ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методические указания. Для студентов заочной формы обученияМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Для студентов заочной формы обучения Специальностей Содержит основы теории и задачи по основным разделам курса «Теплотехника», «Техническая термодинамика» и «Основы теплопередачи». Условия задач составлены с расчетом на индивидуальную работу студентов. Выполнению контрольных работ должно предшествовать тщательное изучение соответствующего раздела курса. При их выполнении студент должен сначала письменно ответить на контрольные вопросы, а затем решить соответствующие задачи (контрольные вопросы и условия задач должны быть переписаны в пояснительную записку). При подготовке к экзамену или зачету студенту рекомендуется проработать все контрольные вопросы и задачи, предложенные в заданиях. Ответы на контрольные вопросы должны быть краткими. Их необходимо сопровождать формулами, графиками, схемами и эскизами. При решении задач студент указывает, по какой формуле и в каких единицах измерения определяются величины, из какого источника информации взяты подставленные в формулу значения (если они не содержатся в условиях задачи). При использовании таблиц, диаграмм, эмпирических формул и других справочных материалов необходимо сделать ссылку на литературный источник. В приложении к заданиям (часть II) приведены справочные таблицы средних изобарных теплоемкостей некоторых газов, термодинамических свойств воды и водяного пара в состоянии насыщения, физических свойств сухого воздуха и воды на лини насыщения. Вычисления всех величин приводятся в развернутом виде. Если подставляемая в формулу величина определяется по какой-либо зависимости, это промежуточное вычисление необходимо подробно записать. Обозначения величин и терминология в пояснительной записке к контрольной работе должны соответствовать принятым в учебной литературе. Решения задач желательно дополнить схемами и графиками, тщательно выполненными и подклеенными к пояснительной записке в соответствующих местах. Пояснительная записка должна иметь поля для заметок рецензента. На графиках необходимо показать все нужные числовые данные (значения давления, температуры и пр.), при решении задач числовые расчеты нужно выполнять в единицах системы СИ.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Теплотехника: учебник для вузов / под ред. В. Н. Луканина.- 5-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2009. - 671 с.: ил.. - Прил.: с. 661-669. - Библиогр.: с. 670-671с. 2. Нащокин, В. В. Техническая термодинамика и теплопередача: учеб. пособие для неэнерг. спец. вузов / В.В. Нащокин.- 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1980. - 469 с. 3. Теплотехника: Учебник для втузов / Под общ. ред. А.М. Архарова, В.Н. Афанасьева.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.- 712 с. 4. Теплотехника / Под ред. А.П. Баскакова.- М.: Энергоатомиздат, 1982.-259 с. 5. Лариков, Н.Н. Теплотехника.- М.: Стройиздат, 1985.-432 с. 6. Сборник задач по технической термодинамике / Т.Н. Андрианова, Б.В. Дзампов, В.Н. Зубарев, С.А. Ремизов.- М.: Энергоиздат, 1981.- 240 с. 7. Сборник задач по технической термодинамике и теории тепломассообмена / Под ред. В.И.Крутова и Г.Б.Петражицкого- М.: Высшая школа, 1986.- 383 с. 8. Рабинович О.М. Сборник задач по технической термодинамике. Изд. 5-е. М., «Машиностроение», 1973.- 344 с. 9. Краснощеков Е.А., Сукомел А.С. Задачник по теплопередаче. Учебное пособие для вузов. Изд. 4-е, перераб. М., «Энергия», 1980. -288 с. 10.Панкратов, Г. П. Сборник задач по теплотехнике [Текст]: учеб. пособие / Г. П. Панкратов.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1995. - 238 с.: ил. 11.Сборник задач по технической термодинамике [Текст]: учеб. пособие для теплоэнергет. спец. вузов / Т. Н. Андрианова [и др.].- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Энергоиздат, 1981. - 240 с.: ил.. - Библиогр.: с. 240. 12.Болгарский А. В. Сборник задач по термодинамике и теплопередаче / А. В. Болгарский, Г. А. Мухачев, В. К. Щукин. – М.: Высш. школа, 1972. – 304 с. 13.Ривкин С. Л. Теплофизические свойства воды и водяного пара / С. Л. Ривкин, А. А. Александров. – М.: Энергия, 1980. – 424 с. 14.Термодинамика. Основные понятия. Терминология. Буквенные обозначения величин: Сборник определений. Вып. 103 / Комитет научно- технической терминологии АН СССР. – М.: Наука, 1984. – 40 с, ЗАДАНИЕ №1 Раздел «Техническая термодинамика»
Студент выбирает контрольные вопросы и задачи из таблицы № 1 по номеру последней цифры зачетной книжки, а численные значения к задачам по номеру последней цифр зачетной книжки – из соответствующих таблиц каждой задачи, которые приведены в конце задания.
Таблица № 1 – Варианты контрольных вопросов и задач
Контрольные вопросы 1. Почему теплоемкость при постоянном давлении больше, чем теплоемкость при постоянном объеме? На какую величину массовая теплоемкость ср больше теплоемкости с ? Чему равно отношение этих величин? 2. Напишите выражения, по которым определяются изменения внутренней энергии, энтальпии и энтропии идеального газа в термодинамическом процессе. Почему эти величины являются параметрами состояния? 3. Докажите, что в изобарном процессе изменения состояния рабочего тела подведенная теплота равна изменению его энтальпии. 4. В каком процессе изменения состояния идеального газа вся подведенная теплота расходуется на совершение работы расширения? 5. Как изменяется температура идеального газа при изобарном и адиабатном расширении? Ответ проиллюстрируйте графиками процессов в pv- и тs- диаграммах. 6. Какая величина служит для оценки эффективности прямого обратимого цикла? 7. Почему у обратимого прямого цикла Карно в заданном интервале температур термический КПД имеет максимальное значение? 8. Докажите, что в цикле Карно идеального газа работа адиабатного сжатия равна работе адиабатного расширения. 9. Какой процесс сжатия газа в поршневом компрессоре является энергетически наиболее выгодным? Ответ проиллюстрируйте изображением -диаграммы рабочего процесса идеального компрессора. 10. Какой из теоретических циклов поршневых двигателей внутреннего сгорания при одинаковых максимальных температурах и давлениях имеет наибольшее значение термического КПД? Сравнение циклов произведите в Тs – диаграмме. 11. Что называется теплотой парообразования? На какие части можно разделить ее величину? Как изменяется величина теплоты парообразования с ростом давления и температуры пара? 12. Почему для повышения термического КПД цикла Ренкина наряду с повышением начальной температуры целесообразно одновременно повышать и начальное давление пара? Ответ проиллюстрируйте в is-диаграмме. 13. Укажите способы повышения термического КПД основного паросилового цикла. 14. Покажите с помощью is-диаграммы, как изменяется влажность пара в конце адиабатного процесса расширения пара Ренкина при повышении начального давления, если давление и начальная температура остаются без изменения? 15. Как изменяется состояние перегретого и влажного насыщенного пара в процессе дросселирования? Ответ проиллюстрируйте проведением условной линии этого процесса на диаграмме. 16. Покажите на диаграмме, что процесс дросселирования уменьшает располагаемую работу пара при истечении. 17. Почему в суживающем сопле скорость истечения газа не может достигнуть сверхзвуковой величины? 18. Как связано изменение поперечного сечения вдоль сопла с изменением удельного объема и скорости потока газа или пара? 19. Почему идеальный процесс сушки материала в сушильной камере протекает при неизменной энтальпии? Изобразите этот процесс на диаграмме влажного воздуха. 20. Покажите, как по диаграмме можно определить количество влаги, испаренной в сушильной камере, на 1 кг сухого воздуха.
ЗАДАЧИ Задача №1 Задан массовый состав (в процентах) смеси идеального газов. Определить газовую постоянную смеси и количество теплоты в процессе охлаждения при постоянном давлении для 5 кг смеси от температуры tх до 0° С.
Задача №2 Для газовой смеси массового состава, приведенного в задаче №1, определить объемный состав, среднюю молекулярную массу, газовую постоянную R, среднюю объемную теплоемкость cv при постоянном объеме для интервала температур от t1 до t2. Задача №3 Заданы массовый состав (в %) смеси идеальных газов (см. задачу №1), начальное абсолютное давление 1 МПа, температура t1= 0 0С и объем, занимаемый смесью V=4 м3. Определить газовую постоянную смеси, массу смеси, парциальное давление компонентов и затрату теплоты на нагревание заданного количества смеси при постоянном объеме до температуры t2.
Задача №4 Смесь идеальных газов, имея массовый состав, приведенный в задаче №1, с начальным абсолютным давлением p1 и температурой t1= 27 0С, расширяется в политропном процессе до объема в -раз больше первоначального объема V1=1 м3. Показатель политропы n=1,3. Определить газовую постоянную и массу смеси, параметры смеси в конце расширения, а также изменение внутренней энергии, энтальпии и энтропии. Теплоемкости компонентов смеси принять не зависящими от температуры. Задача №5 Смесь идеальных газов задана объемным составом в процентах. Определить массовый состав, среднюю молекулярную массу и газовую постоянную смеси. Определить работу в процессе политропного сжатия 1 кг смеси, если давление в процессе повышается в -раз. Начальная температура смеси t1=27 0С. Показатель политропы принять n=1,2. Задача №6 4 м3 продуктов сгорания заданного объемного состава (см. задачу №5) имеют начальное абсолютное давление р1 и температуру t1. Определить среднюю молекулярную массу, газовую постоянную и массу смеси. Какое количество теплоты нужно подвести к смеси газов, чтобы в изотермическом процессе давление ее снизилось в -раз? Определить также конечный объем и изменение энтропии в процессе. Задача №7 1 кг смеси идеальных газов объемного состава (см. задачу №5) имеет начальные параметры р1=0,1 МПа и t1. В процессе адиабатного сжатия температура смеси повышается до значения t2. Определить среднюю молекулярную массу, газовую постоянную смеси, мольные теплоемкости смеси газов при постоянном давлении и объеме, давление и удельный объем в конце процесса сжатия, а также изменение внутренней энергии и работу процесса сжатия.
Задача №8 Определить состояние и параметры пара (энтальпию, энтропию, удельный объем и внутреннюю энергию) перед пароперегревателем котельного агрегата, если известно, что в пароперегревателе за счет подведенной к 1 кг пара теплоты q температура его повысится до значения t. Давление пара р в процессе считать постоянным. Решение задачи проиллюстрировать в диаграмме.
Задача №9 1 кг водяного пара, имея начальное абсолютное давление р1 и степень х, изотермически расширяется, при этом к нему подводится теплота q. Определить изменение удельной энтропии пара и его параметры (абсолютное давление, удельный объем, энтальпию) в конце процесса. Определить также изменение внутренней энергии и работу в процессе расширения пара. Решение задачи проиллюстрировать в диаграмме.
Задача №10 В процессе адиабатного расширения пара абсолютное давление его понизилось от значения р1 до р2=0,1 МПа. Определить состояние пара в конце расширения, его конечные параметры, работу 1 кг пара в процессе расширения и изменение удельной энтальпии. Начальная температура пара t1. Решение задачи проиллюстрировать в диаграмме.
Задача №11 1 кг водяного пара, имея абсолютное давление р1 и удельный объем , адиабатно сжимается до давления р2. Определить удельный объем и температуру пара в конце процесса, а также изменение энтальпии в процессе и работу сжатия. Решение задачи проиллюстрировать в диаграмме.
Задача №12 1 кг водяного пара, имея начальное абсолютное давление р1 и температуру t1 вначале дросселируются до давления р2, а затем расширяется в процессе без теплообмена до состояния, когда его энтальпия становится равной t2=2500 кДж/кг. Определить изменение энтальпии пара в процессе дросселирования, состояние пара, удельный объем и температуру в конце процесса расширения, а также изменение энтальпии и работу в процессе расширения пара. Решение задачи проиллюстрировать в диаграмме.
Задача №13 10 кг. Водяного пара, имея начальный объем V1, изотермически расширяется до объема V2. определить температуру процесса, а также количество подведенной теплоты, изменение внутренней энергии и работу в процессе расширения. Начальное абсолютное давление пара р 1. Решение задачи проиллюстрировать в is -программе. Задача №14 1 кг влажного насыщенного пара от начального значения энтропии s 1 и начальной степени сухости х сжимается в процессе без теплообмена, при этом удельный объем пара уменьшается в раз. Определить абсолютное давление, температуру и энтальпию пара в конце процесса сжатия, а также работу процесса. Решение задачи проиллюстрировать в is -программе.
Задача №15 Водяной пар при абсолютном давлении р и влажности 5% поступает в пароперегреватель, где перегревается до температуры t при постоянном давлении. Определить удельный объем, энтропию, энтальпию и внутреннюю энергию пара до и после пароперегревателя, а также количество теплоты, израсходованное отдельно на подсушку 1 кг пара. Решение задачи проиллюстрировать в is -программе.
Задача №16 1 кг воздуха при барометрическом давлении 745 мм.рт.ст. и относительной влажности охлаждается от начальной температуры t1 до температуры t2. Определить количество выделившейся воды и отведенной теплоты в этом процессе. Решение задачи проиллюстрировать в id -диаграмме.
Задача №17 Действительная подача компрессора составляет Vвс воздуха при параметрах на всасывание: абсолютном давлении 750 мм.рт.ст., температуре t и относительной влажности . Какое количество воды в кг поступает в цилиндр компрессора с воздухом в один час?
Задача №18 Через суживающееся сопло форсунки в цилиндр компрессорного дизеля подается воздух для распыла топлива. Начальные параметры воздуха р1 и t1. Определить скорость истечения, а также удельный объем и температуру воздуха на выходе из сопла, если абсолютное давление воздуха на выходе из сопла р2. Потерями на трение, теплообменом в сопле и скоростью воздуха на входе в сопло пренебречь. Задача №19 Сухой воздух с начальными параметрами р1 и t1 вытекает в количестве 0,2 кг/с в атмосферу (В=750 мм рт. ст.). Определить тип сопла, скорость истечения и его выходной диаметр. Истечение считать адиабатным. Скорость на входе в сопло пренебречь.
Задача №20 К соплам газовой турбины подводятся продукты сгорания топлива с молекулярной массой =30 кг/ кмоль при начальном абсолютном давлении р1 и температуре t1. Давление за соплами р2=0,12 МПа. Определить скорость истечения и диаметр в минимальном сечении сопла и на выходе из него, если из сопла вытекает 0,5 кг/с продуктов сгорания. Истечение адиабатное с показателем адиабаты k=1,35. Скоростью на входе в сопло пренебречь.
Задача №21 Перегретый абсолютный пар с абсолютным давлением р1=10 МПа и температура t1 перед поступлением в сопло Лаваля турбины дросселируется до давления р2. В соплах пар расширяется без потерь на трение и без теплообмена до давления р3. Определить скорость истечения пара в минимальном и выходном сечениях сопел, а также площадь выходного сечения одного сопла, если через него проходит 1,2 кг/с пара. Начальной скоростью истечения пара пренебречь. Решение задачи проиллюстрировать в is -диаграмме.
Задача №22 Определить скорость адиабатного истечения 0,1 кг/с пара и основные размеры сопла Лаваля, если начальное абсолютное давление пара р1 и температура t1. Давление за соплом р2. Коэффициент скорости =0,95. Угол конусности расширяющейся части сопла принять равным 5о. Скорость пара на входе в сопло пренебречь. Задача №23 Идеальный двухступенчатый компрессор всасывает воздух в количестве 10 м3/мин при давлении р1=750 мм.рт.ст. и температуре t1=17оС, а затем сжимает до абсолютного давления р2. Чему равна теоретическая мощность, кВт, каждой ступени, если сжатие в каждой ступени осуществляется по политропам с показателем n =1,3? Степень повышения давления в каждой ступени принять одинаковое. Определить также конечную температуру сжатого воздуха, если температура воздуха, охлажденного в промежуточном охладителе, равна температуре воздуха в процессе всасывания. Представить pV - и Ts - диаграммы рабочего процесса компрессора.
Задача №24 В цилиндр поршневого одноступенчатого компрессора всасывается воздух при абсолютном давлении 0,1 МПа и температуре 17оС. Диметр цилиндра 0,23 м, ход поршня 0,17 м. частота вращения вала компрессора 12 об/с. Определить теоретическую мощность привода компрессора при изотермическом и политропном (со средним показателем политропы n =1,3) сжатие воздуха до абсолютного давления р2. Представить pV - и Ts - диаграммы рабочего процесса компрессора.
Задача №25 Сухой воздух (1 кг) совершает теоретический цикл двигателя внутреннего сгорания с изохорным подводом теплоты. В начале сжатия цикла абсолютное давление р1=0,1 МПа, а температура t1=47оС. Степень сжатия . В цикле отводиться теплота q2. Вычертить схему цикла и Ts -диаграммах с указанием переходных точек. Определить в этих точках основные параметры рабочего тела. Определить также термический КПД, подведенную теплоту и полезную работу в цикле. Теплоемкость воздуха считать не зависящей от температуры.
Задача №26 Определить термический КПД теоретического цикла двигателя внутреннего сгорания со смешанным подводом теплоты, полезную работу и отведенную теплоту, если известно, что из общего количества подведенной теплоты q1 х% подводится по изохоре. Температура рабочего тела в конце сжатия t2, степень сжатия . Считать, что теплоемкость рабочего тела, обладающего свойствами сухого воздуха, не зависит от температуры.
Задача №27 Двигатель внутреннего сгорания работает по теоретическому циклу с изобарным подводом теплоты. Для цикла степень сжатия , а степень предварительного расширения =1,50. Определить давление и температуру в переходных точках цикла, полный объем цилиндра, работу расширения и работу сжатия, полезную работу, полезный КПД, подведенную и отведенную теплоту, если диаметр цилиндра D, ход поршня S, давление в начале сжатия р1=0,1 МПа и температура t1=47оС. Показатель адиабат расширения и сжатия принять равным 1,4. Цикл вычертить в , Ts -диаграммах. Задача №28 Определить основные параметры переходных точек цикла газотурбинной установки с изобарным подводом теплоты, если известны абсолютное давление и температура в начале сжатия р1=0,1 МПа, t1=27°С, степень повышения давления при адиабатном сжатии и степень расширения газа в процессе подвода теплоты . Определить также полезную работу и термический КПД цикла. Рабочим телом считать 1 кг сухого воздуха, теплоемкость которого в данном случае не зависит от температуры. Задача №29 В паросиловой установке, работающей по циклу Ренкина, используется сухой насыщенный пар с абсолютным давлением 2 МПа. Давление в конденсаторе 5 кПа. Как увеличится термический КПД и степень сухости пара на выходе его из парового двигателя при введении перегрева пара до температуры t1? Решение задачи проиллюстрировать в is -диаграмме.
Задача №30 Паросиловая установка работает по циклу с промежуточным (вторичным) перегревом пара с начальным абсолютным давлением р1 и температурой t1. После расширения пара в ступенях высокого давления до р2 он направляется на вторичный перегрев, где его температура повышается до t2 при том же давлении р2. затем пар расширяется в ступени низкого давления в конденсаторе 5 кПа. Определить термический КПД цикла без промежуточного перегрева пара и с промежуточным перегревом, а также изменение конечной влажности пара вследствие промежуточного перегрева. Выполнить необходимый анализ полученных результатов. Решение задачи проиллюстрировать в is -диаграмме.
Таблица 2 - Числовые данные к задачам контрольной работы №1
Методические указания Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|