. М.: Канон, 1994. 384 с.

Бергсон А. Собрание сочинений: В 4 т.: Пер. с фр. М.: Московский клуб, 1992. Т. 1. 336 с.

Бердяев Н.А. (I). Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.224 с.

Бердяев НА Опыт эсхатологической метафизики // Бердя­ев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. С. 163-286.


 




Бердяев НА Самопознание: (Опыт философской автобиог­рафии). М.: Книга, 1991. 446 с.

Бердяев Н.А. (И). Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 176 с.

Бердяев НА (III). Суцьба России: Опытно пеихологаи войны и национальности. М.: Философское общество СССР, 1990. VI, 240 с.

Бердяев НА (ГУ). Философия неравенства. М.: ЙМА-пресс,

1990. 288 с.

Бердяев НА Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480 с.

Библейская энциклопедия. Репринтное издание. М.: Терра,

1991. 2, 902 с.

Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. 413 с.

Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового За­вета. Брюссель: Издательство "Жизнь с Богом", 1973.26,2357 с.

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб.: Мифрил, 1995. 243 с.

Богословие в культуре средневековья. Киев: Христианско-благотворительная ассоциация "Путь к истине", 1992. 384 с.

Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. М: Респуб­лика, 1993. 479 с.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М=: Наука, 1993. 320 с.

Брей У., Трамп Д. Археологический словарь: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

Бриллиантов АЛ. Влияние восточного богословия на запад­ное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб.: Печатня СП. Яковлева, 1898. ЬУШ, 516 с.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капи­тализм XV - XVIII вв.: В 3 т. М.: Прогресс, 1986 - 1992. Т. 1. 1986. 622 с; Т. 2. 1988. 632 с; Т. 3. 1992. 679 с.

Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. М.: Республика, 1995.464 с.

Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Терра, 1991. 416 с.

Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.


Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1993. (Прило­жение к журналу "Вопросы философии"). Т. 1. 603 с; Т. 2. 751 с.

Бэшем АЛ. Чудо, которым была Индия: Пер. с англ. М.: Наука, 1977. 616 с.

Васильева Т.В. Афинская школа философии. М: Наука, 1985. 160 с.

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. 261 с.

Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991. 272 с.

ВернанЖ.-П. Происхождение древнегреческой мыслм. М.: Прогресс, 1988.224 с.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима: Пер. с польск. М.: Высшая школа, 1988.496 с.

Владимиров Л. И. Всеобщая история книги: Древний мир. Средневековье. Возрождение. XVII век. Москва: Книга, 1988. 312 с.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герме­невтики: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении. М.: На­ука, 1989. 352 с.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII — XVIII вв.): Формирование научных программ нового времени. М.: Наука, 1987. 447 с.

Гарнцев М А. Проблема самосознания в западноевропейс­кой философии: (От Аристотеля до Декарта). М.: Изд-во МГУ, 1987.215 с.

Гвардини Р. О Церкви. М.: Христианская Россия, 1995. 231 с.

Гегель Г.В.Ф. Из лекций по философии всемирной истории // Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1973. Т.4. С. 284-382.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993. 479 с

Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2-х т. М.: Мысль, 1976 - 1977. Т. 1. 532 с; Т. 2. 573 с.

Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1968 — 1973. Т. 1. 1968. XVI, 312 с; Т. 2. 1969. 326 с; Т. 3. 1971. 621 с; Т. 4. 1973. 676 с.


Гельб И.Е. Опыт изучения письма: (Основы грамматоло­гии). М: Радуга, 1982. 366 с.

Генон Р. Кризис современного мира: Пер. с фр. М.: Исто-рико-религиозная ассоциация "Аркгогея", 1991.160 с.

Гече Г. Библейские истории: Пер. с венг. М.: Политиздат, 1989. 318 с.

Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам: Очерк истории, 600 - 1258: Пер. с англ. М.: Наука, 1988. 216 с.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Ис­кусство, 1984. 350 с.

Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989. 367 с.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная философия // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Ново­черкасск: Агентство САГУНА, 1994. С. 49—100.

Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и филосо­фия// Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Агентство САГУНА, 1994. С. 101-126.

Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Про­блемы нравственной философии. М.: Молодая гвардия, 1989. 320 с.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 574 с. Делез Ж. Логика смысла: Пер. с фр. М.: Академия, 1995. 298 с.

ДерридаЖ. Письмо японскому другу// Вопросы филосо­фии. 1992. N 4. С. 53-57.

Древнекитайская философия: Собрание текстов: В 2 т. М.: 1972-1973. Т.1. 1972. 363 с; Т.2. 1973. 384 с.

Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988. 177 с.

Еремеев Д.Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990.288 с.

Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Меж­дународные отношения, 1991.216 с.

Запад и Восток: Традиции и современность. М.: Общество "Знание" Российской Федерации, 1993.240 с.

Зомбарт В. Буржуа: Пер. с нем. М.: Наука, 1994.443 с.

ЗыбайловЛ.К., Шапинский В А. Постмодернизм: Учебное пособие. М.: Прометей, 1993.104с.

Исповедь/Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. Исто­рия моих бедствий: Пер. с лат. М.: Республика, 1992. 335 с.


История древнего Мира: Учеб. пособие: В 2 ч. М.: Высш, шк, 1979-1981. 4.1. 288 с. 4.2. 431 с.

История культуры России. М.: Общество "Знание" Россий­ской Федерации, 1993. 224 с.

История средних веков: Учебное пособие / Л.М. Братина, Е.В. Гутнова, СП. Карпов и др. М.: Высшая школа, 1990—1991. Т. 1. 495 с; Т. 2. 400 с.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. Л.: Из­дательство Ленинградского университета, 1991.168 с.

Календарь в культуре народов мира: Сб. ст. М.: Наука, 1993. 272 с.

Камю А Бунтующий человек: Философия. Политика. Ис­кусство: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. 415 с.

Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев: Символ — АкЬапд, 1995. 208 с.

Карсавин Л.П. Философия истории. СПб.: АО "Комплект", 1993. 351 с.

Карташев А.В. Вселенские соборы. М.: Республика, 1994. 542 с.

Керам К. Боги, гробницы, ученые: Пер с нем. М.: Респуб­лика, 1994. 351 с.

Керне Э. Дорогами христианства: История Церкви. М.: Про­тестант, 1992. 416 с.

Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. 439 с.

Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси: Материалы к курсу "Культура Древней Руси". М.: АО "Аспект-Пресс", 1994. 368 с.

Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990. 480 с.

Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и ми­фологии. М.: Политиздат, 1988. 286 с.

Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.: Изд-во "Индрик", 1994.527 с.

Ковальский Я.В. Папы и папство: Пер. с польск. М.: Поли­тиздат, 1991. 236 с.

Коран. Минск; Ростов-на-Дону: Мусульманский приходс­кой совет г. Ростова-на-Дону, 1990.

Косидовский 3. Библейские сказания. М.: Политиздат, 1975. 455 с.

Косидовский 3. Когда солнце было богом: Пер. с польск.


М.: Наука, 1991.234 с.

Косидовский 3. Сказания евангелистов: Пер. с польск. М.: Политиздат, 1981. 262 с.

Котрелл Л. Во времена фараонов: Пер. с англ. М.: Наука, 1982. 380 с.

Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1988. 479 с

Кристиан Ж. Египет великих фараонов: История и легенда: Пер. с фр. М.: Наука, 1992. 326 с.

Кубланов М.М. Возникновение христианства: Эпоха. Идеи. Искания. М: Наука, 1974. 216 с.

Кубланов М.М. Новый Завет: Поиски и находки. М.: На­ука, 1968. 231 с.

Куликов С.С. Нить времен: Малая энциклопедия календаря с заметками на полях газет. М.: Наука, 1991. 288 с.

Культура: теории и проблемы: Учебное пособие для студен­тов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецо­ва, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. 279 с

Культурология. М.: Общество "Знание" Российской Феде­рации, 1993. 160 с.

Культурология: XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. 703 с.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с польск. М.: Высшая школа, 1990. 351 с.

Кураев А. Традиция, догмат, обряд: Апологетический очерк. М.: Издательство Братства Святителя Тихона, 1995. 416 с.

Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе: Пер. с фр, М.: Гнозис, 1995. 192 с.

Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. М.: Наука, 1987. 137 с.

Леви-Строс К. Первобытное мышление: Пер. сфр. М.: Рес­публика, 1994. 384 с.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. 536 с.

Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М.: Наука, 1974. 192 с.

Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977. 208 с.

Лосев АФ. История античной философии в констпектив-ном изложении. М.: Мысль, 1989. 204 с.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. 623 с.

Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая


школа, 1991. 559 с.

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики: Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. 368 с.

Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Тракта­ты: Пер. с англ. М.: Республика, 1992. 432 с.

Льюис К.С. Чудо: Пер. с англ. М.: Гнозис: Прогресс, 1991. 202 с.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Про­гресс, 1990. 368 с.

Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Про­гресс: Культура, 1993. 352 с.

Манхейм К. Диагноз нашего времени: Пер. с нем. и англ. М.: Юрист, 1994. 700 с.

Маритен Ж. Философ в мире: Пер. с фр. М.: Высшая шко­ла, 1994. 192 с.

Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества: Пер. с англ. М.: КЕРЬ-Ьоок, 1994. 368 с.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация: Философское исследова­ние учения Фрейда: Пер. с англ. Киев: ИСА, 1995. 352 с.

