Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация Временного Высшего Церковного Управления за границей




19 ноября 1920г. под предводительством генерала Врангеля в Константинополь прибыло около 150000 человек, в их числе был митрополит Антоний (Храповицкий). Владыка, глубоко почитавший Греческую Православную Церковь, первоначально считал, что деятельность русского Временного Высшего Церковного Управления (ВВЦУ) за границей следует прекратить, а духовное окормление беженцев должны взять на себя Константинопольская и другие Поместные Церкви. «Однако, узнав о намерении генерала Врангеля сохранить армию для возобновления борьбы с большеви­ками, Антоний пришел к убеждению о необходимости сохранить российскую зарубежную церковную организацию»[30]. Конечно, он рассчитывал сделать это только с благословения тех Поместных Церквей, в пределах которых находилась эмиграция. Первое заседание ВВЦУ за границей под председательством высокопреосвященного Антония состоялось 19 ноября 1920г. в стамбульском порту на пароходе «Великий князь Александр Михайлович». ВВЦУ поручило митрополиту Антонию и епископу Вениамину (Федченкову) выяснить канонический статус русской эмиграции у Местоблюстителя Константинопольского Патриаршего престола митрополита Прусийского Дорофея. Грамотой Вселенской Патриархии 2 декабря 1920г. русские архиереи - беженцы получили разрешение об­разовать для пастырского обслужи­вания населения, для надзора и руко­водства общецерковной жизнью русских колоний в пределах православных стран временную комиссию под высшим управлением Вселенской Патриархии. Комиссия получила название Временного высшего церковного управления за границей (ВВЦУЗ). Одним из оснований для существования ВВЦУЗ явилось «39-е правило VI Вселенского собора, предусматривающее права Кипрского епископа Иоанна на церковное управление своим народом, покинувшего когда – то Кипр «купно со своим народом» по причине варварского нашествия и дабы освободиться от языческого рабства» и поселившегося в Геллеспонтской области, находившейся в каноническом ведении Константинопольской Патриархии»[31].

В феврале 1921г. ВВЦУЗ под председательством митрополита Антония, воспользовавшись приглашением Сербского Патриарха Димитрия, переехало в Сербию, 31 августа 1921г. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви постановил принять ВВЦУЗ под свою защиту с сохранением ее самостоятельной юрисдикции над русскими беженцами.

В этом же году с 21 ноября по 2 декабря в городе Сремские Карловцы, с согласия Сербского Патриарха Димитрия, состоялось Общее собрание представителей Русской заграничной Церкви, позже переименованное в Русский всезаграничный церковный Собор. Председателем, которого был избран митрополит Антоний (Храповицкий), он же являлся и председателем отдела Высшего и окружного церковного управления. Собор высказался за восстановление в России монархии царствующего Дома Романовых, а также обратился к мировым державам с призывом не признавать власти большевиков в России и помочь Белому движению продолжать с ними вооруженную борьбу. Часть членов Собора возражала против этого решения ввиду его политического характера. Однако же митрополит Антоний считал, что вопрос о форме государственного управления является не политическим, а церковным. От имени Собора было составлено обращение к Генуэзской конференции, в котором он также обратился к мировым державам с призывом не признавать власти большевиков. Для советской России эта конференция имела огромное значение, большевики рассчитывали прорвать кольцо дипломатической блокады, добиться признания европейских государств. К сожалению, митрополит Антоний не учел реального положения Русской Православной Церкви в СССР. Но, так или иначе, определение всезаграничного собора вызвало первые разногласия Русской Церкви за границей с Московским Патриархатом, да и в самой зарубежной церковной среде. Все это положило начало будущему расколу.

Собор 1921г. образовал Высшее церковное управление за границей (ВЦУЗ), которое должно было состоять из наместника Всероссийского Патриарха, архиерейского Синода и Церковного совета. Звание наместника решено было предоставить митрополиту Антонию, но он не согласился принять его без получения соответствующего определения высшей церковной власти в Москве и именовал себя председателем ВЦУЗ.

Но 5 мая 1922г. постановлением святителя Тихона, Патриарха Московского, Священного Синода и Высшего Церковного Совета (ВЦС) Высшее церковное управление за границей было упразд­нено. Карловацкий Собор был признан не имеющим канонической силы, а его послание о восстановлении ди­настии Романовых и обращение к Генуэзской конференции - не выражающими позиции Русской Православной Церкви. Дело в том, что в России шла кампания по изъятию церковных ценностей, за которой последовал всплеск жестоких репрессий против Церкви. За два года 1922-1923 духовенства было уничтожено столько же, сколько за всю Гражданскую войну. «Патриарх, безусловно, видел, что русская церковная эмиграция, во всяком случае, в лице ВЦУ, не намерена считаться с той ситуацией, в которой пребывает Церковь здесь…»[32]. Святейший Патриарх Тихон требовал, чтобы управление всеми русскими заграничными приходами принял на себя митрополит Евлогий (Георгиевский) и поручил ему разработать порядок управления ими.

Сначала митрополит Антоний решил подчиниться указу Патриарха, но большая часть членов ВЦУЗ склонялась к тому, чтобы не исполнять воли высшей церковной власти. Митрополит Евлогий исполнил волю святителя Тихона Патриарха Московского и всея Руси лишь частично, разработав порядок управления зарубежными приходами. Но не возглавил их. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), собравшийся 2 сентября 1922г. в Сремских Карловцах, формально исполнил волю Патриарха Тихона и вынес решение об упразднении ВЦУЗ, но вместо него учредил Временный Священный Архиерейский Синод РПЦЗ, которому были переданы права и полномочия ВЦУЗ. Архиерейский Синод возглавил митрополит Антоний (Храповицкий) как старейший иерарх. Но часть иерархии желала, чтобы их возглавил митрополит Евлогий (Георгиевский), все с большей силой назревал раскол.

Понимая тяжесть сложившейся ситуации, и не желая усложнять дело церковного управления, митрополит Антоний в канун Рождества Христова 1922г. решил оставить активную церковную деятельность. «Тогда митрополит Антоний, не желая быть «камнем преткновения» на пути к мирному разрешению назревавшего раскола, решил удалиться на Св. Афон и там принять схиму»[33]. Но Кинот Святой горы не дал на это согласие в связи с протестом нескольких афонских монастырей.

Болезненно воспринимая все, что происходило в России: арест Патриарха, захват власти обновленцами, Синод Зарубежной Церкви обратился ко всем главам Православных Церквей с призывом не допустить расправы над Патриархом Тихоном и заявлением, что обновленцы это еретики, отступники, и Православным Церквям не надлежит иметь с ними ни какого дела.

31 мая 1923г. в Сремских Карловцах состоялся Архиерейский Собор РПЦЗ, задачей которого была организация высшей церковной власти в диаспоре. Митрополит Евлогий представил свой проект управления Церкви за границей. Но Собор не принял этого проекта, не смотря на то, что Патриарх признал власть лишь за митрополитом Евлогием. Назрел раскол, и в знак протеста высокопреосвященный Евлогий покинул собор. Высшим органом управления был провозглашен ежегодный Архиерейский Собор, председателем был избран высокопреосвященный Антоний митрополит Киевский. В межсоборное время общецерковное управление должен был осуществлять Архиерейский Синод, также возглавляемый им. В окормлении Синода должны были находится русские церкви на Балканах, на Ближнем и Дальнем Востоке, а русские церкви в Западной Европе и Америке должны были образовать автономные митрополичьи округа, возглавляемые соответственно митрополитами Евлогием (Георгиевским) и Платоном (Рождественским), имеющими на то указы Святейшего Патриарха Тихона. Но митрополичий округ митрополита Евлогия не подчинился Зарубежному Синоду, а подчинился лишь Патриарху.

Митрополит Антоний неоднократно выражал письменные протесты против вмешательства Константинопольской Патриархии в дела Русской Православной Церкви, в том числе на Архиерейском Соборе 16 октября 1924г., в связи с признанием Константинопольской Патриархией обновленческого Синода высшим церковным управлением в России. Он осуждал также стремление Константинопольского Патриарха подчинить диаспору Русской Церкви своей юрисдикции.

С апреля по октябрь 1924г. митрополит Антоний путешествовал по святым местам православного Востока. Посетил Александрию, где встречался с Патриархом Фотием, и Иерусалим, где встретился с Патриархом Дамианом. Митрополит «также посетил Патриарха Антиохийского Григория, который совместно с митрополитом Тригюлийским Александром (впосл. Патриарх Антиохийский) финансировал издание написанного к этому времени Антонием «Опыта христианского православного катехизиса»»[34].

В июне 1925г. по приглашению Архиепископа Кентерберийского Рэпделла Дэвидсона вместе с представителями Поместных Православных Церквей митрополит Антоний принял участие в торжествах в Лондоне, посвященных 1600-летию I Вселенского Собора. В октябре - ноябре по приглашению священноначалия Румынской Православной Церкви посетил Румынию и участвовал в интронизации Блаженнейшего Патриарха Мирона.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных