Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I. Творчество Эдгара Аллана По в восприятии критики.

Творчество американского романтика Эдгара Аллана По (Edgar Allan Poe, 1809 - 1849) на протяжении нескольких столетий представляет огромный интерес для многих отечественных и западных исследователей. Как всякий гений, Эдгар По опередил время. Лишь спустя десятилетия после смерти его назовут «первой литературной славой Америки»[1], неоспоримым новатором в прозе и поэзии, автором принципа «единства эффекта», основоположником классической формы детектива. При жизни По, неоцененный и не принятый современниками, больше был известен как талантливый редактор и бескомпромиссный критик в маске «литературного могавка»[2].

Ранняя утрата родителей, сложные отношения с отчимом, тщетные попытки добиться заслуженного признания, внезапная смерть любимой жены – жизнь Эдгара По словно отмечена клеймом страданий и потерь, что не могло не отразиться в его творчестве. Эдгар По родился 19 января 1809 г. в Бостоне в актерской семье. Рано потерял родителей, с двух лет воспитывался в семье Джона Аллана - богатого коммерсанта из штата Виргиния. Обучался в лондонских пансионах, окончил ричмондскую школу. В 1826 году Эдгар По поступает в Виргинский университет, но по причине конфликта с приемным отцом уезжает в Бостон, где анонимно издает свой первый сборник стихов «Тамерлан и другие стихотворения» (Tamerlane and Other Poems, 1827).

В 1829 г. издается второй сборник Э. По «Аль-Аараф, Тамерлан и малые стихотворения» (Al-Aaraaf, Tamerlane and Minor Poems). Затем По поступает в военную академию Вест-Пойнт, откуда его отчисляют за нарушение дисциплины. По оказывается без средств к существованию. Единственным источником его дохода становится творчество.

Начало известности Эдгара По положил рассказ «Рукопись, найденная в бутылке» (A Manuscript Found in a Bottle, 1833), получивший первый приз в конкурсе балтиморского журнала «Субботний гость». С1835 г. По занимается журналистикой, работая редактором «Южного литературного вестника». В 1836 г. По женится на Виргинии Клемм. В этот период выходят такие произведения По, как «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» (The Narrative of Arthur Gordon Pym of Nantucket, 1838), «Гротески и арабески» (Tales of the Grotesque and Arabesque, 1839), «Ворон» (The Raven, 1845), статья «Философия творчества» (The Philosophy of Composition, 1846). В июне 1848 г. выходит в свет «Эврика» (Eureca: A Prose Poem) - последняя книга, опубликованная при жизни писателя[3].

Личность По до сих пор остается неразгаданной загадкой. Загадки порождают легенды и домыслы, как после смерти, так и при жизни. Автором некоторых из них является сам По, другие придуманы его друзьями, третьи – исследователями и почитателями. Так, можно встретить легенду о романтическом побеге и тайном венчании родителей По, различные версии происхождения писателя, предания о путешествиях По в Грецию и Санкт-Петербург, не подкрепленные фактами. Однако больше всего мифов об Эдгаре По сочинено его врагами, особенно главным из них – его душеприказчиком Руфусом Гризволдом. Получив после смерти гения доступ ко всем его работам, Гризволд приложил все возможные усилия, чтобы очернить писателя. Пользуясь положением официального биографа По, он представил писателя слабым, тщеславным и порочным, а его произведения – порождением больного, безумного сознания автора. Это удалось Гризволду настолько хорошо, что долгое время творчество По рассматривалось как «художественное воплощение психических аномалий сознания»[4].

Попытку реабилитировать писателя в глазах публики предпринял Ш. Бодлер. Согласившись с фактами биографии По, предложенными Гризволдом, Бодлер дает им свою трактовку и оценку. Многие печальные обстоятельства жизни писателя, его склонности, включая болезненное пристрастие к алкоголю, Бодлер объясняет конфликтом между По и обществом и внутренним стремлением писателя к творчеству. По в интерпретации Бодлера – «страдающий гений, для которого жизнь и творчество были медленным самоубийством»[5].

Недостоверная информация о жизни По преумножала и без того огромное количество легенд. Конец этому наступил на рубеже 20 и 21 веков, когда Д. Остром опубликовал полный реестр переписки и собрание писем Эдгара По, а А. Г. Квинн выпустил капитальную биографию писателя[6]. С тех пор количество легенд значительно сократилось.

В 2009 году исполнилось 200 лет со дня рождения Эдгара По. К этому событию приурочен выход статьи А. Ураковой «Байрон в маске могавка: штрихи к портрету Эдгара По». Рассуждая о восприятии личности По современной публикой, автор отмечает, что в мире, где узнаваемость главенствует над подлинностью, историческое лицо писателя уходит в тень его вымышленных, так называемых «фикциональных» ипостасей. В угоду популярной культуре великий писатель становится «крестным отцом ужасов и знатоком загробных тайн»ссылка и обрастает атрибутами, неизменно ассоциирующимися с его личностью: вороном и черным котом. На смену сочинителей легенд приходит массовая культура, делающая великого классика персонажем шаржей, комиксов и рекламысс. Однако, несмотря на это, в восприятии последователей и почитателей Эдгар По остается одним из выдающихся американских романтиков, чье литературное наследие вызывало и продолжает вызывать интерес как читателей, так и литературоведов во всем мире.

На сегодняшний день существует большое количество критических работ, изучающих творческое наследие Эдгара По. Многие критические статьи вышли в мировую сеть. Существуют отдельные сайты, посвященные жизни и творчеству писателя, как русскоязычные (например, http://www.edgarpoe.ru/; http://www.edgarallanpoe.ru/ - сайт, созданный студентами-филологами), так и иностранные (http://www.eapoe.org/; http://www.poeinbaltimore.org/). Среди наиболее важных отечественных исследований, посвященных творчеству Эдгара По, следует отметить монографию Ю. В. Ковалева «Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт», статьи Г. Злобина «Эдгар Аллан По – романтик и рационалист», А. Н. Николюкина «Жизнь и творчество Эдгара Аллана По», А. Адамова «Открытия и загадки Эдгара По». В числе современных российских критических исследований уместно назвать работы Э. Ф. Осиповой «Загадки Эдгара По. Исследования и комментарии» и А. Ураковой «Байрон в маске могавка: штрихи к портрету Эдгара По». Из иностранных исследований, переведенных на русский язык, нельзя не отметить монографию Г. Аллена «Эдгар По» и книгу Джоан Д. Гроссман «Эдгар Аллан По в России. Легенда и литературное влияние».

Работа Г. Аллена «Эдгар По» признана самой полной биографией писателя, переведенной на русский язык. В ней автор полностью реабилитирует писателя и его культурное наследие, несправедливо пострадавшее от рук Гризволда. В книге Г. Аллена По предстает обычным человеком, являясь при этом гениальным поэтом и писателем. Автор монографии заставляет читателя сочувствовать не понятому при жизни гению.

Исследование Джоан Делани Гроссман «Эдгар Аллан По в России. Легенда и литературное влияние» посвящено изучению первых русских переводов произведений По, причем автор делает акцент на анализе прозы[7].

Творчество писателя неразрывно связано с его мироощущением. Суждения критиков относительно мировоззрения писателя отличаются удивительным единодушием. А. Н. Николюкин в статье «Жизнь и творчество Эдгара Аллана По» делает краткий экскурс в события жизни великого романтика, затрагивая в том числе и легенды о писателе. Далее автор исследует прозу Эдгара По и выделяет два периода в творчестве По-новеллиста: период «Гротесков и арабесок», продолжавшийся до 1840 г., и период создания нового жанра – детектива. Автор статьи не раз заостряет внимание на том, что Эдгар По находился в конфликте с окружающей действительностью. По мнению А. Н. Николюкина, творчество По «противостоит миру купли-продажи, созданному “деловым человеком”, опошляющим все проявления человеческой жизнедеятельности, даже дыхание»[8]. С этой точкой зрения совпадает мнение литературного критика Г.Злобина, который во вступительной статье «Эдгар Аллан По – романтик и рационалист» назвал одним из решающих факторов, определяющих мироощущение писателя, «противостояние обществу с его неконтролируемой жаждой к накопительству, поклонением доллару, смещением ценностей в сторону материальных благ»[9]. По нашему мнению, эта мысль Г. Злобина, подтверждается и более полно раскрывается другим критиком Ю. В. Ковалевым в его знаменитой монографии «Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт». В этой монографии критик исследует жизнь и творчество По, сочетая научный стиль повествования с субъективным отношением к писателю. Монография поделена на четыре смысловые части: «Легенды», «Человек», «Поэт» и «Новеллист». В каждом разделе монографии Ю. В. Ковалев проводит подробный анализ фактов из жизни и творчества По. Эта работа является в отечественном литературоведении наиболее полной, к ней очень часто обращаются исследователи следующих поколений.

Ю. В. Ковалев считал, что истоки ненависти По к корыстолюбию, жадности и расчетливости следует искать в детских годах писателя. В школьные и студенческие годы юный По был окружен духом Виргинского аристократизма. Детство писателя прошло в среде торговцев и предпринимателей. Виргиния переживала этап экономического кризиса, прежние идеалы и понятия уступали место коммерческому духу. «… «Воздух» Виргинии 1820-1830-х годов был той самой средой, которая питала его сознание, фактором, сыгравшим важнейшую роль при формировании его общественных, философских и эстетических представлений»[10].

В заключительной статье к монографии Г. Аллена критик М. Урнов также проводит исследование творчества По и влияния событий жизни на мировоззрение писателя. Как и два предыдущих исследователя, критик определяет основной конфликт жизни Э. По как конфликт творческой личности и жестокости общества, смотрящего на мир сквозь призму материальной выгоды[11].

Неудивительно, что в такой среде По чувствовал себя одиноким и непонятым. Об этом пишет в своих более поздних статьях Г. Злобин. Он отмечает, что уходя от обыденности, Эдгар По создавал в своем воображении новую идеальную реальность. Материальные затруднения, разочарования личного порядка, а также меланхолический склад характера являлись причинами обреченности поэта, его упаднической покорности судьбе[12].

Трудно отрицать то, что неприятие Эдгаром По общества нередко доходило до иной крайности. Его мировоззрение отличается несомненным консерватизмом. По не одобряет Великую французскую революцию, выступает за сохранение рабства, так как считает его основой государственных устоев Южной Америки[13].

Мировоззрение Эдгара По нашло отражение в его творчестве. Жестокая реальность становится причиной принадлежности По к романтическому направлению. Эдгар По создает идеал Красоты, противопоставляя его правде жизни. В конце 20 века выходит в свет научая работа М. Н. Бобровой «Романтизм в американской литературе 19 века», в которой собраны очерки жизни и творчества выдающихся представителей романтической литературы. В данной книге есть глава, посвященная Эдгару По, где автор исследования рассматривает творчество По, делая акцент на страсти писателя все, даже самое фантастическое, подчинить логике и разуму. На наш взгляд, правота М. Н. Бобровой в том, что произведения Эдгара По следует отнести к жанру «рационалистического романтизма», несомненна. Писатель считал необходимым сочетать в творчестве воображение и рационализм, необходимый для преодоления бессистемности и запутанности современной ему поэзии и прозы. По мнению М. Н. Бобровой, непознанное представляло для Эдгара По научный интерес. Кроме того, Эдгар По утверждает, что решающую роль в создании Красоты играет не талант, а точный расчет и целенаправленные размышления[14].

Взгляды Эдгара По на литературу и искусство имеет ряд особенностей. Г. Злобин выделяет два наиболее важных принципа эстетики По – гармонию и единство. Под гармонией критик понимает «упорядоченность, соразмерность, симметрию, пропорциональность частей произведения», а единством называет «целостность эффекта или впечатления, которое оно производит»[15]. Мы считаем необходимым подчеркнуть слова Г.Злобина о том, что, «по мнению Эдгара По, восприятие произведения, которое приходится читать с перерывами, неизбежно дробится»[16]. Этим обусловлен выбор Эдгаром По жанра новеллы.