Материальная культура. Вьш 3: (Свод этнографических по­нятий терминов). М.: Наука, 1989.224 с.

Мень А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. М.: СП "Слово", 1992. Т. 7: Сын Человеческий. 381с.

Мистическое богословие. Киев: Христианско-благотворитель-ная ассоциация "Путь к истине", 1991. 392 с.

Мифологический словарь: Книга для учителя / М.Н. Бот­винник, Б.М. Коган, М.Б. Рабинович, Б.П. Селецкий. М.: Про­свещение, 1885.176 с.

Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1991-1992. Т. 1. 671 с; Т. 2. 719 с.

Моисеева Н.И. Время в нас и вне нас. Л.: Лениздат, 1991. 156 с.

Молчанов АА Таинственные письмена первых европейцев. М.: Наука, 1980. 119 с.

Немировский Е.Л. Мир книги: С древних времен до начала XX века. М.: Книга, 1986. 288 с.

Нерсесянц ВС Сократ. М.: Наука. 1977. 152 с.

Г

 

Ницше Ф. Избранные произведения: В 3 т. М.: КЕРЬ-Ьоок, 1994. Т. 1. 350 с; Т. 2. 399 с; Т. 3. 407 с.

Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. 831 е.; Т. 2. 830 с.

О России и русской философской культуре: Философы рус­ского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. 528 с.

Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. N 3. С. 119-154; N 4. С. 114-155.

Оруэлл Дж. "1984" и эссе разных лет. М.: Прогресс, 1989. 384 с.

Основы истории и теории культуры: (В вопросах и ответах). Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет, 1992.59 с

Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали: Пер, с польск. М.: Прогресс, 1987. 528 с.

Павловский А.И. Популярный библейский словарь: Книга для чтения. М.: Панорама, 1994.464 с.

Пигалев А. И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991. 150 с.

Полищук В. И. Мировая и отечественная культура: Учебное пособие: В 2 ч. Екатеринбург: Издательство Уральского универ­ситета; Нижневартовск: Издательство Нижневартовского педаго­гического института, 1993. Ч. 1. 176 с; Ч. 2. 256 с.

Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей 1054 г.). Киев: Христианско-благотворительная ассоци­ация "Путь к истине", 1991. 614 с.

Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича. М.: Прогресс, 1988. 552 с.

Рак И.В. Мифы Древнего Египта. СПб.: Изд-во "Петро-РИФ", 1993. 270 с.

Ранович А, Б. Первоисточники по истории раннего христи­анства. Античные критики христианства. М.: Политиздат, 1990. 479 с.

Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М.: Мысль, 1988. 207 с.

Ренан Э.Ж. Жизнь Иисуса: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1991. 398 с,

Робинсон Дж. Быть честным перед Богом: Пер. с англ. М.: Высшая школа, 1993.159 с.

Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность: Пер. с англ.


 


М-: Лабиринт, 1994. 223 с.

Рормозер Г. Ситуация христианства в эпоху "постмодерна" // Вопросы философии. 1991. N 5. С. 75—86.

Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. 703 с. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. СПб.: Наука, 1991. 153 с.

Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991.366 с.

Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения: Пер. с фр. М.: Республика, 1994. 496 с.

Свенцицкая И.С. Раннее христианство: Страницы истории. Ы.: Политиздат, 1988. 336 с.

Селешников СИ. История календаря и хронология. М.: Наука, 1977. 224 с.

Серль Дж.Р. Перевернутое слово // Вопросы философии. 1992. N 4. С. 58-69.

Словарь античности: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1989. 704 с. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиз­дат, 1990. 432 с.

Современная западная философия: Словарь. М,: Политиз­дат, 1991. 414 с.

Соловьев Вл.С. Великий спор и христианская политика // Соловьев Вл.С. Соч.: В 2 т. М.: Изд-во "Правда", 1989. Т.1. (Приложение к журналу "Вопросы философии"). С. 59-167 с.

Соловьев Вл.С. Еврейство и христианский вопрос // Соло­вьев Вл.С. Соч.: В 2 т. М.: Изд-во "Правда", 1989. Т.1. (Прило­жение к журналу "Вопросы философии"). С. 206-265.

Соловьев Вл.С. Жизненная драма Платона // Соловьев Вл.С. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т.2. С. 528-625.

Соловьев Вл.С. Оправдание добра: Нравственная филосо­фия // Соловьев Вл.С. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 1. С. 47-548.

Соловьев Вл.С. Сочинения: В 2 т. М.: Правда, 1989. (При­ложение к журналу "Вопросы философии"). Т. 1. 687 с; Т. 2. 735 с.

Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М.: Молодая гвардия, 1984. 288 с.

Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты XX в.: Переводы. М.: Наука, 1994. 406 с.

27 Яак 309


Спасский АЛ. История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того вре­мени). Т. 1: Тринитарный вопрос: (История учения о св. Трои­це). Сергиев Посад: Кн. маг. Елова, 1914. 648, II с.

Стеблин-Каменский ММ. Миф. М.: Наука, 1976. 104 с.

Степун ФА. Бывшее и несбывшееся. СПб.: Алетейя; М.: Прогресс-Литера, 1994. 651 с.

Сумерки богов: Перевод / Сост. и общ. ред. А А Яковлева. М.: Политиздат, 1989. 398 с.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Поли­тиздат, 1989. 573 с.

Темкик Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. М.: Гл. ред. вост. лит, изд-ва "Наука", 1982.270 с.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Пер. с фр. М.: Наука, 1987.240 с.

Тиллих П. Избранное: Теология культуры: Пер. с англ. М.: Юрист, 1995. 479 с.

Тойнби А.Дж. Постижение истории: Пер. с англ. М.: Про­гресс, 1991. 736с.

Тойнби АДж. Цивилизация перед судом истории: Пер. с англ. М-: Прогоесс/Культура; СПб.: Ювента, 1995.478 с.

Токарев С А Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 622 с.

Токарев СА. Религия в истории народов мира. М.: Поли­тиздат, 1986. 576 с.

Топоров В.В. О русском мыслителе Георгии Федотове и его книге // Наше наследие. 1988. N 4. С. 45, 50—53.

Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл.С. Соловьева: В 2 т. М.: Медиум, 1995. (Приложение к журналу "Вопросы филосо­фии"). Т. 1. 604 с; Т. 2. 622 с.

Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках: Этюды по русской иконописи// Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Респ., 1994. С. 221-245.

Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории // Трубец­кой С.Н. Соч. М.: Мысль, 1994- С. 43-480.

Успенский Л А. Богословие иконы Православной Церкви. М.: Московский Патриархат, 1994.475 с,

Философия эпохи ранних буржуазных революций / Т.И. Ойзерман и др. М.: Наука, 1983. 583 с.


 


Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1967-1970. Т. 4. 592 с; Т. 5. 740 с.

Философский энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1989. 814 с.

Флоренский ПА. Иконостас. М.: Искусство, 1994. 255 с.

Флоренский ПА. Магичность слова // Флоренский ПА. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. Т.2. (Приложение к жур­налу "Вопросы философии"). С. 252-273.

Флоренский ПА. (I). Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах: В 2 т. М.: Правда, 1990. (Приложение к журналу "Вопросы философии")- Т. 1. XVI, 490 с; Т. 2. С. 491-839.

Флоренский ПА. (II). У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. (Приложение к журналу "Вопросы философии"). 447 с.

Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев:Христиан-ско-благотворительная ассоциация "Путь к истине", 1991. XVI, 600 с.

Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 511 с.

Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции: Пер. с нем. М.: Наука, 1989. 456 с.

Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник произве­дений: Пер. с нем. М.: Просвещение, 1989.448 с.

Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия: Пер. с нем. М.: Наука, 1993.172 с.

Фридрих И. История письма: Пер. с нем. М.: "Наука", 1979. 463 с.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. с англ. М.: Республика, 1994. 447 с.

Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. 272 с.

Фромм Э. Иметь или быть: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. 336 с.

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1980. 831 с.

Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете: Пер. с англ. М.:
Политиздат, 1995. 511с.,

Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1977. 487 с.

27* 411


Функе Ф. Книговедение: Исторический обзор книжного дела: Пер. с нем. М.: Высш. шк., 1982. 296 с.

Хабермас Ю. Модерн ~ незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. N 4. С. 40-52.

Хайдеггер М. (I). Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. 447 с.

Хайдеггер М. (II). Работы и размышления разных лет: Пер. с нем. М.: Гнозис, 1993. 464 с

Хейзинга Й. Осень средневековья: Исследование форм жиз­ненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М: Наука, 1988. 540 с.

Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. М.: Прогресс, 1992.464 с.

Холл МП. Энциклопедическое изложение масонской, гер­метической, каббалистической и розенкрейцеровской символи­ческой философии. Новосибирск: ВО "Наука", 1993. 794 с.

Хомяков А.С. Сочинения: В 2 т. М.: Медиум, 1994. (Прило­жение к журналу "Вопросы философии"). Т. 1. 590 с; Т. 2.478 с.

Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. М.: Боль­шая российская энциклопедия, 1993—1995. Т. 1. 1993. 863 с; Т. 2. 1995. 671 с; Т. 3. 1995. 783 с.

Целлар К. Архитектура страны фараонов: Пер. с венг. М.: Стройиздат, 1990.160 с.

Цыбульский В.В. Календарь и хронология стран мира: (Книга для учащихся). М.: Просвещение, 1982. 128 с.

Чаадаев П.Я. Сочинения. М.: Правда, 1989. (Приложение к журналу "Вопросы философии"). 655 с.

Чаньгшев АН. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1981. 374 с.

Честертон Г.К. Вечный Человек: Пер. с англ. М.: Политиз­дат, 1991. 544 с.

Шмеман А. Исторический путь Православия. М.: Палом­ник, 1993. 389 с.

Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск ВО "Наука", 1993. 592 с.

Шталь И.В. "Одиссея" — героическая поэма странствий. М.: Наука, 1978.168 с.

Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса: Пер. с нем. М.: Республика, 1992. 528 с.


Эвола Ю. Языческий Империализм: Пер с нем. М.: Исто-рико-религиозное Общество "Арктогея", 1994. 172 с.

Элиаде М. К©Ш»е и история. М.: Прогресс, 1987. 312 с.

Элиаде М. Священное и мирское: Пер. с фр. М.: Издатель­ство МГУ, 1994. 144 с.

ЭразМ Роттердамский. Философские произведения. М.: На­ука, 1986. 703 с.

Юнг К. Г. Воспоминания, сноведения, размышления. Киев: AirLand, 1994. 405 с.

Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы: Пер. с нем. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994. 416 с.

Ясперс К. Ницше и христианство: Пер. с нем. М.: Медиум, 1994. 144 с.

Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. 527 с.

Altizer N.J.J., Hamilton W. Radical Theology and the Death of God. London: Penguin Books, 1968. 208 p.

The Body As a Medium of Expression / Ed. by LBenthall, T.Polhemus. London: Allen Lane, 1977. 320 p.

Benoist J.-M. The Structural Revolution. London: Weidenfeld and Nicolson, 1978. VIII, 247 p.

Blumenberg H. Sakularisierung und Selbstbehauptung. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1974. 294 S.

Caillois R. Les jeux et les hommes: Le masque et le vertige. Paris: Gallimard, 1976. 378 p.

Campbell J. The Masks of God. New York: Arkana, 1991. Vol. 1. XVI, 504 p.; Vol. 2. XII, 561 p.; Vol. 3. XII, 564 p.; Vol. 4. XX, 730 p.

Carlton E. Ideology and Social Order. London etc.: Routledge and Kegan Raul, 1977. 320 p.

Cassirer E. Au Essay on Man: An Introduction to a Philosophy of Human Culture. New Haven: Yale University Press, 1945. XII, 237 p.

Deleuze G., Guattari F. Capitalism and Schisophrenia: Anti-Oedipus. New York: A Richard Seaver Books: The Viking Press, 1977. XXV, 400 p.

Deleuze G., Guattari F. Capitalisme et Schisophrenic: Mille plateaux. Paris: Minuit, 1980. 645 p.

[


Derrida J. De la grammatologie. Paris: Minuit, 1967. 447 p.

Domseiff F. Das Alphabet in Mystikund Magie. Leipzig; Ber­lin: Teubner, 1922. VI, 177 S.

Eliade M. Initiations, rites, societes secrets. Naissances mystiques: Essai sur quelques types d'initiation. Paris: Gallimard, 1976. 282 p.

Eliade M. Histoire des croyances et des idees religieuses. Paris: Payot, 1976-1984. T. 1. 492 p.; T. 2. 519 p.; T. 3. 361 p.

Eliade M. Images et symboles: Essais sur le symbolisme magico-religieux. Paris: Gallimard, 1952. 238 p.

Elias N. Uber den Prozess der Zivilisation: 2 Bde. Frankfurt a. M., 1977-1978. Bd. I. LXXXII S.; Bd. 2. 492 S.

Foucault M. L'archeologie du savoir. Paris: Gallimard, 1969. 279 p.

Foucault M. La volonte du savoir. Paris: Gallimard, 1976. 213 p.

Girard R. e.a. Des choses cachees depuis la fondation du monde. Paris: Grasset, 1978. 492 p.

Girard R. La violence et le sacre. Paris: Grasset, 1972. 453 p.

Girard R. Le bouc emissaire. Paris: Grasset, 1982. 299 p.

Goux J.-J. Freud, Marx: economie et symbolique. Paris: Seuil, 1975. 284 p.

Guardini R. Der Heilbrinder in Mythos, Offenbarung und Poli-tik. Stuttgart: Deutshe Verlags-Anstalt, 1949. 48 S.

Jaeger W.Aristoteles: Grundlegung einer Geschichte seiner En-twicklung. Berlin: Weidmannsche Buchhandlung, 1955. VI, 446 S.

Jaeger W. Paideia:. Die Formung des griechischen Menschen. 2 Bde.Berlin; Leipzig: De Gruyter, 1936.1944. Bd.ll VI, 513 S.Bd.2. IV, 513 S. Bd. 2. IV, 418 S.

Jates F.A. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition. Chica­go: The University of Chicago Press, 1964. XIV, 466 p.

Kantorowicz E.H. The King's Two Bodies: A Study in Medieval Political Theology. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1957. XVI, 568 p.

Kerenyi K. Umgang mit Gottlichem: Uber Mythologie und Reli-gionsgeschichte. G6ttingen: Vandendhoeck und Ruprecht, 1961. 79 S.

Ко Vos. Auf dem Weg zum Planeten. Gottingen: Stichting Eu-gen Rosenstock-Hussy Fonds, 1992. 178 S.

Komhauser W. The Politics of Mass Society. London: Routledge and Kegan Paul, 1960. 256 p.


Kroeber A. The Nature of Culture. Chicago: The University of Chicago Press, 1952. X, 438 p.

Kiihnl R. Formen biirgerlichen Herrschaft: Liberalismus-Fas-chismus. Reinbeckbei Hamburg: Rowolt, 1971. 190 S.

Kutzner H. Erfahrung und Begriff des Spiels: Eine religionswis-senschaftliche, metaphysische und gesellschaftskritische Untersuchung. Bonn: Bouvier, 1975. 5, 335 S.

Lacan J. Ecrits. Paris: Seuil, 1966. 912 p.

Lubac H. de. Le drame de l'humanisme athee. Paris: Spes, 1959. 414 p.

Magliola R. Derrida On the Mend. West Lafayette (Ind.): Pur­due University Press, 1984. XIV, 238 p.

Margerie B. de. La Trinite chretienne dans l'histoire. Paris: Beauchesne, 1975. 493 p.

Marshack A. The Roots of Civilization: The Cognitive Begin­nings of Man's First Art, Symbol and Notatoin. New York etc.: McCrow-НШ Book Company, 1972. 413 p.

Molnar T. God and the Knowledge of Reality. New York: Basic Books, 1973. XVII, 237 p.

Molnar T. Theists and Atheists: A Typology of Non-Belief. The Hague etc.: Mouton, 1980. 219 p.

Molnar T. Utopia: The Perennial Heresy. New York: Sheed and Ward, 1967. X, 245 p.

Muller R.W Geld und Geist: Zur Enstehungsgeschichte von Indentitatsbewusstsein und Rationalitat seit der Antike. Frankfurt a.M.; New York: Campus, 1981. 423 S.

Otto R. Das Heilige: Uber das Irrationale in der Idee der Gottli-chen und sein Verhaltnis zum Rationalen. Gotha: Klotz, 1925.VIII, 228 S.

Raschke C.A. The Alchemy of the Word: Language and the End of Theology. New York: Scholars Press, 1979. XIV, 92 p.

Raschke С A. The Interruption of Eternity: Modern Gnosticism and the Origins of the New Religious Consciousness. Chicago: Nel­son-Hall, 1980. XII, 271 p.

Rosenstock-Huessy E. The Cristian Future, or The Modern Mind Outrun. New York: Harper and Row, 1966. LVIII, 248 p.

Rosenstock-Huessy E. Die europaischen Revolutionen und der Charakter der Nationen. Moers: Brendow, 1987. XXIV, 591 S.


 




Rosenstock-Huessy E. Heilkraft und Wahrheit: Konkordanz der politischen und der kosmischen Zeit. Moers: Brendow; Wien, Amandus, 1990. 219 S.

Rozenstock-Hussy E. Hitler and Israel, or On Prayer. Noessin-gen-Talheim: Talheimer, 1992. 100 S.

Rosenstock-Huessy E. Out of Revolution: Autobiography of West­ern Man. Providence (R. L): Berg, 1993. XXII, 797 p.

Rosenstock-Huessy E. Soziologie I — II. Stuttgart: Kohlham-mer, 1956-1958. Bd. I. 335 S.; Bd. II. 774 S.

Rosenstock-Huessy E. Die Sprache des Menschengeschiechts: Eine leibhaftige Grammatik in vier Teilen: 2 Bde. Heidelberg: Schneider, 1963-1964. Bd. 1. 810 S.; Bd. 2. 904 S.

Rozenzweig F. Der Stern der Erlosung // Ges. Schriften. Den Haag: Nijhoff, 1976. Bd. II. XXXVIII, 516 S.

Scholem G.G. Major Trends in Jewish Mysticism. New York: Schocken Books, 1978. XVI, 460 p.

Snell B. Die Entdeckung des Geistes: Studiensur Enstehung des europaischen Denkens bei den Griechen. Hamburg: Classen, 1955. 448 S.

Stahmer H. "Speak That I May See Thee!": The Religious Sig­nificance of Language. New York: Macmillan, 1968. XVT, 304 p.

Splett J, Die Rede vom Heiligen: Uber ein religionsphilosophis-ches Grundwort. Freiburg; Miinchen: Alber, 1971. 370 S.

Steinbacher F. Kultur: Begriff-Theorie-Funktion. Stuttgart etc.: Kohlhammer, 1976. 160 S.

The Universal Myths: Heroes, Gods, Tricksters and Others / A. Eliot; with contributions by J.Campbell and M.Eliade. New York: Meridian, 1990. 310 p.

Usener H. Gotternamen: Versuch einer Lehre der religiosen Be-griffsbildung. Bonn: Cohen, 1896. X, 556 p.

Wittfogel K.A. Oriental Despotism: A Comparative Study of To­tal Power. New Haven: Yale University Press, 1957. XX, 556 p.

Taubes J. Abendlaendische Eschatologie. Bern: Francke, 1947. 208 S.

Vahanian G. The Death of God: The Culture of Our Post-Christian Era. New York: Brasiller, 1961. ХХХШ, 253 p.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................... 3

Тема J. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

1. Основные подходы к определению

понятия культуры.................................................... 4

2. Структура и функции культуры......................... 9

3. Понятие традиционной культуры, массовой культуры, субкультуры, контркультуры 15

Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Основные аспекты проблемы

происхождения человека.............................................. 22

2. Экзогамия и начало человеческой истории................. 31

3. Погребение как исходный пункт установления единства рода 35

4. "Преодоление" смерти и проблема происхождения языка 39

5. Язык в качестве порождающей структуры социального пространства-времени 46

6. "Метафорический" характер человеческого

языка и возникновение предписьменностей.................. 51

7. Религиозные представления первых людей................ 58

8. Роль жертвоприношений в формировании группового единства первых людей 65

9. "Неолитическая революция" как переход от "присваивающих" к "производящим"

формам хозяйства........................•............................. 71

Тема 3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУР ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1. Древний Восток как культурная целостность............. 76

2. Основные этапы истории Древнего Египта............... 81

3. Культура Древнего Египта: обзор............................... 86

4. Основные этапы истории Древнего Китая................. 93

5. Культура Древнего Китая: обзор................................ 97

6. Основные этапы истории Древней Индии............... 107

7. Культура Древней Индии: обзор.............................. 110

8. Древнеегипетская культура как типичная культура "территориального царства" 116


9. Осирис, Исида, Сет, Гор: основной миф
Древнего Египта....................................................... 123

10. Реформы фараона Эхнатона и начало заката древнеегипетской культуры 129

11. Древние евреи: становление культурной целостности:'.:• '. 134

12. Радикальный монотеизм и качественное своеобразие древнееврейской культуры..143

13. Израиль и проблема единства человечества.....150

Тема 4. ИСТОКИ И СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУР

ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА

1. Основные этапы истории Древней Греции......... 156

2. Культура Древней Греции: обзор........................ 162

3. Гомер и истоки древнегреческой культуры........173

4. "Досуг" и особенности древнегреческого гуманизма... 180

5. Основные этапы истории Древнего Рима............ 186

6. Культура Древнего Рима: обзор.......................... 192

7. Древний Рим как место объединения

различных культур................................................... 199

Тема 5. ИСТОКИ И СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

1. Развитие взглядов на проблему возникновения христианства 205

2. Возникновение христианства:

исторический обзор................................................. 216

3. Идейная структура христианского вероучения.. 222

4. Замысел христианской культуры........................ 235

Тема 6. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Средневековье как культурная целостность....... 249

2. Укрепление христианской Церкви

и христианизация варварских племен.................... 255

3. Специфика средневековой культурь! Западной Европьь 262

4. Истоки и особенности культуры Византии......... 272

5. Истоки и особенности средневековой мусульманской культуры 277


6. Происхождение Руси как самостоятельного
культурного образования........................................ 284

7. ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

1. Истоки и предпосылки культуры эпохи Возрождения 291

2. Реформация и генезис светской культуры.......... 300

3. Особенности формирования национальных культур. 310

4. "Смерть Бога" и секуляризация........................... 322

S. НАУКИ О КУЛЬТУРЕ, ИХ ЦЕЛЬ И МЕТОДЫ

1. Проблема изучения истоков

человеческой культуры.......................................... 332

2. Предмет и метод социальной (культурной) антропологии 336

3. Символ как органическая часть культуры и его истолкование в культурологии 345

9. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
КУЛЬТУРЫ

1. Интерпретация культуры

в психоанализе 3. Фрейда... *.................................. 356

2. Психоаналитическая интерпретация культуры

в школе Ж. Лакана................................................. 363

3. "Аналитическая психология" К. Г. Юнга
и архетипы коллективного бессознательного....... 368

10. СТРУКТУРАЛИСТСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
КУЛЬТУРЫ

1. Интерпретация культуры в структуралистской антропологической концепции К. Леви-Строса....374

2. Анализ структуры предметов и установлений современного европейского общества в концепции Р. Барта 379

3. Основные идеи "археологии знания" М. Фуко.... 382

4. Проблема культуры в постструктурализме....... 388

[ЮЧЕНИЕ................................................................... 397

:ок использованной и

{ЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................... 402


 
 


ББК 87.66я73 П32

 

Рецензенты:

канд. филос. наук, доц. В.В. Калиниченко (Российский государ­ственный гуманитарный университет, г. Москва); канд. филея, наук, доц. В.Л. Махяин (Московский педагоги­ческий государственный университет);

Печатается по решению течно-издательского совета университета

усствоведения, доц. В.Х. Разаков

.■)'.' ' ' '

Пигалев А.И.

П32 Культурология: Учебник. — 6-е изд. (стереотип.). —• Вол-

гоград: Волгоградское научное издательство, 2004. — 420 с.

18ВИ 5-98461-003-5

Данное пособие разработано на основе авторского курса, читае­мого студентам Волгоградского государственного университета. При рас­смотрении ряда вопросов автор излагает существующие в литературе нетрадиционные взгляды на проблемы возникновения, развития и фун­кционирования культуры: основные подходы к определению понятия культуры, возникновение и начальные этапы развития культуры, ос­новные черты культур Древнего Востока, истоки и своеобразие культур Древней Греции и Древнего Рима, возникновение христианства, раз­витие культуры европейского средневековья, культура Византии, ара-бо-мусульманская культура, становление и развитие культуры Древней Руси, подготовка современного этапа развития культуры. Анализиру­ются также концепции основных школ в культурологии.

Издание рассчитано на студентов и преподавателей высших учеб­ных заведений, а также всех интересующихся вопросами истории и теории культуры.

ББК 87.6бя73

1ХИЫ 5-98461-003-5

© А.И. Пигалев, 2004

© Издательство Волгоградского

государственного университета, 2004 © ООО «ЛИБРИС», 2004


ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие пер­воначально возникло в устной форме и лишь затем было запи­сано. Поэтому с самого начала автор получил возможность де­тализировать и совершенствовать изложение целого ряда поло­жений. Кроме того, курс читался студентам различных факуль­тетов, что, естественно, требовало более пространного или, на­оборот, более краткого рассмотрения отдельных тем в соответ­ствии с учебными планами. В методическом отношении это также был очень ценный момент, позволивший, с одной сторо­ны, опытным путем выделить в лекциях наиболее существен­ное, а с другой — подчеркнуть те детали, которые представляют наибольший интерес прежде всего для гуманитариев.

В основе данного пособия лежит курс лекций, который может быть с полным правом назван авторским. Лежащая в его основе концепция еще не нашла, достаточного освещения в оте­чественной литературе, хотя за рубежом она постепенно проби­вает себе путь в различных областях гуманитарного знания. Речь идет, прежде всего, о концепциях так называемого "диалогичес­кого мышления", которая у нас представлена М.М.Бахтиным, а за рубежом — М.Бубером, Ф.Розенцвейгом, Ф.Эбнером, Э.Ми-хелем и О.Розенштоком-Хюсси. Идеи немецко-американского христианского мыслителя Ойгена Розенштока-Хюсси (1888—1973) наиболее тесно связаны с культурологической проблематикой и положены в основу концепции, предложенной в данном учеб­ном пособии. При этом автор, разумеется, оставил за собой пра­во в ряде моментов отходить от идей этого мыслителя и опирать­ся на иные подходы (многообразие используемых толкований нашло отражение в списке использованной и рекомендуемой ли­тературы).

Изложение завершается анализом концепций основных культурологических школ. Рассматриваются, прежде всего, пси­хоаналитические и структуралистские подходы к исследованию сущности и механизмов развития культуры. При этом особое внимание уделяется понятию символа, которое играет очень важ­ную роль во всех культурологических исследованиях. По сути дела, это понятие служит своеобразным связующим звеном в процессе рассмотрения различных концепций культуры.

В заключение хотелось бы выразить благодарность кол­
лективу кафедры культурологии и истории философии и рецен­
зентам за то внимание, которое было ими проявлено к подго­
тавливаемому учебному пособию.
■ ■:•:<.;• г,






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных