Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пастырское богословие




Из многогранного, обширного наследия митрополита Антония (Храповицкого) необходимо выделить его творения, посвященные пастырству.

За многие годы преподавательской деятельности владыка Антоний создал обширный курс пастырского богословия. Во втором томе Полного собрания сочинений помещены семь лекций владыки, к сожалению, 25-30 лекций остались ненапечатанными, и оказались утерянными. Все же в этих семи лекциях установлены основные положения его пастырского богословия. Важно упомянуть, что идеи митрополита Антония в области пастырского богословия удостоились одобрительного отзыва святителя Феофана, Вышенского затворника.

Для уяснения позиции митрополита Антония в области пастырского богословия воспользуемся следующими его трудами: «Пастырское богословие», впервые напечатанное в 1896г. в журнале «Православный собеседник», «Исповедь», написанную в 1919г. в городе Бучаче и статьей «Правилен ли взгляд на церковную проповедь, как только на передачу учения Церкви?», вышедшей впервые в журнале «Руководство для сельских пастырей» в 1887г.

Науку пастырства в книге «Пастырское богословие» владыка Антоний определяет так: «Предметом Пастырского Богословия служит изъяснение жизни и деятельности пастыря, как служителя совершаемого благодатию Божиею духовного возрождения людей и руководителя их к духовному совершенству»[44]. Митрополит, излагая свое учение, пишет, что пастырское служение это не что - то составное и разнородное, а наоборот единая цельная, внутренняя настроенность священнослужителя. Она заключается в даре любви, который должен быть внутренним, целостным подвигом, а не суммой разнородных полномочий.

Пастырское богословие, как отдельная наука, в России XIXв. только начинала развиваться, не все считали ее существование необходимым, т.к. область ее деятельности многим была не понятна. Владыка Антоний определил границы ее деятельности так: «Святые отцы представляли свое пастырское самосознание как единое цельное настроение... Это настроение всецелого посвящения себя Богу и спасению ближних не рассматривается ни в одной богословской науке, а между тем по своим исключительным качествам и условиям развития подлежит тщательному изучению на основании Библии, предания и опыта. Изучением этим и занимается наша наука…»[45]. Предметом науки пастырского богословия митрополит видел точнейшее определение настроенности пастыря и описание законов ее развития и воздействия на жизнь прихода.

Высокопреосвященный Антоний оставался верным себе, уделял огромное значение в деле пастыря сострадательной любви: «Пастырю дается благодатная, сострадательная любою к пастве, обусловливающая собой способность переживать в себе скорбь борьбы и радость о нравственном совершен­ствовании своих пасомых, способность чревоболеть о них, как апостол Павел или Иоанн»[46]. По митрополиту Антонию такое настроение - постепенно проявляющееся предвкушение царства небесного и скорбь о своей греховности, духовная борьба. Христианин переживает такое настроение за свою собственную душу, пастырь за свою паству, ведь он носит в своей душе все то, чем нравственно живут его пасомые. Подвиг сострадающей любви определяет собой сущность пастырства. У священника как бы исчезает личное «я» и заменяется на «мы». В этом задача его деятельности.

Владыка писал, что пастырская проповедь в Священном Писании представляется как сила, которая действует независимо от внутреннего настроения говорящего, а вот влияние пастыря на пасомых зависит от степени его преданности своему призванию. Поэтому силой, влияющей на волю, является в пастыре дух пастырской любви, ревности, выражающиеся в проповеди слова Божьего и его деятельности. Цель пастырства это содействие постепенному уничтожению разделенности людей, воссозданию их единства по образу Пресвятой Троицы. «Задача пастырей заключается в том, чтобы служить постепенному богоуподблению людей или, как говорит св. Иоанн Златоуст, делать людей богами».[47]

Высокопреосвященный Антоний считал, что образ совершенного пастыря складывается из следующих элементов: знание божественного учения и церковных установлений со стороны духовного врачевства, знание человека в борьбе между добром и злом, способность к сострадательной любви и знание общественных и научных заблуждений со стороны их влияния на нравственную жизнь человека.

Митрополит указывал, что один из основных вопросов пастырского богословия состоит в следующем: из каких элементов состоит духовная, благодатная жизнь? Он считал, что из двух начал: самоотречения и любви.

Владыка утверждал, что влияние на нравственную жизнь ближних возможно только в Церкви и доступно только для лиц, получивших особые благодатные полномочия, т.е. священников.

Несомненно, влияние пастыря на души своих подопечных в полной мере не возможно без Исповеди. Об этом писал митрополит Антоний, как православный богослов. «Исповедь, совершаемая служителем Христа, есть такое дело, которое, в определенном смысле, должно сопровождать все его отношения с верующими»[48]. В своей книге «Исповедь» митрополит описывает как духовнику создать в душах кающихся настроение покаяния, веры и надежды для того чтобы Исповедь стала наиболее плодотворной. Он пишет как священнику приобрести духовную мудрость, предлагая конкретные советы. Так митрополит предлагает читать ежедневно Священное Писание как Нового, так и Ветхого Завета, творения Святых Отцов. Приведем один из его советов дословно: «Читай многое, но знай, что все-таки главное средство научения есть внимание себе, поверка жизни собственной души, благоговейная молитва и сострадательное, исполненное любви наблюдение над душами окружающих тебя, твоей паствы, твоей семьи, твоих знакомых»[49]. В различных главах своей книги он предлагает приемы врачевания духовных недугов и страстей. Например, в главе «Недуги воли и сердца. Гнев» для борьбы с гневом митрополит предлагает для начала осознать себя страдающим этой страстью, нуждающимся в исцелении. «Разумеется, главное средство – молиться о сем утром и вечером, а также каждый раз, когда встречаешься с человеком, на которого ты привык раздражаться»[50].

В своей пастырской деятельности владыка Антоний обращал особое внимание на проповедь, как могучее средство пастырского воздействия. В статье «Правилен ли взгляд на церковную проповедь, как только на передачу учения Церкви?» он пишет: «Христианская проповедь никогда не была лишь объективной передачей догматов и заповедей помимо внутреннего участия души про­поведника; напротив, не столько самая материя поучения, сколько состояние слушателей было центром внимания учителя. Такова была, прежде всего, проповедь Христа Спа­сителя. Он не излагал какое-либо учение, но поучал, убеждал, действовал не только убедительностью Своего учения, но личною Своею любовью к людям, личною Своею убежденностью»[51]. Указывая далее на гомилетические принципы святителей Амвросия Медиоланского, Иоанна Златоуста и особенно Григория Двоеслова, митрополит Антоний отмечает, что «теоретический характер святоотеческой проповеди» выходит «из практических требований» их эпохи. Нужно больше обращаться к жизни, больше стараться о привлечении людей к истинному христианству, а не о полном совершенстве, отводя догматам лишь небольшие места в проповеди.

Говоря о самых принципах проповеднической деятельности, митрополит Антоний отмечал, что в проповедничестве не следует упускать из виду двух существенных сторон: самого пастыря и слушателей. По отношению к проповедующему оно должно быть свободным излиянием его религиозно-нравственного содержания его мыслей, чувств и желаний. Все, что он говорит в проповеди, божественное учение, которое он излагает, должно пройти предварительно через его душу. Три четверти действенности слова зависят от настроения духа пастыря. По отношению к слушателям проповедь есть созидание спасения в сердцах их. Главное чтобы удалось пробудить деятельное религиозное чувство в людях, а через его постоянное развитие легко будет со временем вытеснить и внешние пороки. Важнейшей стороной проповедничества является понимание духовных нужд паствы, умение предлагать наставления, в которых она больше нуждается.

Сам владыка Антоний в течение всей своей жизни следовал этим принципам проповеднической деятельности. Результатом духовной деятельности владыки Антония было то, что к 1908г., когда владыке Антонию было всего лишь 45 лет, в России из его учеников и пострижеников было 2 архиепископа, 35 епископов и множество иноков в священном сане.

Свое пастырское богословие митрополит Антоний строил, исходя из определения пастырства как «пути любви», имеющей примером любовь Божественную, а в благодати Священства усматривал «дар сострадающей любви» по образу любви Христа к падшему человеку. Возможно, что в трудах по пастырскому богословию он недостаточное внимание уделял Таинствам и молитве как основам духовной жизни и деятельности пастыря.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных