ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Исчисление показателей доходов в реальном выраженииС целью устранения фактора изменений цен номинальные денежные доходы и расходы населения рассчитывают в реальном выражении с корректировкой на индекс-дефлятор, отражающий изменение цен на различные компоненты денежных расходов населения. Результатом пересчета являются показатели, которые принято называть реальными (реальные денежные доходы, реальная заработная плата, реальный размер назначенной месячной пенсии, реальные расходы на конечное потребление домашних хозяйств и т.д.). Пересчет в сопоставимые цены проводится с использованием индексов потребительских цен: сводных или субиндексов на отдельные товарные группы, индексов потребительских цен, дифференцированных по группам населения с различным уровнем доходов. В соответствии с Методологическими положениями по статистике расчет показателей в реальном выражении осуществляется методом приведения показателей текущего периода в сопоставимые цены базисного периода: Iреал = Iномин · Iцен · 100, (1) где Iреал, Iномин – значение показателя соответственно в реальном и номинальном выражении за отчетный месяц; Iцен – индекс потребительских цен в процентах к предыдущему месяцу. Для решения конкретных задач исследования можно использовать сводные, дезагрегированные или дифференцированные индексы (субиндексы) потребительских цен. Показатели реальных доходов используют для оценки динамики доходов, когда имеют место инфляционные процессы. Источники информации о доходах и расходах населения. Основными источниками информации о доходах и расходах населения являются данные государственной статистики. К ним относятся прежде всего баланс денежных доходов и расходов населения, выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств. Баланс денежных доходов и расходов населения (БДДРН). Настоящий баланс является одним из основных источников информации, характеризующих объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения, основанный на данных государственной статистики, отчетах финансовых органов и внебюджетных социальных фондов. БДДРН отражает ту часть валового национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов. Баланс составляется не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ. На федеральном уровне БДДРН строится самостоятельно и имеет расхождение с суммой территориальных балансов на величину финансовых потоков между территориями, начисленных, но не полученных средств и т.п. Баланс разрабатывается Росстатом поквартально и за год. Доходная часть БДДРН состоит из поступлений от различных источников, которые могут быть выявлены при помощи статистической и финансовой отчетности, выборочных обследований и других методов. Расходная часть БДДРН состоит из трансфертов, выплаченных населением, расходов на приобретение товаров и услуг и прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагах. Методика построения баланса денежных доходов и расходов населения была утверждена Госкомстатом России 25 апреля 1996 г. ипо своим основным положениям не изменилась до настоящего времени. В таблице 2 представлен баланс денежных доходов и расходов населения. Доходы от предпринимательской деятельности включают доходы от оказания услуг физическими лицами и корпоративными предприятиями, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; оказания услуг предпринимателями, осуществляющими грузовые перевозки; реализации товаров; продажи сельхозпродуктов и сырья предприятиям и организациям. Таблица 2 Баланс денежных доходов и расходов населения
Оплата труда наемных работников включает оплату труда гражданских служащих, денежное довольствие военнослужащих. Доходы наемных работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда, состоят из выплат социального характера; выдач на расходы, не относящиеся к фонду зарплаты и выплатам социального характера; выплат социального характера военнослужащим (выходное пособие при увольнении, компенсации на лечение, оплата льгот по коммунальным услугам из средств федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи военнослужащим, сотрудникам милиции, органов внутренних дел и пр.). Статья «Покупка товаров» включает обороты розничной торговли и общественного питания. В «Расходах на покупку недвижимости» выделяют расходы населения на покупку жилья на первичном и вторичном рынках жилья, а также на покупку земельных участков. В схеме БДДРН для отражения процессов развития рыночной экономики выделены статьи «Доходы от собственности» и «Доходы от предпринимательской деятельности». С 2004 г. Росстатом внесены некоторые корректировки в схему баланса. В частности, статья «Приобретение иностранной валюты» включена в расходную часть и определяется как сальдо между статьями «Куплено населением иностранной валюты» и «Продано населением иностранной валюты». На основе БДДРН определяют показатели общего объема и структуры денежных доходов и расходов населения, реального и номинального доходов и покупательной способности населения, а также получают распределение населения по уровню доходов и долю населения, живущего ниже уровня бедности, осуществляют другие экономические расчеты как на федеральном, так и на региональном уровнях. БДДРН дает возможность проанализировать основные показатели доходов и расходов населения по источникам получения средств и направлениям их расходования. Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств (ОБДХ). Такое обследование является методом государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения и проводится органами государственной статистики в соответствии с Федеральной программой статистических работ, ежегодно утверждаемой Росстатом по согласованию с Правительством РФ. Область изучения и распространения данных ОБДХ определяется целями: - получения сведений о распределении населения по уровню материального благосостояния, т.е. об уровне потребления, денежных расходах и условиях жизни различных социально-экономических групп; - установления весовых показателей для расчета индекса потребительских цен; - обеспечения данных для составления счетов сектора домашних хозяйств в СНС. Объем выборки домашних хозяйств и план ее размещения по территории региона в централизованном порядке устанавливает Росстат. В настоящее время выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств проводят во всех субъектах РФ. Под домашним хозяйством понимается совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении или его части, как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, т.е. полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Домохозяйство может состоять из одного человека, живущего самостоятельно. ОБДХ проводится экспедиционным методом и основывается на комбинировании двух способов сбора информации: 1) ведении членами домашнего хозяйства записей о текущих расходах на приобретение товаров и получение услуг и фиксировании объемов потребленных продуктов питания собственного производства или полученных домохозяйством бесплатно; 2) проведении опроса (интервьюирования домашних хозяйств) по программе Опросного листа для обследования бюджетов домашних хозяйств. ОБДХ строится на принципах добровольного участия в нем отобранных домашних хозяйств. В основу построения территориальной выборки домашних хозяйств положена двухступенчатая модель вероятностной (случайной) выборки с использованием процедуры расслоения на каждой ступени отбора. Благодаря этому достигается формирование представительной выборочной совокупности домашних хозяйств, адекватно отражающей территориальные особенности расселения населения, его демографические и социально-экономические характеристики. Единицей отбора на первой ступени служит счетный участок микропереписи населения. Число отбираемых участков определяется отдельно по городскому и сельскому населению с учетом объема выборки. Сформированный таким образом массив счетных участков является информационной основой для выборки домохозяйств на второй ступени, когда на каждом отобранном участке составляется список из 25 (30) домохозяйств. Алгоритм формирования выборки построен таким образом, чтобы в совокупность респондентов были включены домохозяйства с различными характеристиками. Это позволяет обеспечить представительство в выборке разных типов домохозяйств. Программа обследования представляет собой набор статистических форм федерального государственного статистического наблюдения. В соответствии с принятой методикой расходы на конечное потребление домашних хозяйств состоят из потребительских расходов, стоимости натуральных поступлений продуктов питания и стоимости предоставленных в натуральном выражении льгот. В целях гармонизации показателей бюджетного обследования и СНС в состав показателя не включается регистрируемая при обследовании стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот, получаемых от государства. Национальное обследование благосостояния домохозяйств и участия населения в социальных программах (НОБУС) В настоящее время для совершенствования статистики уровня жизни населения проводят специальные обследования. Таковым долгосрочным обследованием и является НОБУС. В ходе его реализации получают дополнительную к проводимому в России ОБДХ информационную базу. Обследование позволяет улучшить измерение экономического положения отдельных лиц и домохозяйств в целом, осуществить анализ состава участников системы социальной помощи и способствовать выявлению групп населения, которым она должна быть представлена в первую очередь, изучить условия получения социальных пособий, адресованных бедным и уязвимым слоям населения, оценить эффективность местных и федеральных программ социальной защиты населения с точки зрения степени их воздействия на распределение доходов и процесс преодоления бедности, получить необходимые статистические данные для разработки направлений политики реформирования в сфере социальной помощи населению, принятию административных решений по процедурам контроля за уровнем и масштабом бедности, а также мер по ее снижению. Анализ структурных различий. Для оценки изменения структуры доходов и расходов населения используются обобщающие показатели структурных различий: индекс различий, линейный коэффициент абсолютных структурных различий, квадратический коэффициент абсолютных структурных различий, интегральный коэффициент структурных сдвигов Гатева и др. Интегральный коэффициент структурных сдвигов Гатева (Кг) определяется по формуле: , (2) где wi0, wi1 – доля отдельных видов расходов соответственно в базисном и отчетном периодах. Коэффициент может принимать значения от нуля до единицы. Если структура не изменилась, то КГ = 0; если структура полностью изменилась, то Кг = 1.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|