Ю. В. Ковалев отмечает, что одним из основных направлений в прозе Эдгара По является новеллистика. К наиболее важным достижениям По в данной области Ю. В. Ковалев относит следующие три момента. Во-первых, По завершил формирование жанра новеллы, придал ему основные отличительные черты. Во-вторых, Эдгар По создал теорию жанра, изложенную в трех статьях о Готорне, на которые часто ссылаются во всех американских трудах по теории литературы. Ю. В. Ковалев отдельно отмечает, что По в своих произведениях придавал огромное значение подробностям[17]. Наконец, писатель разработал некоторые жанровые разновидности новеллы. Так, Эдгар По является основоположником детективного (логического), психологического рассказа, научно-фантастической новеллы.

Изучая теорию новеллы По, Ю. В. Ковалев выделяет основные требования, которых должен придерживаться каждый новеллист. Несомненно, главными из них являются гармония и единство, упоминавшиеся нами ранее. Писатель измеряет длину произведения возможностью прочтения его целиком «за один присест». «Новелла, утверждает По, должна быть краткой. Длинная новелла – уже не новелла»[18], - отмечает Ю. В. Ковалев. Критик подчеркивает, что важнее всего для Эдгара По единая содержательная основа новеллы. Все, что не способствует созданию необходимого эффекта не должно присутствовать в произведении: «Все лишнее, не работающее на заранее предустановленный эффект, не имеет права присутствовать в новелле»[19]. Вместе с тем, автор монографии упоминает такие важные требования, предъявляемые Эдгаром По к новелле, как единство стиля, оригинальность и новизну замысла, достоверность повествования[20].

Новеллы По принято подразделять на четыре основные группы: арабески (страшные рассказы), гротески (сатирические), фантастические и детективные (логические)[21]. Можно говорить об известной разноголосице критиков относительно распределения новелл Эдгара По по этим группам. В частности, некоторые исследователи относят «Падение дома Ашеров» (The Fall of the House of Usher, 1839), к «страшным» рассказам, в то время как Э. Ф. Осипова причисляет рассказ к жанру детектива.

Большинство критиков сходятся во мнении, что классическая форма детектива сложилась благодаря трудам Эдгара По, разработавшего основные принципы этого жанра. Трудно не согласиться с критиком

Ю. В. Ковалевым в том, что рассказами, прославившими Эдгара По как основоположника детективного жанра, являются «Убийство на улице Морг» (The Murders in the Rue Morgue, 1841), «Тайна Мари Роже» (The Mystery of Marie Roget, 1842), «Золотой жук» (The Gold-Bug, 1842) и «Похищенное письмо» (The Stolen Letter, 1844). По мнению критика, главной заслугой Эдгара По в разработке детективного жанра является то, что он первым использовал криминальное расследование в качестве предмета повествования и вывел в центр повествования героя–детектива. Критик подчеркивает, что основное литературное достоинство новелл По связано с тем, что более пристальное внимание автора уделено не расследованию, а человеку, ведущему его[22].

Одним из важных исследований творчества Эдгара По является книга

Н. А. Шогенцуковой «Опыт онтологической поэтики: Эдгар По. Герман Мелвилл. Джон Гарднер», вышедшая в 1995 году. В ней проводится исследование символизма в творчестве Эдгара По, изучаются техники, использованные в его новеллах. Автор исследования приходит к выводу, что главными приемами, на которых строится символизм По, являются техники лейтмотива, повтора, инверсии. К основным символам, доминирующим в произведениях По, Н. А. Шогенцукова относит символ криптограммы, замуровывания, дома, двойника, круга и долины. Автор книги считает, что любая деталь в произведении Эдгара По представляет собой зашифрованное послание: «Творчество Эдгара По – иероглиф в Иероглифе, послание в Послании, книга в Книге. Письменный текст является одним из главных символических элементов в художественной системе По»[23].

Определенный вклад в изучение жанровых особенностей новелл внесла литературный критик Э.Ф. Осипова в своей работе «Загадки Эдгара По. Исследования и комментарии». Она отмечает наиболее важные, на наш взгляд, приемы, которыми пользуется Эдгар По. Таковыми являются завуалированное авторское отношение к описываемым событиям, зашифровывание авторского замысла, наделение рассказчика функцией направления читателя по ложному руслу. Можно согласиться с

Э. Ф. Осиповой в том, что порой читателю очень трудно понять причины событий, описанных в новеллах. Э. Ф. Осипова подробно исследует образы рассказчика в детективных новеллах Эдгара По «Падение дома Ашеров», «Продолговатый ящик» (The Oblong Box, 1844), «Сфинкс» (The Sphinx, 1846). Э. Ф. Осипова акцентирует внимание на том, что в детективах присутствуют разные типы рассказчиков: первый ненамеренно дает ложную трактовку происходящего, второй - это рассказчик-персонаж, дающий повод детективу подробно рассказать читателю о раскрытии преступления. Последний рассказ критик называет «пособием для начинающего детектива», так как в нем содержится двойная мистификация, рассказ насыщен деталями о двойном и тройном обмане читателя[24].

В 1980 году выходит в свет работа литературного критика А. Адамова «Мой любимый жанр - детектив». Одна из глав этой книги называется «Открытия и загадки Эдгара По» и посвящена изучению становления жанра детективной новеллы на примере трех самых ярких, по мнению А. Адамова, новелл По, принадлежащих данному жанру: «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже» и «Украденное письмо». Мы не можем сомневаться в правоте критика, утверждавшего, что Эдгар По не только открыл новый жанр детективного рассказа, но и разработал его главные приемы, раскрыл удивительную специфику и взял на вооружение необыкновенные возможности воздействия на читателя. Критик считает, что Эдгар По заставляет читателя на протяжении всего рассказа быть очень внимательным и логичным, в противном случае в конце его ждет разочарование[25].

По мнению большинства исследователей, одной из ярких черт прозы Эдгара По является гротеск. Здесь сочетаются ужасное и комическое. Примером таких рассказов могут служить «Преждевременные похороны» (The Premature Burial, 1844), «Король Чума» (King Pest, 1835), «Черт на колокольне» (The Devil in the Belfry, 1839), «Без дыхания» (Out of Breath, 1832), «Делец» (The Business Man, 1840), «Герцог де Л’Омлет» (The Duce De L’Omelette, 1832) и др. Действия рассказов происходят в ирреальном, загадочном мире, где смещены привычные координаты времени и пространства и невластны законы логики. И нельзя не согласиться с критиком в том, что такая трактовка событий рассказов близка по духу Эдгару По. Он испытывает обостренный интерес к экстремальному и необъяснимому[26].

Фантастика присутствовала едва ли не в каждом рассказе Эдгара По. Создавая фантастические сюжеты, По не стремился разработать новый тип повествования. По этой причине наиболее сложно определить критерии, по которым следует относить новеллы к группе фантастических рассказов. В свою очередь, фантастические новеллы Эдгара По подразделяются на несколько категорий: научно-популярные, сатирические, «технологические» и сверхъестественные. К научно-популярным новеллам Ю.В. Ковалев относит «Три воскресенья на одной неделе» (Three Sundays a Week, 1841) и «Сфинкса», к сатирическим – «Разговор с мумией» (Some Words with a Mummy, 1845) и «1002-ю сказку Шехерезады» (The Thousand-and-Second Tale of Scheherazade, 1845). Среди технологических новелл критик упоминает «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля» (The Unparalleled Adventure of One Hans Pfaall, 1835), а к метафизическим причисляет «Повесть Скалистых гор» (A Tale of the Ragged Mountains, 1843), «Месмерическое откровение» (Mesmeric Revelation, 1844), «Правду о том, что случилось с мистером Вальдемаром» (The Facts in the Case of Mr. Valdemar, 1845)[27].

В своих мистических новеллах Эдгар По «выразил смутные, но реальные настроения трагического одиночества, пессимизма и надлома»[28]. События, описываемые в арабесках, происходят в нереальном мире, а сюжет построен вокруг ужасной катастрофы. Атмосфера новелл пропитана безысходностью, судьба героев трагична. Эдгар По испытывает огромный интерес к тайне смерти, пытается заглянуть за грань человеческого разума[29].

Наиболее известными арабесками Эдгара По являются «Лигейя» (Ligeia, 1838), «Бочонок амонтильядо» (The Cask of Amontillado, 1846), «Маска Красной Смерти» (The Masque of the Red Death, 1842), «Вильям Вильсон» (William Wilson, 1839).

Говоря о творчестве Эдгара По, невозможно обойти стороной его поэтическое наследие. К самым известным поэтическим произведениям По относятся такие стихотворения, как «Ворон» (The Raven), «Аннабель Ли» (Annabel Lee), «Улялюм» (Ulalume), «Эльдорадо» (Eldorado), «Колокольчики и колокола» (The Bells) и многие другие. Поэзия Эдгара По представляет огромный интерес как для исследователей, так и для переводчиков. Самым знаменитым переводчиком поэзии По на русский язык считается Константин Бальмонт. По мнению Т. В. Колчевой, К. Бальмонт обладал невероятно редкой способностью чувствовать настроение и характер переводимого произведения и точно передавать его глубинную суть средствами родного языкасноска. В своих переводах Бальмонт не стремился сохранить словесную структуру оригинала, скорее напротив, он старался выразить авторский замысел посредством близких читателю конструкций русского языка. Благодаря переводам К. Бальмонта читатель может не только понять смысл стихотворений По, но и «услышать» их ритм, почувствовать их душой. Следует заметить, что за такую мнимую небрежность перевода Бальмонт часто подвергался критике, в том числе со стороны своих коллег.

Одним из таких критиков был еще один знаменитый русский писатель, литературовед и переводчик стихотворных произведений Эдгара По Валерий Брюсов. В книге «Полное собрание поэм и стихотворений Эдгара По» В. Брюсов последовательно прорабатывает всю поэзию По, что позволяет проследить качественные изменения в манере По и в его мировоззрении. В отличие от К. Бальмонта, Валерий Брюсов постарался сохранить и наиболее точно передать словесный строй оригинала, считая, что каждое слово представляет великую ценность, поскольку в нем заключен глубокий смысл.

Среди основных приемов, используемых в стихотворных произведениях По, выделяют аллитерацию, ассонанс, синтаксические повторы, внутреннюю рифму, многочисленные метафоры, рефрен. Большую роль играет интонация. В понимании По, стихотворения должны производить магический эффект, заставляя читателя уходить от реальности в мир неземной красотысс.

А. Уракова, исследуя поэзию Эдгара По в вышеупомянутой статье «Байрон в маске могавка…», находит стихотворения по необычайно музыкальными. Музыкальность поэзии По основывается на звуковой организации стиха в сочетании с его смысловой наполненностьюсс. Благодаря музыкальности, поэзия Эдгара По стала источником вдохновения для таких великих композиторов, как Клод Дебюсси, С. В. Рахманинов.

Таким образом, изучив критику творчества Эдгара Аллана По, мы выяснили, что он принадлежит к наиболее исследованным писателям. Вместе с тем мы видим, что у критиков возникают определенные разногласия относительно распределения новелл писателя по различным видам. Это связано с глубиной произведений По и неоднозначностью их трактовки. Однако мы должны отметить, что, несмотря на обилие источников, до сих пор до конца не исследована тема мистики в психологических новеллах Эдгара По. Это обусловило новизну нашей работы. Актуальность исследования определена соответствием методов исследования литературоведческим тенденциям.

Целью работы является подробный анализ функций и значения художественной детали в психологических новеллах Эдгара По. Эта цель реализуется в ряде задач. Основными задачами исследования являются раскрытие понятия «художественная деталь», определение значения различных видов художественной детали, таких как пейзаж, портрет, предметы быта, интерьер, речь героя, жест, ситуация.

 

 

Список использованной литературы:

1. По Э. А. Мистификация. М., 2011. С. 130 - 147.

2. Адамов А. Открытия и загадки Эдгара По//Адамов А. Мой любимый жанр – детектив. М., 1980. С.25-90.

3. Аллен Г. Эдгар По. М.,1987.

4. Бальмонт К. Очерк жизни Эдгара По. М.,2006. С.121-254.

5. Боброва М. Н. Романтизм в американской литературе 19 века. М., 1975. С.371-372.

6. Брюсов, В. Я. (2008) Эдгар По // Э. А. По. Эврика. Поэма в прозе. М.: «Эксмо». С. 374–398.

7. Гроссман Джаон Д. Эдгар Аллан По в России. Легенда и литературное влияние / Пер. с англ. М.А. Шерешевской. – СПб., 1998.

8. Злобин Г. Эдгар Аллан По – романтик и рационалист//По Э.А. Рассказы. М., 1980. С. 5-14.

9. История зарубежной литературы 19 века. //Э. По М., 1991. С. 368-383.

10. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт. Л., 1984. С. 24-64.

11. Кормилов С. И. Деталь // Энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М., 2001. С. 222.

12. Николюкин А.Н. Жизнь и творчество Эдгара Аллана По// Николюкин А.Н. Эдгар По. Полное собрание рассказов. М., 1970. С. 696-721.

13. Осипова Э.Ф. Читатель в роли детектива//Осипова Э.Ф. Загадки Эдгара По. Исследования и комментарии. СПб., 2004. С. 31-38.

14. Уракова А. Байрон в маске могавка: штрихи к портрету Эдгара По//Иностранная литература. №8, 2009. С. 248-278.

15. Урнов М. Послесловие// Аллен Г. Эдгар По. М., 1987. С. 320.

16. Чернец Л. В. Деталь // Введение в литературоведение. М., 1999. С. 26 - 28.

17. Шогенцукова Н. А Опыт онтологической поэтики: Э. По, Г. Мелвилл, Д. Гарднер. М., 1995.

Ссылка 1: Уракова А. Указ. соч. С. 256.

СС. 2 Там же. С. 250-255.

Наполненностью… Уракова А. Указ. соч. С. 261.


[1] Ковалев Ю.В.Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт. Л., 1984. С. 3.

[2] Уракова А. Байрон в маске могавка: штрихи к портрету Эдгара По//Иностранная литература. №8, 2009. С. 248-258.

 

[3]Подробнее об этом см.: Бальмонт К. Очерк жизни Эдгара По. М.,2006. С.121-254.; Злобин Г. Эдгар Аллан По – романтик и рационалист // По Э.А. Рассказы. М., 1980. С. 5-14.; Ковалев Ю.В. Указ. соч. С. 24-64.; Аллен Г. Эдгар По. М.,1987.; История зарубежной литературы 19 века. //Э. По М., 1991. С. 368-383.

[4] Ковалев Ю.В. Указ. соч. С. 4-16.

[5] Ковалев Ю.В. Указ. соч. С. 20.

[6] Ковалев Ю.В. Указ. соч. С. 22.

[7] Гроссман Джаон Д. Эдгар Аллан По в России. Легенда и литературное влияние / Пер. с англ. М.А. Шерешевской. – СПб., 1998.

[8] Николюкин А.Н. Жизнь и творчество Эдгара Аллана По// Николюкин А.Н. Эдгар По. Полное собрание рассказов. М., 1970. С. 32.

[9]Злобин Г. Указ. соч. С. 13.

[10]Ковалев Ю.В. Указ. соч. С. 38-40.

[11]Урнов М. Послесловие// Аллен Г. Эдгар По. М., 1987. С. 320.

[12]Злобин Г. Указ. соч. С. 11.

[13]Боброва М. Н. Романтизм в американской литературе 19 века. М., 1975. С.371-372.

[14]Там же. С. 372-373.

[15]Злобин Г. Указ. соч. С. 10.

[16]Там же.

[17]Ковалев Ю.В. Указ. соч. С.283.

[18]Там же. С. 278.

[19]Ковалев Ю.В. Указ. соч. С.279.

[20]Там же. С. 166-167.

[21] История зарубежной литературы 19 века. Указ. соч. С. 377.

[22]Ковалев Ю.В. Указ. соч. С. 204-205.

[23] Шогенцукова Н. А Опыт онтологической поэтики: Э. По, Г. Мелвилл, Д. Гарднер. М., 1995. С. 43.

 

[24] Осипова Э.Ф. Читатель в роли детектива//Осипова Э.Ф. Загадки Эдгара По. Исследования и комментарии. СПб., 2004. С. 31-38.

[25] Адамов А. Открытия и загадки Эдгара По//Адамов А. Мой любимый жанр – детектив. М., 1980. С.25-90.

[26] Э. По// Указ соч. С. 378-379.

[27]Ковалев Ю.В. Указ. соч. С.233-277.

[28]Э. По// Указ. соч. С. 381.

[29] Там же. С..379.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Работа со скрепками. | Организация социальной работы с проблемной семьей


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных