Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






система правления в казахском ханстве




В Казахском ханстве была сформирована национальная система управления, Основанная на родоплеменных традициях. Она из семи ступеней. 1. Аул - первая общественная ячейка, состоял из родственников или нескольких. Глава аула - аулбасы. Они должны были справедливо решать конфликты, следить за своевременной уплатой налогов, исполнением распоряжений и приказов властей. 2. Ата аймак (отцовский край) - несколько аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколения. Управлял аксакал. 3. Род - 10-15 аймаков. Руководил рубасы. 4. Арыс - несколько родов, управлял бий. 5. Улус - несколько арысов. Правитель улуса - султан. 6. Жуз состоял из нескольких улусов. Правителем жуза являлся хан. Каждый жуз избирал своего хана Ханы должны быть выходцами из ханских династий. 7. Ханство состояло из трех жузов. Повелителем ханства являлся великий хан. Важнейшие вопросы решались на созывавшихся курултаях, в которых участвовали самые знатные и уважаемые люди. В XV-XVI веках племенные объединения составили основу казахских жузов. В состав Старшего жуза вошли племена: жалаиры, албаны, суаны, дулаты, сарыуйсуны,сиргели, ысты, ошакты, шапрашты, шанышкылы, канлы. В Средний жуз - аргыны,найманы, уаки, кереи, кыпчаки, конраты. В Младший жуз -12 племен родового объединения байулы (адай, алшыны, жаппасы, алаша, байбакты, бериш, маскар, таз, есенгемир, ысык, кызылкурт, шеркеш); 7 племен объединения жетиру (табын, тама, кердери, кереи, жагалбайлы, телеу, рамадан); 6 племен родового объединения алимулы (каракесек, карасакал, торткара, кете, шомекей, шекти). Ханская власть не всегда передавалась по наследству, хан избирался султанами из числа султанов. На выборы хана приглашались знатные представители всех родов. Главы родов (рубасы) сажали избранного ханом на белую кошму. Собравшиеся делили между собой весь скот хана, эта традиция называлась «ханталапай» («ханская дележка»). Хан отныне имел право жить за счет народа На ханский титул имели право претендовать только потомки Чингисхана. В каждом из трех жузов избирался хан. Между владениями не было четких границ. Военные отряды хана, которые пасли его скот и помогали в хозяйстве - толенгиты. Регулярного войска не было, собирали родоплеменные народные ополчения. Ими командовали хан, батыры и бии. Казахские ханы устанавливали места и маршруты сезонных кочевий. Вслучае военной угрозы роды, не дожидаясь распоряжений хана, сами меняли места зимовок и жайляу. Вмирное время перекочевка без согласия хана не Разрешалась. Нарушители платили штраф. Правящие родами бии и батыры были ответственными перед ханом. В XVI-XVII веках социальный состав представлял собой классовую структуру феодального общества Казахское ханство делилось на два класса - класс феодалов (белая кость) и класс крестьян - шаруа (черная кость). Класс феодалов состоял из потомков Чингисхана, родовой и племенной знати, ханов и султанов. К ним примыкали Представители патриархально-феодальной знати - эмиры или беки, баи, батыры. Рядовые скотоводы и земледельцы были обязаны ежегодно отдавать ханам и султанам двадцатую часть своего имущества в виде скота, продуктов питания, обеспечивать войска снаряжением и продовольствием. Высшая иерархия мусульманских религиозных служителей - ишаны, имамы, хаджи - тоже принадлежали к господствующему классу и пользовались привилегиями. Одной из форм классовой борьбы народных масс были откочевки.
Экономическое положение Казахского ханства в XVI-XVII веках

В XVI-XVII веках главной отраслью хозяйства в Казахском ханстве было кочевое и полукочевое скотоводство. У каждого рода были свои традиционные маршруты кочевое. Четыре типа сезонных пастбищ: зимние (кыстау), весенние (коктеу), летние (жайляу) осенние (кузеу). Хозяйство развивалось в трех направлениях: первое - кочевое и полукочевое скотоводческое, второе - полу кочевое, незначительно занимающееся земледелием, третье - в основном земледельческое. Полукочевое скотоводство преобладало на юге, юго-западе, юго-востоке и в центральной части Казахстана. Чтобы колодцы не забивались песком, внутри их делали сплетения из саксаула Их покрывали кошмой и оставляли родовой знак. Каждый аул имел только принадлежащий колодец. Для кочующих зимой казахских аулов основную угрозу представлял джут (массовый падеж скота, бескормица, голод). Джут начинался, когда стояла затяжная зима крепкие морозы, выпадал обильный снег и поверхность земли покрывала гололедица Самым ответственным периодом скотоводческих работ весной был окот. Весной проводили первую стрижку коз, овец лошадей и верблюдов. На жайляу проходили празднества, справлялись свадьбы, поминки, провдились конные скачки, борцовские состязания, выступления музыкантов, айтысы акынов. Жетысу и Южный Казахстан с древних времен были регионами развитой земледельческой культуры. Бедняки, не имевшие скота, обрабатывали земли. Их называли жатаки. Город Сыгнак являлся для Дешт-и-Кыпчака основным местом торговли. В период правления хана Касыма в конце XVI он стал ханской ставкой. Туркестан (Иасы) был присоединен к Казахскому ханству во второй половине ХVII века. При хане Есиме Туркестан был его ставкой. Здесь похоронены Рабига-Бегим. хан Жолбарыс и хан Есим. В Туркестане находится мавзолей Ходжа Ахмеда Иасауи. Туркестан был главным религиозным центром всего Казахстана. За Сауран между Узбекским и Казахским ханствами войны длились около 100 лет. В XVI веке он окончательно вошел в состав Казахского ханства В период правления хана Тауекела он превратился в неприступную крепость, крупный торговый центр, который оказывал важное влияние на развитие экономики. Отрар (Фараб) в письменных источниках он был известен с VIII века под названием Тарбанд, Турар, Фараб. После монгольского нашествия в 1219 году город был разрушен, возродился и просуществовал до XVII века. При хане Ерзене в Отраре было построено множество мечетей и медресе. Вблизи Отрара расположен мавзолей Арыстан-Баба. В результате междоусобиц, джунгарских нашествий и грабительских походов среднеазиатских ханов в XVI-XVII веках южные города пришли в упадок. Великий Шелковый путь потерял свое важное значение. Открытие морского пути на Восток катастрофически сказалось на ослаблении торговли в южных городах Казахстана.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных