Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Специфика развития мышления у детей с нарушениями слуха




Для начала следует разобраться в том, что оказывает влияние на развитие речи, и, как следствие, на мышление. Острота слуха снижается в той или иной степени (от легкой, до полной потери), в следствии поражений периферического слухового аппарата и, в зависимости от степени потери слуха, принято различать две категории недостаточности: глухоту и тугоухость (слабослышание).

Среди большого количества факторов, оказывающих влияние на развитие речи ребенка, страдающего нарушением слуха, наиболее важными являются следующие:

а) степень снижения слуха – чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит;

б) время возникновения нарушения слуха – чем раньше оно возникло, тем тяжелее расстройство речи;

в) условия развития ребенка после возникновения поражения слуха – чем раньше принимаются специальные меры для сохранения и воспитания нормальной речи, тем выше результаты;

г) общее физическое и психическое развитие слабослышащего ребенка – ребенок физически крепкий, психически полноценный, активный будет обладать более развитой речью, чем физически ослабленный, пассивный и тем более неполноценный с точки зрения психики.

Основным критерием, по которому человека можно отнести к той или иной категории слуховой недостаточности является возможность восприятия речи. Возможность различения на слух тех или иных элементов речи определяется, с одной стороны, объемом и остротой слухового восприятия, с другой – степенью развития словесной речи.

У дошкольников с нарушениями слуха наблюдаются специфические особенности в развитии мышления, которые проявляются в неравномерном развитии мыслительных операций, обусловленном степенью нарушения слуха; в замедленном по сравнению со слышащими усвоении конкретных и абстрактных понятий.

Общие теоретические идеи Л. С. Выготского составляют, в сурдопсихологии, основу разработки проблемы коррекции нарушенного развития ребенка со слуховой депривацией. Если мы опираемся, при анализе структуры дефекта, на системный подход, то, безусловно, необходимо дать оценку причинной обусловленности изменений в развитии такого ребенка с учетом первичного нарушения, который, в свою очередь, обуславливает ряд нарушений по различным параметрам. Следует помнить, что у детей с нарушениями слуха существует общая черта – возникшее в тот или иной момент онтогенеза нарушение оказывает влияние на весь дальнейший процесс развития. В своих исследованиях В. В. Лебединский выделил ряд психологических параметров дизонтогенеза, которые раскрывают характер психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, знание которых помогает объективно оценить возможности его развития и осуществлять коррекцию психического дизонтогенеза с учетом его вида. У детей с нарушенным слухом наблюдается один из видов психического дизонтогенеза – дефицитарное развитие, которое отличается рядом особенностей. Данный вид дизонтогенеза предполагает наличие первичного дефекта анализатора или соматической системы, что обуславливает недоразвитие психических функций, формирование которых находится в непосредственной зависимости от первичной симптоматики. Поэтому, если сопоставлять тенденции развития ребенка в норме и в условиях нарушенного развития, то следует отметить: для

нормального развития ребенка характерно, что основу сложных механизмов координации новых связей выполняет гетерохрония, а для ребенка с ограниченными возможностями здоровья характерна диспропорция в развитии, которая определяется наукой, как асинхрония, в которой проявляется явление ретардации, рассматриваемое, как незавершенность, отставание в отдельных периодах развития. Наиболее ярко отставание в развитии, по мнению сурдопедагогов, проявляется у ребенка с нарушенным слухом раннего и дошкольного возраста. В исследованиях сурдопедагогов подчеркивается, что отставание в развитии ребенка проявляется в смещении овладения ведущими видами деятельности соответственно возрастным этапам к их качественному своеобразию. Наряду с этим у ребенка с нарушенным слухом раннего возраста наблюдается отставание сенсорного развития от уровня нормально развивающегося ребенка того же возраста, у которого практическая ориентировка на свойства предметов развивается в конце первого - начале второго года жизни. Названные особенности, по мнению сурдопедагогов, обусловлены вторичными дефектами: недоразвитием деятельности, отставанием в развитии общения с взрослыми как речевого, так и невербального. Наряду с этим в развитии ребенка можно выделить замедление развития ряда других психических функций, связанных с первичным нарушением опосредовано. Отклонения в развитии отдельных психических функций влияют на психическое развитие ребенка в целом. Решающее значение для развития детей имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, других сенсорных и регуляторных систем. При соотношении особенностей развития детей с нарушенным слухом с ходом нормального развития можно говорить о том, что у них наблюдается неадекватное формирование психологического опыта, вызванное сенсорным нарушением, отставание в сроках формирования психических функций и качественные отклонения в развитии психической деятельности в целом.

Таким образом, понимание особенностей дефицитарного развития ребенка с нарушенным слухом способствует определению объективных возможностей коррекции его нарушенного развития.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных