ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Традиционному ("эдипоцентрированному") психоанализу противопоставляетсятак называемый "шизоанализ", тесно
26. Зак. 309 связанный в самом названии с известной психической болезнью — шизофренией. Как известно, "шизофрения" состоит из двух греческих слов — зсЫхо (т.е. "расщепляю") и рпгепо (т.е. "ум") — и, следовательно, означает "расщепление ума". Мир желания, освободившегося от власти символических структур, уподобляется состоянию, подобному шизофреническому, но не тождественному клиническим формам шизофрении. Подразумевается "децентрализация" системы производства желания, т. е. ее "расщепление". Бессознательное должно быть очищено от вредной иллюзии о существовании некоего "Я". Поэтому "рассеянию" должны быть подвергнуты и социальные структуры: параноидальному "сплочению в единство" должно прийти на смену шизофреническое "рассеяние во множественность". И носителями этого процесса считаются люди окраины — отдельные маргиналы и разрозненные маргинальные группы. Естественно, что при этом не обойтись без определенного осмысления роли пространства в развитии культуры. Делез и Гваттари утверждают, что первоначально пространство считалось безграничным, и само понятие территории возникает лишь при переходе к оседлости (второе суждение верно, что же касается "безграничности" пространства на ранних этапах человеческой истории, то здесь есть о чем поспорить; в первых лекциях нашего курса мы говорили об отсутствии понятия территории вообще до перехода к оседлости). Как бы то ни было, согласно концепции Делеза и Гваттари, на этапе "безграничного пространства" межчеловеческие отношения строятся на основе родства. С появлением территории человек как "носитель" желания или его "представитель" вытесняется, включаясь в символические структуры, которые обеспечивают единство территории. Действительно, мы видели, что культура с самого начала своего существования предполагает наличие символических структур. Возникновение территории не является исключением. Но соответствующие символические структуры ограничивают и подавляют "поток желания", вытесняя "представителей желания", не подчинившихся деспотизму символических структур, за пределы территории. В итоге этот представитель вынужден существовать не на другой территории (там ему просто нет места, поскольку все территории построены по одному принципу), а в некоторых нетерриториальных пространствах. Но в процессе образования территорий любое незанятое пространство могло быть только объектом завоевания и расширения поля власти. Поэтому вытесненные "представители желания" могли вести только номадический (т. е. кочевой) образ жизни. "Номадизм" становится еще одним обозначением "окраинного" существования. Период капитализма, считают Делез и Гваттари, характеризуется разрушением символических кодов культуры ("смерть Бога" — это, в сущности, один из аспектов глобального процесса). В результате разрушается и представление о территории: происходит пространственная фрагментация мира, равно как и оживление "потока желания", освобождающегося от гнета символических структур. Человек оказывается не в состоянии определить свое место в пространстве и "кочует" по временно освободившимся пространствам и пограничным областям. Общество теряет свою структурную определенность и превращается в массу. В этом смысле фашизм и тоталитаризм вообще для Делеза и Гваттари представляют собой параноидальную попытку насильственного стягивания аморфного множества в некоторое единство, т. е. попытку экономической и политической ретерриториализации (восстановления принципа территории). Во втором томе книги "Капитализм и шизофрения" Делез и Гваттари не только развивают идеи первого тома, но и существенно их модифицируют. Тем не менее концепция "децентрализации" сохраняет свою главную роль в их рассуждениях. В сязи с этим вводится особое понятие, заимствованное из ботаники, — "ризома" (т.е. "корневище", "грибница"). Оно используется для обозначения особого типа системы. В отличие от корня, ризома не имеет стержнеобразного ствола, откоторого отходили бы отростки. Иной характер в системе, построенной по принципу ризомы, имеют и связи между элементами. Любая точка ризомы может быть связана с любой другой точкой, что невозможно или затруднительно в случае корня, поскольку там предполагается наличие "центризма", исключающего перемешивание слоев, уровней, траекторий. Иначе говоря, в случае ризомы имеется в виду особый принцип множественности, исключающий соотнесение с некоторым выделенным центром и отрицающий само существование такого центра. Делез и Гваттари для иллюстрации используют образ куклы, управляемой с помощью нитей (марионетки): "Нити марионетки, образуя ризому, отсылают не к считающейся единой воле кукловода, но к множеству нервных
волокон, которые, в свою очередь, образуют другую марионетку, двигающуюся в других измерениях, связанных, однако, с первыми" (Ое1еиге, Оиаиап, 1980, р. 15). Итак, речь идет о последовательном противостоянии всякому "центризму". В связи с этим "центрированная" культура Запада противопоставляется "децентрированной" культуре Востока. Делез и Гваттари пишут, что образ дерева овладел западной реальностью и всей западной мыслью: от ботаники до биологии, анатомии, но также и гнесеологии, теологии, философии. Ризома оказыватся для них такой множественностью, которая выходит за пределы традиционного метафизического понимания единого и многого. Весьма показательно, что образцовой моделью ризоматической системы признается восточный пантеизм, а стратегия превращения "центрированной" культуры в "децентрированную" обозначается с помощью термина "ризоматика". Среди других представителей постструктурализма можно назвать французских философов Жана Бодрийара (род. в 1929 г.), Жана Франсуа Лиотара (род. в 1924 г.), американских литературоведов Фредерика Джеймисона (род. в 1934 г.), Поля де Мана (1919 — 1983), Хэродда Блума (род. в 1930 г.), Джозефа Хиллеса Миллера (род. в 1928 г.). Несмотря на отдельные различия, всех их объединяет некоторая общая методология. Во-первых (и это существенное отличие от структурализма), постструктуралисты проявляют пристальный интерес к процессам роста, изменения, развития. Термин "ризома" служит своеобразным символом этого интереса. Во-вторых, для постструктуралистов характерно обостренное внимание к анализу различного рода текстов, понимаемых предельно широко. И сознание человека, и сама культура рассматриваются в качестве особых текстов. В-третьих, это разрушение классического "Я" в качестве субъекта. Место индивидуального "Я" занимает "Мы", принадлежащее малой группе. В-четвертых, постструктуралисты считают одной из основных задач исследование феномена власти в ее связи с символическими структурами. Все эти особенности указывают на своеобразие той культурной ситуации, которая породила постструктурализм. Речь идет, прежде всего, о распаде прежних форм культурного единства. Однако вместо поиска новых форм, постструктурализм фактически отрицает необходимость единства культуры вообще, абсолютизируя и эстетизируя состояние распада и множественности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Следует подчеркнуть, что охарактеризованные выше направления не исчерпывают всего многообразия подходов к исследованию сущности и развития культуры. Однако их особенностью является то, что они оформлены в качестве вполне определенных школ. Те направления, которые остались за пределами нашего рассмотрения, не обладают такой четкой определенностью и могут быть охарактеризованы как более или менее обособленные исследовательские позиции и специальные методологические приемы. Тем не менее они также играют довольно заметную роль в культурологических исследованиях, а в ряде случаев даже претендуют на создание законченных концепций культуры. Поэтому попробуем в заключение кратко охарактеризовать эти концепции. Прежде всего необходимо указать на различные варианты интерпретации культуры на основе понятия игры. Под игрой обычно понимаются многочисленные формы свободного самовыражения человека, не имеющие прямой связи с практической целесообразностью. Можно говорить и об игре в чистом виде, и об игровом аспекте любой человеческой деятельности. Тем не менее в культуре обычно выделяют две области — область серьезности и область игры. Вторая область при этом соотносится с ритуалом, праздником, спортом и понимается в качестве своеобразной тренировочной площадки, на которой с помощью создания некоторых "мнимых ситуаций" развиваются, шлифуются, культивируются физические.и духовные силы человека. Игра может выступать и как школа общения, и как "деловая" игра, развивающая определенные умения и навыки. Совмещая действительное и вымышленное, игра способна порождать "человека возможного", и очень часто игру заканчивает такой человек, который очень сильно отличается от того, который ее начинал. Обычно различают два вида игры — состязание и представление (типа театрального). Но в обоих случаях игра выступает как принципиально нецелесообразная деятельность, непосредственно не связанная ни с какими чисто утилитарными целями. В условиях тоталитаризма с его культом тотальной целесообразности (на фоне потрясающей нецелесообразности тоталитарных методов управления) "игра" становится настоящим паролем маргинальных по отношению к государственным ценностям форм культурного созидания. Она символизирует ускользание от вездесу- щих механизмов "всеподнадзорности". Не случайно именно понятие игры становится ведущим в творчестве таких крупных немецких писателей, мастеров "философской прозы", как Томас Манн (1875 — 1955) и Герман Гессе (1877 — 1962). Для Манна определяющим моментом свободы и творчества становится "принцип иронии", а Гессе пишет свою главную книгу под названием, говорящим само за себя — "Игра в бисер". Концепции культуры, основанные на понятии игры, принадлежат нескольким философам и культурологам. Наиболее известной является концепция нидерландского мыслителя Йохана Хейзинги (1872 — 1945). В книге "Ното Ыепз" ("Человек играющий") он попытался проанализировать игру в качестве всеобщего и основополагающего принципа человеческой культуры. Согласно Хейзинге, важнейшей особенностью игры является следование некоторым добровольно установленным правилам и тем самым придание определенной формы человеческим желаниям и страстям. Важнейшим элементом игры Хейзинга считает создание более или менее значительного диапазона свободы, обеспечивающего возможность выбора, и освобождение от окостеневших форм жизни. Поэтому игра по самой своей сущности рассматривается как сила, противостоящая и противодействующая любым разновидностям авторитаризма. У немецкого философа Ханса-Георга Гадамера (род. в 1900 г.) понятие игры ставится в соответствии с анализом текстов, которые, вообще говоря, могут быть поняты предельно широко. Анализ, интерпретация и понимание текстов является задачей особой науки об истолковании — герменевтики, и Гадамер стремится выявить значение игрового аспекта деятельности для герменевтической проблемы. По его мнению, интерпретатор должен не столько выявить мысль создателя текста, сколько создать этот смысл заново. Культурная традиция также может быть понята как особого рода текст, и интерпретация такого текста означает для Гадамера диалог прошлого и настоящего. При этом интерпретатор должен понять текст как ответ на определенный вопрос. Нужно не только выявить этот вопрос в процессе интерпретации, но и попытаться вновь ответить на него. Здесь-то и возникает у Гадамера понятие игры. Он считает, что не игроки "играют в игру", а, напротив, игра овладевает игроками и использует их для своих целей. Точно так же происходит, согласно Гадамеру, и процесс интерпретации: «Мы гово- рим, что мы "ведем беседу", — пишет он, — однако чем подлиннее эта беседа, тем в меньшей степени "ведение" ее зависит от воли того или иного из собеседников. Так, подлинный разговор всегда оказывается не тем, что мы хотели "вести". В общем, правильнее будет сказать, что мы втягиваемся или даже, что мы впутываемся в беседу» (Гадамер, 1988, с. 446). А это означает, что сама непрерывность культурной традиции не может быть осмыслена без учета игрового аспекта интерпретации и развития культуры в целом. Особое место в интерпретации культуры на основе понятия игры принадлежит отечественному мыслителю Михаилу Михайловичу Бахтину (1895 — 1975). Так, анализируя творчество французского писателя Франсуа Рабле, он пришел к выводу, что в средние века наряду с "официальной" культурой существовало и особое "карнавальное" мироощущение, переворачивающее все ее ценности. Смех и карнавал как выражение игрового элемента культуры выступают в концепции Бахтина в качестве своеобразного фермента обновления, без которого официальная культура замыкается в себе и костенеет. Для здоровой, развивающейся культуры характерно существование диалогического отношения между официальным и карнавальным сознанием, и только учет такого диалога позволяет увидеть подлинное лицо соответствующей культуры. Ряд культурологических концепций особое внимание уделяет проблеме множественности и единства культур. Собственно говоря, вызревание культурного единства человеческого рода было главной темой наших лекций, посвященных становлению и развитию культуры. Мы попытались доказать, что главной тенденцией этого процесса является именно движение к единству. Эта тенденция прокладывает себе путь сквозь хаос и противоречия исторического процесса, но для многих культурологов именно хаос и противоречия становятся главными характеристиками истории. Так возникают различные варианты концепции "локальных культур". Наиболее выразительными представителями этой линии в культурологии являются немецкий ученый Освальд Шпенглер (1880 — 1936) и английский ученый Арнолд Тойнби (1889 — 1975). Любопытно, что задолго до них, еще в XIX в., аналогичные идеи высказывались русским исследователем Николаем Яковлевичем Данилевским (1822 — 1885). Для этого подхода характерно уподобление культур живым организмам со своими жизненными циклами. Не менее важно для названных мыс- лителей подчеркнуть большую или меньшую степень непроницаемости культур друг для друга. В целом же исторический процесс действительно превращается в хаос и сводится к бессмысленному возникновению и умиранию различных культур. В отечественной философской традиции еще в XIX в. наметилась противоположная тенденция, связанная с именем Владимира Сергеевича Соловьева (1853 — 1900). Он сформулировал концепцию так называемого "Богочеловечества". По сути дела, речь идет о формировании особого типа человеческой общности и, следовательно, особого типа культурного единства. В соответствии с этим история человечества истолковывается как диалог между сознанием всего рода человеческого и божественным разумом. Несмотря на очевидную непроработанность концепции и утопичность прогнозов будущего развития культуры, взгляды Соловьева во многом предвосхитили ряд концепций XX столетия. В связи с этим следует указать на идеи французского ученого Пьера Тейяра де Шардена (1881 — 1955) и отечественного ученого Владимира Ивановича Вернадского (1863 — 1945). В их работах было введено понятие ноосферы, т. е. особой сферы взаимодействия природы и общества. При этом главным фактором, определяющим все развитие, в ноосфере становится человеческая деятельность. Ноосфера (в отличие от биосферы) понимается как некая идеальная оболочка Земли, возвышающаяся над чисто биологическими формами жизни. У Вернадского учение о биосфере приобретает вид оригинальной гуманистической идеологии, в которой мысль считается особым планетарным явлением. В результате человечество рассматривается в качестве весьма мощной силы, сопоставимой с геологическими процессами. Однако в целом концепция ноосферы осталась несколько расплывчатым образом, и следствия этой концепции еще должны быть детализированы. Подводя итоги нашего курса, мы должны подчеркнуть, что многие важные проблемы либо были просто упомянуты, либо остались за пределами нашего изложения. Видимо, общий курс должен в ряде пунктов схематизировать действительно сложные процессы развития культуры. Заинтересованный слушатель (или читатель) наверняка почувствует эти смысловые разрывы, и, возможно, именно они побудят его к самостоятельным размышлениям. Если это произойдет, то автор будет считать свою цель достигнутой. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Августин Аврелий. О граде Божием: В 4 т. М.: Изд-во Спа-со-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1994. Т. 1. 400 с; Т. 2. 352 с; Т. 3. 288 с; Т. 4. 416 с. Аверинцев С.С. "Аналитическая психология" К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии //.0 современной буржуазной эстетике: Сборник статей. Вып. 3. М.: Искусство, 1972. С. 110-155. Актуальные проблемы культуры XX века. М.: Общество "Знание" Российской Федерации, 1993.191 с Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. М.: Мысль, 1989. 336 с. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992. 528 с. Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта: В 3 т. М.: Философское общество СССР, 1991. Т. 1. 318 с; Т. 2. 378 с; Т. 3.470 с. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1989. 616 с. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни и стиль мышления. М.: Наука, 1978. 199 с. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. 272 с. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 543 с. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с. Бергсон А. Два источника морали и религии: Пер. с фр. М.: Канон, 1994. 384 с. Бергсон А. Собрание сочинений: В 4 т.: Пер. с фр. М.: Московский клуб, 1992. Т. 1. 336 с. Бердяев Н.А. (I). Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.224 с. Бердяев НА Опыт эсхатологической метафизики // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. С. 163-286.
Бердяев НА Самопознание: (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. 446 с. Бердяев Н.А. (И). Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 176 с. Бердяев НА (III). Суцьба России: Опытно пеихологаи войны и национальности. М.: Философское общество СССР, 1990. VI, 240 с. Бердяев НА (ГУ). Философия неравенства. М.: ЙМА-пресс, 1990. 288 с. Бердяев НА Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480 с. Библейская энциклопедия. Репринтное издание. М.: Терра, 1991. 2, 902 с. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. 413 с. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель: Издательство "Жизнь с Богом", 1973.26,2357 с. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб.: Мифрил, 1995. 243 с. Богословие в культуре средневековья. Киев: Христианско-благотворительная ассоциация "Путь к истине", 1992. 384 с. Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. М: Республика, 1993. 479 с. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М=: Наука, 1993. 320 с. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. 368 с. Бриллиантов АЛ. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб.: Печатня СП. Яковлева, 1898. ЬУШ, 516 с. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV - XVIII вв.: В 3 т. М.: Прогресс, 1986 - 1992. Т. 1. 1986. 622 с; Т. 2. 1988. 632 с; Т. 3. 1992. 679 с. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. М.: Республика, 1995.464 с. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Терра, 1991. 416 с. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с. Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1993. (Приложение к журналу "Вопросы философии"). Т. 1. 603 с; Т. 2. 751 с. Бэшем АЛ. Чудо, которым была Индия: Пер. с англ. М.: Наука, 1977. 616 с. Васильева Т.В. Афинская школа философии. М: Наука, 1985. 160 с. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. 261 с. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991. 272 с. ВернанЖ.-П. Происхождение древнегреческой мыслм. М.: Прогресс, 1988.224 с. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима: Пер. с польск. М.: Высшая школа, 1988.496 с. Владимиров Л. И. Всеобщая история книги: Древний мир. Средневековье. Возрождение. XVII век. Москва: Книга, 1988. 312 с. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. 704 с. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении. М.: Наука, 1989. 352 с. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII — XVIII вв.): Формирование научных программ нового времени. М.: Наука, 1987. 447 с. Гарнцев М А. Проблема самосознания в западноевропейской философии: (От Аристотеля до Декарта). М.: Изд-во МГУ, 1987.215 с. Гвардини Р. О Церкви. М.: Христианская Россия, 1995. 231 с. Гегель Г.В.Ф. Из лекций по философии всемирной истории // Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1973. Т.4. С. 284-382. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993. 479 с Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2-х т. М.: Мысль, 1976 - 1977. Т. 1. 532 с; Т. 2. 573 с. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1968 — 1973. Т. 1. 1968. XVI, 312 с; Т. 2. 1969. 326 с; Т. 3. 1971. 621 с; Т. 4. 1973. 676 с. Гельб И.Е. Опыт изучения письма: (Основы грамматологии). М: Радуга, 1982. 366 с. Генон Р. Кризис современного мира: Пер. с фр. М.: Исто-рико-религиозная ассоциация "Аркгогея", 1991.160 с. Гече Г. Библейские истории: Пер. с венг. М.: Политиздат, 1989. 318 с. Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам: Очерк истории, 600 - 1258: Пер. с англ. М.: Наука, 1988. 216 с. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. 350 с. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989. 367 с. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная философия // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Агентство САГУНА, 1994. С. 49—100. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия// Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Агентство САГУНА, 1994. С. 101-126. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. М.: Молодая гвардия, 1989. 320 с. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 574 с. Делез Ж. Логика смысла: Пер. с фр. М.: Академия, 1995. 298 с. ДерридаЖ. Письмо японскому другу// Вопросы философии. 1992. N 4. С. 53-57. Древнекитайская философия: Собрание текстов: В 2 т. М.: 1972-1973. Т.1. 1972. 363 с; Т.2. 1973. 384 с. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988. 177 с. Еремеев Д.Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990.288 с. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 1991.216 с. Запад и Восток: Традиции и современность. М.: Общество "Знание" Российской Федерации, 1993.240 с. Зомбарт В. Буржуа: Пер. с нем. М.: Наука, 1994.443 с. ЗыбайловЛ.К., Шапинский В А. Постмодернизм: Учебное пособие. М.: Прометей, 1993.104с. Исповедь/Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий: Пер. с лат. М.: Республика, 1992. 335 с. История древнего Мира: Учеб. пособие: В 2 ч. М.: Высш, шк, 1979-1981. 4.1. 288 с. 4.2. 431 с. История культуры России. М.: Общество "Знание" Российской Федерации, 1993. 224 с. История средних веков: Учебное пособие / Л.М. Братина, Е.В. Гутнова, СП. Карпов и др. М.: Высшая школа, 1990—1991. Т. 1. 495 с; Т. 2. 400 с. Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991.168 с. Календарь в культуре народов мира: Сб. ст. М.: Наука, 1993. 272 с. Камю А Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. 415 с. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев: Символ — АкЬапд, 1995. 208 с. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб.: АО "Комплект", 1993. 351 с. Карташев А.В. Вселенские соборы. М.: Республика, 1994. 542 с. Керам К. Боги, гробницы, ученые: Пер с нем. М.: Республика, 1994. 351 с. Керне Э. Дорогами христианства: История Церкви. М.: Протестант, 1992. 416 с. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. 439 с. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси: Материалы к курсу "Культура Древней Руси". М.: АО "Аспект-Пресс", 1994. 368 с. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990. 480 с. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.: Политиздат, 1988. 286 с. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.: Изд-во "Индрик", 1994.527 с. Ковальский Я.В. Папы и папство: Пер. с польск. М.: Политиздат, 1991. 236 с. Коран. Минск; Ростов-на-Дону: Мусульманский приходской совет г. Ростова-на-Дону, 1990. Косидовский 3. Библейские сказания. М.: Политиздат, 1975. 455 с. Косидовский 3. Когда солнце было богом: Пер. с польск. М.: Наука, 1991.234 с. Косидовский 3. Сказания евангелистов: Пер. с польск. М.: Политиздат, 1981. 262 с. Котрелл Л. Во времена фараонов: Пер. с англ. М.: Наука, 1982. 380 с. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1988. 479 с Кристиан Ж. Египет великих фараонов: История и легенда: Пер. с фр. М.: Наука, 1992. 326 с. Кубланов М.М. Возникновение христианства: Эпоха. Идеи. Искания. М: Наука, 1974. 216 с. Кубланов М.М. Новый Завет: Поиски и находки. М.: Наука, 1968. 231 с. Куликов С.С. Нить времен: Малая энциклопедия календаря с заметками на полях газет. М.: Наука, 1991. 288 с. Культура: теории и проблемы: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. 279 с Культурология. М.: Общество "Знание" Российской Федерации, 1993. 160 с. Культурология: XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. 703 с. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с польск. М.: Высшая школа, 1990. 351 с. Кураев А. Традиция, догмат, обряд: Апологетический очерк. М.: Издательство Братства Святителя Тихона, 1995. 416 с. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе: Пер. с фр, М.: Гнозис, 1995. 192 с. Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. М.: Наука, 1987. 137 с. Леви-Строс К. Первобытное мышление: Пер. сфр. М.: Республика, 1994. 384 с. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. 536 с. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М.: Наука, 1974. 192 с. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977. 208 с. Лосев АФ. История античной философии в констпектив-ном изложении. М.: Мысль, 1989. 204 с. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. 623 с. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. 559 с. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики: Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. 368 с. Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты: Пер. с англ. М.: Республика, 1992. 432 с. Льюис К.С. Чудо: Пер. с англ. М.: Гнозис: Прогресс, 1991. 202 с. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. 368 с. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Прогресс: Культура, 1993. 352 с. Манхейм К. Диагноз нашего времени: Пер. с нем. и англ. М.: Юрист, 1994. 700 с. Маритен Ж. Философ в мире: Пер. с фр. М.: Высшая школа, 1994. 192 с. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества: Пер. с англ. М.: КЕРЬ-Ьоок, 1994. 368 с. Маркузе Г. Эрос и цивилизация: Философское исследование учения Фрейда: Пер. с англ. Киев: ИСА, 1995. 352 с. Материальная культура. Вьш 3: (Свод этнографических понятий терминов). М.: Наука, 1989.224 с. Мень А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. М.: СП "Слово", 1992. Т. 7: Сын Человеческий. 381с. Мистическое богословие. Киев: Христианско-благотворитель-ная ассоциация "Путь к истине", 1991. 392 с. Мифологический словарь: Книга для учителя / М.Н. Ботвинник, Б.М. Коган, М.Б. Рабинович, Б.П. Селецкий. М.: Просвещение, 1885.176 с. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1991-1992. Т. 1. 671 с; Т. 2. 719 с. Моисеева Н.И. Время в нас и вне нас. Л.: Лениздат, 1991. 156 с. Молчанов АА Таинственные письмена первых европейцев. М.: Наука, 1980. 119 с. Немировский Е.Л. Мир книги: С древних времен до начала XX века. М.: Книга, 1986. 288 с. Нерсесянц ВС Сократ. М.: Наука. 1977. 152 с.
Ницше Ф. Избранные произведения: В 3 т. М.: КЕРЬ-Ьоок, 1994. Т. 1. 350 с; Т. 2. 399 с; Т. 3. 407 с. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. 831 е.; Т. 2. 830 с. О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. 528 с. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. N 3. С. 119-154; N 4. С. 114-155. Оруэлл Дж. "1984" и эссе разных лет. М.: Прогресс, 1989. 384 с. Основы истории и теории культуры: (В вопросах и ответах). Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет, 1992.59 с Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали: Пер, с польск. М.: Прогресс, 1987. 528 с. Павловский А.И. Популярный библейский словарь: Книга для чтения. М.: Панорама, 1994.464 с. Пигалев А. И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991. 150 с. Полищук В. И. Мировая и отечественная культура: Учебное пособие: В 2 ч. Екатеринбург: Издательство Уральского университета; Нижневартовск: Издательство Нижневартовского педагогического института, 1993. Ч. 1. 176 с; Ч. 2. 256 с. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей 1054 г.). Киев: Христианско-благотворительная ассоциация "Путь к истине", 1991. 614 с. Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича. М.: Прогресс, 1988. 552 с. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. СПб.: Изд-во "Петро-РИФ", 1993. 270 с. Ранович А, Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Политиздат, 1990. 479 с. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М.: Мысль, 1988. 207 с. Ренан Э.Ж. Жизнь Иисуса: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1991. 398 с, Робинсон Дж. Быть честным перед Богом: Пер. с англ. М.: Высшая школа, 1993.159 с. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность: Пер. с англ.
М-: Лабиринт, 1994. 223 с. Рормозер Г. Ситуация христианства в эпоху "постмодерна" // Вопросы философии. 1991. N 5. С. 75—86. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. 703 с. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. СПб.: Наука, 1991. 153 с. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991.366 с. Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения: Пер. с фр. М.: Республика, 1994. 496 с. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: Страницы истории. Ы.: Политиздат, 1988. 336 с. Селешников СИ. История календаря и хронология. М.: Наука, 1977. 224 с. Серль Дж.Р. Перевернутое слово // Вопросы философии. 1992. N 4. С. 58-69. Словарь античности: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1989. 704 с. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. 432 с. Современная западная философия: Словарь. М,: Политиздат, 1991. 414 с. Соловьев Вл.С. Великий спор и христианская политика // Соловьев Вл.С. Соч.: В 2 т. М.: Изд-во "Правда", 1989. Т.1. (Приложение к журналу "Вопросы философии"). С. 59-167 с. Соловьев Вл.С. Еврейство и христианский вопрос // Соловьев Вл.С. Соч.: В 2 т. М.: Изд-во "Правда", 1989. Т.1. (Приложение к журналу "Вопросы философии"). С. 206-265. Соловьев Вл.С. Жизненная драма Платона // Соловьев Вл.С. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т.2. С. 528-625. Соловьев Вл.С. Оправдание добра: Нравственная философия // Соловьев Вл.С. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 1. С. 47-548. Соловьев Вл.С. Сочинения: В 2 т. М.: Правда, 1989. (Приложение к журналу "Вопросы философии"). Т. 1. 687 с; Т. 2. 735 с. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М.: Молодая гвардия, 1984. 288 с. Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты XX в.: Переводы. М.: Наука, 1994. 406 с.
Спасский АЛ. История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1: Тринитарный вопрос: (История учения о св. Троице). Сергиев Посад: Кн. маг. Елова, 1914. 648, II с. Стеблин-Каменский ММ. Миф. М.: Наука, 1976. 104 с. Степун ФА. Бывшее и несбывшееся. СПб.: Алетейя; М.: Прогресс-Литера, 1994. 651 с. Сумерки богов: Перевод / Сост. и общ. ред. А А Яковлева. М.: Политиздат, 1989. 398 с. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989. 573 с. Темкик Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. М.: Гл. ред. вост. лит, изд-ва "Наука", 1982.270 с. Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Пер. с фр. М.: Наука, 1987.240 с. Тиллих П. Избранное: Теология культуры: Пер. с англ. М.: Юрист, 1995. 479 с. Тойнби А.Дж. Постижение истории: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. 736с. Тойнби АДж. Цивилизация перед судом истории: Пер. с англ. М-: Прогоесс/Культура; СПб.: Ювента, 1995.478 с. Токарев С А Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 622 с. Токарев СА. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1986. 576 с. Топоров В.В. О русском мыслителе Георгии Федотове и его книге // Наше наследие. 1988. N 4. С. 45, 50—53. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл.С. Соловьева: В 2 т. М.: Медиум, 1995. (Приложение к журналу "Вопросы философии"). Т. 1. 604 с; Т. 2. 622 с. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках: Этюды по русской иконописи// Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Респ., 1994. С. 221-245. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории // Трубецкой С.Н. Соч. М.: Мысль, 1994- С. 43-480. Успенский Л А. Богословие иконы Православной Церкви. М.: Московский Патриархат, 1994.475 с, Философия эпохи ранних буржуазных революций / Т.И. Ойзерман и др. М.: Наука, 1983. 583 с.
Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1967-1970. Т. 4. 592 с; Т. 5. 740 с. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1989. 814 с. Флоренский ПА. Иконостас. М.: Искусство, 1994. 255 с. Флоренский ПА. Магичность слова // Флоренский ПА. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. Т.2. (Приложение к журналу "Вопросы философии"). С. 252-273. Флоренский ПА. (I). Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах: В 2 т. М.: Правда, 1990. (Приложение к журналу "Вопросы философии")- Т. 1. XVI, 490 с; Т. 2. С. 491-839. Флоренский ПА. (II). У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. (Приложение к журналу "Вопросы философии"). 447 с. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев:Христиан-ско-благотворительная ассоциация "Путь к истине", 1991. XVI, 600 с. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 511 с. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции: Пер. с нем. М.: Наука, 1989. 456 с. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник произведений: Пер. с нем. М.: Просвещение, 1989.448 с. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия: Пер. с нем. М.: Наука, 1993.172 с. Фридрих И. История письма: Пер. с нем. М.: "Наука", 1979. 463 с. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. с англ. М.: Республика, 1994. 447 с. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. 272 с. Фромм Э. Иметь или быть: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. 336 с. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1980. 831 с. Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете: Пер. с англ. М.: Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1977. 487 с. 27* 411 Функе Ф. Книговедение: Исторический обзор книжного дела: Пер. с нем. М.: Высш. шк., 1982. 296 с. Хабермас Ю. Модерн ~ незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. N 4. С. 40-52. Хайдеггер М. (I). Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. 447 с. Хайдеггер М. (II). Работы и размышления разных лет: Пер. с нем. М.: Гнозис, 1993. 464 с Хейзинга Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М: Наука, 1988. 540 с. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. М.: Прогресс, 1992.464 с. Холл МП. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: ВО "Наука", 1993. 794 с. Хомяков А.С. Сочинения: В 2 т. М.: Медиум, 1994. (Приложение к журналу "Вопросы философии"). Т. 1. 590 с; Т. 2.478 с. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. М.: Большая российская энциклопедия, 1993—1995. Т. 1. 1993. 863 с; Т. 2. 1995. 671 с; Т. 3. 1995. 783 с. Целлар К. Архитектура страны фараонов: Пер. с венг. М.: Стройиздат, 1990.160 с. Цыбульский В.В. Календарь и хронология стран мира: (Книга для учащихся). М.: Просвещение, 1982. 128 с. Чаадаев П.Я. Сочинения. М.: Правда, 1989. (Приложение к журналу "Вопросы философии"). 655 с. Чаньгшев АН. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1981. 374 с. Честертон Г.К. Вечный Человек: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1991. 544 с. Шмеман А. Исторический путь Православия. М.: Паломник, 1993. 389 с. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск ВО "Наука", 1993. 592 с. Шталь И.В. "Одиссея" — героическая поэма странствий. М.: Наука, 1978.168 с. Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса: Пер. с нем. М.: Республика, 1992. 528 с. Эвола Ю. Языческий Империализм: Пер с нем. М.: Исто-рико-религиозное Общество "Арктогея", 1994. 172 с. Элиаде М. К©Ш»е и история. М.: Прогресс, 1987. 312 с. Элиаде М. Священное и мирское: Пер. с фр. М.: Издательство МГУ, 1994. 144 с. ЭразМ Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1986. 703 с. Юнг К. Г. Воспоминания, сноведения, размышления. Киев: AirLand, 1994. 405 с. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы: Пер. с нем. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994. 416 с. Ясперс К. Ницше и христианство: Пер. с нем. М.: Медиум, 1994. 144 с. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. 527 с. Altizer N.J.J., Hamilton W. Radical Theology and the Death of God. London: Penguin Books, 1968. 208 p. The Body As a Medium of Expression / Ed. by LBenthall, T.Polhemus. London: Allen Lane, 1977. 320 p. Benoist J.-M. The Structural Revolution. London: Weidenfeld and Nicolson, 1978. VIII, 247 p. Blumenberg H. Sakularisierung und Selbstbehauptung. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1974. 294 S. Caillois R. Les jeux et les hommes: Le masque et le vertige. Paris: Gallimard, 1976. 378 p. Campbell J. The Masks of God. New York: Arkana, 1991. Vol. 1. XVI, 504 p.; Vol. 2. XII, 561 p.; Vol. 3. XII, 564 p.; Vol. 4. XX, 730 p. Carlton E. Ideology and Social Order. London etc.: Routledge and Kegan Raul, 1977. 320 p. Cassirer E. Au Essay on Man: An Introduction to a Philosophy of Human Culture. New Haven: Yale University Press, 1945. XII, 237 p. Deleuze G., Guattari F. Capitalism and Schisophrenia: Anti-Oedipus. New York: A Richard Seaver Books: The Viking Press, 1977. XXV, 400 p. Deleuze G., Guattari F. Capitalisme et Schisophrenic: Mille plateaux. Paris: Minuit, 1980. 645 p. [ Derrida J. De la grammatologie. Paris: Minuit, 1967. 447 p. Domseiff F. Das Alphabet in Mystikund Magie. Leipzig; Berlin: Teubner, 1922. VI, 177 S. Eliade M. Initiations, rites, societes secrets. Naissances mystiques: Essai sur quelques types d'initiation. Paris: Gallimard, 1976. 282 p. Eliade M. Histoire des croyances et des idees religieuses. Paris: Payot, 1976-1984. T. 1. 492 p.; T. 2. 519 p.; T. 3. 361 p. Eliade M. Images et symboles: Essais sur le symbolisme magico-religieux. Paris: Gallimard, 1952. 238 p. Elias N. Uber den Prozess der Zivilisation: 2 Bde. Frankfurt a. M., 1977-1978. Bd. I. LXXXII S.; Bd. 2. 492 S. Foucault M. L'archeologie du savoir. Paris: Gallimard, 1969. 279 p. Foucault M. La volonte du savoir. Paris: Gallimard, 1976. 213 p. Girard R. e.a. Des choses cachees depuis la fondation du monde. Paris: Grasset, 1978. 492 p. Girard R. La violence et le sacre. Paris: Grasset, 1972. 453 p. Girard R. Le bouc emissaire. Paris: Grasset, 1982. 299 p. Goux J.-J. Freud, Marx: economie et symbolique. Paris: Seuil, 1975. 284 p. Guardini R. Der Heilbrinder in Mythos, Offenbarung und Poli-tik. Stuttgart: Deutshe Verlags-Anstalt, 1949. 48 S. Jaeger W.Aristoteles: Grundlegung einer Geschichte seiner En-twicklung. Berlin: Weidmannsche Buchhandlung, 1955. VI, 446 S. Jaeger W. Paideia:. Die Formung des griechischen Menschen. 2 Bde.Berlin; Leipzig: De Gruyter, 1936.1944. Bd.ll VI, 513 S.Bd.2. IV, 513 S. Bd. 2. IV, 418 S. Jates F.A. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition. Chicago: The University of Chicago Press, 1964. XIV, 466 p. Kantorowicz E.H. The King's Two Bodies: A Study in Medieval Political Theology. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1957. XVI, 568 p. Kerenyi K. Umgang mit Gottlichem: Uber Mythologie und Reli-gionsgeschichte. G6ttingen: Vandendhoeck und Ruprecht, 1961. 79 S. Ко Vos. Auf dem Weg zum Planeten. Gottingen: Stichting Eu-gen Rosenstock-Hussy Fonds, 1992. 178 S. Komhauser W. The Politics of Mass Society. London: Routledge and Kegan Paul, 1960. 256 p. Kroeber A. The Nature of Culture. Chicago: The University of Chicago Press, 1952. X, 438 p. Kiihnl R. Formen biirgerlichen Herrschaft: Liberalismus-Fas-chismus. Reinbeckbei Hamburg: Rowolt, 1971. 190 S. Kutzner H. Erfahrung und Begriff des Spiels: Eine religionswis-senschaftliche, metaphysische und gesellschaftskritische Untersuchung. Bonn: Bouvier, 1975. 5, 335 S. Lacan J. Ecrits. Paris: Seuil, 1966. 912 p. Lubac H. de. Le drame de l'humanisme athee. Paris: Spes, 1959. 414 p. Magliola R. Derrida On the Mend. West Lafayette (Ind.): Purdue University Press, 1984. XIV, 238 p. Margerie B. de. La Trinite chretienne dans l'histoire. Paris: Beauchesne, 1975. 493 p. Marshack A. The Roots of Civilization: The Cognitive Beginnings of Man's First Art, Symbol and Notatoin. New York etc.: McCrow-НШ Book Company, 1972. 413 p. Molnar T. God and the Knowledge of Reality. New York: Basic Books, 1973. XVII, 237 p. Molnar T. Theists and Atheists: A Typology of Non-Belief. The Hague etc.: Mouton, 1980. 219 p. Molnar T. Utopia: The Perennial Heresy. New York: Sheed and Ward, 1967. X, 245 p. Muller R.W Geld und Geist: Zur Enstehungsgeschichte von Indentitatsbewusstsein und Rationalitat seit der Antike. Frankfurt a.M.; New York: Campus, 1981. 423 S. Otto R. Das Heilige: Uber das Irrationale in der Idee der Gottli-chen und sein Verhaltnis zum Rationalen. Gotha: Klotz, 1925.VIII, 228 S. Raschke C.A. The Alchemy of the Word: Language and the End of Theology. New York: Scholars Press, 1979. XIV, 92 p. Raschke С A. The Interruption of Eternity: Modern Gnosticism and the Origins of the New Religious Consciousness. Chicago: Nelson-Hall, 1980. XII, 271 p. Rosenstock-Huessy E. The Cristian Future, or The Modern Mind Outrun. New York: Harper and Row, 1966. LVIII, 248 p. Rosenstock-Huessy E. Die europaischen Revolutionen und der Charakter der Nationen. Moers: Brendow, 1987. XXIV, 591 S.
Rosenstock-Huessy E. Heilkraft und Wahrheit: Konkordanz der politischen und der kosmischen Zeit. Moers: Brendow; Wien, Amandus, 1990. 219 S. Rozenstock-Hussy E. Hitler and Israel, or On Prayer. Noessin-gen-Talheim: Talheimer, 1992. 100 S. Rosenstock-Huessy E. Out of Revolution: Autobiography of Western Man. Providence (R. L): Berg, 1993. XXII, 797 p. Rosenstock-Huessy E. Soziologie I — II. Stuttgart: Kohlham-mer, 1956-1958. Bd. I. 335 S.; Bd. II. 774 S. Rosenstock-Huessy E. Die Sprache des Menschengeschiechts: Eine leibhaftige Grammatik in vier Teilen: 2 Bde. Heidelberg: Schneider, 1963-1964. Bd. 1. 810 S.; Bd. 2. 904 S. Rozenzweig F. Der Stern der Erlosung // Ges. Schriften. Den Haag: Nijhoff, 1976. Bd. II. XXXVIII, 516 S. Scholem G.G. Major Trends in Jewish Mysticism. New York: Schocken Books, 1978. XVI, 460 p. Snell B. Die Entdeckung des Geistes: Studiensur Enstehung des europaischen Denkens bei den Griechen. Hamburg: Classen, 1955. 448 S. Stahmer H. "Speak That I May See Thee!": The Religious Significance of Language. New York: Macmillan, 1968. XVT, 304 p. Splett J, Die Rede vom Heiligen: Uber ein religionsphilosophis-ches Grundwort. Freiburg; Miinchen: Alber, 1971. 370 S. Steinbacher F. Kultur: Begriff-Theorie-Funktion. Stuttgart etc.: Kohlhammer, 1976. 160 S. The Universal Myths: Heroes, Gods, Tricksters and Others / A. Eliot; with contributions by J.Campbell and M.Eliade. New York: Meridian, 1990. 310 p. Usener H. Gotternamen: Versuch einer Lehre der religiosen Be-griffsbildung. Bonn: Cohen, 1896. X, 556 p. Wittfogel K.A. Oriental Despotism: A Comparative Study of Total Power. New Haven: Yale University Press, 1957. XX, 556 p. Taubes J. Abendlaendische Eschatologie. Bern: Francke, 1947. 208 S. Vahanian G. The Death of God: The Culture of Our Post-Christian Era. New York: Brasiller, 1961. ХХХШ, 253 p. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ........................................................................... 3 Тема J. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ 1. Основные подходы к определению понятия культуры.................................................... 4 2. Структура и функции культуры......................... 9 3. Понятие традиционной культуры, массовой культуры, субкультуры, контркультуры 15 Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1. Основные аспекты проблемы происхождения человека.............................................. 22 2. Экзогамия и начало человеческой истории................. 31 3. Погребение как исходный пункт установления единства рода 35 4. "Преодоление" смерти и проблема происхождения языка 39 5. Язык в качестве порождающей структуры социального пространства-времени 46 6. "Метафорический" характер человеческого языка и возникновение предписьменностей.................. 51 7. Религиозные представления первых людей................ 58 8. Роль жертвоприношений в формировании группового единства первых людей 65 9. "Неолитическая революция" как переход от "присваивающих" к "производящим" формам хозяйства........................•............................. 71 Тема 3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУР ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 1. Древний Восток как культурная целостность............. 76 2. Основные этапы истории Древнего Египта............... 81 3. Культура Древнего Египта: обзор............................... 86 4. Основные этапы истории Древнего Китая................. 93 5. Культура Древнего Китая: обзор................................ 97 6. Основные этапы истории Древней Индии............... 107 7. Культура Древней Индии: обзор.............................. 110 8. Древнеегипетская культура как типичная культура "территориального царства" 116 9. Осирис, Исида, Сет, Гор: основной миф 10. Реформы фараона Эхнатона и начало заката древнеегипетской культуры 129 11. Древние евреи: становление культурной целостности:'.:• '. 134 12. Радикальный монотеизм и качественное своеобразие древнееврейской культуры..143 13. Израиль и проблема единства человечества.....150 Тема 4. ИСТОКИ И СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА 1. Основные этапы истории Древней Греции......... 156 2. Культура Древней Греции: обзор........................ 162 3. Гомер и истоки древнегреческой культуры........173 4. "Досуг" и особенности древнегреческого гуманизма... 180 5. Основные этапы истории Древнего Рима............ 186 6. Культура Древнего Рима: обзор.......................... 192 7. Древний Рим как место объединения различных культур................................................... 199 Тема 5. ИСТОКИ И СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА 1. Развитие взглядов на проблему возникновения христианства 205 2. Возникновение христианства: исторический обзор................................................. 216 3. Идейная структура христианского вероучения.. 222 4. Замысел христианской культуры........................ 235 Тема 6. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ 1. Средневековье как культурная целостность....... 249 2. Укрепление христианской Церкви и христианизация варварских племен.................... 255 3. Специфика средневековой культурь! Западной Европьь 262 4. Истоки и особенности культуры Византии......... 272 5. Истоки и особенности средневековой мусульманской культуры 277 6. Происхождение Руси как самостоятельного 7. ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ 1. Истоки и предпосылки культуры эпохи Возрождения 291 2. Реформация и генезис светской культуры.......... 300 3. Особенности формирования национальных культур. 310 4. "Смерть Бога" и секуляризация........................... 322 S. НАУКИ О КУЛЬТУРЕ, ИХ ЦЕЛЬ И МЕТОДЫ 1. Проблема изучения истоков человеческой культуры.......................................... 332 2. Предмет и метод социальной (культурной) антропологии 336 3. Символ как органическая часть культуры и его истолкование в культурологии 345 9. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 1. Интерпретация культуры в психоанализе 3. Фрейда... *.................................. 356 2. Психоаналитическая интерпретация культуры в школе Ж. Лакана................................................. 363 3. "Аналитическая психология" К. Г. Юнга 10. СТРУКТУРАЛИСТСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 1. Интерпретация культуры в структуралистской антропологической концепции К. Леви-Строса....374 2. Анализ структуры предметов и установлений современного европейского общества в концепции Р. Барта 379 3. Основные идеи "археологии знания" М. Фуко.... 382 4. Проблема культуры в постструктурализме....... 388 [ЮЧЕНИЕ................................................................... 397 :ок использованной и {ЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................... 402 ББК 87.66я73 П32
Рецензенты: канд. филос. наук, доц. В.В. Калиниченко (Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва); канд. филея, наук, доц. В.Л. Махяин (Московский педагогический государственный университет);
усствоведения, доц. В.Х. Разаков
Пигалев А.И. П32 Культурология: Учебник. — 6-е изд. (стереотип.). —• Вол- гоград: Волгоградское научное издательство, 2004. — 420 с. 18ВИ 5-98461-003-5 Данное пособие разработано на основе авторского курса, читаемого студентам Волгоградского государственного университета. При рассмотрении ряда вопросов автор излагает существующие в литературе нетрадиционные взгляды на проблемы возникновения, развития и функционирования культуры: основные подходы к определению понятия культуры, возникновение и начальные этапы развития культуры, основные черты культур Древнего Востока, истоки и своеобразие культур Древней Греции и Древнего Рима, возникновение христианства, развитие культуры европейского средневековья, культура Византии, ара-бо-мусульманская культура, становление и развитие культуры Древней Руси, подготовка современного этапа развития культуры. Анализируются также концепции основных школ в культурологии. Издание рассчитано на студентов и преподавателей высших учебных заведений, а также всех интересующихся вопросами истории и теории культуры. ББК 87.6бя73 1ХИЫ 5-98461-003-5 © А.И. Пигалев, 2004 © Издательство Волгоградского государственного университета, 2004 © ООО «ЛИБРИС», 2004 ВВЕДЕНИЕ Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие первоначально возникло в устной форме и лишь затем было записано. Поэтому с самого начала автор получил возможность детализировать и совершенствовать изложение целого ряда положений. Кроме того, курс читался студентам различных факультетов, что, естественно, требовало более пространного или, наоборот, более краткого рассмотрения отдельных тем в соответствии с учебными планами. В методическом отношении это также был очень ценный момент, позволивший, с одной стороны, опытным путем выделить в лекциях наиболее существенное, а с другой — подчеркнуть те детали, которые представляют наибольший интерес прежде всего для гуманитариев. В основе данного пособия лежит курс лекций, который может быть с полным правом назван авторским. Лежащая в его основе концепция еще не нашла, достаточного освещения в отечественной литературе, хотя за рубежом она постепенно пробивает себе путь в различных областях гуманитарного знания. Речь идет, прежде всего, о концепциях так называемого "диалогического мышления", которая у нас представлена М.М.Бахтиным, а за рубежом — М.Бубером, Ф.Розенцвейгом, Ф.Эбнером, Э.Ми-хелем и О.Розенштоком-Хюсси. Идеи немецко-американского христианского мыслителя Ойгена Розенштока-Хюсси (1888—1973) наиболее тесно связаны с культурологической проблематикой и положены в основу концепции, предложенной в данном учебном пособии. При этом автор, разумеется, оставил за собой право в ряде моментов отходить от идей этого мыслителя и опираться на иные подходы (многообразие используемых толкований нашло отражение в списке использованной и рекомендуемой литературы). Изложение завершается анализом концепций основных культурологических школ. Рассматриваются, прежде всего, психоаналитические и структуралистские подходы к исследованию сущности и механизмов развития культуры. При этом особое внимание уделяется понятию символа, которое играет очень важную роль во всех культурологических исследованиях. По сути дела, это понятие служит своеобразным связующим звеном в процессе рассмотрения различных концепций культуры. В заключение хотелось бы выразить благодарность кол Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|