Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Репутация (фр. reputation) - создавшееся общее мнение о свойствах, достоинствах и недостатках кого-либо, чего-либо.




 

В свою очередь, сами эти свойства (в том числе, достоинства и недостатки), из представлений о которых складывается репутация, принято называть атрибутами (от лат. attribuo - придаю, наделяю, attributio - наделение, приписывание).

 

Подчеркнем, однако, еще и еще раз, что речь идет не об истинных свойствах субъекта или объекта информационного пространства, а о свойствах, приписываемых ему общественным мнением (или массовым сознанием, или мнением и сознанием группы людей).

 

Вначале поясним, почему речь идет не только об общественном мнении или массовом сознании вообще, но еще и о мнении (и сознании) каких-то конкретных, ограниченных групп людей. Дело в том, что в разных группах у одного и того же субъекта или объекта может быть разная репутация.

 

Так, Анатолий Чубайс является культовой фигурой для молодых российских менеджеров, но большинство бюджетников среднего возраста сойдутся на том, что "во всем виноват Чубайс". С другой стороны, и молодые менеджеры, и бюджетники среднего возраста, скорее всего, согласятся, что должность Ди-Джея MTV или FM-радиостанции - это плохая работа, не достойная стать даже временным пристанищем для серьезного человека. При этом многие тинэйджеры считают профессию учителя и должность финансового директора "отстоем", и мечтают о праве называться "супер-Ди-Джеем" как о вершине земной карьеры.

 

Точно так же тот или иной субъект информационного процесса может иметь положительную репутацию в каком-то областном центре, но при этом иметь отрицательную репутацию (или вовсе не иметь репутации) в Москве. При этом репутация субъекта может меняться в одном городе - с положительной на отрицательную, а в другом городе, одновременно, с отрицательной на положительную.

 

 

Например, Борис Немцов, будучи губернатором Нижегородской области, заработал себе в Москве репутацию молодого реформатора. Но в самом Нижнем, где видели не только витрину "столицы реформ", но и то, что скрывалось за этой витриной, репутация молодого губернатора была несколько иной (заметьте: речь идет именно о репутации, а не, скажем, о губернаторском рейтинге, который у Бориса Немцова всегда оставался довольно высоким).

 

В марте 1997-го Немцов был назначен первым вице-премьером Правительства РФ - в пару к Анатолию Чубайсу. Довольно скоро деятельность молодых реформаторов вызвала негативную реакцию со стороны ряда олигархов, стремившихся "без потрясений и сюрпризов" передать власть из рук Бориса Ельцина в руки его "преемника" Виктора Черномырдина. Началась кампания по дискредитации Бориса Немцова в федеральных СМИ. Многие помнят эпизоды этой травли "младореформатора": упреки Немцова в лоббировании интересов ГАЗа, выразившемся якобы в попытке пересадить чиновников с иномарок на отечественные автомобили, и иллюстрация тезиса о "провинциальности" вице-премьера (сценка с "белыми штанами"). Результатом такой кампании стала потеря Немцовым в Москве былой репутации и обретение им репутации новой, не столь позитивной. Зато в массовом сознании нижегородцев закипел протест из серии "Наших бьют!", а Немцов быстро обрел репутацию честного таланта, которого сожрали "при дворе".

 

 

Но самый яркий пример "двойной репутации" - это, пожалуй, репутация Михаила Горбачева в СССР, где он "едва сидел и так и не усидел", и за рубежом, где возник феномен "горбифилии".

 

В те годы даже старый анекдот про фигуру рассказывали с Горбачевым в главной роли. Мол, Михал-Сергеич попросил лучшего лондонского портного сшить ему костюм из отреза, а тот отказался: "У Вас такая фигура, что этого отреза не хватит даже на пиджак". А на Родине первый же портной сшил из того же отреза Горбачеву костюм-тройку, и пояснил: "Это за границей Вы - фигура, а здесь Вашего отреза еще и на кепку хватит".


Анекдоты про Штирлица. Атрибуция

 

Теперь вернемся к определениям репутации и атрибутов, и поясним, что у всех людей или у той или иной группы людей есть некие общие представления о свойствах субъекта и объекта. К примеру, большинство людей считает, что у стула - четыре ножки, а стол - выше стола, что на стуле сидят, а за столом едят, что верблюд - горбатый, что чиновники не живут на зарплату, а берут взятки или крадут казенные деньги и так далее.

 

Соответственно, чтобы группа людей с такими представлениями стала допускать возможность того, что господин N ворует или берет взятки, вовсе не обязательно ловить его с поличным. На практике бывает достаточно донести до аудитории такую цепочку месседжей: господин N - чиновник; его зарплата - такая-то; он строит себе неподалеку от центра города трехэтажный особняк. И уже мало кого будет волновать, что господин N до избрания (назначения) на государственную должность был нефтетрейдером и банкиром, что дом он начал строить именно тогда, а теперь вот строительство этого дома уж два года, как заморожено и т.п.

 

Про человека сказали: он - чиновник. И намекнули, где искать "улики". Массовому сознанию этого достаточно. Потому что, к сожалению, казнокрадство и взяточничество (коррупция) в современном массовом российском сознании являются атрибутами бюрократии, чиновничества, государственного аппарата.

 

"Скажи про человека, что у него два горба, и он всю жизнь будет доказывать, что не верблюд", - гласит суфийская мудрость.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных