Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Митрополит Антоний о Ф.М. Достоевском




Самое сильное впечатление из литературныхписателей на митрополита Антония произвел Ф.М. Достоевский, творчество которого оказало на него глубокое влияние. В юности он познакомился с трудами великого писателя и восхищался ими. «Алеша сразу понял Достоевского, и не было предела его восторгам при выступлениях Достоевского на литературных вечерах»[52].

Митрополит Антоний является, вероятно, лучшим истолкователем творений великого русского писателя. Основной темой творений Достоевского, по митрополитуАнтонию, была христианская истина, бытие Божье, как праведного управителя человеческой жизни.

Гениальность писателя он усматривал в том, что Федор Михайлович сумел показать процессы, происходящие в душе человека грешника и человека кающегося, в том, что он лучше других описал постепенность роковых колебаний, роковых падений и благодатного возрождения человеческого духа, освобождения из рабства греха, неверия и злобы. Митрополит утверждал, что проникновение читателя в творения Достоевского успокаивает души надеждой на неистощимое милосердие Божье и возможность нравственного возрождения человека. Достоевский для митрополита Антония - не только учитель жизни, но и пастырства. Этой теме он посвятил свою «внеклассную лекцию» для студентов Московской Духовной академии: «Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям Ф.М. Достоевского».

Истолковывая творчество Ф.М. Достоевского, владыка писал, что любовь к человеку была основным свойством писателя. Также, владыка утверждал, что Православие, славянство и русского царя писатель любил потому, что считал эти начала необходимыми для нравственного возрождения человека. Это характеризует и самого митрополита, который был архиереем, вероятно потому, что он с детских лет свободно предал свою душу Христу и ревностно и много работал над проповедью нравственного возрождения человечества. Неоднократно владыка использовал идеи Достоевского в своих догматических творениях и в пастырском богословии, создав для них совершенно новое направление в науке.

Первую работу о Достоевском «В день памяти Достоевского» владыка Антоний, тогда еще доцент Санкт-Петербургской Духовной академии, опубликовал в 1888г. в журнале «Русское дело». В годы ректорства в Московской Духовной академии, он уделил внимание творчеству великого писателя в статье «Пастырское изуче­ние людей и жизни по сочинениям Ф.М. Достоевского». Эта статья была напечатана в «Богословском Вестнике» в 1893г., а затем и в дополнении ко второму тому «Полного собрания сочинений». В ней митрополит Антоний так характеризует творчество Федора Михайловича: «Достоевский раскрывает в своих сочинениях стройное и весьма полное миросозерцание: все разнообразнейшиечастности жизни и мысли, нескончаемой вереницей проходящие перед его читателем, проникнутыодной нравственной идеею. В начертании бесчисленных типов из самых разнообразных областей общественного быта - от схимника до социалиста, от младенцев и философов до преклонных старцев, от богомолок до блудниц - Достоевский не пропускает ни одной картины, ни одной, можно сказать, строки, не привязанной так или иначе к своей идее»[53].

Митрополит видел в Достоевском психолога. Интересен взгляд владыки на основную идею творчества Достоевского с пастырской точки зрения. «Возрождение - вот о чем писал Достоевский во всех своих повестях: покаяние и возрождение, грехопадение и исправление, а если нет, то ожесточенное самоубийство; только около этих настроений вращается вся жизнь всех его героев, и лишь с этой точки зрения интересуется сам автор различными богословскими и социальными вопросами…»[54].

В своих пастырских исследованиях о Федоре Михайловиче владыка Антоний пишет, что перед Достоевским была раскрыта мудрость Домостроительства, что он питал непоколебимую надежду, что не только в жизни будущей, но и во временной, наступит общее возрождение, подобное принесенному христианством в первом веке. «В творениях писателя Антоний, с точки зрения «пастырского богословия», видит изобильный материал для такого подвига, который он называет «служением возрождения», считая, что именно в них можно найти ясные ответы на такие вопросы: каков должен быть возрождающий? кто может содействовать возрождению? как происходит уподобление одной нравственной воли другой?»[55]

После революции и крушения Добровольческой армии владыкаАнтоний на Балканах,издал свою книгу «Словарьк творениям Достоевского», которую он написал, находясь в своем заточении в монастыре в Бучаче. В этой книге автор указывает на то, что пророчества Достоевского о революции осуществились в полной мере, что русское общество пришло в отчаяние, осознав, что бескровной революции не получилось, когда кровь потекла рекой по русской земле. «Прежнее ликующее настроение сменилось унынием; к бесчисленным убийствам или казням присоединились многочисленные самоубийства и умопомешательства»[56]. Владыка ставил вопрос: окончательно ли погибла Святая Русь. А ответ он предлал искать в творениях предсказателя бед России Достоевского. «Должно спросить того мыслителя, который так верно предсказал то, что совершилось. Мы не хотели тогда ему верить. Поверим же теперь и найдем путь к общему возрождению»[57]. В «Словарек творениям Достоевского» владыка желал видеть нравственно-патриотический катехизис русского человека. «Мой «Словарь к Достоевскому» - не столько для народа, сколько для интеллигенции, ибо она сделала революцию, и хотя горько в ней кается, но главная задержка наша в когтях анархии зависит не от народа, а от той же интеллигенции»[58]. Митрополит предлагает вникнуть в историческую правду русского понимания жизни, чтобы возродить Россию. Для этого, он утверждает, нам нужен Достоевский, его идеи и наблюдения.

Находясь в Сремских Карловцах с 1929г. по 1934г., митрополит Антоний поместил в газете «Царский Вестник» 13 статей о Достоевском. В этих статьях иерарх анализирует творчество писателя и высказывает надежды на возрождение России.

Не может не удивлять, как глубоко проник в суть творений Достоевского владыка Антоний. Без сомнения, приведенные в его книге мысли великого писателя являются идеалами и для него самого.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных