Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Молодежное политическое движение




Михаил Кожаринов, Михаил Кордонский

Синтез молодежных движений

Новый генезис

Почти все общественные движения в период своего зарождения и максимальной активности являются молодежными. Циклы зарождения, активности и угасания общественных движений в России наблюдались с 1910-го по 1935 год, с 1935-го по 1960 год, с 1960-го по 1985 год и, наконец, с 1985-го по сегодняшний день. Примерный цикл укладывается в 25 лет. Если это не случайность, а закономерность, то новая точка всплеска, начала общественных движений, которым суждено перехватить пальму лидерства нынешних, — ~2010-е годы и сейчас признаки будущего должны уже не предсказываться, а наблюдаться. Беглый взгляд на поле деятельности московских неформалов легко выделяет несколько подходящих под критерии генезиса явлений.

Молодежное политическое движение

Как показал Павел Данилин 1, большинство из тех, кто гордо именует себя политическими молодежными движениями, представляют собой политические кружки и клубы от 5 до 30 человек. В редких случаях это круги и системы, объединяющие несколько таких клубов, иногда в разных городах. Мода на политические молодежные движения, появившаяся после украинской оранжевой революции, породила к жизни массу откровенных симулянтов и симулякров. Классификация их по политическим взглядам (точнее — декларациям) целесообразна для политика Данилина, но не для нас — технологов. Жизнь в таких группах совершенно стандартна: политкружок, занимающийся идеологическим просвещением и планирующий акции, и далее собственно акции: пикеты, флеш-мобы, марши и, наконец, как пиковая и наиболее яркая форма — акции прямого действия (на которые решаются далеко не все). Часто деятельность группы координируется через интернет, а нередко вся деятельность только в нем и происходит. Активисты противоположных по политическим декларациям групп часто переходят из одного проекта (на их сленге именуемого отдельным и самостоятельным движением) в другой. Единство в формах жизни сводит переход к нескольким нажатиям клавиш или поездке на автобусе. Даже несколько страниц декларации уже известны для каждого врага — потенциального друга. Не нужно вникать в новые традиции, осваивать новую субкультуру, имеющую свои как жанровые, так и социальные традиции. Представьте себе реконструктора, решившего перейти в рок-музыканты: «Мечом махать ты умеешь, а ноты знаешь?» Тем не менее такое иногда происходит, но процесс переобучения и вникания в новую среду занимает по минимуму многие месяцы.

Для предмета этой статьи новым движением является то, что имеет новую форму внутреннего бытия и взаимодействия с окружающим миром и размножения — новый транслятор. Потому мы рассматриваем все современные молодежные политические проекты в совокупности как одно молодежное движение, состоящее из кругов и систем в общем онтологическом и информационном поле. То, что его части нередко враждебны друг другу, не имеет значения: это наблюдается во всех молодежных движениях. Они почти всегда дифференцируются на несколько внутренних субкультур, иногда весьма критически настроенных по отношению друг к другу. Так, ролевики в начале 90-х делились на «дивных» и «алкоголиков», позже — на «занавесочников» (имеющих прикид буквально из того, что под рукой) и обвешанных дорогими доспехами «файтеров». Чем дольше существует движение, чем более оно зрелое и массовое, тем большее количество таких субкультур оно демонстрирует. Рок делится на множество субдвижений, многие из них рассматривают друг друга как «непродвинутых», «попсовых» и т.п., пытаются себя позиционировать как самые «правильные».

Возможность зарождения мощных субкультур в среде молодежной политики уже достаточно проявилась. Безусловно, первенство принадлежит НБП — организационно выделенной, оформленной, имеющей в своей внутренней ткани множество отдельных кругов и систем. В значительно меньшей степени, но это можно отнести к «Нашим», а также к «Молодой гвардии», «Местным» и т.п. В дальнейшем мы для краткости маркируем все подразделения этого субдвижения словом «Наши», тем более что и население, несмотря на обилие оригинальной атрибутики, их нередко путает. Слово «Наши» имеет некоторые тенденции к тому, чтобы стать нарицательным, как стало с названием некогда молодежной, а ныне коммерческой организации «Greenpeace». Теперь в русском если еще не языке, то сленге есть слово «гринписы», обозначающее экологов-экстремистов.

Неудивительно, что нацболы и «Наши» испытывают особенную враждебность по отношению друг к другу: они являются основными конкурентами. Кроме «заказного» характера вражды друг к другу со стороны заказчиков и спонсоров (за каждым из них, как показал П. Данилин, стоит своя заинтересованная сторона из «взрослых политиков»), вражда имеет и свои социологические корни.

Назовем организационно оформленные, многоуровневые части одного движения субдвижениями (по аналогии с субэтносами в рамках отдельных этносов). Общность же движению в целом задается общностью форм существования — транслятором.

Какие-то элементы второстепенных (не базовых), иных трансляторов наблюдаются и у «Наших». Массовая демонстрация — классический метод (то же, что и марш, шествие у скинхедов или спортивных фанатов). Публичная благотворительность — покраска городских скамеек или посадка деревьев с огромным количеством атрибутики и параллельной уличной агитацией — один из основных трансляторов ныне мемориальных западных НКО. Формы помощи ветеранам и инвалидам заимствованы у советского тимуровского движения.

Здесь и далее мы употребляем слово «заимствование» в позитивном смысле. В данном контексте его синонимом является «наследование». Новое изобретение часто является новой комбинацией старых элементов или использованием их новых свойств. Но если в материальной технологии еще применимы полные открытия нового, то в технологиях социальных они означают отрыв, отказ от истории и культуры страны и народа и, вероятнее всего, не приживутся.

И НБП, и «Наши» имеют шансы перерасти в действительно самостоятельное движение несколькими путями: а) задавив всех остальных; б) начав плодить субкультуры внутри собственного тела; в) выделившись в нечто отдельное.

Однако на сегодняшний день нет даже уверенности в том, что все молодежное политическое движение в целом, несмотря даже на его разветвленность, можно считать состоявшимся. Непонятно, насколько устойчивыми являются предложенные трансляторы. Скепсиса добавляют воспоминания о подобной активности и совершенно идентичных формах существования, наблюдаемые в конце 80-х — начале 90-х. Всего этого было достаточно, например, у анархистов тех времен, и даже организационное оформление также наблюдалось в рамках КАСа (Конфедерации Анархо-Синдикалистов). Но к полноценному движению (наподобие ролевиков) перейти так и не удалось. Эти же трансляторы типичны для диссидентского движения волны 1960-1985 годов. В этом случае встает вопрос о возможности возрождения движения — в чуть обновленной форме, но с тем же базовым набором трансляторов.

Роль трансляторов

Прожив полный цикл, любое движение либо погибает, либо, что чаще, переходит в мемориальную фазу. Теоретически возможен случай, когда движение может пойти на новый цикл своего существования, повторив еще одну волну со старыми (слегка модифицированными) трансляторами. С консорциями более низких порядков (клубами, кругами) так бывает часто. Но с массовыми движениями такое почти не случается. (Не имеются в виду те, кому удалось перейти на ступень конвиксий, у которых совсем другая динамика развития, например альпинисты или интернетовцы.) «Почти», так как имеется один пример — движение поисковиков (самодеятельные археологи новейшей истории, другие названия — искатели, трофейщики). Один пик движения зафиксирован в конце 50-х — начале 60-х. Второй пик — в 80-х — начале 90-х. Но даже в этом случае между ними есть некоторое время мемориального существования.

Примеры возрождения старых движений после мемориальной фазы в новых формах, но с тем же базовым транслятором встречаются чаще. Так сейчас происходит с движением футбольных фанатов, имевшим свой пик на волне 1960-1985 годов, а потом мемориальную фазу. Рокеры (мотоциклисты) 60-80-х ныне возрождаются в виде байкеров. Базовый транслятор — массовые гонки на мотоциклах и машинах по дорогам общего пользования. Возможно, это же происходит сейчас и с политическими движениями диссидентского толка.

У клубов, кругов и систем подъем во втором цикле с сохранением старых форм является менее ярким, чем первый. Так было и с поисковиками — это единственный пример, когда циклы уже пройдены до конца и есть возможность их оценить задним числом. Не исключено, что это закономерность.

Если новые трансляторы молодежного политического движения так и не будут найдены, оно либо погибнет, либо будет менее выражено и менее влиятельно, чем диссидентское движение 60-80-х годов.

Ярким, новым лидером движение сможет стать лишь при рождении новых трансляторов. Казалось бы, транслятор только форма. Но это лишь на первый взгляд. Средства для достижения цели должны обладать качествами этой цели. Эта философская лемма противоречит тезису «цель оправдывает средства», выдвинутому в эпоху зарождения абсолютизма.

Сейчас не наблюдается принципиально новых трансляторов, способных породить лидера молодежной политической гонки. (Хотя мы пока видим только начало синтеза и время для появления транслятора еще есть.)

Неразвитость молодежного политического движения подчеркивает, например, отсутствие общего названия для него в общественной ткани в целом. Рок в молодежном языке есть рок во всем его многообразии — этно, фолк, хард, регги, блюз... НБП и «Наши» — названия наиболее популярных «жанров», но не движения в целом. Безымянность типична для периода синтеза движения; появление названия и его укрепление, как среди самих членов движения, так и внешнего окружения, как правило, является признаком окончания синтеза. А до тех пор движение часто путают с его отдельными субкультурами и внутренними субдвижениями — что мы и наблюдаем.

Политикам, да и многим нормальным людям, конечно, интересно, какая политическая идея победит на общественном поле (мы не рассматриваем государственные и коммерческие организации). Мы, со своим технологическим мышлением, можем сказать только, что точно НЕ победит тот, кто не создаст нового транслятора. Появление двух трансляторов и двух соперничающих политических движений не исключено, но исход этих скачек обсуждать преждевременно.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных