Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Влияние мультипликационнных фильмов на развитие личности ребенка в психолого-педагогической литературе




 

Одним из актуальных направлений в настоящее время является исследование влияния современных мультфильмов на личность ребенка, на формирование различных образов и представлений у детей. Мультипликация рассматривается как средство воспитания.

Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную разнообразную медиа-среду, представленную телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и др. Множество и разнообразие нецеленаправленных факторов воспитания способствует тому, что доля их влияния на ребенка все увеличивается, тем самым, уменьшается доля влияния целенаправленных. Это является серьезнейшей проблемой, особенно в дошкольном возрасте, когда активно идет познание и освоение мира, формирование сознания ребенка, ценностей и мировоззрения. Одним из первых и важных представителей медиа-пространства являются мультипликационные (анимационные) фильмы [27, с. 76]. Под мультфильмами мы будем понимать не только произведения, созданные по технологии умножения, но и все современные произведения, созданные посредством компьютерной графики, «ожившие», которые мы можем отнести к жанру мультфильма.

Рассмотрим роль современной мультипликации в воспитании ребенка на основании трудов и исследований по данной проблематике. О. В. Козачёк в своей статье «Современные мультфильмы и дети» [12, с. 26] под современными мультфильмами понимает преимущественно зарубежные работы, которые дети предпочитают в большей степени. Опираясь на мнения Д. В. Андрющенко, Н. Е. Марковой, И. Я. Медведевой, она перечислила несколько признаков «вредного мультика»: – главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление ребенком жестокости, безжалостности, агрессии в реальной жизни.

Исследования А. Бандуры [5, с. 202], проведенные им и его коллегами еще в 60-х гг. ХХ в., доказали, что сцены телевизионного насилия увеличивают агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера; девиантное поведение героев мультфильма никем не наказывается. В итоге у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения. Демонстрируются опасные для жизни ребенка формы поведения, повторять которые в реальности опасно; транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот; распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью; присутствуют несимпатичные, а порой даже уродливые герои. Дети дошкольного и младшего школьного возраста, по мнению В. И. Короткого [15], склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животный и растительный мир. Поэтому они легко понимают и принимают язык мультфильмов, сказок, былин. Их герои просты и типичны, они делают все то, что делают обыкновенные люди.

Д. Гербнер и Л. Гросс приписывали мультипликационным фильмам, как и в общем телевидению, уникальную способность изменять фундаментальные представления о природе социальной реальности. Оно обладает этим свойством благодаря тому, что не только отражает status quo, но и многократно преувеличивает существующие тенденции, телевизионные образы кажутся реальными. А. Бандура высказал идею, что телевидение способно соперничать с родителями и учителями в качестве источника ролевых моделей для подражания. Исследования показали, что средства массовой информации важны в гендерно-ролевой социализации, а анализ информации, поступающей к нам по телевизионным каналам, продемонстрировал, что телевидение создает стереотипные, традиционные образы мужчин и женщин [5].

О. А. Воронина и Н. И. Медведева [6] выделяют ряд положительных и негативных моментов при просмотре мультфильмов: мультфильмы любимы детьми с раннего детства, так как они яркие и образные; персонажи мультфильмов показывают ребенку различные способы взаимоотношений с миром; эталоны плохого и хорошего поведения, представления о добре и зле формирует у малышей видео; через сравнение с любимыми героями ребенок учится воспринимать себя позитивно, пересиливать свои страхи и трудности, вырабатывать в себе уважение к окружающим. Исследователи подчеркивают, что дети намного эффективнее усваивают информацию, чем взрослые. Смотря видео, ребенок воображает картины мира и тем самым начинает развивать в себе личность, перенимая те или иные качества персонажей; ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблемам развития личности ребенка под влиянием современных мультипликационных фильмов, можно сделать вывод о том, что роль современной мультипликации в воспитании ребенка является неоднозначной. С одной стороны, мультипликационные фильмы формируют эталоны плохого и хорошего поведения, представления о добре и зле, ребенок учится воспринимать себя позитивно, пересиливать свои страхи и трудности, с уважением относиться к окружающим, т.е. мультфильм выступает как одно из эффективных средств воспитания ребенка. С другой стороны, современные мультфильмы лишены той нравственной и моральной основы, которая способна благотворно влиять на развитие ребенка. Нравственные эталоны и ценности, образы женственности и мужественности подменяются грубостью, жестокостью, стиранием границ между «хорошо» и «плохо», между «можно» и «нельзя».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных