Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этапы развития тэнноизма 5 страница




Таков главный пафос брошюры 1944 г., которая интересна для нас прежде всего как проявление модернизатореких трансформаций идеологии тэнноизма, получивших закончен­ное развитие уже в послевоенный период, когда обоснова­ние уникальности Японии осуществляется гораздо тоньше и в существенно более рациональной форме.

После создания в 1940 г. «новой политической струк­туры» в виде разветвленной полицейско-бюрократической сети органов «движения помощи трону», начиная от Ассоциации помощи трону (Тайсэй ёкусанкай) и кончая местными отделениями «движения», воздействие тэнноистской идеоло­гии было интенсифицировано их повсеместным и повседнев­ным контролем над жизнью широких народных масс. Этой же цели служила воссозданная японскими властями система «соседских общин» (тонаригуми), являвшихся вспомогатель­ными органами полицейского контроля и слежки. С осени 1940 г. власти организовали «общества помощи трону», в которые в принудительном порядке объединялись все учите­ля, журналисты, писатели, музыканты и другие деятели ин­теллектуального труда. В условиях существования «новой политической структуры» был пересмотрен в сторону ужесто­чения закон «Об охране общественного спокойствия», а в 1941 г. принят закон «Об обеспечении национальной обо­роны» (Кокубо хоан хо), согласно которому распростра­нение сведений, «наносящих вред общественному спокой­ствию и порядку», каралось каторжными работами. Пресса и радио стали подвергаться строжайшей цензуре.

Под контроль Ассоциации помощи трону были поставлены все средства массовой информации. Специально для пропа­ганды идей «сферы совместного процветания» в 1941 г. была учреждена массовая националистическая организация Восточноазиатская лига великой Японии. Особую роль про­паганде тэнноизма придавали в армии, где «моральному воспитанию» отводилось первостепенное значение. Практи­ковались ежедневные получасовые наставления командиром подразделения. В частях и на кораблях проводились также лекции, доклады, выставки, демонстрировались фильмы [50, с. 193].

Таким образом, с 30-х годов, ознаменовавших собой на­чало все более расширявшейся агрессивной войны со стороны Японии, идеология тэнноизма была окончательно приспо­соблена для пропаганды милитаристских идей, а с при­ходом к власти лидеров ультранационалистического толка государственная доктрина приобретает черты тоталитарной идеологии.

В Японии в 30-е годы не наблюдалось ломки системы идей государственного национализма, догмам «кокутай» при­давался более агрессивный характер, культивирование по­читания императора было всецело подчинено задаче добить­ся от всех поголовно японцев готовности умереть за импе­ратора. Все возможные средства пропаганды и индоктрина-ции использовались властями для распространения официаль­ных идей, трактуемых только исходя из интересов войны.

Сочетание усиленной идеологической обработки насе­ления в духе милитаристского тэнноизма с жестокими реп­рессиями инакомыслящих, а также недостаточное развитие сознательности масс к началу войны на Тихом океане привело к тому, что подавляющее большинство японцев относилось к своему военному долгу как к «священной обязанности» и было неспособно критически мыслить. Это не означало, конечно, отсутствия сопротивления политике пра­вительства, наиболее сознательная часть общества не пре­кращала активной борьбы, несмотря ни на какие опасности и гонения. После войны стало известно немало имен лиц, стойко отстаивавших в той или иной форме антимилита­ристские, демократические взгляды. Существовал также достаточно заметный слой пассивных нонконформистов. Есть немало свидетельств того, что в последние годы войны в связи с военными неудачами Японии и затянув­шимся характером войны в народных массах стали распро­страняться критические настроения, многие испытывали сом­нения в возможности победы в войне. И тем не менее было бы неверным недооценивать эффективность воздействия тэн­ноизма на массовое сознание японцев: тотальная индоктри-нация населения привела к широкому распространению исступленной веры в «божественность» императора, в осо­бую миссию народа «страны богов», фанатизма, симво­лом которого стали японские смертники (камикадзэ).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных