Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках комплексной общеобразовательной программы




Первая особенность: природа родного края выступает как средство духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка. Каждая природная форма обладает своим собственным неповторимым обликом, возникает не сама по себе, а как отклик на многообразие мира.

«Голоса природы» передают глубокую скорбь, печаль, беззаботное веселье, юмор. Природа способствует созданию различных состояний и образов. Природа в программе рассматривается как символ праздника, красоты и добра.

Вторая особенность: акцент сделан на отечественную и региональную художественную культуру на своеобразие народного художественного творчества.

Третья особенность: изобразительная деятельность дошкольника включёна в контекст календарно-обрядовой и современной художественной культуры, является её содержательным и структурным компонентом. Народная культура - это поэтический и философский мир. В ней – душа народа. Эстетически полноценное включение народной культуры в процесс эстетического воспитания и развития дошкольника представляет собой актуальную проблему современного общего и художественного образования.

Содержание программы построено как системное овладение детьми ценностями природы, искусства, региональной художественной культуры и развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Работа по освоению ценностей художественного культурного наследия протекает в тёплой, доверительной обстановке. Главное при этом не объем учебного материала, а «погружение» в образ, постижение его духовной сути.

Психическим механизмом занятия должно стать «переживание, слитое воедино с пониманием» (М.С. Каган).

В процессе решения поставленных задач самому педагогу необходимо помнить, что суть раннего художественного образования состоит в развитии у ребёнка двух важных способностей: способности удивляться; способности радоваться. Эти две способности заложены в ребёнке самой природой. Мощный источник радости – красота – одна из духовных категорий. В постижении красоты окружающего мира участвует, помимо сознания, и – сердце: у ребёнка дошкольного возраста оно необычно чуткое, впечатлительное, памятливое.

Само слово «воспитание» говорит нам об особом питании души и сердца ребёнка высокими образами Истины, Добра и Красоты. Этими высокими истинами педагогу необходимо руководствоваться, реализуя содержание программы региональной образовательной программы развития детей дошкольного возраста.

В программу включены следующие виды художественно-эстетической деятельности:

- диалоги об искусстве (ориентация на использование регионального художественного материала);

- изобразительная деятельность (живопись, графика, скульптура);

- декоративно-прикладная деятельность (основы народного декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна);

- художественно-конструктивная деятельность на основе синтеза искусств;

- театрализованная деятельность.

Блок «Эстетическое восприятие природы и виды художественной деятельности»

Тематическое планирование

Наблюдение природы и природных явлений, характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Наблюдение за природными явлениями и перенос впечатлений в художественную форму. Выполнение цветовых композиций на передачу характера природных явлений. Изображение деревьев, животных: общие и характерные черты. Выявление разнообразия декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д. Использование различных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Развитие представлений о пространстве, форме, цвете, композиции в искусстве и окружающей действительности. Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета; смешение цветов с черной и белой красками. Развитие способности замечать разнообразие цвета в природе. Примеры заданий: «Листопад», «Лес, словно терем расписной», «Осенний дождь плакучий», «Белая сказка зимы», «Расцвели желтые одуванчики», «Солнце в тучку угодило» и др.

Изучение пропорций животных и их изображение: лепка, конструирование из бумаги, природных материалов на темы: «Дружная семья ежей», «Золотая рыбка», «Снегири – красные яблоки зимы» и др.

Изучение разнообразия природных форм и форм, созданных художником. Примеры заданий: коллаж или аппликация из различных материалов: «Последние цветы осени», «Осень дарит овощи и фрукты», «Зимние причуды» и др.

Блок «Азбука искусства. Фантастические образы в изобразительном искусстве»

Тематическое планирование

Перенос художественных образов с одного искусства на другой. Сказочные образы в природе и искусстве. Художественное воображение и фантазия. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности. Различные версии образов хорошо знакомых героев в разных искусствах. Выполнение заданий на развитие художественно – образного ассоциативного мышления. Выбор художественных средств и материалов для создания выразительных образов. Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими сказочные и фантастические образы.

Искусство вокруг нас сегодня. Значение изобразительного искусства в национальной культуре. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синкретический характер народной культуры. Разнообразие декоративных форм в природе. Сказочные образы народной культуры и декоративно – прикладного искусства.

Формирование способности переноса художественных образов с одного вида искусства на другой. Примеры заданий: «Песенка осеннего дождя», «Музыка первого снега», «Рисуем музыку яркого солнца», «Музыка весенней капели» и др.

Ассоциативное сравнение произведений искусства (изобразительное, музыка, литература).

Передача настроения, впечатления в цветовых композициях (без конкретного изображения).

Создание графических и живописных композиций по литературным и музыкальным произведениям. Примеры заданий: коллаж из фантиков, моделирование букв и цифр из природного материала и др.

Отображение в изобразительном искусстве сказочных и фантастических персонажей. Примеры заданий: сказочная птица, сказочные облака, фантастические животные и др.

Особенности декоративно – прикладного искусства, его знаково - символический характер.

Стилизация природных форм в декоративные. Примеры заданий: создание орнамента из природных форм (цветы, листья, травы, ягоды), обереги из природного материала, лепка игрушек по мотивам народных мастеров.

Интерес к культурному наследию прошлого: семьи, своей страны, народа, региона, знание традиций и культурная память. Примеры заданий: куклы из соломы, шишек, травы, макеты декораций для кукольного театра, спектакля и календарно – обрядового праздника.

Изготовление моделей игрушек по мотивам современных народных промыслов (конь, петух, птица – счастья, Древо жизни и др.)

Блок «Опыт художественно-творческой деятельности» (внутри тем)

Тематическое планирование

Основы художественного языка: композиция, цвет, объем, пропорция, ритм, форма.

Овладение приемами изобразительной деятельности и средствами художественной выразительности.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования.

Ознакомление с основными видами изобразительных искусств.

Приобретение первичных навыков изобразительной, конструктивной, художественно– прикладной деятельности.

Знакомство с художественными материалами.

Практическое овладение основами цветоведения, элементарными приемами композиции.

Образовательная область «Музыка»

Программа интегрированных музыкальных занятий может стать попыткой найти достойное средство для развития личности ребенка и способом освоения им новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Интеграция в данном случае выступает как ведущая форма организации содержания музыкального образования дошкольников.

Интегрированный подход в музыкальном образовании детей дошкольного возраста, как сущность образовательного процесса, в научно-педагогической и методической литературе глубоко не изучен. Педагогическая наука рассматривает интеграцию как важный принцип, обеспечивающий единую методологическую основу предметной системы. Художественно-образная специфика взаимодействия различных видов искусств, заложенных в основу ведущего метода деятельностного освоения музыкального языка, позволяет музыкальному руководителю осуществлять эти интегративные связи.

Данная программа может стать общедоступной образовательной программой дошкольного детства при знакомстве музыкальных руководителей детского сада с русской версией метода элементарного музицирования (К. Орф, Г. Кеетман, Орф-институт, Австрия), который лежит в основе метода деятельностного освоения музыкального языка (авторский). В России метод элементарного музицирования известен благодаря В. А. Жилину, преподавателю гимназии имени К. Орфа (бывший Орф-лицей) в селе Варна Челябинской области, с 80-х годов XX века. Благодаря игровой методике и гуманной педагогике, которая является обязательным условием совместного музыкального творчества взрослого и ребенка, инновационное движение в дошкольном образовании по своему масштабу не уступает школьным инновациям. Творческое музицирование сегодня – это разнообразное воплощение идей Карла Орфа в творческой деятельности. Орфовские идеи оказались востребованы в России в связи с общей тенденцией к поиску творческих форм обучения и потребности в соответствующих творческих технологиях не только для педагогов – музыкантов, они привлекли внимание психологов, логопедов, преподавателей танца, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Интегрированные музыкальные занятия развивают эстетический вкус детей, их умение понимать и ценить произведения искусства; они позволяют уменьшить количество специально организованных занятий в детском саду и увеличить время для других видов деятельности.

Программа «М. С. Д.» построена на основе ведущего метода деятельностного освоения музыкального языка, который лежит в основании принципов элементарного музицирования (К. Орф, Г. Кеетман). Интеграция музыки, слова и движения – фундамент модели интегрированной программы. Обращение к синтезу искусств детерминировано возрастными особенностями детей.

Сегодня ступень дошкольного детства, как первая ступень, в системе непрерывного общего образования рассматривается как один из главных образовательных резервов. Наукой установлено, что дошкольный возраст представляет собой сензитивный (благоприятный) период для становления ряда способностей, задающих основу формирования системы компетенций ребенка старшего дошкольного возраста, необходимых для его дальнейшего обучения в школе.

Цель программы:

· учет индивидуальных особенностей детей (в том числе в инклюзивных группах)

· учет результатов диагностирования и единое системное взаимодействие профессионалов различных профилей (медицинское, психологическое, социально-педагогическое, логопедическое);

· сохранность индивидуальной природосообразности каждого ребенка (в том числе одаренных детей);

· обеспечение свободы выбора ребенка в процессе музыкального творчества на основе его предпочтений и желаний; «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (М. Монтень).

Задачи программы:

· создать педагогически комфортные условия для формирования творческого мышления ребенка, его самости;

· обеспечить педагогическую поддержку детской импровизационности;

· содействовать созданию в группе доверительных креативных отношений;

· воспитывать самостоятельность, инициативность на основе тренинга

соматической свободы при условии организации творчески ориентированной развивающей среды.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных