Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Договор перевозки груза внутренним водным транспортом




Определение договора перевозки груза внутренним водным транспортом дается в ст. 67 КВВТ. Согласно этому определению договором перевозки груза является соглашение, по которому "перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату".

Приведенная дефиниция является попыткой отойти от классического определения договора перевозки груза, сформулированного в ст. 785 ГК. Однако вряд ли можно признать ее удачной. Статья 67 КВВТ дополнительно вводит такие два требования к обязанностям перевозчика, как "своевременно и в сохранности доставить" груз и осуществить его доставку "с соблюдением условий его перевозки". По сути, они представляют собой детализацию требований к действиям перевозчика по надлежащему исполнению им своих договорных обязательств.

В связи с этим возникает вопрос: почему акцентирование внимания на надлежащем исполнении обязательств коснулось только перевозчика и не затронуло грузоотправителя? Здесь, безусловно, налицо несбалансированность требований к обязательствам сторон договора перевозки груза. Но главное даже не в этом, а в том, насколько оправданно указание в определении договора перевозки груза на надлежащее его исполнение перевозчиком. Вряд ли можно считать такой подход продуктивным. Дело в том, что надлежащее исполнение договорных обязательств сторонами презюмируется. Об этом достаточно четко сказано в ГК (ст. 309). Поэтому лишено смысла указание на надлежащее исполнение обязательств сторонами каждый раз при формулировке определения того или иного договора.

Другой аспект, касающийся нецелесообразности такой формулировки определения договора перевозки груза, как в ст. 67 КВВТ, заключается в следующем. Требование по своевременной и сохранной доставке груза, по сути, поглощается требованием соблюдения условий перевозки груза. Ведь соблюдение условий перевозки груза – это главным образом своевременная и сохранная доставка его в пункт назначения. Следовательно, в определении, по сути, повторяется основное требование к действиям перевозчика.

Стороны договора. Перевозчиком но договору перевозки груза внутренним водным транспортом может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию в указанных законом случаях.

Упоминание о лицензировании перевозочной деятельности в КВВТ содержится лишь в определении перевозчика, который осуществляет перевозки транспортом общего пользования. В соответствии с п. 2 ст. 66 перевозчик (коммерческая организация, индивидуальный предприниматель), осуществляющий перевозки грузов на внутреннем водном транспорте в соответствии с федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и выданной ему лицензией по обращению любого физического или юридического лица, является перевозчиком общего пользования. Вместе с тем Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 07.02.2013 № 185-ФЗ) устанавливает лицензирование деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом только опасных грузов (п. 21 ч. 1 ст. 12). Закрепленное в КВВТ его наименование – "перевозчик общего пользования" – нельзя признать удачным. Исходя из смысла ст. 789 ГК, регулирующей перевозку транспортом общего пользования, более точным было бы употребление термина "перевозчик, осуществляющий перевозку транспортом общего пользования".

В ст. 3 КВВТ, содержащей основные понятия, отсутствует определение второй стороны договора перевозки груза – грузоотправителя. Вместе с тем КВВТ содержит важное положение о том, что им могут быть физические лица. Речь идет о перевозке грузов для личных (бытовых) нужд граждан (п. 1 ст. 66 КВВТ). При перевозках грузов в иных целях грузоотправителем выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Предмет договора перевозки груза внутренним водным транспортом не имеет принципиальных отличий от аналогичных договоров на других видах транспорта. Он заключается в услугах по перевозке груза. Имеется специфика, касающаяся такого составного элемента услуги по перевозке груза, как услуга, связанная с его хранением.

Как и на других видах транспорта, прибывший груз хранится в конечном пункте бесплатно в течение суток, не считая дня прибытия груза. Однако в случаях, если в порту назначения нет помещений, пригодных для хранения груза, и грузополучатель не востребовал его, хотя и был своевременно извещен о прибытии груза, перевозчик может доставить этот груз и сдать на хранение за счет грузополучателя в ближайший порт, в котором имеются необходимые складские помещения. При этом все риски, связанные с грузом, несет грузополучатель.

Содержание договора. Обязанности перевозчика. Особенность обязанности по доставке груза в срок заключается в том, что на нее могут повлиять ограничение или запрещение движения судов. Решение об ограничении или запрете их движения вправе принять бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте. Основаниями для его принятия являются: непреодолимая сила, военные действия, объявление карантина, а также чрезмерное скопление грузов и судов в порту. Решение принимается в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны жизни и здоровья людей, сохранности грузов. Кроме того, бассейновые органы государственного управления могут принять решение об ограничении осадки судов вследствие низких уровней воды на определенных участках или направлениях внутренних водных путей. О принятии указанных решений бассейновые органы информируют перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей с указанием причин и сроков введения ограничений или запрещения движения судов.

При невозможности доставки принятого для перевозки груза в порт назначения или выдачи сто указанному в транспортной накладной грузополучателю вследствие непреодолимой силы, военных действий, запрещения властей или иных независящих от перевозчика причин, он обязан уведомить об этом грузоотправителя, грузополучателя и организации, осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы в портах отправления и назначения, с указанием причин, препятствующих доставке груза, и запросить распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом. В случае если по истечении четырех суток перевозчик не получит распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом, он вправе возвратить груз грузоотправителю или реализовать его.

Иные действия возлагаются на перевозчика, если судно было задержано в пути следования в связи с длительным препятствием продолжению рейса по причинам, не относящимся к непреодолимой силе, военным действиям, запрещению властей или иным независящим от перевозчика обстоятельствам. Их характер ставится законом в зависимость от того, был ли груз принят для перевозки до или после наступления срока прекращения обязательного приема груза для выполнения перевозки. Если он был принят до наступления срока прекращения обязательного приема груза для перевозки и судно было задержано в пути в связи с длительным препятствием продолжению рейса, перевозчик обязан по согласованию с грузоотправителем, грузополучателем обеспечить отправление его в порт или другой пункт назначения другим видом транспорта или реализовать груз в порядке, предусмотренном законом. Полученная сумма за вычетом причитающихся перевозчику платежей и расходов на реализацию груза перечисляется грузополучателю в случае оплаты им стоимости перевозки груза или грузоотправителю в остальных случаях.

Если же груз, принятый после наступления срока прекращения обязательного приема груза для перевозки, был задержан в пути в связи с длительным препятствием продолжению рейса, и от грузоотправителя, грузополучателя в течение четырех суток не поступило распоряжение о том, как поступить с грузом, то перевозчик вправе по своему усмотрению за счет грузоотправителя, грузополучателя оставить его на хранение до появления возможности продолжения рейса, в том числе на судне в зимнее время года, или реализовать в установленном порядке.

Обязанности перевозчика на завершающем этапе перевозочного процесса касаются, во-первых, уведомления грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия. Эта обязанность возлагается на перевозчика лишь в случае, если выгрузку груза должен выполнить он (п. 1 ст. 79 КВ ВТ). Вместе с тем по договоренности с грузополучателем перевозчик предоставляет ему информацию о предстоящем прибытии судна с грузом. Срок и порядок уведомления определяется сторонами в соответствии с установленными правилами и фиксируется в письменном заявлении грузополучателя. Последний должен обеспечить круглосуточный прием извещений перевозчика.

Во-вторых, груз, прибывший в пункт назначения в исправном судне без признаков несохранности, выдается грузополучателю с проверкой им массы, если груз взвешивался при приеме для перевозки перевозчиком, и без проверки, если принимался к перевозке по массе, определенной грузоотправителем.

В-третьих, в случае прибытия груза на неисправном судне с признаками несохранности перевозчик обязан совместно с грузополучателем проверить массу груза. При этом возможно вскрытие тары (упаковки). В соответствии с правилами оно осуществляется в строго установленных случаях: когда имеются следы нарушения тары (упаковки), порчи груза, а также при отсутствии на бездокументарном грузе маркировки и невозможности установить точное наименование или принадлежность груза к какой-либо отправке.

Закон возлагает на перевозчика обязанность при обнаружении в порту назначения недостачи, повреждения груза определить их фактический размер, а также сумму, на которую снизилась стоимость груза (п. 4 ст. 80 КВВТ). При этом он несет все расходы, связанные с определением размеров фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и суммы, на которую снизилась его стоимость, включая и расходы на проведение независимой экспертизы.

При вскрытии мест груза и проверке содержимого составляется коммерческий акт. В нем указываются причины вскрытия, а также обнаруженные неисправности и несоответствия данным в накладной.

Необходимо отметить, что КВВТ увязывает составление коммерческого акта только с наличием явных признаков несохранности груза. В случае недостачи массы груза в пределах норм естественной убыли, других установленных норм, а также если его доставка осуществлена на технически исправном судне с неповрежденными ЗПУ либо в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя, коммерческий акт не составляется (п. 4 ст. 160 КВВТ).

Прибывший груз хранится в порту (пристани) назначения в течение суток, не считая дня прибытия, бесплатно. Если задержка выдачи груза произошла по вине перевозчика, все расходы, связанные с его хранением, несет перевозчик. Как уже отмечалось при рассмотрении предмета договора, в том случае, когда в порту (пристани) назначения нет помещений, пригодных для хранения груза, и грузополучатель не востребовал его после извещения в установленное время, перевозчик может доставить груз и сдать на хранение за счет грузополучателя в ближайший порт, в котором имеются необходимые складские помещения. При этом все случаи риска, связанные с грузом, несет грузополучатель. Если же возможность доставки и хранения груза в ближайшем порту отсутствует, перевозчик немедленно уведомляет грузоотправителя о неявке грузополучателя и требует от него распоряжения о том, как поступить с грузом.

Права перевозчика. Перевозчик имеет право при несвоевременном внесении грузоотправителем платы за перевозку и иных причитающихся платежей задерживать отправление груза, а также прекратить подачу судна для следующей погрузки груза до окончательных расчетов.

Особое право перевозчика, которое не закреплено ни в одном транспортном законе, заключается в том, что он вправе остановить погрузку груза при невыполнении грузоотправителем условий погрузки и размещения груза на судне. По этому поводу им составляется соответствующий акт, а виновная сторона возмещает причиненные убытки (п. 9 ст. 73 КВВТ).

Перевозчик может заключить с грузоотправителем или грузополучателем соглашение о выполнении работы по очистке судна за отдельную плату.

Некоторые дополнительные права возникают у перевозчика при перевозке опасных грузов. Так, в случае неправильного указания в транспортной накладной наименования опасного груза, его свойств, особых отметок или необходимых при перевозке такого груза мер предосторожности, отправления запрещенного для перевозки внутренним водным транспортом груза перевозчик вправе требовать от грузоотправителя или грузополучателя выгрузки за их счет опасного груза в любое время и в любом месте. Если грузоотправитель отказывается от выгрузки такого груза либо обстоятельства требуют немедленной его выгрузки, то перевозчик вправе уничтожить или обезвредить груз без возмещения понесенных грузоотправителем или грузополучателем в связи с этим убытков (п. 3 ст. 86 КВВТ). В обоих случаях плата за перевозку опасного груза грузоотправителю не возвращается. Если же плата за перевозку указанного груза не была осуществлена при его отправлении, то перевозчик вправе взыскать ее с грузоотправителя полностью.

 

Обязанности и права грузоотправителя. На грузоотправителя возлагается обязанность оплатить оказанную перевозчиком услугу. Плата за перевозку и иные причитающиеся платежи вносятся им до момента отправления груза (ст. 75 КВВТ).

К правам грузоотправителя относится право распоряжаться грузом до выдачи его грузополучателю либо передачи такого права грузополучателю или третьему лицу. О решении передать это право указанным лицам грузоотправитель уведомляет перевозчика.

КВВТ конкретизирует порядок реализации грузоотправителем права до момента вручения перевозчиком грузоотправителю транспортной накладной изменить грузополучателя и порт назначения. Такое решение оформляется заявлением, которое подается перевозчику. К заявлению прилагается подписанная перевозчиком квитанция о приеме груза к перевозке. Кроме того, грузоотправитель наделен правом потребовать от перевозчика обратной выдачи груза в порту его отправления до начала перевозки.

Обязанности и права грузополучателя. Прежде всего, грузополучатель обязан заблаговременно, не позднее чем через два часа с момента извещения о времени прибытия судна, указать перевозчику место, к которому должно быть подано судно под выгрузку груза. Оно должно быть пригодным для выгрузки груза и не представлять опасности для судна и экипажа. При непригодности предложенного места выгрузки наступают такие же последствия, как и в случае с непригодным местом для погрузки груза.

Другие обязанности грузополучателя заключаются в принятии груза от перевозчика в установленный срок, его выгрузке и вывозе из порта. Последствием непринятия груза может быть сдача его перевозчиком на хранение за счет грузополучателя. Если груз прибыл на неисправном судне или с неисправными ЗПУ, либо с признаками несохранности груза, грузополучатель обязан проверить сто массу. Как уже отмечалось, эта операция выполняется совместно с перевозчиком.

После выгрузки груза судно должно быть очищено, а если необходимо, то вымыто и подвергнуто дегазации, дезинсекции и дезинфекции. Эти работы выполняются грузополучателем или грузоотправителем.

Законом за грузополучателем закреплено такое специфическое право, как переадресовка груза, или, как указано в п. 2 ст. 78 КВВТ, право изменить грузополучателя и (или) порт назначения. Однако оно может быть реализовано грузополучателем только с момента получения от перевозчика транспортной накладной и до момента начала выдачи груза. Оформляется принятое грузополучателем решение заявлением с приложением к нему транспортной накладной. В этом случае он становится ответственным за последствия такого решения. При этом грузополучатель обязан урегулировать расчеты между ним, грузоотправителем, фактическим грузополучателем и перевозчиком.

Форма договора. Факт заключения договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Форма этого документа и порядок его заполнения урегулированы правилами перевозок грузов.

Кроме транспортной накладной при перевозке грузов внутренним водным транспортом составляются дорожная ведомость и квитанция о приеме груза. Эти транспортные документы, как и транспортная накладная, подтверждают заключение договора перевозки груза.

Цена договора устанавливается сторонами. При заключении публичного договора его цена определяется исходя из установленных тарифов. Платежи за перевозку груза производятся в пункте отправления, о чем делаются отметки в транспортной накладной, дорожной ведомости и квитанции о приеме груза.

Срок договора – это срок доставки груза в порт назначения и вручения грузополучателю. Порядок исчисления сроков доставки грузов определяется правилами. Особенностью определения сроков является учет начала и окончания навигации. Поскольку грузы могут приниматься для перевозки до открытия навигации, перевозчиком устанавливается график сроков отгрузки конкретных партий грузов после ее открытия. При этом в транспортной накладной, дорожной ведомости и квитанции о приеме груза делается соответствующая отметка.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных