Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Критика учения Л.Н. Толстого




Митрополит Антоний (Храповицкий) был лично знаком с Л.Н. Толстым. На протяжении нескольких лет он изучал и давал критический анализ его трудам. «Собственно Л.Н. Толстой стал предметом критики Антония уже в статье «О народных рассказах Толстого» (1886) и в его магистерской диссертации (1887), а затем в речи «Нравственная идея догмата о Пресвятой Троице» (1892), где он типологически сближает писателя с тюбингенской школой богословия, делающей крайние выводы из учения Канта. К идеям и личности Л.Н. Толстого митрополит Антоний и впоследствии обращался неоднократно»[63].

В связи с критикой учения Толстого митрополитом Антонием были написаны следующие статьи. В 1886г. в журнале «Русское дело» опубликована статья «О народных рассказах Толстого»; в 1888г. - «Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого» - в «Церковном Вестнике»; в 1889г. в том же журнале - «Беседы о православном понимании жизни и его превосходстве над учением Л. Толстого»; в 1895г. в «Богословском Вестнике» - «Две крайности - паписты и толстовцы», в Казани в журнале «Православный собеседник» - «Нравственное учение в сочинении Толстого «Царствие Божие внутри нас» пред судом учения Христова».

Из этих работ наиболее интересна «Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого», она обличает заблуждения Толстого, и излагает его понимание Священного Евангелия. В этой работе показан особый метод борьбы с врагами Православия для раскрытия его положительной стороны. «Не мудрена система переделанного Евангелия (Толстого), ее так же просто опровергнуть, как и многие другие заблуждения, но все они будут страшно заманчивы и заразительны, пока истина, пока Православие будет существовать только в книгах да в проповедях, а осуществляться лишь в деревенской глуши да в пустынях Валаама или Афона»[64].

Опровергая заблуждения Л.Н. Толстого, митрополит Антоний, тем не менее, относился к нему с большим вниманием. Т.к. считал, «что различные течения общественного развития, выясняющие христианство только с одной стороны, не только не гибельны, но, напротив, содействуют к усвоению истины во всех частностях, лишь бы ее уяснители поняли, что у них есть только часть истины»[65]. Владыка подробно изучил Толстого и сравнил его учение с учением Церкви о Боге Отце, Христе Спасителе, Святом Духе и заповедях Господних. Митрополит показал, что основное отличие учения Церкви от учения Толстого заключается в том, что заповеди Церкви имеют духовный, внутренний характер, а у Толстого они сведены к внешним поступкам и являются не религиозными, а социальными правилами. Т.о, по митрополиту Антонию Толстой оказался хулителем нашей веры, т.к. свел свои правила к социальным положениям. В заслугу Толстому владыка Антоний ставил то, что он подробно ознакомился с учением Спасителя. Ценя великого писателя за его ревность об исправлении общественных нравов, но в то же время защищая духовенство от несправедливых нападок Толстого, владыка Антоний писал, что Толстой является преступным клеветником, поскольку, объявлял духовенство лицемерами, поддерживающими суеверие ради государственных целей. Владыка Антоний критиковал его учение о непротивлении злу насилием: «по Толстому, нравственный закон строго индивидуален: если человек не нарушил его пяти заповедей, то он свят, безгрешен. Пусть вокруг него растлевают детей, режут стариков, учат воровству и обманам юношей… А христианин говорит со апостолом: «кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто не соблазняется за кого бы я не воспламенялся» (2 Кор. XI, 29). Он признает себя связанным с жизнью всех, а безучастное отношение к нравственному злу считает для себя более предосудительным, чем противление силой»[66].

Согласно разъяснениям владыки Антония, изложенным в целом ряде его статей, посвященных критике Толстовского учения, - сущность его мировоззрения заключалась в пан­теизме, отрицавшем свободу воли человека, следовательно, и существенную разницу между добром и злом. Не смотря на все уклонения Толстого от православного учения, митрополит Антоний признавал его талант и ценил его стремление привить утерянные моральные ценности российскому обществу.

3.6 Церковно–практические труды

Разбирая творения великого ученого, богослова митрополита Антония, необходимо особое внимание уделить его трудам, посвященным насущным проблемам земной жизни, проблемам государственного и церковного значения. К таким творениям можно отнести его статьи «В защиту наших Академий», «Заметки о нашей духовной школе», «Сельское духовенство и крестьянское хозяйство», заявление в 6 отдел Предсоборного Присутствия «О свободе вероисповеданий», «В каком направлении должен быть разработан устав духовных академий?» и другие.

На протяжении всей своей деятельности (до эмиграции) владыка много заботился о духовном образовании, имевшем в конце XIX – начале XXвв. свои недостатки. Митрополит радел об исправлении бедственного положения духовных учебных заведений и предлагал пути выхода из кризиса духовного образования. Так он критикует духовные школы: «Мало того, разросшееся в громадное дерево епархиальное управление отвлекает иерархов в область практически административных интересов, так что прежнее участие в жизни школы и в науке стало для них совершенно не доступным»[67]. В статье «Заметки о нашей духовной школе» он пишет: «Итак, школа не развивает ни христианского настроения, ни пастырского духа; она не умеет поставить богословскую науку так, чтобы раскрывать в ней жизненную силу нашей религии, ни дело воспитания направить таким образом, чтобы оно содействовало расширению души учащегося»[68]. Проблемы духовных школ проистекали из того, что дети духовенства были обязаны окончить семинарию, статус которой был низким в глазах российского общества. Выпускники семинарий и академий, в большинстве своем, не желали принимать священный сан. Митрополит Антоний предлагал свои варианты выхода из сложившейся ситуации: «Воспитание пастыря Церкви начинается с духовного училища, курс которого состоит из шести классов… Школа должна быть профессионально-церковная»[69]. В семинарии владыка желал привнести следующие изменения: не поддерживать искусственно сословный характер семинарии, присвоить учащимся духовную одежду, говеть 4 раза в год, совершать богослужения без сокращений и по очереди исполнять их ежедневно. Главной заботой митрополита Антония были все-таки духовные академии. Приведем лишь некоторые предложения Высокопреосвященного Антония дословно, а остальные кратко перечислим. Он утверждал, что в науку Основное богословие необходимо ввести разбор новых лжеучений, не частями, а целиком изучать Священное Писание, патрологию. «Богослову необходимо знать всю патрологию в такой именно степени обстоятельности, в какой ее обыкновенно проходят в академиях до Киприана или до Оригена, а для сего необходимо и по патрологии иметь не 4 и не две лекции, а 16, т.е. по 4 на каждом курсе»[70]. Еще он рекомендовал увеличить количество часов для изучения таких наук как История Церкви, Церковное право, чтобы студент знал «Книгу Правил так, как хороший школьник – катехизис»[71]. Владыка считал, что необходимо в академиях основать кафедру истории церковного искусства, что преподавателями академий должны быть только священнослужители.

К сожалению, в своей жизни митрополиту Антонию не суждено было увидеть столь желанных им перемен в духовных академиях.

Заключение

История России, Русской Православной Церкви в XX в. трагична. Трагичны и жизни ее ревностных сынов. Некоторые из них «даже до смерти» пострадали за святую Православную веру и свои убеждения, некоторые были вынуждены пройти нелегким путем лишения свободы - заключения в нечеловеческих условиях тюрем и лагерей Советского Союза, многие должны были оставить любимую Родину и окончить свою жизнь на чужбине. Все силы безбожных властей СССР были положены на то, чтобы Русская Православная Церковь прекратила свое существование. Благодаря мудрейшим иерархам нашей Церкви, таким как священномученик Тихон (Беллавин) священномученик Петр (Полянский), Патриарх Сергий (Страгородский) этого не произошло. К сожалению, митрополит Антоний (Храповицкий), находясь в эмиграции, не смог правильно оценить положение своих собратьев в советской России. Он совершил ошибку, которая повлекла за собой раскол, прекращение общения с Московским Патриархатом. Но, нам думается, что в этом он виновен лишь частично. Советское правительство, в этом нет сомнения, давило на иерархию в России, вынуждала прекратить общение с эмигрантами, а именно с представителями Русской Церкви за границей. Зарубежный раскол это наша общая беда. «Величайшей жизненной драмой русских православных архиереев, вынужденных покинуть Россию после захвата власти большевиками, стало разделение Русской Православной Церкви, наступившее после формально-канонического отделения этих архиереев от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в сентябре 1927 г»[72].

Вопрос о воссоединении Русской Православной Церкви за границей с Русской Православной Церковью сегодня как никогда актуален, обеим сторонам необходимо выработать грамотные позиции на пути воссоединения. Важно понять, что исторические обстоятельства вынуждали делать ошибки как иерархов Русской Православной Церкви, так и представителей Русской Православной Церкви за границей. «Существует миф о том, что Зарубежная Карловацкая Церковь отличается какой-то стерильной канонической чистотой, в отличие от Московской Патриархии, на самом деле это действительно миф, потому что от буквы канонов отступали как те, так и другие, и зарубежники не в меньшей степени, а может быть, в большей, чем находившиеся здесь»[73].

Конечно, вырабатывая положения на пути воссоединения, необходимо будет дать правильную оценку деятельности Патриарха Сергия (Страгородского) и митрополита Антония (Храповицкого), чтобы их личности не стали камнем преткновения на пути примирения. Это отлично понимают иерархи наших Церквей. Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский (РПЦЗ) Кирилл (Димитриев) утверждает: «Никто не может забывать тот ужас, который испытали представители Церкви в годы безбожных репрессий в 20-м веке. Некоторые поступки совершались под длительными и жесточайшими гонениями, а не по доброй воле. Поэтому, я думаю, что самого патриарха Сергия осуждать нельзя, а "Декларацию" мы осудили, чтобы не было таких повторений в будущем»[74].

Личность митрополита Антония (Храповицкого), великого иерарха Русской Православной Церкви, талантливейшего человека многогранна. Вокруг нее всегда были, есть и, по-видимому, еще долгое время будут продолжаться споры: споры о его деятельности, о его трудах. В своей работе мы не занимались поиском виновных в зарубежном расколе, а пытались дать лишь описание жизни митрополита Антония с зарисовками отдельных черт его личности, пытались дать характеристику его трудам по основным направлениям его богословской мысли.

Отказ от наследия митрополита Антония был бы непростительной ошибкой; конечно, необходимо понимать, что его труды содержат в себе догматические ошибки, но его вклад в копилку русского богословия все - таки неоценим. Один, наверное, из наиболее жестких критиков богословия митрополита Антония протоиерей Георгий Флоровский все же признает: «В мировоззрении Антония, при всей его недосказанности, есть большая ценность»[75].

На наш взгляд, труды митрополита были особо необходимы русскому богословию в конце XIX – начале XX вв. хотя бы как попытка оживить находившуюся под влиянием схоластики богословскую мысль. И современным богословам и пастырям есть что почерпнуть из его творений. «Владыка митрополит Антоний, не имевший никаких вещественных капиталов или драгоценностей, оставил после себя великое духовное наследие в виде неисчерпаемого богатства идей - религиозно-философских, церковно-общественных и вообще жизненных»[76].

Кратко познакомившись с личностью и наследием митрополита Антония (Храповицкого), мы можем сказать, что его образ – это образ ревностного иерарха Русской Церкви, образованнейшего богослова, сострадающего пастыря, бесстрашного патриота.

Библиографический список используемой литературы.

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М., 1990.

2. Антоний (Храповицкий), архиепископ. Полное собрание сочинений: В 3 т.

– СПб., 1911. – Т.1. - 562с.

3. Антоний (Храповицкий), архиепископ. Полное собрание сочинений: В 3 т.

– СПб., 1911. – Т.2. - 546с.

4. Антоний (Храповицкий), архиепископ. Полное собрание сочинений: В 3 т.

– СПб., 1911. – Т.3. - 720с.

5. Антоний (Храповицкий), митрополит. Исповедь. – Клин, 2001. – 144с.

6. Антоний (Храповицкий), митрополит. Можно ли стяжать любовь, не веря в

Святую Троицу? – М.: Издательство имени святителя Игнатия

Ставропольского, 2001. – 32с.

7. Антоний (Храповицкий), митрополит. Новый опыт учения о

Богопознании. – СПб.: Библиополис, 2002. – 416с.

8. Антоний (Храповицкий), митрополит. Нравственное учение

Православной Церкви. – Нью-Йорк, 1967. – 430с.

9. Антоний (Храповицкий), митрополит. Опыт Христианского Катехизиса.

– Репр. изд. с 1989 г. Австралийско – Новозеландской Епархии РПЦЗ,

1990. – 141с.

10. Антоний (Храповицкий), митрополит. Пастырское богословие. – М.:

Издательство Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. –

326с.

11. Антоний (Храповицкий), митрополит. Слова, беседы и речи (О жизни по

внутреннему человеку). – СПб.: Библиополис, 2002. – 480с.

12. Антоний (Храповицкий), митрополит. Словарь к творениям

Достоевского. – М.: Русская историко-филологическая школа «Слово»,

1998. – 192с.

13. Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох. – М.: Отчий

дом, 1994. – 448с.

14. Гаврюшин Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты. - Нижний

Новгород: Глагол, 2005. - 384с.

15. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие // Курс лекций: В 3 ч. -

М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1997. - Ч.3. -

292с.

16. Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни: Воспоминания. –

М.: Московский рабочий; ВПМД, 1994. – 621с.

17. Киприан (Керн), архимандрит. Воспоминания. – М.: Православный

Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002. – 192с.

18. Мейендорф И., протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. –

Минск: Лучи Софии, 2001. – 384с.

19. Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к разным

лицам 1919-1936 годов. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006. –

288с.

20. Митрофанов Г., протоиерей. История Русской Православной Церкви

1900-1927. – СПб.: Сатис, 2002. – 444с.

21. Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и

его время. 1863-1936. Книга 1. - Нижний Новгород: Издательство

Братства во имя св. князя Александра Невского, 2003. – 720с.

22. Стрижев А.Н. Ф.М. Достоевский и Православие. – М.: Отчий дом, 1997.

– 320с.

23. Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. – Вильнюс, 1991.

- 599с.

24. Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви.

Синодальный период. Новейший период. – М.: Издательство Учебного

комитета Русской Православной Церкви, 2004. – 840с.

25. Шавельский Г., протопресвитер. Воспоминания последнего

протопресвитера Русской Армии и Флота: В 2 т. – Репр. изд. Нью–Йорк,

1954. - М., 1996. – Т.2. - 416с.

26. Э. П. Р. Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский и Галицкий,

первоиерарх РПЦЗ//Православная энциклопедия. – М., 2001. – Т.2. –

С. 646 – 652.

27. Интервью с архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским

Кириллом. http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/print.cgi?item, 13.03.06.

28. Митрофанов Г., протоиерей. Сбудутся ли в скором будущем чаяния

отцов-основателей Русской Православной Церкви Заграницей?

http://www.religare.ru/article28108.htm. 10. 04. 06.


[1] Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919 – 1936 годов. СПб., 2006. С. 26.

[2] Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863-1936. Книга 1. Нижний Новгород, 2003. С. 17.

 

[3] Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863-1936. Книга 1. Нижний Новгород, 2003. С. 32.

[4] Никон (Рклицкий), архиепископ. Указ. соч. С. 31.

[5] Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863-1936. Книга 1. Нижний Новгород, 2003. С. 35.

 

[6] Э. П. Р. Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ//Православная энциклопедия. М., 2001. Т.2. С. 646.

[7] Антоний (Храповицкий), митрополит. Исповедь. Клин, 2001. С. 3.

 

[8] Киприан (Керн), архимандрит. Воспоминания. М.,2002. С.105.

[9] Э. П. Р. Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ//Православная энциклопедия. М., 2001. Т.2. С. 647.

[10] Э. П. Р. Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ//Православная энциклопедия. М., 2001. Т.2. С. 647.

[11] Шавельский Г., протопресвитер. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. М., 1996. Т. 2. С. 162.

[12] Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863-1936. Книга 1. Нижний Новгород, 2003. С. 298.

[13] Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919 – 1936 годов. СПб., 2006. С. 26.

[14] Антоний (Храповицкий), митрополит. Слова, беседы и речи (О жизни по внутреннему человеку). СПб., 2002. С. 389.

[15] Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919 – 1936 годов. СПб., 2006. С. 28.

 

[16] Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863-1936. Книга 1. Нижний Новгород, 2003. С. 591.

[17] Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919 – 1936 годов. СПб., 2006. С. 35.

[18] Ципин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. М., 2004. С. 322.

[19] Цит. по: Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863-1936.

Книга 1. Нижний Новгород, 2003. С. 563.

[20] Цит. по: Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863-1936.

Книга 1. Нижний Новгород, 2003. С. 591.

[21] Э. П. Р. Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ//Православная энциклопедия. М., 2001. Т.2. С. 648.

[22] Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919 – 1936 годов. СПб., 2006. С. 57.

[23] Ципин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. Синодальный период. Новейший период. М., 2004. С. 342.

[24] Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919 – 1936 годов. СПб., 2006. С. 62.

[25] Митрофанов Г., протоиерей. История Русской Православной Церкви 1900 - 1927. СПб., 2002. С. 110.

[26] Митрофанов Г., протоиерей. Указ. соч. С. 112.

 

[27] Э. П. Р. Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ//Православная энциклопедия. М., 2001. Т.2. С. 648.

[28] Э. П. Р. Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ//Православная энциклопедия. М., 2001. Т.2. С. 648.

[29] Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух веков. М, 1994. С. 266.

[30] Э. П. Р. Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ//Православная энциклопедия. М., 2001. Т.2. С. 649.

[31] Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919 – 1936 годов. СПб., 2006. С. 79.

 

[32] Митрофанов Г., протоиерей. История Русской Православной Церкви 1900 - 1927. СПб., 2002. С. 416.

[33] Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919 – 1936 годов. СПб., 2006. С. 84.

[34] Э. П. Р. Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ//Православная энциклопедия. М., 2001. Т.2. С. 649.

[35] Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни: Воспоминания. М., 1994. С. 559.

[36] Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919 – 1936 годов. СПб., 2006. С. 122.

 

[37] Антоний (Храповицкий), архиепископ. Полное собрание сочинений. СПб., 1911. Т.2. С. 6.

[38] Антоний (Храповицкий), митрополит. Опыт христианского катехизиса. 1990. С. 64.

[39] Антоний (Храповицкий), архиепископ. Полное собрание сочинений. СПб., 1911. Т.2. С. 23.

[40] Антоний (Храповицкий), митрополит. Можно ли стяжать любовь, не веря в Святую Троицу? М., 2001. С. 25.

[41] Цит. по: Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 436.

[42] Мейендорф И., протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. Минск, 2001. С. 325.

[43] Цит. по: Давыденков О., иерей. Догматическое богословие//Курс лекций. М., 1997. С. 146.

[44] Антоний (Храповицкий), митрополит. Пастырское богословие. М., 1994. С.3.

[45] Антоний (Храповицкий), митрополит. Пастырское богословие. М., 1994. С. 6.

[46] Антоний (Храповицкий), митрополит. Указ. соч. М., 1994. С. 18.

[47] Антоний (Храповицкий), архиепископ. Полное собрание сочинений. СПб., 1911. Т.2. С. 242.

[48] Антоний (Храповицкий), митрополит. Исповедь. Клин, 2001. С. 6.

[49] Антоний (Храповицкий), митрополит. Исповедь. Клин, 2001. С. 30.

[50] Антоний (Храповицкий), митрополит. Указ. соч. С. 61.

[51] Антоний (Храповицкий), архиепископ. Полное собрание сочинений. СПб., 1911. Т.2. С. 387.

 

[52] Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863-1936. Книга 1. Нижний Новгород, 2003. С. 46.

[53] Антоний (Храповицкий), архиепископ. Полное собрание сочинений. СПб., 1911. Т.2. С. 463.

[54] Цит. по: А.Н. Стрижев. Ф.М. Достоевский и Православие. М., 1997. С.74.

[55] Гаврюшин Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты. Нижний Новгород, 2005. С.87.

[56] Антоний (Храповицкий), митрополит. Словарь к творениям Достоевского. М., 1998. С. 8.

[57] Антоний (Храповицкий), митрополит. Указ. соч. С. 9.

[58] Антоний (Храповицкий), митрополит. Указ. соч. С. 25.

[59] Цит. по: Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863-1936.

Книга 1. Нижний Новгород, 2003. С. 138.

[60] Антоний (Храповицкий), митрополит. Нравственное учение Православной Церкви. Нью-Йорк, 1967. С. 312.

[61] Антоний (Храповицкий), митрополит. Нравственное учение Православной Церкви. Нью-Йорк, 1967. С. 312.

[62] Антоний (Храповицкий), митрополит. Указ. соч. С. 321.

[63] Гаврюшин Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты. Нижний Новгород, 2005. С. 94.

[64] Антоний (Храповицкий), архиепископ. Полное собрание сочинений. СПб., 1911. Т.3. С. 244.

[65] Цит по: Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863-1936.

Книга 1. Нижний Новгород, 2003. С. 203.

[66] Антоний (Храповицкий), архиепископ. Полное собрание сочинений. СПб., 1911. Т.3. С. 308.

 

[67] Антоний (Храповицкий), архиепископ. Полное собрание сочинений. СПб., 1911. Т.3. С. 396.

[68] Антоний (Храповицкий), архиепископ. Указ. соч. С. 427.

[69] Антоний (Храповицкий), архиепископ. Указ. соч. С. 507.

 

[70] Антоний (Храповицкий), архиепископ. Полное собрание сочинений. СПб., 1911. Т.3. С. 540.

[71] Антоний (Храповицкий), архиепископ. Указ. соч. С. 541.

[72] Митрофанов Г., протоиерей. Сбудутся ли в скором будущем чаяния отцов-основателей Русской Православной Церкви Заграницей? http://www.religare.ru/article28108.htm. 10. 04. 06.

 

[73] Митрофанов Г., протоиерей. История Русской Православной Церкви 1900 - 1927. СПб., 2002. С. 407.

[74] Интервью с архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским Кириллом.

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/print.cgi?item. 13.03.06.

[75] Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 436.

[76] Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919 – 1936 годов. СПб., 2006. С. 128.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных