Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические указания по написанию реферата

 

Написание реферата направлено на решение ряда задач:

– приобретение навыков работы с научной литературой, документами и архивными материалами;

– овладение методами поисковой деятельности, обобщения, обработки и научно-исследовательского анализа собранной информации;

– первичное овладение принципами и методами научного исторического исследования;

– выработка умения систематизации материала и его четкого и последовательного изложения;

– расширение объема знаний по предмету и общего кругозора;

– активизация самостоятельной работы и творческого мышления студента.

Реферат, в отличие от курсовой работы, характеризуется более узкой тематической направленностью, большей степенью конкретизации темы исследования. Написание реферата может стать фундаментом для дальнейшей работы студента над курсовой работой.

Студент выбирает тему реферата по своему усмотрению из предложенных в перечне тем, согласовывая ее с преподавателем.

После ознакомления с содержанием выбранной темы реферата студенту следует ознакомиться со справочной, научно-методической, специальной и дополнительной литературой, необходимой для написания работы. Перед ее написанием студент должен обязательно продумать и составить логичный план изложения материала. При необходимости можно получить консультацию преподавателя. План должен четко отражать структуру реферата, выявлять взаимосвязь его отдельных частей.

После выбора темы и разработки плана реферата студенту рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций относительно написания работы.

На первом этапе осуществляется первичное изучение литературы: студент пополняет уже известный ему перечень источников теми названиями, на которые ссылаются авторы, с трудами которых он уже знаком, но которых не было в первичном списке. При работе с литературой необходимо делать выписки в форме цитат, фактического и цифрового материала, оценок, точек зрения – всего, что может послужить и для уяснения проблемной ситуации, и для полемики с их авторами, и для дальнейшего сопоставления с полученными студентом данными. Выписки должны быть точными (в случае слишком пространного суждения его можно изложить кратко своими словами, не искажая при этом сути). Выписка обязательно сопровождается указанием на источник: автор (фамилия и инициалы), название работы, выпускные данные, страница.

На втором этапе проводится систематизация выписок, сделанных из изученной литературы.

Третий этап работы над рефератом подразумевает сопоставление точек зрения различных авторов и предполагает выработку на основе этой позиции собственного мнения. Студент может либо присоединиться к одной из противоположных точек зрения, соответствующим образом аргументировав это, либо опровергнуть ее. В реферате также необходимо произвести оценку различных работ и сделать выводы. Обязательно использование исторических источников, относящихся к тематике реферата, студент должен сделать самостоятельные выводы на их основе, подтверждающие теоретические положения. Грамотное выполнение этого требования увеличивает методологическую и творческую ценность работы.

Для обеспечения четкой организации всего процесса выполнения работы рекомендуется составить примерный график ее выполнения. В графике указываются временные рамки каждого из указанных этапов (начало и завершение).

Реферат должен включать титульный лист (оформленный в соответствии с правилами, принятыми в академии), введение, основную часть, заключение, список используемой литературы. При необходимости оформляется приложение.

Реферат оценивается по следующим критериям: оценка методологических характеристик, оценка содержания, оценка оформления.

При оценке методологических характеристик реферата преподаватель обращает внимание на грамотное построение структуры реферата: он должен иметь введение, основную часть и заключение, все три части работы должны быть связаны друг с другом и соразмерны между собой. Рекомендуемый объем реферата – 16–20 страниц, шрифт 12, интервал 1. Необходимо ориентироваться на то, что введение и заключение работы в совокупности не должны превышать 1/3 общего объема работы.

Во введении необходимо раскрыть актуальность и значимость темы, дать краткую историографическую характеристику и современное состояние рассматриваемого вопроса с указанием достижений и спорных вопросов. Студент при этом должен показать умение критически оценивать концепции различных авторов. Во введении обязательно указывают цель реферата и его задачи, объект и предмет исследования, методы исследования, делается обзор источников и историографии проблемы. В объеме введение может достигать 3–4 страницы.

Основная часть работы должна строиться в соответствии с планом, а план работы – включать столько разделов, сколько необходимо для полного раскрытия тематики реферата. В случае необходимости разделы делятся на подразделы.

В основной части реферата излагаются теоретические положения, раскрывающие сущность рассматриваемой проблемы, дается критический анализ источников и историографических работ, привлеченных к освещению темы (мнение отдельных авторов, конкретные примеры по данным исторических исследований или фактическим данным и т. д.). Теоретические выводы, приводимые в работе, должны быть аргументированы, носить доказательный характер.

В реферате обязательны ссылки, оформленные в соответствии с библиографическими правилами. Основные положения реферата могут быть иллюстрированы таблицами, схемами, диаграммами, фотографиями и другими материалами. Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы пишутся сокращенно, например: «рис. 1», «табл. 2».

В заключении должны быть подведены итоги, сделаны выводы после изучения избранной темы, возможно, высказано собственное мнение по проблеме. Выводы следует формулировать четко и по пунктам. Заключение может занимать 3–5 страниц.

Таким образом, при оценке содержания реферата учитывается, насколько студент демонстрирует понимание закономерностей исторического процесса, насколько он качественно анализирует исторические источники и исторические факты, логичны и доказательны ли выдвинутые им тезисы. Работа, претендующая на оценку «отлично», должна отличаться безошибочным знанием фактического материала. В заключении должны быть сделаны четкие выводы, продемонстрировано личное отношение автора к тематике работы и его гражданская позиция.

При оценке оформления реферата учитывается его соответствие требованиям, предъявляемым в академии к письменным работам. Работа должна завершаться оформленным в соответствии с ГОСТом Р7.005.2008 списком источников и литературы, использованным при ее написании. В список не включаются те источники, на которые нет ссылок в тексте реферата и которые фактически не были использованы при его подготовке. При использовании заимствованного материала обязательно применение кавычек и ссылок (постраничных либо концевых). Одним из требований, предъявляемых к реферату, является его технически правильное оформление. Реферат не должен содержать орфографических, пунктуационных ошибок, опечаток и технических погрешностей, язык и стиль изложения должны соответствовать нормам русского языка. Страницы нумеруются, за исключением титульного листа, который считается первой страницей, но на нем номер страницы не ставится. Каждый пункт основной части плана работы выделяется в отдельный раздел, начинающийся с новой страницы.

Реферат сдается на кафедру ГМУ в срок не менее чем за две недели до начала сессии и проверяется преподавателем. Если основные вопросы темы не раскрыты, изложены схематично или фрагментарно, если работа выполнена несамостоятельно, списана из других источников или у других авторов, «скачана» из Интернета и не прошла проверку в системе «Антиплагиат», то реферат получает оценку «неудовлетворительно». Свои замечания и оценку работы («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично») преподаватель фиксирует в рецензии. В случае получения оценки «не зачтено» студент обязан, не меняя тему, изучить дополнительные источники, переработать работу в соответствии с указаниями и рекомендациями преподавателя и снова представить на кафедру.

 

 

Рекомендуемые темы рефератов по дисциплине

«История государственного управления в России»:

 

1) Община – важнейший социальный институт.

2) Научные теории происхождения государства.

3) Норманнская теория происхождения русского государства.

4) Система ярлыков как регулятор взаимоотношений Руси и Орды.

5) Новгородские посадники.

6) Князь и вече в Смоленском княжестве.

7) Казна и Дворец – первые государственные учреждения единого Русского централизованного государства.

8) Старинные служилые чины и звания XV–XVII вв.

9) Система кормлений и ее роль в укоренении взяточничества.

10) Земский собор и его значение в истории России.

11) Приказы в Московском государстве в XVI–XVII вв.

12) «Табель о рангах» и ее роль в развитии государственной гражданской службы.

13) Правительствующий Сенат и его роль в системе государственного управления.

14) Организация делопроизводства в коллегиях.

15) Смоленские губернаторы XVIII в.

16) Реформы Екатерины II в сфере местного управления и самоуправления.

17) Смоленские губернаторы XIX в.

18) Государственный Совет в системе государственного управления дореволюционной России.

19) Организация делопроизводства в министерствах.

20) «Введение к уложению государственных законов» М. М. Сперанского.

21) Третье отделение СЕИВ Канцелярии и его роль в системе государственного управления при Николае I.

22) Смоленское земство.

23) «Булыгинская дума».

24) Развитие парламентаризма в дореволюционной России.

25) Земское движение в конце XIX – начале XX вв. Земгор.

26) Двоевластие как уникальная управленческая ситуация.

27) Феномен Советов: органы власти или органы местного самоуправления?

28) Советские конституции: общее и особенное.

29) Партийная и государственная номенклатура в СССР.

30) Конституционный кризис 1992–1993 гг. и принятие Конституции РФ 1993 г.

31) Укрепление вертикали власти в 2000-х гг.

32) Становление новой системы местного самоуправления в постсоветской России.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Темы курсовых работ по Общей части. 1. Гражданское право в системе частноправовых отраслей. | Назначение объекта управления.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных