Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Критика В.С. Соловьева




Церковно-апологетическая деятельность митрополита Антония начинала развиваться в ту эпоху, когда в России высоким авторитетом пользовались сочинения В.С. Соловьева и Л.Н. Толстого. Естественно, полемике с ними он посвятил немало страниц.

Владыка Антоний внимательно следил за В.С. Соловьевым еще с гимназических лет. По поводу его лекций о богочеловечестве, Владыка говорил: «Его чтения о богочеловечестве, которые нашими невежественными критиками признавались самыми ценными и оригинальными творениями, являются почти полным плагиатом с немецкого философа Шеллинга»[59].

В Полном собрании сочинений владыки Антония помещены две статьи, посвященные В.С. Соловьеву, «Подделки В.С. Соловьева» и «Ложный пророк». В них митрополит защищает Православную Церковь от лжеучения философа. В первой статье подвергает критическому разбору выдвинутое В.С. Соловьевым положение о том, что истинное христианство это ни догмат, ни иерархия, ни богослужение, ни мораль, а животворящий дух Христов, который воплощен в религиозных формах и учреждениях, образующих земную церковь. Владыка на это возражает: «До сих пор читатель ценил Евангелие, как учение высшей правды, как слово «духа и жизни» (Ин. 6, 63), и вдруг оно низводится в разряд обычных, чисто условных систем общественно-государственной организации! Заводится речь о какой-то христианской политике, и мысль о совершенной неприменимости к христианству неизбежных компромиссов всякого рода политики определяется как явный абсурд»[60].

Встатье «Ложный пророк» владыка Антоний писал о личности философа: «Я видался много раз с В. С. Соловьевым от 1886 до 1895 года, да и после, до самой его смерти, не прерывал знакомства с ним. Это был высоко одаренный человек с разнообразными познаниями, с недюжинным талантом поэтическим и с крупным талантом философским. Но он вовсе не был аскетом и вовсе не был человеком искренним. Слишком ранняя знаменитость - с 23 лет от роду - нравственно извратила его точно так же, как и нескольких близких мне духовных лиц, семейных и монашествующих»[61]. Митрополит описывает нравственное падение философа, очевидцем которого он был, а причину этого падения и метания от одного учения к другому он видел в тщеславии и чувственности Соловьева.

B.C. Соловьев несколько раз посещал владыку Антония в Московской Духовной академии. Далее, всем известно, он перешел на сторону католиков, сам принял католичество и стал защищать идеи, совершенно чуждые владыке Антонию. В итоге своим учением он создал зародыш того, из чего впоследствии выросло уже в эмиграции так называемое Софианство.

Подвергая критике В.С. Соловьева, владыка указывал на то, что он оскорбительно и несправедливо определяет сущность Православия только как «привязанность к старине». Тем не менее, митрополит Антоний похвально отзывается о книге В.С. Соловьева «Оправдание добра», «где автор сообщает науке собственные, весьма свежие философские интуиции и дает блестящие характеристики целым философским направлениям, целым эпохам и культурам»[62].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных