Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие методологии и теории психологии в трудах Лурия, Гальперин




Александр Романович Лурия советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Создал новое направление - нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

Гальперин ввёл в деятельностную психологию систематическую разработку ориентировки к будущему действию и создал на этой основе теорию поэтапного формирования умственных действий.

Значительный успех имела дидактическая система, сформировавшаяся в основном после второй мировой войны и находящаяся на противоположном полюсе дидактики. Эта новая модель основывается на теории поэтапного формирования умственной деятельности..

По Гальперину, любое новое умственное действие, например воображение, понимание, мышление, наступает после соответствующей внешней деятельности. Этот процесс проходит несколько этапов, обуславливающих переход от внешней деятельности к психологической. Эффективным является только такое обучение, при котором учитываются эти этапы. Такое обучение основывается не на выявлении и развитии врождённых способностей личности, а на овладении ею такими видами и способами познавательной деятельности, которые являются приобре6тением общества и которые позволяют личности стать членом этого общества.

В теории Гальперина использованы достижения кибернетики. Её главный принцип состоит в управлении процессом обучения, которое он понимает шире, чем другие, считая его главной формой деятельности учащейся мол

32. Основные тенденции разв. Бел.психологии Результатом исследования Г.М.Кучинского о сущности внутреннего диалога в мышлении, об отношении внешнего и внутреннего диалогов у партнёров общения стало издание монографии.
Психологические основы эффективности усвоения знаний в школе изучали мозырские психологи (И.Я.Каплунович, Т.А.Пушкина).
Становление и развитие социальной психологии в Беларуси с 1960 по 1991 гг. представляет собой целостный период и характеризуется направлением исследований в области социальной педагогической психологии (СПП), что соответствует теоретическому анализу.
Спецификой развития белорусской психологии является переход от межотраслевой дифференциации науки к ее междисциплинарной интеграции, которая привела к обоснованию возможности таких разделов социальной психологии, как социальная педагогическая психология и педагогическая социальная психология. Направление интеграции и дифференциации социальной и педагогической психологии по критерию объекта, предмета и контингента соответствует исследованию социально-психологических феноменов на педагогическом контингенте.
Современная ситуация развития социальной психологии в Беларуси (с 1991 г. по настоящее время) характеризуется расширением проблемных областей социально-психологических исследований, а также самоопределением психологов в научных приоритетах в новых исторических условия.
В целом, с 1956 по 2007 гг. белорусскими авторами было защищено 277 диссертаций. Из них, в период с 1960 по 1991 гг. — 109 (39%). Социально-психологическая проблематика представлена в 36 (33%) диссертациях.

 

 

33 Факультет психологии ГрГУ: истоки, развитие.Начало развития псих. образования и научных иссл-ий в области психолог. в ГрГУ им. Я. Купалы относится к 1979-1988 гг. Ректор ГрГУ А.В. Боданов, предвидя большие возможности развития психологии, пригласил на работу из Украины доктора псих. наук СВ. Кондратьеву.
В 1979 г. С В Кондратьева была избрана заведующей кафедрой педагогики и психологии Гродненского универ-та. В 1978 г. в ЛГПИ им. Герцена она защитила докторскую диссертацию по теме «Межличностное понимание и его роль в общении». В 1982 г. ею была создана отдельная кафедра психологии в ГрГу им. Я. Купалы. За годы работы она опубликовала более 100 научных трудов, подготовила 12 кандидатов наук. На кафедре ведется плановая подготовка психологов с двумя специализациями «Возрастная психология» и «Юридическая психология. СВ. Кондратьева с 1994 г. является академиком Акмеологической академии и академиком Российской академии пед и соц наук.
Всеобщее признание получили ее работы по социальной перцепции, а также перцептивно-рефлекторной регуляции поведения субъекта познания. В 2000 г. она стала заслуженным деятелем науки Республики Беларусь.
При университете создан психологический факультет. Его возглавил кандидат психологических наук, доцент Б.П. Ковалев.Потенциал кафедры позволил начать подготовку психологов для школ. В 1989 г. была организована специализация «Практическая психология» на биологическом факультете. Особым для коллектива кафедры стал 1994 г., когда в университете была открыта специальность «Психология». Началась сложная и кропотливая работа по подготовке специалистов с квалификацией «Психолог. Преподаватель психологии».
В дальнейшем была открыта специализация по возрастной, педагогической и юридической психологии, а также по психологии семенных отношений и сексологии.
Многочисленны ученики СВ. Кондратьевой в своих исследованиях они доказали зависимость социальной перцепции от возраста, пола, специальности, индивидуально-психологических особенностей субъекта и объекта познания; установили характер зависимости содержания и структуры социальной перцепции от типа организации деятельности людей, являющихся субъектами познания; выявили уровни и типы социальной перцепции, характер взаимосвязи между социально-перцептивными, аффективными и поведенческими аспектами педагогического общения; установили особенности педагогической рефлексии и процессе общения учителей и учащихся, определили структуру рефлексивных действий в различных видах рефлексии (социально-перцептивной, коммуникативной, личностной); раскрыли социально-перцептивные и рефлексивные аспекты школьного конфликта, с которыми связано его продуктивное разрешение.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных