ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР2.1. Организация и методика исследования Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень сформированности диалогической речи у старших дошкольников с ОНР. Задачи констатирующего эксперимента: 1) подобрать диагностические методики необходимые для проведения экспериментального исследования; 2) определить критерии оценки; 3) определить уровни сформированности диалогической речи и проанализировать данные, полученные в результате эксперимента. В исследовании принимали участие 20 детей. Экспериментальная группа состояла из 10 детей старшей группы «Радуга», а контрольная группа из 10 детей старшей группы «Звездочки» МБДОУ №30 п. Каменоломни. Таблица 1. Экспериментальная группа
Таблица 2. Контрольная группа
Для диагностики уровня развития диалогической речи детей с ОНР нами были использованы следующие методики: 1. Исследование диалогической речи с опорой на сюжетную картинку (Лалаева Р.И.) [47]. Методика предназначена для исследования диалогической речи. Детям предлагалась сюжетная картинка «В лесу» и следующая инструкция 1. Куда пришли ребята? 2. Кого (что) дети увидели в лесу? 3. Во что дети собирают землянику? 4. Какие цветы сорвали девочки? Ответы детей оценивались по балльной системе по следующим критериям: соответствие ответа изображенной на картинке ситуации; характер языкового оформления (предложением, словосочетанием, словом). 5 баллов – ответ соответствует ситуации, дан предложением (например, «Дети увидели в лесу белку»; 4 балла – ответ соответствует ситуации, дан одним словосочетанием (например, «увидели белку»); 3 балла – ответ соответствует ситуации, дан одним словом (например, «белку», «в лес»); 2 балла – в ответе неточное отражение изображенной на картинке ситуации, дается формой слова (например, «Куда пришли ребята? – на прогулку»); 1 балл – случайный ответ одним словом, содержание ответа не соответствует ситуации (например, «Во что дети собирают землянику? – кушать»). 2. Составление диалогов [цит. по 49]. Цель данной методики – определить, используют ли дети имеющиеся навыки диалогической речи при самостоятельном составлении диалогов в предложенной ситуации. Детям предлагалось придумать, о чем говорят зайцы, изображенные на картинке. Диалоги детей анализировались по следующим критериям: 1) самостоятельность в составлении диалога; 2) количество в нем диалогических единиц; 3) виды реплик; 4) объем информации; 5) содержание диалога. При оценивании результатов, использовали следующие критерии 3 балла – высокий уровень. Диалоги состоят из 4–6 и более двучленных диалогических единств. В их состав включается также речевой этикет. Содержание диалогов отражает сюжет картины, но возможен и отход от нее. При передаче диалога дети пользуются прямой речью. Речь правильная, наблюдаются отдельные синтаксические и грамматические ошибки. 2 балла – средний уровень. Диалоги включают 1–3 диалогических единства. Дети затрудняются придумать содержание беседы, не знают, как начать и закончить диалог. Реплики состоят из одной фразы. Предложения используются как простые, однословные, так и сложной структуры. Речевой этикет в реплики не включается. Диалоги малосодержательны, построены по сюжету картинки или отражают мысли и выражения взрослых. В речи детей много синтаксических и грамматических ошибок за счет употребления сложных конструкций предложений. 1 балл – низкий уровень. Диалоги по картинке дети этого уровня придумать не могут. Составляют отдельные реплики или определяют только тему разговора, которая отражает содержание картинки. Таким образом, исходя из анализа методик, нами были выявлены уровни развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР. Суммарный балл в пределах 1–3, характеризуется как низкий уровень развития диалогической речи. Содержание ответов детей не соответствует ситуации, предложенной взрослым, или отражается неточно. Дети не могут придумать диалог. Они составляют отдельные реплики или определяют только тему разговора по предложенной картинке. Суммарный балл в пределах 4–6, характеризуется как средний уровень развития диалогической речи. Содержание ответов детей соответствует ситуации, предложенной взрослым. Их диалоги включают 1–3 диалогических единства. Диалоги малосодержательны, построены по предложенной ситуации. Предложения могут использоваться простые, однословные и сложной структурой. В репликах речевой этикет отсутствует. Речь детей имеет синтаксические и грамматические ошибки. Суммарный балл в пределах 7–8, характеризуется как высокий уровень развития диалогической речи. Ответы детей соответствуют ситуациям, предложенным взрослым и даны предложениями. Их диалоги состоят из 4–6 и более двучленных диалогических единств и включают речевой этикет. При передаче диалога дети пользуются прямой речью. Речь правильная с отдельными синтаксическими и грамматическими ошибками.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|