Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мультипликация как способ влияния на социализацию детей дошкольного возраста




Мультфильм – это продукт не только медиа-среды, но и один из видов искусства. Общепризнанно воспитывающее влияние искусства на формирование личности ребенка. Между тем мультфильм обладает большим воспитательным и образовательным потенциалом. Перед телевизором ребенок проводит достаточно много времени: до нескольких часов день. А если учесть, что дошкольники изучают мир постоянно, то такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.
Мультфильмы выполняют множество функций [26, с. 63]:

- мультфильмы расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями;

- показывает примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;

- способствуют формированию оценочного отношения к миру, развитию мышления, пониманию причинно-следственных связей;

- формируют эстетический вкус, чувство юмора;

- мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности детей и др.

Рассмотрим на примерах возможности использования мультипликации как способа социального развития детей дошкольного возраста. Так, анализируя наиболее популярные среди детей мультипликационные фильмы («Маша и Медведь» (Россия), «Простоквашино» (Россия), «Смешарики» (Россия), «Даша-путешественница» (США, Канада), «Тачки» (США), «Ледниковый период» (США) и др.), акцентировали внимание на трансляция в мультфильмах ценностей феминности и маскулинности как составляющих социализации в обозначенный возрастной период.

Анализируя образы героев, их поведение в различных ситуациях и общую идею мультфильма, мы обратили, например, внимание на то, что Дядя Федор – самостоятельный и ответственный мальчик, поэтому мы знаем, какой образец поведения ребенок может взять с героя мультфильма Дяди Федора. Анализ поведения главных героев показывает, кто из героев и в каких ситуациях как себя ведет. Например, Даша Путешественница в проблемных ситуациях старается помочь своим друзьям. Общая концепция мультфильма показывает нам, чему посвящен этот мультфильм, какие ценности лежат в основе мультфильма. Например, в основе мультфильма «Тачки» в начале транслируются ценности победы, выигрыша, эгоизма, но наступает переломный момент и главный герой понимает, что важнее в жизни – это те, кто тебя окружает, кто готов прийти к тебе на помощь.

Анализ отобранных мультфильмов показал, что мультипликация отечественного и зарубежного производства транслирует феминные ценности. Во всех представленных мультфильмах транслируются ценности дружбы, заботы и взаимопомощи, именно эти ценности присущи феминным культурам. В данных мультфильмах транслируются общекультурные ценности.

Обращая внимание на ситуационное поведение героев, можно отметить, что всем героям присуща демонстрация как женского, так и мужского поведения. Следует также отметить, что мультипликация, несомненно, является способом трансляции культурных особенностей страны-производителя. Мультипликация, с одной стороны, может быть приравнена к сказке, а любая сказка несет в себе культуру, традиции и ценности, как результат - мультипликация может передавать различные ценности ребенку. Чаще всего ребенок берет за основу своего поведения поведение того, за кем больше наблюдает. Это могут быть родители, сверстники, воспитатели в детском саду, а также это могут быть любимые мультипликационные герои. Ребенку становится важно то, как ведет себя выбранный им пример, он начинает ему подражать и воспроизводить те ценности, которые важны для его героя [6, с. 76]. Зарубежные ценности можно условно обозначить как внешние, направленные на получение, завоевание, подавление силовыми методами. Отечественные ценности репрезентируют внутренние качества личности. Зарубежная мультипликация делает акцент на поведенческих характеристиках героев, а отечественная больше фиксирует внимание маленького зрителя на характерологических чертах. Также можно отметить, что многие зарубежные мультфильмы привлекают внимание яркостью, красочностью и динамичностью, в отличие от отечественных, которые привлекают взаимоотношением героев, сюжетной линией.

Отношение к юмору в мультфильмах также своеобразно: юмор в зарубежных мультфильмах чаще всего строится на пинках, ударах и актах подлости друг к другу. Герои в эти моменты сами смеются друг над другом и вовлекают в этот процесс ребенка. Юмор в отечественных мультфильмах более тонкий, тем самым дает возможность не бесконтрольно смеяться над всем, что происходит, а сначала увидеть шутку, потом понять ее, а потом уже посмеяться [11, с. 99].

Также следует отметить, что современные же мультфильмы сложно систематизировать по направлениям воспитания, поэтому возьмем следующие критерии оценки: жанровый компонент, эстетический компонент, лексика, примеры поведения, юмор и др. Сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, невозвращение долгов, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, полицейские осады, потерю рассудка, суд на преступником, любовно-эротическую составляющую [28, с. 70]. Так, например, в мультфильме «Акулья история» показывают смерть акулы и церемонию похорон: погребение, отпевание, выражение соболезнований. Или в «Планете сокровищ» происходит страшное убийство в открытом космосе. А в «Шреке3» смерть короля-жабы показана долго и весьма детально. В «Мадагаскаре» пингвины захватывают теплоход и берут в заложники капитана, звонко ударяя его по лицу. Там же бабушка остервенело бьет льва. Король в «Шреке2» нанимает киллера для убийства избранника своей дочери. В «Алеше Поповиче и Тугарином Змее» весь сюжет закручен на карточном долге, в азартные игры на деньги играют практически все, начиная от бабы Яги и заканчивая правителем – Князем. Домашние питомцы из «Сезона охоты-2» устраивают своеобразные собачьи пытки. Все эти сюжетные линии никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма.

Эстетическая составляющая современных мультфильмов тоже находится на низком уровне: герои зачастую просто некрасивые: например, страшные монстры и киборги из «Планеты сокровищ», «мутированные в дебрях канализации» зеленые Нинзя. Мультфильм «Черепашки-нинзя» можно отнести к жанру «мультфильм ужасов», для этого есть классический набор наведения ужаса (ночь как основное время действия, битвы трехтысячелетней давности, проклятия, бессмертие, живые статуи с красными глазами, монстры, выходы в иные миры, бесконечные битвы, погони, драки, ограбления, убийства, прыжки с высотных домов и др.).

Также в ряде современных мультфильмов прослеживается низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для восприятия ребенка. Примеры грубой лексики присутствуют во многих мультфильмах: «сопляк», «тупой», «этот куст похож на толстую бабу», «не тыкай в меня своей грязной, зеленой сосиской!», «тренинг по целованию задниц», «дурак», («Шрек»), «закидать лектора какашками" («Мадагаскар») «валите отсюда!», «будь он проклят» («Тачки»), «ну что припухли, сборище трусливых вонючек?» («Сезон охоты2»). Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах: «лузеры», «мне хана», «козырно», «прикольно», «шизовое местечко», («Мадагаскар»), «втюрился» («Тачки»), «офигительность» («Сезон охоты2»). Но кроме этого в современных мультфильмах часто поднимающиеся недетские темы проявляются в таких выражениях: «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях», «хочешь обладать ею?», «высокая упругая попка», «мы сексуальны!», «я ношу женские трусики», «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шреки»), «любовнички развлекаются» («Акулья история»), «брачный ритуал», «у вас интим?» («Сезон охоты2»). А в мультфильме «Делай ноги» мудрец пингвиньей колонии по имени Ловелас заявляет, что «вынужден удалиться на свое ложе для любовных утех». Порой встречаются и речевые грубые ошибки: в «Алеше Поповиче» произносится слово «ихняя», а сам богатырь пишет с ошибками: «сабрать». Обозначенные лексические и речевые «минусы» негативно влияют на социальное развитие детей дошкольного возраста, формируя у них ошибочные социальные стереотипы как нормы поведения.

При выборе мультфильма взрослым (родителям, педагогам) в первую очередь необходимо понять, для чего он хочет показывать ребенку мультфильм. Взрослые должны определить задачу, которую может выполнять мультфильм. Задачи могут быть разные, например [23, с. 420]:

- научить ребенка взаимопомощи;

- научить ребенка не быть жадным;

- научить ребенка быть отзывчивым в помощи;

- показать, что хорошо, а что плохо;

- показать ребенку добро и зло и т. д.

Важно обращать внимание на то, есть ли в мультфильме сцены жестокости, сцены сексуального характера и лексические особенности.

Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. Нередко, в современных мультфильмах этот способ – агрессия. Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления типажей главных героев классифицировать вместе с детьми их основные и сущностные характеристики: Шрек («Шрек») – невоспитанный, грубый, но вместе с тем у него очень доброе сердце, он смелый и преданный; осел («Шрек») и зебра («Мадагаскар») – назойливые, навязчивые, болтливые, но они верные друзья и помощники; Алеша Попович («Алеша Попович и Тугарин Змей») – трусливый, глуповатый, но смелый и отважный; Забава («Алеша Попович и Тугарин Змей») – эгоистичная, истеричная, не уважающая старших, но способна верно любить.

Для того, чтобы герои современных мультфильмов позитивно влияли на социальное развитие детей дошкольного возраста, важно акцентировать внимание детей на тех моделях поведения героев, которые недопустимы в обществе, которые не должны быть ориентирами для подражания. Например, Шрек неоднократно заявляет: «Мне все равно, что обо мне подумают люди. Буду делать, что хочу!»; кязь из «Ильи-Муромца» постоянно подчеркивает свой статус: «Я князь: что хочу, то и ворочу», а также ходит по столу, засыпает лицом в тарелке; а Забава –ездит на шее у собственной горбатой бабушки. Для ребенка главный герой мультфильма – безусловно положительный герой. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», ребенок еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что герой делает «хорошо», а что – «плохо». Поэтому все, что делает любимый герой, ребенок воспринимает как должное.

Следует отметить, что современные же мультфильмы – чересчур сложные, в них даже взрослому человеку порой трудно разобраться. Такие сложности не развивают мышление ребенка, а приводят к поверхностному бездумному восприятию.

Вместе с тем, можно отметить и положительные черты. Например., серия «Лунтика» – «Легко и высоко» –в игровой форме поднимает вопросы отношений с друзьями, как следует себя вести со взрослыми, как устроен мир. Божья коровка Мила отличается приятной полнотой и неплохо летает. Однако наслушалась бабочек, которые заявили, что Мила никогда не будет летать также высоко и изящно как они, если останется такой же полной. Она решает похудеть, отказывается от еды, чтобы стать такой же изящной, как бабочки. Дело кончается плохо – голодный обморок и постель. На помощь приходят друзья. Они убеждают Милу не слушать сомнительных советов, а позаботиться в первую очередь о собственном здоровье. Только будучи здоровой, она вообще сможет летать. В конце серии Мила демонстрирует чудеса высшего пилотажа на зависть бабочкам. Друзья подбрасывают её в воздух при помощи нехитрой катапульты.

Посыл серии понятен: «Береги здоровье. Используй то, что тебе дано. Не слушай сомнительных советов. Ищи поддержки у друзей, которые всегда придут на помощь».

Дети социализируются, учась у героев мультфильмов, как себя вести. Дети изначально учатся, подражая. Поэтому, выделяя любимых мультипликационных героев, дети начинают подражать им, вести себя, как они, говорить их языком, применять знания, полученные в мультфильме. Они начинают просить у родителей вещи с изображением любимых героев, посвящают им первые школьные сочинения. Несомненно, что для эффективного воспитания ребенку нужно предоставить хорошие образцы для подражания.

Мультфильм может способствовать формированию личности ребенка, а может и, наоборот, препятствовать. Если мультфильм содержит антивоспитательный потенциал или же не адекватен возрасту ребенка, то влияние мультфильма все равно будет, и оно может привести совсем не к намеченным результатам. Негативные влияния средств медиа-среды на детей, которые еще не умеют критически относиться к феноменам внешнего мира, могут быть опасны. Чтобы негативные влияния нейтрализовать или же вовсе не допустить, а положительные влияния усилить, необходимо ввести мультфильмы в фактор «целенаправленных воспитателей». Для этого нужно оценить воспитательный потенциал мультфильмов и целенаправленно их использовать, введя мультфильмы как дополнительное средство формирования каких-либо качеств в программы ДОУ, а также дать рекомендации родителям для домашнего обучения. Важно также выявить негативный потенциал, чтобы родители оградили ребенка от него или научились с ним работать, выявляя суть этого негативного. Если мультфильмы не перевести в разряд целенаправленных и контролируемых воспитателей, то они будут влиять на ребенка хаотично и, может быть, даже противоречиво.

На основании проведенного анализа, рекомендации по подбору мультфильмов для родителей и педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста в общем виде выглядят следующим образом [31, с. 740]:

– определение основных целей и задач по формированию тех или иных представлений и образов у детей;

– организация досугового времяпрепровождения;

– контроль и наблюдение за просмотром детьми тех или иных мультфильмов;

– подбор мультипликационных фильмов, соответствующих целям и задачам формирования образов;

– совместный просмотр мультфильмов с разъяснительными беседами и замечаниями;

– закрепление демонстрируемых образов в семейно-бытовой культуре.

Таким образом, мультипликация является мощным средством формирования личности ребенка и его социального развития. При ее воздействии наблюдаются как эффект социального научения, так и культивирования образцов поведения, познавательных схем, ценностей. С самого рождения человек вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития. Для ребенка важно формирование коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут заложены в детстве, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. Поэтому родителям и педагогам необходимо использовать и контролировать все способы социализации, воспитания и образования ребенка.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных