Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






VII. Ирландия в первой половине XIX (1801-1848 гг.) Ирландия после введения унии




Уния между Великобританией и Ирландией окончательно определила статус Ирландии: в политическом отношении она стала бесправной провинцией, в экономическом — земледельческим округом, поставщиком дешевой рабочей силы и сырья, рынком сбыта для английской и шотландской буржуазии.

Молодая ирландская промышленность не могла выдержать конкуренции своего «партнера». К 40-м годам XIX в. даже такая ее традиционная отрасль, как текстильное производство, уже влачила жалкое существование. Ирландский революционер Томас Мигер в 1847 г. подвел печальный итог британского господства. «Дублинская хлопчатобумажная промышленность, — писал он, — в которой было занято 14 тыс. рабочих, уничтожена; 3400 шелкоткацких станков уничтожено; производство саржи, в котором был занят 1491 рабочий, уничтожено; фланелевое производство Рэтдрема, производство одеял в Килкенни, камлотовый промысел в Бэндоне, шерстяные мануфактуры Уотерфорда, сатиновые и байковые мануфактуры Кэрри-он-Сюр уничтожены. Есть только одна отрасль промышленности, которую пощадил акт об унии. Это процветающая, привилегированная отрасль — ирландское похоронное дело».

Единственным источником существования для подавляющего большинства ирландского населения оставалась обработка земли. По данным 1841 г., 70% мужчин в возрасте свыше 16 лет занимались сельским хозяйством. В основном это были арендаторы, обрабатывающие мелкие и мельчайшие участки; почти половина из них арендовала участки менее 1 акра, а 20% — от 1 до 5 акров. При этом арендная плата в 2—3 раза превышала плату в Англии. Ее размеры, устанавливаемые лендлордами, не зависели ни от доходности земли, ни от стоимости арендуемого участка. Если же арендатору ценой неимоверных усилий удавалось добиться каких-либо улучшений в своем хозяйстве и повысить его рентабельность, это немедленно оборачивалось против него, так как лендлорд незамедлительно повышал арендную плату, а «несговорчивые» арендаторы заменялись более покладистыми. Этому способствовала огромная конкуренция между самими арендаторами. По официальным сведениям, на каждые пять акров сдававшейся в аренду земли насчитывалось до полутора десятков претендентов. «У народа оставался единственный выбор — либо аренда земли за любую арендную плату, либо голодная смерть», — констатировал Маркс.

Между арендатором и владельцем, как правило, стояло несколько посредников, и каждый из них обогащался за счет крестьян. Не было никаких законов, охранявших в самой минимальной степени права арендатора и ограничивавших произвол лендлорда. Над ирландским крестьянином как дамоклов меч постоянно висела угроза изгнания с его же земли.

Урожая хватало не более чем на 4—5 месяцев, после чего женщины и дети отправлялись собирать подаяние по дорогам Ирландии, а мужчины пытались найти какой-либо заработок. В 30—40-х годах масса населения устремилась на строительство железных дорог в Англии и Ирландии. Тогда и родилась пословица: «Под каждой шпалой в Англии похоронен ирландец». Но уже в 20-х годах стала проявляться тенденция к укрупнению земельных владений, к слиянию мелких участков в более крупные, пригодные для пастбищного хозяйства. Эта тенденция отражала изменения в экономике самой метрополии, в потребностях британского рынка. За 1807—1826 гг. вывоз крупного рогатого скота из Ирландии в Англию увеличился почти в 3 раза, овец — в 6, свиней — в 7 раз. Укрупнение участков неизбежно вело к вытеснению мелких и мельчайших арендаторов, что в свою очередь усиливало конкуренцию между ними и вызывало рост арендной платы. Начавшаяся концентрация сдаваемой в аренду земли была симптомом назревавшего аграрного переворота, который в полную силу развернулся в середине XIX в. Усилился приток ирландских эмигрантов и Англию, где они поглощались быстро растущей в эти годы промышленностью.

«Английская промышленность, — писал Энгельс в 1845 г. — не могла бы развиться так быстро, если бы Англия не нашла в многочисленном и бедном населении Ирландии резерва, готового к ее услугам». В 1841 г. около 400 тыс. жителей Англии, Шотландии и Уэльса были выходцами из Ирландии.

Страна постоянно находилась на осадном положении. Один репрессивный закон сменялся другим. В 1801— 1805 гг. действовал акт «против мятежников»; в июне 1807 г британский парламент принял сразу два закона еще один акт против мятежников и акт о хранении оружия, действовавшие до 1810 г. Согласно этим законам, наместник мог объявить любое графство «в состоянии мятежа», что предоставляло властям право обыска жилищ в любое время и ареста «всех подозрительных». После четырехлетнего перерыва эти законы были возобновлены и действовали до 1818 г. включительно. В 1825 г. был введен новый акт о репрессиях сроком на три года, который был, затем возобновлен в 1829—1833 гг. и дополнен на этот раз актом о приостановке конституционных гарантий.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных