Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аналитическая психология(К.Юнга), индивидуальная психология (А.Адлер)




Юнг центральное содержание аналитической психологии составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности. Бессознательное имеет два аспекта - личное (индивидуальное) и коллективное, и между ними проводится четкая дифференциация. Структура личности имеет три части. 1. Эго, или сознание,

2. Личное бессознательное - это верхний слой психики, 3. Коллективное бессознательное - наиболее влиятельная психическая система, В коллективном бессознательном содержатся все «архетипы».

Юнговская структура личности отличается Ид - разведением «личного» и «коллективного» бессознательного, наделением разными качествами и механизмами формирования. Однако «архетипы», наполняющие коллективное бессознательное, носят наследственный характер. Адлер- чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей и определяют поведение и жизнь человека. Человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. Юнг -первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общест­венных интересов. Важнейшей тенденцией в развитии личности человека - стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Теория личности Адлера, основные положения: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чув­ство неполноценности и компенсации, 4) общественный интерес, 5) стиль жизни, 6) творческое «Я».

24. Гуманистическая психология: социокультурная ситуация возникновения, основные теоретические положения — направление современной психологии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации. По мнению Ш. Бюлер, гуманизм с психологической точки зрения предполагает изучение человека как целостности, а не как совокупности его качеств и поступков. С этической же точки зрения гуманизм — это установление таких правил жизнедеятельности, которые основаны на потребностях человека, а не на потребностях низших животных, заветах Бога или законах неживой природы. Гуманистическая психология противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Объектом ее изучения стали любовь, творчество, «Я», развитие и реализация человеком своих возможностей, высшие ценности бытия, психическое здоровье, опыт.

Основные положения гуманистической психологии:
1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью.
2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт.
3. Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию.
4. Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
5. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.
6. Самореализация — это неотъемлемая часть природы человека.
7. Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо.

Из этих положений гуманистической психологии вытекают нравственные жизненные принципы:
• ответственность человека за свои поступки. Он не орудие бессознательного, не раб сформировавшихся привычек;
• отношение между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга;
• каждый человек должен ощущать себя в настоящем, «здесь и теперь».

25. Экзистенциальная психология личности: возникновение, развитие — наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и смерти, а следовательно, и к смыслу своей жизни, поскольку первые две категории неминуемо приводят к третьей. Основные проблемы, интересовавшие экзистенциалистов, — это проблема жизни и смерти, проблема свободы и ответственности, проблема общения и одиночества, а также проблема смысла жизни. Экзистенциалисты в свою теоретическую основу вкладывали основные принципы гуманистической психологии.Особое влияние на развитие экзистенциальной идеи оказал постулат Гегеля о том, что обстоятельства и влечения управляют человеком ровно настолько, насколько он им позволяет. Отсюда было сделано два очень важных вывода. 1. Обстоятельства и влечения действительно могут управлять человеком. 2. Человек может им не позволить сделать этого.

Воля является одним из ключевых понятий экзистенциализма. В рамках экзистенциального направления, наоборот, личность обладает свободой выбора, а каждая ситуация открывает для человека возможность найти свое наилучшее применение, и это является для человека смыслом.

Экзистенциалисты понимают природу «бытия» таким образом, что бытие включает в себя «бытие в будущем». Мы не запираем человека в настоящем, а даем ему возможность для изменения и динамики. Все свойства человеческой личности понимаются экзистенциалистами как процессы, а не как «состояния» или «черты».

Таким образом, отправной точкой экзистенциализма является человек как личность.

26. Общая характеристика развития отечественной науки в 20 веке. Были известны имена российских ученых И. Павлова, И. Сеченова, В. Бехтерева, Л. Выготского. То есть были все основания рассматривать отечественную науку как один из отрядов мировой научной мысли. Ситуация начала изменяться после октября 1917 года. На І Всероссийском съезде по психоневрологии (1923г) впервые было выдвинуто требование применить марксизм в психологии, что явилось началом психологизированной «перестройки» психологической науки. Это положило начало жесткому идеологическому прессингу, оказавшему влияние на развитие советской психологии. Первая волна репрессий ударила по психологии на рубеже 20-30-х годов и сопровождалась физическим уничтожением многих ученых, в середине 30-х годов, она имела апофеозом объявление педологии реакционной лженаукой, а психотехники – «так называемой наукой». Была проведена жестокая чистка рядов психологов. Укоренилось подозрительное отношение к педагогической и детской психологии как отрасли науки и практики, «возраждающей педологию». Вторая волна репрессирования психологии пришлась на конец 40-х – начало 50-х годов, обозначившаяся как борьба с «безродным космополитизмом». Были сделаны попытки вытеснения психологии и замена ее в научных и образовательных учреждениях физиологией высшей нервной деятельности. В результате этого на протяжении 30-35 лет в отечественной психологии сложилась своеобразная тактика выживания, которая учитывала систематический характер репрессий и во многом определялась ожиданием новых гонений. Педология как наука стремилась строить свою деятельность на четырех важнейших принципах, существенным образом менявших сложившийся в прошлом подход к изучению детей. Эти принципы: отказ от изучения ребенка «по частям» (физиология, психология, невропатология и др.); генетические ориентиры (ребенок как существо развивающееся, поэтому понять его можно только, принимая во внимание динамику и тенденции развития); рассмотрение и изучение ребенка в контексте социальной среды; сделать науку о ребенке практически значимой, перейти от познания ребенка к его изменению.

После 1917 года развертывается обширная сеть педологических учреждений. Можно сказать, что в этот период вся работа по изучению психологии детей проводилась под эгидой педологии и все советские психологи, а также врачи, физиологи, педагоги работали над изучением ребенка.

Кульминация наступления на психологию на «идеологическом фронте» - разгром педологии в связи с принятым ЦК ВКП (б) постановлением 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Педология была объявлена антимарксистской, реакционной буржуазной наукой о детях. «Контрреволюционные» задачи педологии выражались в ее «главном звене» - фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и «какой-то неизменной среды».

Поток обвинений и клеветы после постановления ЦК обрушился на педологию. Полностью были ликвидированы все педологические учреждения и факультеты, как впрочем, и сама специальность. Последовали исключения из партии, увольнения с работы, аресты, требования «покаяния» на всевозможных собраниях.

Отсюда полное отсутствие работ по социальной, экономической и управленческой психологии. Идеологическое табу уводило психологию в сторону от социальной практики и ее теоретического осмысления. В результате образовались обходные пути. Изучение личности заменяли идеологически нейтральные исследования типов нервной деятельности, темпераментов и способностей.

Однако отечественная психология при всех потерях выстояла, вышла из анабиоза и уже в 60-70-х годах стала понемногу набирать скорость, используя ускорение, которое ей придало осуждение культа личности. В 80—е годы психология получила новые импульсы для развития.

27. Развитие психологической мысли в 20-30годы: реактологии, рефлексология, педология. Рефлексология. Принципиально новый подход к предмету психологии сложился под воздействием работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Экспериментальная психология возникла из исследований органов чувств. Поэтому она и считала в те времена своим предметом продукт деятельности этих органов — ощущения. Павлов и Бехтерев обратились к высшим нервным центрам головного мозга. Они утверждали взамен изолированного сознания новый предмет, а именно — целостное поведение. Поскольку теперь вместо ощущения в качестве исходного понятия выступил рефлекс, это направление приобрело известность под названием рефлексологии. Чтобы понять революционный смысл павловского учения о поведении, следует иметь в виду, что он называл его учением о высшей нервной деятельности.
Если прежде под рефлексом имелась в виду жестко фиксированная, стереотипная реакция, то Павлов вводил в это понятие принцип условности. Отсюда и его главный термин —«условный рефлекс». Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий — внешних и внутренних. На простой модели Павлов открыл законы высшей нервной деятельности. За каждым несложным опытом крылась густая сеть разработанных павловской школой понятий (о сигнале, временной связи, подкреплении, торможении, дифференцировке, управлении и др.), позволяющая причинно объяснять, предсказывать и модифицировать поведение.
Реактология. Попытки выйти из тупика, созданного конфронтацией между психологией сознания, опиравшейся на субъективный метод, и успешно развивавшимся с опорой на объективный метод бихевиоризмом, предпринял в России К.Н.Корнилов (1879-1957). Используя идею диалектического единства, Корнилов надеялся преодолеть как агрессивную односторонность рефлексологии Бехтерева и Павлова, так и субъективизм интроспективного направления. Основным элементом психики Корнилов предложил считать реакцию. В ней объективное и субъективное нераздельны. Реакция наблюдается и измеряется объективно, но за этим внешним движением скрыта деятельность сознания. Фактически же экспериментальная работа свелась к изучению скорости и силы мышечных реакций.

Таковой на деле оказалась предложенная Корниловым "марксистская реформа психологии".

Советская педология. Ее возникновение связано с деятельностью известных ученых С. Холла, Э. Меймана, Д. Болдуина и др. В России истоки педологического движения восходят к началу ХХ в. и представлены работами А.П. Нечаева, А.Ф. Лазурского, В.П. Кащенко. В центре их внимания был ребенок в его индивидуальном своеобразии. Отсюда вытекают принципы глубинного изучения ребенка, выявления его склонностей и интересов, гуманистические принципы заботы о ребенке, индивидуального подхода в выборе средств и методов воздействия.
Педология была призвана разработать научно обоснованные методы формирования. Обучения и воспитания ребенка.
Среди авторитетных ученых, занимавшихся разработкой проблем педологии, были П.П. Блонский, М.Я. Басов, А.С. Залужный, А.Б. Залкинд, Л.С. Выготский- сформулировал ряд законов психического развития ребенка.
1. Развитие есть изменение качественное, и ребенок не есть маленький взрослый.
2. Психическое развитие не совпадает с физическим возрастом, у него свой ритм и свои темпы. 3. Каждая функция, каждая сторона детской психики развивается в свои сроки, имеет пик проявлений и последующее затухание, стабилизацию.

28. Выготский и его роль в развитии советской психологии В анализе когнитивного развития ребенка Л. С. Выготский предлагал различать два уровня. То, что ребенок может делать и понимать сам, - это его реальный уровень развития, а то, что он может делать и понимать с помощью взрослого или более знающих сверстников, -это зона его ближайшего развития. Ближайший уровень показывает возможности, реальный – обученность. Переход из зоны ближайшего развития на уровень реального, актуального развития происходит в обучении, как в школе, так и в жизни. Именно обучение движет развитие и ведет его за собой. Эта формула Л. С. Выготского стала основополагающей в советской системе образования. А вот диагностику с учетом зоны ближайшего развития еще предстоит разработать, без этого аспекта тестирование не даст объективной картины. Выготский поставил своей задачей исследовать сознание - «вершинную психологию». Он утверждает культурно-историческую и знаковую природу сознания. Знаки, значения создаются обществом, их усвоение перестраивает психическую деятельность ребенка. В работе «Развитие высших психических функций» (1931 г.), а также в своем главном труде «Мышление и речь» (1934 г.) он показал наличие низших, натуральных психических процессов и высших функций, которые отличаются уровнем произвольности, ими можно управлять. Высшие психические функции опосредуются знаками, главным образом речью, они приобретаются в общении со взрослыми и только потом переходят во внутренний план сознания по механизму интериоризации. Это «второе рождение функции», открывающее путь к ее дальнейшему совершенствованию. Л. С. Выготский не выделял проблему личности, считал, что культурный (вторичный) аспект отношения ребенка к миру есть показатель его общего, в том числе личностного развития. Личность отождествляется с самосознанием. Личность есть надприродное в человеке, результат его культурного развития, она формируется в процессе интериоризации традиций, социальных форм поведения, которые становятся способами индивидуальной адаптации и саморегуляции. Он подробно охарактеризовал критические периоды: кризис новорожденное, кризис одного года, трех лет, семи лет, тринадцати, семнадцати. В каждом выделены как разрушительные тенденции, так и созидательные, положительные, составляющие личностный рост. Социальная среда в концепции Л. С. Выготского не противостоит индивиду и не служит только условием созревания; она - источник развития, формирующий все новые сложные формы психической жизни индивида. Обучение как всеобщая форма социальной жизни перестраивает систему сознания. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка.
1. Развитие есть изменение качественное, и ребенок не есть маленький взрослый.
2. Психическое развитие не совпадает с физическим возрастом, у него свой ритм и свои темпы. Год жизни в детстве не равен году жизни в отрочестве.
3. Каждая функция, каждая сторона детской психики развивается в свои сроки, имеет пик проявлений и последующее затухание, стабилизацию. Так, у детей ярко выражена функция роста, они стремятся стать взрослее, но в юношеском возрасте такое стремление сведено к минимуму, затухает. Изменение одной функции вызывает изменение других, и сознание остается системным образование.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных