Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Книга VII ПОЛИГИМНИЯ 15 страница




 

[139] 139.. Сесам – кунжут (Sesamum indicum L.).

 

[140] 140.. Еще и теперь в Иране употребляются подобные круглые суда под названием куфа.

 

[141] 141.. О подобных обычаях в Вавилоне из других источников ничего не известно.

 

[142] 142.. Напротив, медицинская наука была высоко развита в Вавилоне и там было много врачей.

 

[143] 143.. Подобные обычаи еще долго существовали на Востоке.

 

[144] 144.. Вавилоняне пропитывали тело покойника особого рода смолой (бальзам), которую Геродот называет медом. Обычно покойников погребали под полом домов.

 

[145] 145.. Подобные обычаи очищения существовали у древних иудеев. Отсюда некоторые делают заключение, что под арабами Геродот имеет в виду иудеев. Но Геродот, по-видимому, не знал иудеев. По крайней мере он нигде о них не упоминает.

 

[146] 146.. Обычай священной храмовой проституции описан у Геродота неправильно. Священной проституцией на службе богини Иштар занимались только девушки – жрицы богини Иштар (принадлежавшие, правда, к знатнейшим семьям Вавилона), а вовсе не все девушки-вавилонянки.

 

[147] 147.. Массагеты-саки делились на две большие группы: 1) северные саки – «большие саки» (т.е. большая орда) проникли в Маргиану с севера; 2) саки-амиргийцы (перс. сака-гаума-варга – «хаому изготовляющие») жили в долине совр. р. Мургаба и в походе носили остроконечные шапки. В конце царствования Дария их стали называть «даха», «дая». О массагетах у Геродота есть два различных известия (аккадское и скифско-эллинское). Согласно скифско-эллинскому источнику Геродота, массагеты жили против исседонов на западном берегу Каспийского моря севернее совр. р. Куры.

 

[148] 148.. Реку Аракс Геродот описывает по двум источникам: по аккадскому, р. Аракс (совр. Кызылсу) начинается в Матиенских горах (на северо-востоке Мидии), затем главная река течет с Бингoл-дага (в совр. Армении) и, наконец (совр. Кура), впадает на западе в совр. Каспийское море. По скифско-эллинскому источнику, р. Аракс впадает с востока в Каспийское море (в настоящее время высохшее устье Амударьи – Узбой).

 

[149] 149.. Здесь, по-видимому, идет речь об изготовлении опьяняющего напитка «хаома». В надписях царя Дария I упоминаются амиргийские саки-массагеты (см.: В. В. Струве. Этюды, с. 30).

 

[150] 150.. Имеются в виду саки-массагеты (от иранск. «масья» – рыба), собственно, «рыболовы» или «рыбоеды».

 

[151] 151.. Это утверждение Геродота показывает, что он уже принимает во внимание сведения, добытые финикиянами при объезде вокруг Африки при фараоне Неко.

 

[152] 152.. Геродот описывает здесь изготовление краски из растения синильный красильник (Isatis tinctoria L.}.

 

[153] 153.. Сооружение мостов было нужно Киру для обеспечения коммуникации с плодородными областями юга.

 

[154] 154.. Совет Креза не имеет, конечно, исторического значения и выражает собственные взгляды Геродота.

 

[155] 155.. Гистасп (перс. Висташпа) – почитатель и покровитель пророка Заратуштры; поддерживал народное движение против знати в Маргиане. Он был ненавидим знатью и потому должен был уступить престол сыну Дарию (см.: В. В. Струве. Этюды, с. 38).

 

[156] 156.. В рассказе о сне Кира отразилась легенда, объясняющая поражение Кира не мощью противника, а волей Ахурамазды (см.: В. В. Струве. Этюды, с. 65).

 

[157] 157.. Кир пал в 530 г. до н.э. Рассказ о гибели Кира напоминает рассказ Плутарха о гибели Красса в битве с парфянами. По сообщению Бероса (эпоха первых Селевкидов), Кир нашел смерть после 9-летнего царствования «в долине Даас», т.е. «в стране даха-даев» (ср.: Б. А. Тураев. История Древнего Востока. II. Л., 1954, с. 118).

 

[158] 158.. Во II книге Геродот без грубых ошибок излагает связную историю Египта, начиная с середины VII в. (с начала царствования Псамметиха I). Для Саисской эпохи (VII – VI вв. до н.э.) рассказы Геродота имеют неоценимое значение (см.: С. Я. Лурье. Геродот, с. 122).

 

[159] 159.. Это действительно фригийское слово, встречающееся во фригийских надписях.

 

[160] 160.. Т.е. Пта (бог – покровитель кузнецов), который отождествлялся с Гефестом.

 

[161] 161.. Египетский гражданский год начинался 19 июля с восходом Сириуса (егип. Содпет, Сотис), когда начинался разлив Нила, и продолжался до следующего разлива. Год делился на три времени года (разлив, посев, жатва).

 

[162] 162.. Греческий год делился на 12 лунных месяцев (6 месяцев по 30 дней и 6 – по 29 дней). Через каждые три, пять и восемь лет восьмилетнего цикла прибавлялся “вставной” месяц (Посейдеон второй).

 

[163] 163.. Плинфинский залив и озеро Сербонида являются восточной и западной границами Египта.

 

[164] 164.. Ширина Нильской долины от Каира до Сиены (Асуан) меняется от 20 до 1 км.

 

[165] 165.. Это – страна Пунт, т.е. сомалийское побережье.

 

[166] 166.. Гомеровское выражение (ср.: Одиссея 14, 136).

 

[167] 167.. См. выше, II 6.

 

[168] 168.. Как показывает упоминание Геродотом египетской меры схен (“хеннуб”), автор пользовался здесь египетскими источниками. Тем не менее цифры для расстояний неверны.

 

[169] 169.. Т.е. долина р. Скамандра.

 

[170] 170.. Местное египетское название Египта Кемет (черный).

 

[171] 171.. Речь идет о Голубом Ниле, который приносит ил с Абиссинских гор.

 

[172] 172.. Геродот пользуется записями жрецов, которые относятся к разливу Нила при царе Аменофисе IV (1377 – 1358 гг. до н.э.). Этот царь смешан здесь с Меридом (Аменемхет III, ок. 1840 – 1792 гг. до н.э.).

 

[173] 173.. В области нильской Дельты землю не вспахивали плугом.

 

[174] 174.. Подобные заведения были также у Каноба (в устье западного рукава Нила).

 

[175] 175.. Греческое название Египта восходит к египетскому Хикупта (Ка – дом Пта). Хикупта – имя главного святилища в Мемфисе. По этому храму был назван город Мемфис, а впоследствии и вся долина Нила.

 

[176] 176.. Здесь имеется в виду первый катаракт у Сиены.

 

[177] 177.. Эту гипотезу высказал Фалес Милетский (ок. 600 г. до н.э.).

 

[178] 178.. Это толкование принадлежит Евфимену из Массалии (конец VI в. до н.э.). Евфимен, плавая вдоль западного побережья Африки, достиг совр. Сенегала и думал, что истоки Нила находятся в Океане.

 

[179] 179.. Геродот опровергает мнение философа Анаксагора (ок. 500 – 428 гг. до н.э.).

 

[180] 180.. Здесь Геродот, по-видимому, имеет в виду Гекатея Милетского.

 

[181] 181.. Писец храма богини Нейт (Афины), один из высших должностных лиц при храме, вероятно, главный осведомитель Геродота о Египте и его истории.

 

[182] 182.. Этот миф известен из египетских текстов пирамид.

 

[183] 183.. Здесь Геродот дает описание первого катаракта Нила ниже Сиены.

 

[184] 184.. Запруженный и разлившийся в этом месте Нил Геродот принимает за озеро.

 

[185] 185.. Прежняя столица эфиопов была Напата на р. Джебель Баркал, но после похода Камбиса перенесена дальше на юг в Мерое. Эфиопское царство со столицей в Мерое существовало до 355 г. н.э.

 

[186] 186.. Зевс у эфиопов – Амон-Ра.

 

[187] 187.. Дионис – Осирис.

 

[188] 188.. Асмах (егип. “схм” – по левую руку) означает, вероятно, восточные племена, которые впоследствии переселились на юг.

 

[189] 189.. Т.е. Средиземное море.

 

[190] 190.. Насамоны пересекли Сахару в юго-западном направлении от берегов Большого Сирта, вероятно, до Тимбукту на Нигере. “Маленькие люди”, быть может, одно из племен пигмеев.

 

[191] 191.. Это, конечно, неверно.

 

[192] 192.. Это сообщение неправильно: в Египте было много женщин-жриц.

 

[193] 193.. Здесь Геродот неточен. В его время у египтян было распространено древнейшее иероглифическое письмо (для надписей), иероглифическое упрощенное письмо, иератический курсив (для деловых бумаг и писем) и, наконец, демотическое письмо (для широкого употребления). Демотическим письмом писали главным образом справа налево.

 

[194] 194.. Во многих храмах Египта жреческие должности были наследственными. Все египетские правители несли огромные расходы на содержание храмов и жрецов. Даже персидские завоеватели при Дарии I должны были признать древние привилегии храмового жречества и оказывать жрецам денежную помощь.

 

[195] 195.. Быков в Египте с древнейших времен приносили в жертву богу Солнца.

 

[196] 196.. Имеется в виду праздник Исиды, справлявшийся в Бусирисе.

 

[197] 197.. Культ Исиды был распространен среди ливийцев в области Дельты.

 

[198] 198.. Афродитой Геродот называет богиню Гатор, имя которой сохранилось в названии города Атарбехис.

 

[199] 199.. Баран считался у египтян воплощением Хнума.

 

[200] 200.. Имеется в виду праздник солнечного бога Амона и принесение в жертву священного барана.

 

[201] 201.. Алкей – отец Амфитриона и Электрион – отец Алкмены, по мифу, происходили из Египта.

 

[202] 202.. Датировка по предпоследнему египетскому царю Амасису II указывает на то, что Геродот цитирует здесь Гекатея, который посетил Египет при этом царе.

 

[203] 203.. Египтяне знали только цикл девяти богов (эннеада).

 

[204] 204.. Описание Геродота подтверждается надписью на стеле, найденной в Тире.

 

[205] 205.. Фасос, по-видимому, имя финикийского божества, храм которого Геродот посетил в Тире.

 

[206] 206.. Богом города Мендеса был Хнум. Баран у египтян был символом производительной силы. Геродот отождествляет бога Мендеса с греческим Паном потому, что тот изображался с козлиными рогами.

 

[207] 207.. Мендес, быть может, егип. Бен-нб-дд (баран).

 

[208] 208.. Геродот имеет в виду, вероятно, праздник Памилий.

 

[209] 209.. Мелампод исцелил от дионисического безумия дочерей тиринфского царя Прета и потребовал в награду за это себе и брату в жены его дочерей и часть царства.

 

[210] 210.. Некоторые формы культа Диониса греки, вероятно, заимствовали у фракийцев.

 

[211] 211.. См. выше, II 43.

 

[212] 212.. Геродот передает мнение жителей нильской Дельты.

 

[213] 213.. В Додоне почитали не определенных богов, а священный дуб. В этом историческое ядро рассказа Геродота.

 

[214] 214.. Геродот, следовательно, относит возникновение гомеровских поэм приблизительно к 850 г. до н.э.

 

[215] 215.. Имеются в виду Орфей, Мусей, Лин и Олимп.

 

[216] 216.. Здесь игра слов: голуби, по-гречески πελειάδες, а на эпирском диалекте θέλειος – старый, почтенный.

 

[217] 217.. Прорицалище в Фивах было, по-видимому, основано греческими наемниками.

 

[218] 218.. Геродот имеет в виду Панафинейские празднества с торжественной процессией, введенной при Писистрате.

 

[219] 219.. Отождествление египетских богов с греческими восходит к греческим колонистам в области Дельты. Сведениями, полученными от них, пользовался уже Гекатей, посетивший Египет при царе Амасисе.

 

[220] 220.. См. выше, II 40.

 

[221] 221.. Они оплакивали Осириса.

 

[222] 222.. Так Геродот описывает здесь праздник Осириса в Саисе.

 

[223] 223.. Речь идет о ритуальной борьбе в воспоминание эпизода из мифа об Осирисе.

 

[224] 224.. Арес – здесь египетский бог Гор.

 

[225] 225.. Этот обычай соблюдался не во всем Египте, а лишь в некоторых областях.

 

[226] 226.. Пиявки сидят на деснах зубов крокодила.

 

[227] 227.. В городе Арсиное (егип. Шелет, совр. Мединет-эль-Файюм), который греки называли Крокодилополем, крокодилы были посвящены богу Сухос.

 

[228] 228.. Так Геродот передает егип. “схм” (крокодил).

 

[229] 229.. Гиппопотам считался священным животным Осириса.

 

[230] 230.. Здесь имеются в виду не выдры, а особый род ихневмонов (“фараонова мышь” – Herpetes ichneumon).

 

[231] 231.. Лепидот – чешуйчатая рыба, вымерший вид рыб.

 

[232] 232.. По Лидделу-Скотту, s. v. Chenalopex acgyptiaca; no В. X. Дворецкому, Anas tadorna – утка-пеганка, живущая в норах.

 

[233] 233.. Феникс (егип. “бану”) – воплощение бога Амон-Ра. В христианскую эпоху феникс стал символом смерти и воскресения Христа.

 

[234] 234.. Рогатая гадюка (Vipera cerastes) – весьма опасная ядовитая змея. “Пагубные” – гомеризм (см.: Одиссея XVIII, 85).

 

[235] 235.. Т.е. Амон-Ра. Мумии этих священных змей найдены в Египте.

 

[236] 236.. По-видимому, род саранчи.

 

[237] 237.. Какие кости видел Геродот, неясно (у саранчи нет костей).

 

[238] 238.. Белый ибис (птица из семейства бекасовых) был посвящен богу мудрости Тоту, который поэтому часто изображался с головой ибиса.

 

[239] 239.. Черный ибис – это чапрак, вальдрап.

 

[240] 240.. В подлиннике стоит глагол συρμαΐζουσι от егип. “срмит” – средство от глистов.

 

[241] 241.. Егип. “клшт”, греч. χλυστήρ.

 

[242] 242.. Геродот, следовательно, не посетил виноградную область Египта в западной части Дельты на оз. Мариут.

 

[243] 243.. Имеется в виду саркофаг, на котором изображался покойник.

 

[244] 244.. Скорбная песнь о безвременной кончине Лина, которую пели на празднике в честь Лина в Греции, а в Финикии – на празднике Адониса, оплакивая его смерть.

 

[245] 245.. Здесь, по-видимому, идет речь об Осирисе, смерть которого под именем Манероса, оплакивали на празднике.

 

[246] 246.. Орфизм – религиозное движение в Греции, возникшее в VIII в. до н.э. Некоторые воззрения последователей орфизма (орфиков), например вера в переселение душ, напоминают египетские представления. Пифагорейцы – сторонники религиозно-философской секты Пифагора, как и орфики, были участниками вакхических мистерий (таинств), связанных с культом Диониса.

 

[247] 247.. Астрология в позднем Египте была очень распространена.

 

[248] 248.. В Египте было много врачей по разным специальностям. Сохранились гинекологические и хирургические папирусы и сборники рецептов.

 

[249] 249.. Имеются в виду деревянные доски с изображением процесса бальзамирования.

 

[250] 250.. Вероятно, Осириса.

 

[251] 251.. Внутренности покойника погребали в особых сосудах, но не в гробах.

 

[252] 252.. Смирна (мирра) – ароматическая камедь (смола) аравийского мирта.

 

[253] 253.. Касия (Cinnamomum iners) – ароматическое и целебное растение (дикая корица).

 

[254] 254.. Камедь (егип. “коми”) – смола растения Acacia arabica L.

 

[255] 255.. Кедровое масло при бальзамировании предохраняло внутренности от гниения до введения щелочи.

 

[256] 256.. Редьковое масло заменяет кедровое масло.

 

[257] 257.. Нильский лотос (Nymphaea lotos) – род лилии (Nymphaeaceae).

 

[258] 258.. Этот вид лилий теперь в Египте не встречается.

 

[259] 259.. Именно, жители области Дельты.

 

[260] 260.. Силликиприй (егип. “кики”) – разновидность клещевины.

 

[261] 261.. Не из-за комаров, а из-за скорпионов и змей еще и теперь египтяне спят на крышах.

 

[262] 262.. Acacia Nilotica.

 

[263] 263.. Егип. “бар-ит” (корабль).

 

[264] 264.. Или: “из Фтиотиды”, откуда ахейцы переселились в Пелопоннес.

 

[265] 265.. Сведения Геродота о египетских фараонах до эпохи эфиопских царей (715 – 663 гг. до н.э.) восходят к двум различным преданиям. Из первого предания взяты рассказы о Нитокрис (VI династия), о царях XII династии Сесострисе III и Мерисе (Аменемхет III). Второе предание является источником народных сказок о Рампсините (Рамсес III) и царях IV династии Хеопсе, Хефрене и Микерине. Геродотова хронология египетских царей не соответствует царской хронологии во фрагментах царских списков Манефона.

 

[266] 266.. Храм бога Пта в Мемфисе.

 

[267] 267.. Красное море – здесь Индийский океан, которого достиг египетский царь в походе в страну благовоний Пунт (сомалийское побережье).

 

[268] 268.. Надписи принадлежат не Сесострису III, а Рамсесу II.

 

[269] 269.. Геродот путает царя Сесостриса с царем Псамметихом I, который воевал со скифами и фракийцами в Палестине, но никогда не вторгался в Скифию.

 

[270] 270.. На р. Фермодонте греки, по преданию, разбили амазонок и затем привезли их в скифские степи (совр. Дон).

 

[271] 271.. Имеется в виду наскальный рельеф в Сипиле и Кара-Бель в области Смирны (сов. Измир) с изображением бога в виде воина. Он принадлежит, однако, не египтянам, а хеттам.

 

[272] 272.. Хеттский рельеф в Сипиле изображал царя с супругой и сыновьями, попирающими распростертого на земле врага. Осведомитель Геродота сочинил, быть может, на этом основании рассказ, переданный Геродотом.

 

[273] 273.. Это неверно: лошади и боевые колесницы впервые ввели вожди семитских племен гиксосы, которые властвовали над частью Египта в 1670 – 1570 гг. до н.э.

 

[274] 274.. Каналы служили в Египте для орошения полей, а не для снабжения питьевой водой.

 

[275] 275.. Во времена Геродота в Египте существовал земельный кадастр. Налоги собирались с каждого участка соответственно его урожайности натурой, так как денег не было в обращении. После завоевания Египта персидские сатрапы (особенно Арианд) стали чеканить огромное количество серебряной монеты и, пользуясь высоким курсом серебра, скупали все продукты, добываемые в стране.

 

[276] 276.. Гномон (солнечные часы) – вертикальный штифт, отбрасывающий тень на вогнутую поверхность (πόλος – модель небесного свода). Гномон и полос, по преданию, были вывезены в Грецию из Вавилона Анаксимандром Милетским (около 547 г. до н.э.). Двенадцать делений дня – часы дневные.

 

[277] 277.. Имеются в виду две 13-метровые статуи, лежащие у Мит-Рахине. Одна из них в 1954 г. перевезена в Каир.

 

[278] 278.. Финикияне имели в Мемфисе свое поселение с храмом богини Иштар.

 

[279] 279.. Храмовые рабы носили особые знаки и считались неприкосновенными.

 

[280] 280.. Илиада VI. 289 (перев. Н. И. Гнедича).

 

[281] 281.. Одиссея IV. 228 (перев. В. А. Жуковского).

 

[282] 282.. Одиссея IV, 351 (перев. В. А. Жуковского).

 

[283] 283.. В “Киприях” рассказывалось о предыстории Троянской войны (эти поэмы до нас не дошли).

 

[284] 284.. Здесь Геродот объясняет исторические события карой, ниспосланной богами, или в пределах человеческих отношений цепью обид Tdiwrai и возмездии trseir. В конечном счете руководят событиями боги, которые пользуются людьми как орудиями, но могут обойтись и без них (ср.: А. И. Доватур. Стиль, с. 111).

 

[285] 285.. Имеются в виду сооружения Рамсеса II в храме Пта в Мемфисе. Там находились две колоссальные статуи царя, которые во времена Геродота еще стояли.

 

[286] 286.. В Египте обычно трупы казненных выставляли на столбах на стене.

 

[287] 287.. Очевидно, сторожа были чужеземцы-наемники; египтяне брили себе головы и бороды.

 

[288] 288.. Египетская сказка о нисхождении в царство мертвых.

 

[289] 289.. Деметра (в Дельте – Исида) – здесь, вероятно, Гатор, почитавшаяся в Фивах как владычица мертвых. Царство мертвых по-египетски называлось “аментет” (западная страна), так как египтяне погребали покойников к западу от Нила.

 

[290] 290.. По верованию египтян, умерший царь соединялся с Осирисом, смерти и воскресению которого был посвящен особый праздник в Египте.

 

[291] 291.. Очевидно, бог мертвых Анубис (егип. Ануп), изображавшийся с песьей головой, который провожал покойника в царство мертвых.

 

[292] 292.. Исида и Осирис.

 

[293] 293.. Геродот путает хронологию Египта: Рампсинит (Рамсес II) – царь XIX династии (1345 – 1200 гг. до н.э.), а Хеопс – IV династии (2600 – 2480 гг. до н.э.).

 

[294] 294.. По-видимому, этот царь сократил доходы жрецов, и поэтому жреческое предание считало его тираном-нечестивцем.

 

[295] 295.. Геродот, вероятно, неправильно понял своего осведомителя. Имеется, видимо, в виду канал, по которому доставлялись стройматериалы к месту сооружения пирамиды. Три месяца работ, указанные Геродотом, – время разлива Нила, когда сельскохозяйственные рабочие привлекались на строительство государственных сооружений (каналов и пирамид).

 

[296] 296.. Это, конечно, очень заниженная цифра расходов, которая даже отдаленно не соответствует стоимости этого грандиозного сооружения.

 

[297] 297.. Хеопс (Хуфу) царствовал только 24 года. Ему наследовал брат Дедефра, после которого вступил на престол сын Хеопса Хефрен.

 

[298] 298.. Имеется в виду статуя богини неба Гатор, которую изображали в виде коровы. Геродот путает ее со статуей Исиды (в саисском храме).

 

[299] 299.. Не обнаженные, а в тесно прилегающих одеждах.

 

[300] 300.. На празднике Осириса.

 

[301] 301.. Позднейшая легенда анахронистически связывает Микерина с оракулом в Буто.

 

[302] 302.. Размеры, приводимые Геродотом, не соответствуют действительности. Эфиопский камень – гранит.

 

[303] 303.. Эсоп был обвинен в краже из храма в Дельфах и низвергнут со скалы. За его убиение дельфийцы должны были заплатить денежную пеню.

 

[304] 304.. В такой форме отливались тогда металлические бруски (до введения чеканной монеты, заимствованной из Лидии, ими пользовались как деньгами).

 

[305] 305.. Храма Аполлона.

 

[306] 306.. Асихис (егип. Шепсес-каф, ок. 2480 г. до н.э.) оставил гробницу в виде кирпичной мастабы (четырехугольной формы гробница).

 

[307] 307.. Геродот делает здесь скачок от конца IV династии (ок. 2480 г. до н.э.) к началу эфиопского владычества в Египте (ок. 715 г. до н.э.).

 

[308] 308.. Эфиопские цари официально правили в Египте с 715 по 655 г. до н.э. После мирного соглашения они передали должность верховной жрицы Амуна в Фивах, последнюю опору их власти в Верхнем Египте, дочери Псамметиха, властителя области Дельты, и удалились из Египта.

 

[309] 309.. Геродот рассказывает здесь сказку, отражающую исторические события: войны эфиопских царей Египта с ассирийцами (671 – 653 гг. до н.э.).

 

[310] 310.. Имеются в виду ливийские наемники.

 

[311] 311.. Это были свободные от налогов земельные участки, которые египетские (эфиопские) цари отдали ливийским наемникам в награду за службу.

 

[312] 312.. Именно, в храм бога Пта.

 

[313] 313.. Мышь была у семитов символом чумы.

 

[314] 314.. Геродот неправильно относит здесь к этому царю статую бога Гора с его священным животным – мышью.

 

[315] 315.. Гекатей Милетский посетил Египет в царствование Амасиса II (569 – 526 гг. до н.э.).

 

[316] 316.. Егип. “пи-роми” – человек, т.е. доблестный человек (греч. χαλὸς χἀγαθός). Египтяне считали только себя пи-роми, другие народы, по их мнению, не заслуживали этого названия.

 

[317] 317.. У египтян существовал цикл не из 8, а из 9 богов.

 

[318] 318.. См. выше, II 43.

 

[319] 319.. См. выше, II 43 – 49

 

[320] 320.. Имеются в виду местные царьки области Дельты. Число 12 – неверно.

 

[321] 321.. Геродот принимает маленькие пристройки времен саисских царей (663 – 525 гг. до н.э.) за главное здание – заупокойный храм царя Аменемхета III (1840 – 792 гг. до н.э.).

 

[322] 322.. Храмы Артемиды в Эфесе и Геры на Самосе.

 

[323] 323.. Кирпичная пирамида в Хаваре с заупокойным храмом, который Геродот называет лабиринтом.

 

[324] 324.. Крытый проход, ведущий из храма в пирамиду.

 

[325] 325.. Статуя Аменемхета III.

 

[326] 326.. Т.е. он устранил областных царьков.

 

[327] 327.. Это драма Эсхила не сохранилась.

 

[328] 328.. Эта цифра неверна.

 

[329] 329.. Псамметих II.

 

[330] 330.. Области в западной части Дельты.

 

[331] 331.. Области в восточной части Дельты.

 

[332] 332.. Гробница Осириса в храме богини Нейт.

 

[333] 333.. Священное озеро, на берегу которого стояла священная пальма.

 

[334] 334.. Сюжетом мистериальных представлений в честь Осириса было убийство Осириса Сетом и воскресение бога.

 

[335] 335.. Навкратис был основан, вероятно, при Неко или Псамметихе. При Амасисе город достиг уже расцвета.

 

[336] 336.. Египет был главным экспортером квасцов, которыми пропитывались деревянные доски при постройке храмов.

 

[337] 337.. Египетские врачи славились в то время. Как показывают папирусы, медицина в Египте достигла высокого уровня.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных