Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исчисление показателей доходов в реальном выражении




С це­лью устранения фактора изменений цен номинальные денежные доходы и расходы населения рассчитывают в реальном выражении с корректировкой на индекс-дефлятор, отражающий изменение цен на различные компоненты денежных расходов населения.

Результатом пересчета являются показатели, которые приня­то называть реальными (реальные денежные доходы, реальная за­работная плата, реальный размер назначенной месячной пенсии, реальные расходы на конечное потребление домашних хозяйств и т.д.). Пересчет в сопоставимые цены проводится с использова­нием индексов потребительских цен: сводных или субиндексов на отдельные товарные группы, индексов потребительских цен, диф­ференцированных по группам населения с различным уровнем до­ходов. В соответствии с Методологическими положениями по ста­тистике расчет показателей в реальном выражении осуществляется методом приведения показателей текущего периода в сопостави­мые цены базисного периода:

Iреал = Iномин · Iцен · 100, (1)

где Iреал, Iномин – значение показателя соответственно в реальном и номинальном выражении за отчетный месяц; Iцен – индекс по­требительских цен в процентах к предыдущему месяцу.

Для решения конкретных задач исследования можно использо­вать сводные, дезагрегированные или дифференцированные индек­сы (субиндексы) потребительских цен.

Показатели реальных доходов используют для оценки динами­ки доходов, когда имеют место инфляционные процессы.

Источники информации о доходах и расходах населения. Ос­новными источниками информации о доходах и расходах населе­ния являются данные государственной статистики. К ним относят­ся прежде всего баланс денежных доходов и расходов населения, выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств.

Баланс денежных доходов и расходов населения (БДДРН). Настоящий баланс является одним из основных источников ин­формации, характеризующих объем и структуру денежных дохо­дов, расходов и сбережений населения, основанный на данных го­сударственной статистики, отчетах финансовых органов и внебюд­жетных социальных фондов. БДДРН отражает ту часть валового национального дохода, которая поступает в распоряжение населе­ния в форме денежных доходов.

Баланс составляется не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ. На федеральном уровне БДДРН строится самостоятельно и имеет расхождение с суммой территориальных балансов на величину финансовых потоков между территориями, начисленных, но не полученных средств и т.п. Баланс разрабатыва­ется Росстатом поквартально и за год.

Доходная часть БДДРН состоит из поступлений от различных источников, которые могут быть выявлены при помощи статисти­ческой и финансовой отчетности, выборочных обследований и дру­гих методов. Расходная часть БДДРН состоит из трансфертов, вы­плаченных населением, расходов на приобретение товаров и услуг и прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагах. Методика построения баланса денежных доходов и расходов на­селения была утверждена Госкомстатом России 25 апреля 1996 г. ипо своим основным положениям не изменилась до настоящего времени.

В таблице 2 представлен баланс денежных доходов и расходов населения.

Доходы от предпринимательской деятельности включают до­ходы от оказания услуг физическими лицами и корпоративными предприятиями, занимающимися предпринимательской деятель­ностью без образования юридического лица; оказания услуг пред­принимателями, осуществляющими грузовые перевозки; реализа­ции товаров; продажи сельхозпродуктов и сырья предприятиям и организациям.

Таблица 2

Баланс денежных доходов и расходов населения

Доходы Расходы
1. Доходы от предпринимательской деятельности 2. Оплата труда наемных работников 3. Доходы наемных работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда 4. Социальные выплаты В том числе: 4.1. Пенсии 4.2. Пособия и социальная помощь 4.3. Стипендии 4.4. Страховые возмещения 4.5. Выигрыши по лотереям 5. Доходы от собственности, в том числе: 5.1. Дивиденды 5.2. Проценты по депозитам 5.3. Выплата доходов по государственным и другим ценным бумагам 5.4. Предварительная компенсация по вкладам граждан 5.5. Доходы от продажи недвижимости 6. Доходы от продажи иностранной валюты 7. Деньги, полученные по переводам 8. Другие доходы 9. Всего денежных доходов 10. Превышение расходов над доходами 11. БАЛАНС 1. Покупка товаров и оплата услуг, в том числе: 1.1. Покупка товаров 1.2. Оплата услуг, из них: 1.2.1. Оплата жилищных, коммунальных услуг и услуг гостиниц 1.2.2. Оплата бытовых услуг 1.2.3. Оплата услуг системы образования 1.2.4. Расходы на путевки в санатории, дома отдыха, туризм и медицинские услуги 1.2.5. Расходы на кино, театры и другие зрелища 1.2.6. Оплата транспортных услуг 1.2.7. Оплата услуг связи 1.2.8. Прочие услуги 2. Обязательные платежи и разнообразные взносы, в т.ч.: 2.1. Налоги и сборы 2.2. Платежи по страхованию 2.3. Взносы в общественные и кооперативные организации 2.4. Проценты, уплаченные населением за предоставленные кредиты 2.5. Приобретение лотерейных билетов 3. Сбережения во вкладах и ценных бумагах, в том числе: 3.1. Прирост (уменьшение) вкладов в банковских учреждениях 3.2. Приобретение государственных и других ценных бумаг 4. Расходы на покупку недвижимости 5. Приобретение иностранной валюты 6. Изменение средств на счетах индив. предпринимателей 7. Изменение задолженности по кредитам 8. Деньги, отосланные по переводам 9. Всего денежных расходов и сбережений 10. Превышение доходов над расходами 11. БАЛАНС

 

Оплата труда наемных работников включает оплату труда граж­данских служащих, денежное довольствие военнослужащих. Доходы наемных работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда, состоят из выплат социального характера; вы­дач на расходы, не относящиеся к фонду зарплаты и выплатам со­циального характера; выплат социального характера военнослужа­щим (выходное пособие при увольнении, компенсации на лечение, оплата льгот по коммунальным услугам из средств федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов РФ и муниципальных обра­зований на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи военнослужащим, сотрудникам милиции, ор­ганов внутренних дел и пр.).

Статья «Покупка товаров» включает обороты розничной торговли и общественного питания. В «Расхо­дах на покупку недвижимости» выделяют расходы населения на покупку жилья на первичном и вторичном рынках жилья, а также на покупку земельных участков.

В схеме БДДРН для отражения процессов развития рыночной экономики выделены статьи «До­ходы от собственности» и «Доходы от предпринимательской дея­тельности». С 2004 г. Росстатом внесены некоторые корректировки в схему баланса. В частности, статья «Приобретение иностранной валюты» включена в расходную часть и определяется как саль­до между статьями «Куплено населением иностранной валюты» и «Продано населением иностранной валюты».

На основе БДДРН определяют показатели общего объема и структуры денежных до­ходов и расходов населения, реального и номинального доходов и покупательной способности населения, а также получают распре­деление населения по уровню доходов и долю населения, живущего ниже уровня бедности, осуществляют другие экономические рас­четы как на федеральном, так и на региональном уровнях. БДДРН дает возможность проанализировать основные показатели доходов и расходов населения по источникам получения средств и направ­лениям их расходования.

Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств (ОБДХ).

Такое обследование является методом государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения и прово­дится органами государственной статистики в соответствии с Федеральной программой статистических работ, ежегодно утверждае­мой Росстатом по согласованию с Правительством РФ.

Область изучения и распространения данных ОБДХ определя­ется целями:

- получения сведений о распределении населения по уровню материального благосостояния, т.е. об уровне потребления, денеж­ных расходах и условиях жизни различных социально-экономиче­ских групп;

- установления весовых показателей для расчета индекса по­требительских цен;

- обеспечения данных для составления счетов сектора домаш­них хозяйств в СНС.

Объем выборки домашних хозяйств и план ее размещения по территории региона в централизованном порядке устанавливает Росстат. В настоящее время выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств проводят во всех субъектах РФ.

Под домашним хозяйством понимается совокупность лиц, про­живающих в одном жилом помещении или его части, как связан­ных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспе­чивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, т.е. полно­стью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Домохозяйство может состоять из одного человека, живущего са­мостоятельно.

ОБДХ проводится экспедиционным методом и основывается на комбинировании двух способов сбора информации:

1) ведении членами домашнего хозяйства записей о текущих расходах на приобретение товаров и получение услуг и фиксирова­нии объемов потребленных продуктов питания собственного про­изводства или полученных домохозяйством бесплатно;

2) проведении опроса (интервьюирования домашних хозяйств) по программе Опросного листа для обследования бюджетов домаш­них хозяйств.

ОБДХ строится на принципах добровольного участия в нем ото­бранных домашних хозяйств.

В основу построения территориальной выборки домашних хо­зяйств положена двухступенчатая модель вероятностной (случай­ной) выборки с использованием процедуры расслоения на каждой ступени отбора. Благодаря этому достигается формирование пред­ставительной выборочной совокупности домашних хозяйств, адек­ватно отражающей территориальные особенности расселения насе­ления, его демографические и социально-экономические характеристики. Единицей отбора на первой ступени служит счетный уча­сток микропереписи населения.

Число отбираемых участков опреде­ляется отдельно по городскому и сельскому населению с учетом объема выборки. Сформированный таким образом массив счетных участков является информационной основой для выборки домохозяйств на второй ступени, когда на каждом отобранном участке составляется список из 25 (30) домохозяйств. Алгоритм формиро­вания выборки построен таким образом, чтобы в совокупность ре­спондентов были включены домохозяйства с различными характе­ристиками. Это позволяет обеспечить представительство в выборке разных типов домохозяйств.

Программа обследования представляет собой набор статистических форм федерального государственного статистиче­ского наблюдения.

В соответствии с принятой методикой расходы на конечное по­требление домашних хозяйств состоят из потребительских рас­ходов, стоимости натуральных поступлений продуктов питания и стоимости предоставленных в натуральном выражении льгот. В целях гармонизации показателей бюджетного обследования и СНС в состав показателя не включается регистрируемая при обследовании стоимость предоставленных в натуральном выражении дота­ций и льгот, получаемых от государства.

Национальное обследование благосостояния домохозяйств и участия населения в социальных программах (НОБУС)

В на­стоящее время для совершенствования статистики уровня жизни населения проводят специальные обследования. Таковым долго­срочным обследованием и является НОБУС. В ходе его реали­зации получают дополнительную к проводимому в России ОБДХ информационную базу. Обследование позволяет улучшить измерение экономического положения отдельных лиц и домохозяйств в целом, осуществить анализ состава участников системы социальной помощи и способствовать выявлению групп населения, которым она должна быть представлена в первую оче­редь, изучить условия получения социальных пособий, адресован­ных бедным и уязвимым слоям населения, оценить эффективность местных и федеральных программ социальной защиты населения с точки зрения степени их воздействия на распределение доходов и процесс преодоления бедности, получить необходимые статисти­ческие данные для разработки направлений политики реформиро­вания в сфере социальной помощи населению, принятию админи­стративных решений по процедурам контроля за уровнем и мас­штабом бедности, а также мер по ее снижению.

Анализ структурных различий. Для оценки изменения структу­ры доходов и расходов населения используются обобщающие пока­затели структурных различий: индекс различий, линейный коэф­фициент абсолютных структурных различий, квадратический ко­эффициент абсолютных структурных различий, интегральный ко­эффициент структурных сдвигов Гатева и др.

Интегральный коэффициент структурных сдвигов Гатева (Кг) определяется по формуле:

, (2)

где wi0, wi1 – доля отдельных видов расходов соответственно в ба­зисном и отчетном периодах.

Коэффициент может принимать значения от нуля до единицы. Если структура не изменилась, то КГ = 0; если структура полностью изменилась, то Кг = 1.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных