Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формирование ответственного отношения к решению поставленной задачи: понимание детьми значения собственных усилий для получения качественного результата.




С одержательный компонент блока «Мир, в котором я живу»

Содержание работы в данном разделе направлено на:

· формирование первоначальных знаний о человеке как о социальном существе, о человеческом обществе, о нравственных нормах отношений с окружающими (доброжелательность, честность, правдивость, справедливость, отзывчивость).

· воспитание уважительного отношения к окружающим, культуры общения (приветливо разговаривать, внимательно слушать, вежливо отвечать на просьбу, обращаясь, смотреть в лицо). Обогащение словаря детей вежливыми выражениями «здравствуйте», «до свидания», «извините», «спасибо», «будьте добры» и т.д.;

· содействие нормальному половому развитию, усвоению особенностей поведения, характерных для мальчиков (сильный, смелый, заботливый, трудолюбивый и т.д.) и девочек (нежная, чуткая, красивая и т.д.);

· расширение представления о родственных связях, о поведении, соответствующем «социальным ролям» – сын (дочь), внук (внучка), племянник, брат (сестра);

· формирование самосознания, самоуважения, самооценки через оказание психологической и педагогической поддержки ребёнку (как можно чаще убеждаться, что он хороший и его любят);

· формирование интереса, положительного отношения к своему детскому саду, посильное участие в благоустройстве группы, участка;

· формирование представления о России, родном крае (области, областном центре, селе), знакомство с народными и государственными праздниками, государственными символами (флаг, герб, гимн);

· знакомство с творчеством поэтов, писателей, художников, музыкантов, певцов Тюменской области; с народными промыслами региона;

· знакомство с правилами поведения в обществе, обучение наиболее из них доступным (куда можно и куда нельзя залезать, какие предметы могут представлять опасность на улице и дома);

· умение входить в мир людей, занимать позицию взрослого.

Образовательная область «Труд»

Содержание работы в данном разделе направлено на:

· освоение трудовых процессов по самообслуживанию;

· знакомство детей с конкретными трудовыми процессами (мытьё посуды, стирка белья, приготовление салатов, вытирание пыли и т.п.);

· освоение компонентов трудовых процессов (цель, мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия и результат);

· побуждение к отражению полученных знаний и впечатлений о труде, профессиях в игровой деятельности;

· расширение представления детей о разных профессиях, формирование уважения к людям труда;

· воспитание бережного отношения к тому, что сделано руками человека, умений быть опрятным, аккуратным, бережливым;

· формирование представления о семейном бюджете, о средствах его сбережения;

· формирование положительных эмоций в ходе выполнения трудовых процессов, испытание чувства радости от достигнутого труда.

1. 3. Направление «Познавательно-речевое развитие детей»

Личностные смыслы и личностные ценности ребенка дошкольного возраста формируются в процессе познания через подражание, деятельность, причинно-следственную связь поведения, поощрения, запрета, т.е. в процессе приобретения субъективного опыта, в котором отражены как результаты целенаправленного развития, так и стихийного взаимодействия с миром людей и вещей.

Основным результатом познавательно-речевого развития в дошкольном возрасте является овладение орудиями, знаками, символами языка и культуры, узнавание ребенком себя, поиск наиболее подходящих для него способов взаимодействия с окружающим миром, другими людьми, самим собой. Медиаторами познания и взаимодействия выступают окружающий ребенка предметный мир, мир живой и неживой природы, мир людей и мир «Я», а также созданные взрослыми условия для экспериментирования, наблюдений, самостоятельной детской игровой деятельности.

Специфика данного направления определяется включением в процесс образования детей дошкольного возраста региональных факторов, имеющих историческое, географическое, природно-экологическое, этническое, культурное своеобразие. Региональное содержание образования способствует реализации основных дидактических принципов: доступности, наглядности, связи образования с жизнью.

Цели познавательно-речевого развития дошкольников:

- формирование целостной внутренне непротиворечивой картины мира;

- проживание ребенком коммуникативно-познавательной деятельности, освоенной с помощью взрослых и самостоятельно;

- содействие проявлению и развитию у дошкольников потребностей в активном воздействии на окружающую действительность, любознательности, наслаждения открытиями нового через вопросы, практические действия и осуществление выбора.

Для реализации целей познавательно-речевого развития первостепенное значение имеет опора на ведущие положения и задачи по их достижению:

1.Основной путь развития ребенка дошкольного возраста – эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. С помощью органов чувств (рассматривая, двигаясь, манипулируя предметами, вслушиваясь) ребенок активно осваивает не только окружающий его мир, но знакомится с миром других людей и их отношений и с самим собой. Происходит развитие сенсорных чувств как способа контакта с внешним миром: ребенок испытывает доверие к внешнему миру, возникает состояние комфорта, уверенности в себе, ощущение успеха.

Задачи:

· помогать ребенку осваиваться с разнообразными ощущениями – зрительными, слуховыми, осязательными; знакомить не только с положительными, но и отрицательными сторонами органов ощущений;

· формировать умения использовать знания и ощущения в продуктивной деятельности;

· способствовать овладению сенсорными эталонами и перцептивными действиями.

2.У детей очень рано возникает логический вопрос о первопричине всего существующего, но они не могут усваивать научные истины, поскольку не очевидны их связи с первичными основами мышления. Благодаря мышлению чувствами дети усваивают различные научные понятия и нравственные истины. Своеобразное мышление чувствами делает доступным для детей то, что не дано постигнуть умом, выводы и заключения оказываются одаренными исключительною доказательностью и обязательностью.

Задачи:

· создавать условия для приобретения оттенков чувств и воли, интеллектуальных эмоций - удивления, любопытства, сомнения, огорчения при неудачах, восторга при приятных открытиях;

· развивать образные формы познания мира – наглядно-образное мышление и воображение;

· не подталкивать насильственно к развитию логической мысли (это противоречит природе ребенка), а содействовать непроизвольному запоминанию без определения порядка, объема добываемых знаний и умений.

3.Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.

Своеобразие детской природы состоит в том, что дети отличаются прямолинейной логикой, поэтому при организации познавательной деятельности надо быть осторожными, чтобы не возбудить в восприимчивой детской душе ненависть и злобу к разнообразным мнениям и убеждениям других людей, друг к другу.

Задачи:

· не ограничивать мысль ребенка одним каким-нибудь методом, а напротив, стремиться к тому, чтобы ребенок познавал истину всеми возможными способами: индукция, дедукция, творческий полет мысли;

· помогать ребенку применять открытые им способы познания в разных видах деятельности, неожиданных комбинациях;

· поддерживать процесс поиска дошкольником вариантов продолжения и завершения гипотетических знаний путем опытничества и экспериментирования.

В программе построение системы педагогического взаимодействия, направленного на познавательно-речевое развитие дошкольников, осуществляется как в специально организованных видах деятельности (целевые прогулки, экскурсии, диалоги, игровые проекты, коллективные проблемные игровые ситуации, моделирование, продуктивная деятельность, праздники, развлечения), так и при самостоятельной активизации дошкольников.

Пространство познавательно-речевого развития это всегда непосредственная деятельность ребенка во взаимопроникающей, взаимодополняющей игровой и познавательной среде, обеспечивающей ребенку целостную жизнедеятельность, исследовательскую активность, познавательный интерес, развитие коммуникативно-потребностной сферы в межличностном общении. Это обеспечивается через организацию:

- разнообразных модульных центров в групповых, раздевальных и др. комнатах (возможности центров воды и песка, продуктивной деятельности, математических игр, опробования свойств материалов в процессе ручного труда, моделирования и экспериментирования, уголков природы и книг, мини-музеев природы, мини-музеев одного предмета);

- выходов в уличное пространство детского сада и за его пределы (целевые прогулки, экскурсии в парк, лес);

- комплекса специальных занятий, при которых сохраняется самобытность и специфика дошкольного детства (с учетом интересов дошкольников в разнообразной деятельности) и выявляются индивидуальные возможности ребенка.

Направление познавательно-речевого развития дошкольников отражает региональные особенности юга Тюменской области через обогащение воспитательно-образовательного пространства различными формами: реализацию направления «Музейная педагогика», интерактивные методы развития речевых, познавательных способностей (проектно-исследовательская деятельность, развитие творческого и логического мышления, воображения).

Образовательная область «Познание»

Ребенок дошкольного возраста – человек в ориентированном окружении. В процессе познания окружающего мира воспитатели создают условия не только по проявлению, но и формированию психики ребенка, его сенсорных, моторных, интеллектуальных способностей, личности в целом. С одной стороны, расширяется объем и углубляются точные, ясные знания об окружающем мире. Знания об окружающих предметах, явлениях природы ложатся в основу личного, неповторимого мира ребенка, в котором он по-своему живет и действует. Вместе с тем, в процессе познавательной мыслительной деятельности возникает другая группа знаний, еще не совсем ясных, незавершенных, гипотетических. Они выступают в форме детских вопросов, предположений. Неопределенность, проблемность, характерные для дошкольного возраста являются мощным стимулятором умственной активности.

Блок «Ребенок и предметное окружение»

Процесс познавательного развития дошкольников в программе осуществляется в условиях активного взаимодействия дошкольников с окружающим миром предметов в триединстве: Взрослый-Ребенок, а между ними обязательно - Предмет.

Бытовой предмет мы рассматриваем как своего рода трансформатор понятий и центр события, он передает ребенку знания, которые при всем своем желании не может пересказать взрослый.

Цель: создание условий по получению ребенком интересующей его информации о предметном мире, активному включению в процесс деятельности через радостное удивление, пытливый анализ, успех естествоиспытателя.

По форме организации развивающие занятия могут выглядеть как обращения с вопросами или как поиск общего ответа.

Поэтому познание мира предметов в программе выступает в различных формах:

- стихийной (возникающей по инициативе самого ребенка);

-организованной взрослыми;

- совместной (ребенка и взрослого).

Дети могут работать коллективно, в малых группах, используя пение, танец, рисование, труд, сказы-разговоры, физкультуру, речевую деятельность. Так организуется их собственная речь.

Это достигается следующими приоритетными задачами:

- формирование приемов по расширению сенсорного опыта ребенка;

- поддержка исключительной восприимчивости и впечатлительности каждого ребенка;

- обогащение представлений детей о рукотворном и нерукотворном мире через историю предмета, его душу;

- удовлетворение тактильного голода по неповторимому, эксклюзивному предмету;

- воспитание бережного отношения к окружающим ребенка предметам.

Средства реализации раздела:

- опыты, фокусы с предметами;

- оформление и игры в музее одного предмета (мини-музеях);

- включение в ситуации, когда речь идет от лица самого предмета («Театр старинных вещей», «Театр стихий»);

- развитие «подарковой культуры»: предмет как образ дарения;

- развитие тестовой культуры (выполнение упражнений с компьютерной поддержкой).

Блок «Ребенок в мире живой и неживой природы»

Линия познания дошкольниками окружающей природы выстраивается на основе принципов краеведения (организация работы с детьми с учетом регионального компонента), системности ( идея системного строения природы – от сущности живого организма к многообразию связей живого в экосистеме), научности и доступности понятий (формирование представлений в области экологии).

При формировании экологических представлений используются разнообразные формы взаимодействия с детьми с учетом их возраста, интересов, а также активного участия родителей дошкольников. Главная черта экологического образования - непосредственный и разнообразный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. Формирование у детей способности понимать единство окружающего мира включает народные традиции и праздники, наблюдения за животными и растениями юга Тюменской области, проведение игр в природных условиях, экспериментальная деятельность, развитие нестандартного мышления (включение во взаимодействие в режиме проекта).

Цель – становление у детей познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей природе.

Приоритетные задачи:

· развитие познавательного интереса к миру природы, умения видеть и понимать ее красоту, способность удивляться;

· формирование первоначальных умений и навыков грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

· создание условий для экологически ценного опыта общения с животными и растениями, развития способности к наблюдению за природными объектами и явлениями;

· воспитание бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы.

Реализация поставленных задач опирается на интегрирующий подход в образовании детей. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время экскурсий в природу, чтения книг, продуктивной деятельности, организации и познавательной деятельности в мини-музеях.

Изменяется и сама структура знаний: она становится «дробной», включает несколько взаимосвязанных по теме, но различных по типу действий (беседу, игру, конструирование, рассматривание иллюстраций; рассказ педагога, изобразительную деятельность).

Экологическое образование осуществляется в четырех направлениях:

- сенсорное развитие: знакомство с эталоном, с разновидностями каждого свойства, выделение различных свойств явлений;

- чувственно-образное восприятие и познание мира: непосредственное общение с природой, организация фольклорных праздников, знакомство с народным творчеством, с изобразительным искусством, с художественной литературой экологического содержания;

- познавательные действия и опыты: элементарные опыты, кратковременные и длительные наблюдения;

- получение детьми личного продукта деятельности: в изобразительной сфере – рисование, лепка, аппликация; в трудовой сфере - выращивание растений, благоустройство территории (важен не сам результат деятельности, а качественная оценка участия ребенка в ней); в игровой сфере - участие в сюжетно-ролевых и творческих подвижных играх.

Знакомство дошкольников с явлениями общественной жизни реализуется опосредованно и непосредственно через образовательную область «Социализация» в блоке «Самопознание».

Блок «Развитие элементарных математических представлений» отражает познавательное развитие дошкольника на пути познания окружающего мира. В результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций происходят качественные изменения в формах познавательной активности ребенка.

Цель: формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Эта цель достигается реализацией следующих приоритетных задач:

· сформировать систему элементарных математических представлений, предпосылки математического мышления, сенсорных процессов и способностей;

· расширить словарь детей и совершенствовать связную речь при усвоении ими математических отношений и связей между объектами реального мира;

· организовать самостоятельную познавательную деятельность дошкольников как на занятиях, так и в других видах деятельности, поощрять проявления творческой инициативы.

Эффективность реализации программных задач достигается сочетанием различных видов практической и умственной деятельности детей (обследование, счет, измерение, сравнение, группировка, классификация, наблюдение, экспериментирование, абстрагирование свойств от предмета) с занимательной математикой, развивающими, логико-математическими играми и упражнениями.

Математическая подготовка – часть общей подготовки к школе. Особенностью этого процесса является общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.

При разработке раздела программы «Развитие элементарных математических представлений» учитывались следующие требования математической подготовки:

- обеспечение системности в процессе формирования математических знаний у дошкольников;

- повышение качества усвоения математических представлений и понятий детьми (осознанность, прочность, умение использовать знания при решении практических задач);

- ориентация на развитие умственных способностей ребенка (формирование умений воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, абстрагировать, схематизировать, обобщать, делать выводы, умозаключения);

- развитие познавательных процессов и способностей в процессе формирования математических представлений;

- усвоение детьми математической терминологии;

- повышение уровня познавательной активности на занятиях по математике.

В ходе определения уровня математического развития детей учитываются следующие показатели:

1) освоенность детьми основных способов познания (сравнения, классификации, упорядочивания, уравнивания, счета, измерения, выявления и установления закономерностей, выдвижения и решения проблем, предвидения результата и хода решения творческой задачи);

2) сформированность представлений детей о математических отношениях, связях, зависимостях, свойствах, закономерностях;

3) использование терминологии и речевое выражение способов действий;

4) использование знаний и умений для решения проблемно-игровых и практических задач.

Содержание программы математического образования опирается на ведущее положение теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Н.А. Якиманская) – для ребенка дошкольного возраста основной путь развития – эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление чувственного опыта связано с интеллектуальной активностью и активностью сенсорных способностей, формированием настойчивости и целенаправленности. Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных, развивающих играх.

Необходимым условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах и на территории детского сада, включающей в себя специально подобранные группы предметов и материалы, используемые целенаправленно на занятиях по математике и предметы, окружающие ребенка вне занятий и способствующие его математическому развитию.

Занятия по математике носят преимущественно комплексный характер, на них реализуется интеграция различных областей знаний и видов деятельности. Занятия рассматриваются в программе как важная, но не преобладающая форма организованного обучения детей. Нужно учесть, что в младшем дошкольном возрасте занятия должны восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Постепенно в занятие включаются задания, выполнение которых требует ответов у доски или определенных действий за столом. Но исключается школьно-урочная форма проведения всего занятия.

В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий по математике в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов заданий по математике в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания. Воспитатель может сократить количество регламентированных занятий, заменив их другими формами обучения дошкольников математике.

Образовательная область «Коммуникация»

Образовательная область «Коммуникация»отражает развитие речи в ее коммуникативной функции, уникальность родного языка в становлении личности ребенка.

Многоаспектность проявления личности в речи и речи в личности становится условием формирования языковой компетентности у дошкольника: ребенок способен свободно выражать свои желания, намерения как в игровой деятельности, так и при общении, пояснять смысл и состав своих действий с помощью речевых и неречевых языковых средств.

Речевое развитие в каждой возрастной группе направлено:

- на развитие представлений об окружающем мире;

- обогащение связной ситуативной и контекстной речи;

- формирование словаря, обозначающего новые предметы и действия с ними;

- развитие грамматически правильной речи;

- совершенствование звуковой культуры речи;

- становление культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками.

Цель: развитие речевых способностей дошкольников на основе взаимовлияния речевого, интеллектуального и личностного развития ребенка.

Приоритетные задачи:

· создавать благоприятные условия для повседневного общения как важнейшего компонента активной деятельности;

· развивать связную речь ребенка в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической;

· использовать речевую деятельность для развития творческой активности, навыков общения;

· формировать культуру речи и общения.

Комплексный подход к решению речевых задач обеспечит создание условий для осуществления речевого взаимодействия, в результате которого речь превращается в средство формулирования целостной системы речевых высказываний, отражающих дошкольника как индивидуальность и условие его социализации.

Успешное решение задач речевого развития дошкольников зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые должны и могут быть учтены в процессе образовательной работы, целенаправленного развития речевых способностей.

Развитие речевых способностей мы рассматриваем в двух направлениях.

Первое направление - лингвистическая сфера, в основе которой овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, лексическими, грамматическими, связной речью как функцией.

Реализация данного направления осуществляется через систематические развивающие занятия по развитию речи детей, совместную деятельность (продуктивную, поисковую, трудовую), самостоятельную игровую деятельность детей.

На речевых занятиях дошкольники включаются в разные виды мыслительно-речевой деятельности, проявляют внутреннюю активность.

Восприятие и самостоятельное оперирование речью дошкольниками осуществляется через формы построения (фронтально, по подгруппам в свободной форме, в парах) и разнообразные виды развивающих занятий:

- комплексные (взаимопроникновение и взаимосвязь речевых задач на едином содержании);

- интегрированные (по принципу объединения нескольких видов деятельности и речевых задач), в том числе:

- игровые занятия по сюжету;

- занятие типа «открытие», «загадка», «диалог», «полилог»;

- занятие по типу «символизация».

Для поддержки речевой активности дошкольников значимым становится эмоциональный характер занятий:

- речевая деятельность ребенка не может быть путем принуждения;

- речь взрослого в параллели с ситуацией интереса, интриги, занимательными приемами, игровыми ситуациями, наглядностью;

-доверительные отношения между воспитателем и детьми, психологический комфорт.

Второе направление развития речевых способностей - сфера общения детей со сверстниками и взрослыми (овладение коммуникативными умениями).

Так, общение младшего дошкольника со взрослыми (педагоги, родители) становится важным средством познания окружающего мира, его освоения. В этом помогает эмоционально-деловое общение. Ребенок воспринимает взрослого как партнера по игре, который помогает ему раскрыть мир предметов, свои деловые качества.

По мере развития дошкольника складывается внеситуативно-познавательная форма общения, в которой ведущее место занимают познавательные мотивы. Такое общение вплетено не в практическое сотрудничество со взрослым, а в совместную познавательную деятельность. Основным средством взаимодействия при этом становится речь. Она дает возможность выйти за пределы определенной ситуации в огромный окружающий мир. У ребенка появляется тяга к словотворчеству, игре со словом, фантазированию, что помогает успешному овладению родной речью.

У детей старшего дошкольного возраста все более явно появляется потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Интерес, внимание отдельных дошкольников сосредоточены не только на предметном окружении, явлениях неживой природы, но и на человеке, его внутреннем мире. Зарождается и развивается внеситуативно-личностное общение в основе которого лежит стремление к сопереживанию, потребность во внимании со стороны взрослых. Дошкольники учатся высказывать и обосновывать свои суждения, сопоставлять их с оценками и рассуждениями сверстников и взрослых, задумываться о себе, о других людях. Сформированность этого вида общения имеет важное значение в подготовке ребенка к социальной позиции школьника, в значительной степени определяет так называемую «коммуникативную готовность к школе».

Благодаря общению дошкольников со сверстниками развиваются средства общения – как невербальные (жесты, мимика, пантомима), так и вербальные (речь). Характер общения влияет на эмоциональное состояние дошкольников, способствует обогащению словаря, совершенствованию связной речи, звукоподражанию, интонационной выразительности.

С учетом многонациональности нашего региона в дошкольных учреждениях, где весь педагогический процесс осуществляется на национальном языке, существует необходимость знакомить дошкольников с основами русского как государственного языка, объяснять педагогам и родителям значение и важность развития полноценного двуязычия, проводить дополнительные занятия в целях скорейшей интеграции ребенка в педагогический процесс.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

*Реализация данного блока предполагает ежедневное чтение детям (не менее 15-30 мин.) художественной и познавательной литературы.

Использование художественной литературы в работе с дошкольниками направлено на расширение знаний об окружающей жизни общества и природы, мира человеческих чувств и взаимоотношений, обогащение эмоций, развитие умений тонко чувствовать форму и ритм родного языка, развитие мышления и воображения ребенка. В программе в основе подбора художественных произведений и организации чтения дошкольникам - формирование представления о книге как культурном явлении, интереса к ней и желания прикоснуться к тайнам ее мира, умения взаимодействовать с книгой и разговаривать с ней.

Поэтому процесс чтения художественной литературы выступает в партнерской деятельности взрослого с детьми и налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов для чтения и его организации.

Реализация развивающе-образовательного потенциала художественной литературы осуществляется в непринужденной форме организации чтения, органичном соединении чтения художественного произведения с другими видами деятельности в целостном образовательном процессе, а также через свободный подбор воспитателями художественных текстов для конкретной возрастной группы. Опорой воспитателю для выбора художественных произведений и поддержки детской увлеченности, детского интереса могут быть рекомендательные списки для каждого возраста, содержащие как традиционный художественный репертуар(прозу и стихи), так и произведения авторов Тюменской области.

Основная цель включения художественной литературы в процесс взаимодействия с дошкольниками – дать понять, почувствовать каждому ребенку, что читать хорошую книгу это очень интересно.

В работе с книгой перед воспитателем стоят следующие приоритетные задачи:

- подбирать конкретные художественные тексты, исходя из их развивающего потенциала и в соответствии с особенностями детей группы, с тем, чтобы они увидели в книге источник удовлетворения своей любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность художественного слова;

- обеспечивать время и обстановку для ежедневного чтения и непринужденного обсуждения художественных текстов; воспитывать у детей привычку к сосредоточенному слушанию книги;

- обращаться к художественным текстам при развертывании других видов деятельности, использовать тексты как смысловой фон и стимул для продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой деятельности, проводить аналогии между событиями, происходившими с персонажами, их переживаниями, рассуждениями, размышлениями и собственной деятельностью детей.

В основе чтения художественных произведений - стимулирование активности ребенка и опора на его личный опыт, а также эмоциональная сопричастность взрослого и ребенка сюжету книги.

При ознакомлении с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционально-образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм), развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания.

Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознания средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом.

Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов), сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.

Важнейшим средством усвоения образного содержания сказки выступает действие моделирования. Так, в младшем возраста, нарисовав ушки, ребенок видит не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Ребенок среднего возраста, выкладывая на листе бумаги елочку и сугроб, ярче представляет себе, как снегом «все тропинки замело».

Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения литературного произведения, стремятся передать возникший в воображении образ в своем рисунке.

Благодаря игре-драматизации, приему «составление живых картинок» ребенок достигает динамического равновесия между речевыми высказываниями и воспроизведением действий по сюжету произведения: например, показать состояние героя, стараясь воспроизводить его слова с помощью интонации, мимики, жестов, позы.

Начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатель побуждает детей к рассматриванию иллюстраций произведения, что способствует формированию интереса к книге, а в старшем дошкольном возрасте формированию читательских умений.

4. 1. 4. Направление «Художественно-эстетическое развитие детей»

Для современного дошкольного образования большое значение имеет концепция эстетического воспитания, разработанная Т.С. Комаровой, в основе которой лежит принцип интеграции искусств – взаимодействия и проникновения различных видов искусства и художественной деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

В концепции нашло отражение:

· Новая стратегия образования в России, направленная на расширение возможностей развития личности ребенка.

· Основания преемственности, которые являются ориентирами образовательного процесса на этапе дошкольного образования и в тоже время исходными ориентирами начального общего образования.

· Новые подходы к содержанию, организации и методике работы с детьми в контексте личностно – ориентированной модели воспитания.

· Широкий круг вопросов, связанных с особенностями эстетического развития детей и обучение их изобразительной деятельности, развитие интереса к различным видам искусства.

· Культурологический подход – приобщение детей к лучшим образцам отечественной и мировой художественной культуры.

· Полихудожественный подход - предполагает интеграцию различных видов детской деятельности.

Образовательная область «Художественное творчество»

В результате изучения изобразительного искусства в детском саду у детей будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства.

Реализация эстетического воспитания и художественного образования в различных видах деятельности предусматривает:

- развитие интереса к различным видам искусства (пластическим и сценическим);

- формирование основ художественного мышления, художественного мировидения, художественной ментальности, эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям действительности;

- развитие потребности в художественном творчестве (изобразительном, художественно – речевом, музыкально-пластическом);

- обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

- приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, воспитание у детей уважение, эмоционально-ценностное отношение к искусству как общественно признанному делу;

- содействие возникновению у ребенка уверенности, что продукт его творческой деятельности (танец, стихотворение, рисунок и т.п.) интересен другим (родителям, родным и близким, сотрудникам дошкольного образовательного учреждения и т.п.).

Художественно–эстетическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется в трех взаимосвязанных сферах: восприятие природы, искусства и собственная художественно – эстетическая деятельность ребенка.

В основу реализации программы положены следующие принципы:

· принцип свободного выбора детьми (ребенком любой возрастной группы) доминирующего, любимого вида деятельности, при обязательном влиянии педагога и с учетом реальной возможности дальнейшей вариативности такого выбора;

· принцип развития художественно – творческих способностей детей в постижении истины эмоционального мира при скоординированном влиянии педагога (вербальная, эмоциональная и духовная ориентация);

· принцип ценностных ориентаций, их практическое, повседневное воздействие;

· принцип ретрансляционный, предполагает ретрансляцию эмоционального опыта от человека к человеку;

· принцип сезонности – построение и корректировка познавательного материала содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности;

· принцип интеграции различных видов искусства и художественной деятельности;

· принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется в трех взаимосвязанных сферах: восприятие природы, искусства и собственная художественно – эстетическая деятельность ребенка.

Природа.

Живописная природа полная контрастов является важнейшим средством развития ребенка – дошкольника. Чудесная природа таит в себе многообразие цветов, линий и форм. Эту работу можно начать с формирования у детей эстетического интереса к хорошо знакомым им овощам и фруктам, цветам, деревьям, кустарникам, травам, животным, птицам. Природа нашего края представлена в красочном убранстве времен года. Осваивая содержание программы, дети дошкольного возраста одухотворяют природу, наделяя явления природы красочными эпитетами и сравнениями. В ходе общения с красочным убранством природных явлений педагог идет от механизма чувственного восприятия, до - высшего духовно-нравственного. При этом педагог учитывает возрастные особенности детей. Дети постигают поэтизированный мир природы через знакомство с красочной палитрой календарно-обрядовых праздников, народным календарем, его земледельческими традициями, философскими суждениями, наставлениями многих поколений о ценностях природы родной земли.

Первые занятия с детьми проводятся в форме путешествий по Тюменской области, начиная с климатической зоны «Лесостепь» и заканчивая своеобразным миром жизни растений и животных южной тайги. Путешествуя с кисточкой и краской, дети постигают цветовую палитру зримой и незримой природы нашего региона, символы растительного и животного мира.

Искусство

Общение с искусством дает ребенку положительно окрашенное эмоционально – ценностное содержание. Анализ особенностей э стетического развития ребенка показывает, что формирование эстетического отношения к искусству и посредством искусства, позволяет уже на ранних этапах онтогенеза моделировать идеальный образ мира, идеальный образ «Я». Основной задачей художественного воспитания дошкольников является знакомство с художественными образами посредством разных видов искусств: декоративно – прикладное, живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка, театр.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных