Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Г.А.Товстоногов: «Обстоятельства выясняют логику. Логика фразы иная, чем грамматическая. Через отношения и обстоятельства возникают ударения».




  • Отправная точка в работе на площадке – воспитание внутренней речевой техники.
  • Логическое ударение обязательно; вместе с паузами и другими компонентами структуры оно выявляет содержание, служит средством передачи «смысла» высказывания.
  • Речь не управляется никакими законами, а зависит только от намерений говорящего.
  • Человек говорит не предложениями, а фразами, построенными по правилам языка, преобразованным конкретным контекстом и ситуацией в правила речи. Разница между предложением и фразой – принципиальная и существенная.
  • Фраза – единица речи, являющаяся высказыванием, выражающим отдельную достаточно законченную мысль и имеющим варианты в зависимости от различных коммуникативных типов и видов фразы. Так, например, в предложении «залаяли собаки» сообщается «значение», информация о факте. Теми же словами в живой речи можно предупредить, подтолкнуть, остановить, узнать правильную дорогу, попытаться спрятаться от опасности и, в зависимости от обстоятельств и задач, изменится мелодика фразы, паузы и темпо-ритм.
  • Предложения, тесно связанные между собой как элементы прозаической строфы, не существуют сами по себе, и точки авторов, обозначающие грамматическое членение, хотя и являются рубежами, но отнюдь не выражают завершения мысли, законченности каждого предложения. Наоборот, они тесно связывают предложения друг с другом. Мысль может на мгновение перестраиваться, действия нарастать или меняться.
  • В прозаической строфе большую роль играет первое, начальное суждение, обобщение, из которого вырастает и развивается всё логическое целое. Это обобщение как бы задаёт тон, характер всего эпизода.
  • Абзац – это ряд простых или сложных предложений, связанных в одно целое единством темы. Он обозначается на письме красной строкой. Абзац имеет глубокое внутреннее содержание. Он помогает уточнить авторское решение, значимость каждого эпизода рассказа, почувствовать стилистические особенности текста.
  • Актуальное членение предложения. Как принцип разбора предложения существует в условиях данного контекста, данной ситуации, зависит от конкретных задач общения, реализует их в звучащей речи.
  • Прочитать главу «Законы речи» (Станиславский).
  • Умение разделить фразу паузами на речевые такты ради создания её точной перспективы – одно из самых важных в сценической речи.
  • «Синтагма - это семантико-стилистическая единица речи, отражающая «кусочек действительности», наполненная живой экспрессией и интонацией данного сообщения» - В.В.Виноградов.
  • Членение речи паузами, пожалуй, наиболее вариативно в процессе общения, наиболее подчинено подтексту, действенной задаче.
  • На сцене, как и в жизни, речи вне подтекста, вне смыслового, то есть действенного содержания не существует.
  • Нельзя сказать фразу «абстрактно-логически» в живой речи, где логическое и психологическое – единое целое. Нельзя и учить на занятиях по сценической речи одному, а на мастерстве другому. Мы всегда имеем дело с живым человеческим общением, для которого самое существенное – речевое взаимодействие, сцепление «смыслов» между портерами, тот крючок и петелька, о которых когда-то говорила О.О.Садовская.
  • Нельзя сначала передать информацию, а уже потом своё отношение или свою задачу. Мысль всегда существует в конкретно-чувственной, эмоциональной, действенной форме. Как только возникает общение, появляются и главные «по смыслу» слова, паузы, рождается эмоционально-насыщенная, действенная речь.
  • Ударение на сцене, как и в жизни, - это способ выделения слова, несущего в себе смысл речевого эпизода. Ударение всегда совмещает в себе и логическое и психологическое, и «значение» и «смысл», всегда насыщено эмоцией, оценкой, отношением.
  • Смысловое действенное ударение – главное интонационное средство выражения «смысла» фразы в устной речи при помощи всех интонационных её характеристик: изменение высоты, силы, скорости. Смысловое, действенное ударение вырастает из контекста, выражает «новое» в высказывании, определяет перспективу мысли, целиком подчинено задачам взаимодействия. Оно рождается из сплава мысли, чувств, оценок, видения человека. И, что наиболее важно, смысловое ударение определяется не «значением», а «смыслом» высказывания, то есть подтекстом и действенной задачей общения.
  • В процессе речи на сцене «что говорить» тесно увязано с тем «ради чего говорить» и «как говорить».
  • Действенный анализ всегда первичен в работе актёра.
  • Станиславский говорил: «Ударные слова – это только придорожные вехи, по которым находит верный путь к уху и сердцу зрителя логическая мысль действующего лица. Не зная мысли, которую ты хочешь сказать, не найдешь«главного» слова во фразе» А мысль, по Станиславскому, всегда определяется тем, что стоит за текстом.
  • Главный путь к подлинному речевому общению, по Станиславскому, это «тот органический процесс, на который в дальнейшем лягут слова. Следовательно, во-первых, надо прозондировать партнёра, во-вторых, заставить его принять ваши видения и, в третьих, проверить восприятие партнёра» В основе этого органического процесса лежит накопленный прожитый в реальности или в воображении мир видений, знаний, ощущений, оценок и обстоятельств. Из действенного анализа, из подтекста и линии сквозного действия рождаются верные ударения, направленные к сверхзадаче, рождается живая логика речи.
  • «Видеть события – значит одновременно и переживать их и действовать в соответствии с ними». Только затем, через уточнение логики действий и освоение предлагаемых обстоятельств возникает «образ результата», конкретизируется сверхзадача, происходит вторичная ориентировка в условиях задачи, формируются конкретные пути воздействия.
  • Ошибочные суждения о путях и способах реализации предложения во фразе, нечёткость представления о законах и правилах логики и интонации сценической речи имеют несколько причин: прямое перенесение закономерностей изолированного предложения на процесс живого речевого взаимодействия; подход к предложению как средству выявления мысли и чувства, а не действия; непонимание особенностей коммуникативной функции предложения; неверное представление о структуре и специфических свойствах речевого общения.
  • Речевое общение мы рассматриваем как осмысленную деятельность, направленную на достижение внеречевой задачи. На этой основе формулируется.





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных